ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ НА СЛУЖБЕ ФГОС
статья на тему

Сенькина Елена Владимировна

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ НА СЛУЖБЕ ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ststja_senkinaev.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Сенькина Е.В.

ГБОУ СПО МО «Егорьевское медицинское училище»

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ НА СЛУЖБЕ ФГОС

Вступление

Десять лет назад Марк Пренски в своей статье «На горизонте» впервые употребил два новых термина: «цифровые аборигены» (digital natives) и «цифровые иммигранты» (digital immigrants). Суть терминов сводится примерно к следующему: все те, кто родился приблизительно до 1980 года, — цифровые иммигранты, т.е. люди, общающиеся с электроникой и компьютерами на «вы». Цифровые аборигены соответствующим образом появились на свет после 1980 года в окружении цифровой техники. Согласно Пренски, эти люди совершенно иначе усваивают информацию — не из книг, а из компьютерных игр и приложений внутри цифровых гаджетов.

 В связи с этим  у наших детей и подростков формируются другие механизмы запоминания. Доказано, что дети, пользующиеся интернетом, запоминают не содержание, а место, где находится нужная информация. Формируется клиповое сознание и мышление. Восприятие мира становится другим.

           Обладают цифровые аборигены и другими отличительными признаками. Например, их внимание все время рассеяно. Выражаясь компьютерным языком, они постоянно переключаются между задачами: ответили на CMC, посмотрели короткое видео в YouTube (на длинное не хватает внимания), написали две строчки статуса в Facebook, отвлеклись на чьи-то чужие фотографии там же, и так далее, и тому подобное. 

Удержание внимания (одна из величин, по которым мы судим о концентрации внимания) по сравнению с данными 10–15-летней давности сократилось в десятки раз!

Немецкий профессор, психотерапевт, исследователь мозга, автор книги «Цифровое слабоумие» Манфред Спицер считает, что у современных детей атрофируется мозг. Однако существуют американские исследования, доказывающие, что скорость психических процессов у детей увеличивается, из чего делается вывод – дети становятся умнее. Есть также исследования, которые подтверждают, что у детей, пользующихся интернетом, выше IQ.

По мнению Марка Пренски, парадокс современного образования состоит в том, что «цифровых аборигенов» в школах обучают «цифровые иммигранты». В классах у учеников зачастую создается ощущение, что учителя - это иностранцы, говорящие неразборчиво и с сильным акцентом. «Цифровые аборигены думают и работают с информацией уже иначе, не так как мы. При обучении необходимо это учитывать. Например, совершенно бессмысленно, на мой взгляд, предлагать цифровым аборигенам в качестве задания реферат,»- говорит Марина Курвич, технолог образования в Технической гимназии.

Для современных детей, родившихся в цифровом мире, Интернет - это естественная среда обитания, в которой они очень хорошо ориентируются. И нам, учителям, просто необходимо поспевать за ними!

А что если попробовать обучать аборигенов в привычном для них пространстве? Такую возможность дает нам использование современных образовательных технологий, и веб-квест технология одна из них.

Quest в переводе с английского языка : поход, странствие; продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.

Что такое образовательный веб-квест?

Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.

Разработчиком  веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

Им определены следующие виды заданий для веб-квестов (выборка моя)

  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
  • Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
  • Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
  • Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
  • Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  • Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
  • Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:

  • Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
  • Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы
  • Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
  • Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
  • Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
  • Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
  • Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
  • Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

Данная  технология помогает педагогу реализовывать требования нового стандарта образования, а нашим студентам приобрести новые компетенции и подготовиться к выпускной квалификационной работе.

Подготовительная работа  учителя.

Начало работы-  целеполагание (постановка цели с учетом программы учебной дисциплины), определение задач, планирование результатов.

Постановка цели учителя :

  • повышение мотивации  и качества учебной деятельности  при подготовке к изучению романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

(Знакомство с бытом Москвы того времени (с опорой на текст романа) должно способствовать  лучшему восприятию материала на уроках, экономии урочного времени за счет внеурочной работы, что соответствует и требованиям ФГОС)

  • способствование осознанию связи между языком и историей страны, воспитание   любви к родному слову  и бережного отношения к языку, повышение интереса к изучению русского языка.

Этапы подготовки к квесту (задачи учителя при подготовке к веб-квету)

  • Подготовить задания для групп в соответствии с предложенными ролями, определиться с результатом деятельности.
  • Подобрать ресурсы для работы
  • Создать инструкции для учащихся
  • Создать сайт веб-квеста и разместить на нем задания, инструкции, критерии оценки
  • Обеспечить обратную связь/возможность получить консультативную помощь
  • Подготовить критерии формирующего оценивания (ФГОС)

ФО-  новая система оценивания деятельности учащегося: оценивается не только результат, но и  процесс выполнения задания: умение планировать работу, нацеленную на конечный результат, производить определенную мыслительную деятельность, находить ошибки в работе, анализировать свою деятельность, осуществлять адекватную само- и взаимооценку, планировать самообразование по результатам анализа/оценки и т.д.

  • Предоставить возможность защиты работы/конечного продукта
  • Инициировать рефлексию

Конечный продукт во всех случаях – создание веб- страничек (цифровой образовательный ресурс). ( ОК-5 «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». )

Мотивация деятельности, постановка цели для учащихся (целеполагание):

  • «Москва в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете ...чуда маленьких открытий и личных побед?

За мной, мой читатель, и только за мной, и у тебя появится возможность

  • окунуться в удивительную атмосферу "московского мира" романа Булгакова "Мастер и Маргарита",
  • продемонстрировать умение работать с текстом и делать маленькие открытия,
  • поделиться своими открытиями с друзьями на бескрайних просторах интернета
  • и, наконец, одержать победу над противником в нелегком соревновании!

Цель работы:

1.Выяснить,почему такой многожанровый и многоплановый роман называют в том числе и бытовым романом?"

2.Создать сайт "Москва в романе "Мастер и Маргарита"

Задачи:

  • определить, в какое время происходят "московские" события романа
  • собрать копилочку бытовых деталей, служащих приметой того времени  
  • обобщить собранный материал и отобрать тот, что послужит основой сайта

В  веб-квесте по русскому языку воспользовалась рекомендациями технологии проектной деятельности: основополагающий вопрос- проблемный вопрос- учебные вопросы (именно так учащиеся должны подходить к постановке вопросов в своей проектной деятельности  и при подготовке ВКР)

  • «Великое наследие»

Какие тайны хранит в себе наш язык? О чем он может рассказать вдумчивому читателю?

За ответами на этот основополагающий вопрос мы и отправимся с вами в путешествие, которое поможет нам

  • прикоснуться к нашей истории и культуре
  • узнать тайну своей фамилии
  • впитать в себя частичку народной мудрости
  • проникнуться чувством гордости за великое наследие-русский язык,
  • поделиться своими открытиями с друзьями на бескрайних просторах интернета
  • и, наконец, одержать победу над противником в нелегком соревновании .

Основная цель нашего путешествия- ответить на проблемный вопрос:

-Можно ли утверждать, что "язык — это история народ, это путь цивилизации и культуры"(А. Куприн)?

Задачи:

  • изучить историю некоторых слов и выражений
  • рассказать о тех моментах русской истории, культуры и быта, которые отражены в изучаемом материале
  • поделиться своими находками и открытиями на созданных вами страничках сайта

Мы видим, что работа над заданиями веб-квеста «Великое наследие»  способствуют формированию  ОК10 (Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.)

Распределение ролей и постановка цели и задач подгруппам («Москва в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Роли и задания:

1 Комиссия по изучению жилищно-бытовых условий

  • изучите квартиры, в которых проживали герои,
  • найдите фотографии квартир, подходящих, по вашему мнению, под описанные в романе,
  • подтвердите цитатами из текста,
  • сделайте вывод об условиях жизни москвичей того времени.

2 Праздношатающиеся

  • погуляйте по московским улицам того времени, на которых происходили события, описанные в романе. (кроме сцен с Мастером и Маргаритой)!!!
  • найдите фотографии мест, где разворачивались действия произведения, сопроводите цитатами из текста.
  • что еще интересного, отражающего дух времени, можно увидеть на улицах? Все ,что нашли интересного,- в копилочку. Попалась афиша? Берем! Нашли фото трамвая? Годится!
  • не забудьте комментировать находку.
  • приготовьтесь стать гидом в виртуальной экскурсии.

3 Гурманы

Ваша задача выяснить:

  • где и чем можно было пообедать (позавтракать, поужинать) в Москве того времени
  • какие гастрономические пристрастия у булгаковских героев
  • по возможности найдите фотографии этих блюд и рецепты приготовления
  • выясните, где можно найти продукты для этих блюд, то сеть изучите прилавки магазинов (в романе и в действительности)
  • фотографии и рецепты, а также результат изучения прилавков поясните цитатами текста
  • сделайте вывод

4 Модники

  • изучите модные тенденции Москвы того времени
  • найдите иллюстрирующие фотографии
  • подготовьте показ моделей одежды, в которую могли бы быть одеты герои романа(подтвердите цитатами)
  • сделайте выводы о возможности покупки тех или иных модных товаров

5 Романтики

Расскажите о Москве Мастера и Маргариты:

  • место, где они встретились, дом, в котором творил Мастер и др
  • сопроводите рассказ фотографиями и цитатами к каждой фотографии
  • приготовьтесь стать гидом в виртуальной экскурсии по Москве наших героев

Итак, роли распределены, задачи поставлены.

Следующий этап (подготовка к работе) –оценка собственных возможностей и организация групповой деятельности ( ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.; ОК6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями )

Определять задачи, заниматься  самообразованием , планировать повышение компетентности поможет заполнение «листка ожиданий» и «листка опасений». Это

  • для учащихся выявление собственных потребностей и определение «пробелов» в знаниях, необходимых для успешного выполнения заданий
  • для учителя определение стартовых знаний и умений  и запрос на удовлетворение потребностей в ликвидации пробелов

Организация групповой деятельности:

Рекомендации на сайте:

  • изучите заполненный "Листок опасений"
  • укажите, в чем можете стать помощником-консультантом. Занесите сведения в "Я могу!" Не забывайте потом благодарить за помощь в "Сказать "спасибо"!
  • создайте в социальной сети В контактах группы Мастерская-1(для СД-11) и Мастерская-2(для СД-12)
  • выберите организатора группы
  • разработайте правила успешного сотрудничества, разместите в группе Мастерская-1 и Мастерская-2
  • выберите ответственного в группе, который будет вести учет ПРОДУКТИВНОГО вклада каждого в работу(см критерий оценок)
  • обсудите с одногруппниками, как рациональнее выполнить задание(возможно, каждый будет работать над конкретной темой или отбирать материал на конкретном ресурсе?)

На этом же этапе студенты знакомятся с критериями оценки собственной деятельности  Оценка, которая складывается из понятных ученику критериев, стимулирует и мотивирует его и делает процесс обучения осмысленным. Таким образом, критериальное оценивание важно как преподавателю (выставление оценки), так и учащимся (стремление к достижению определенного образца в собственной работе). На первых порах при обучении самооценке критерии необходимы. Затем учащиеся сами смогут попробовать выработать свои собственные критерии, т.е. наметить тот эталон в выполнении задания, к которому нужно стремиться.

 На данный момент этапы (мотивация, целеполагание, постановка задач), на которых учитель выступает движущей силой процесса образования, закончены . Далее учащиеся сами организуют собственную деятельность и учатся сотрудничать:

  • организуют Мастерские, выбирают руководителя группы/подгруппы (ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.),  организуют собственную работу (ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество),
  • составляют правила успешного сотрудничества;
  • осуществляют поиск и отбор нужного материала (ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития), анализируют материал
  • помогают друг другу, благодарят за помощь
  • устраивают обсуждения
  • размышляют, делают выводы:
  • анализируют материал с точки зрения целесообразности его использования на страничке сайта, делятся интересным попутным материалом

Преподавателю остается только наблюдать и по мере необходимости оказывать консультационную помощь.

Наблюдение- одна из составляющих оценивания. Результаты  можно фиксировать как с помощью  «Проверочных листов наблюдения» ,так и  своими методами.

Помимо основной деятельности учащиеся могут проявить творчество и создать, например, тест, викторину, кроссворд. Для них это приятное развлечение, а для преподавателя-  одно из средств обучения.

Когда материал у ребят готов и странички оформлены, даю им возможность обсудить работу своей группы и соперников (само- и взаимоанализ /оценка).

По результатам оценки организуется доработка. И вновь обеспечивается возможность коллективно спланировать деятельность, направленную на достижение максимально качественного результата.

Затем участники возвращаются к листкам опасения и отмечают, оправдались ли они (стало ли неумение что-то делать непреодолимой трудностью, помешавшей достичь результата или трудности были успешно преодолены), и к листкам ожидания (оправдались ли они: научился ли тому, что планировал).

 Заполнение этих листов- подготовка к следующему этапу-защите проекта. Защита – это  урок-рефлексия, на котором учащиеся рассказывают о своей работе по предложенному плану (общедоступен на сайте).

Помимо этого все участники заполняют  Листок участника веб-квеста  (письменная рефлексия, на основе которой  преподаватель сможет более иметь более полную картину деятельности и оформить результат в виде графика/диаграммы).

Таким образом, правильно  организованная в рамках технологии работа         

  1. позволяет организовать внеурочную учебную деятельность учащихся в привычном для них интернет-пространстве, причем они сами добывают знания
  2. позволяет делать обучение дифференцированным
  3. способствует формированию у учащихся общих компетенций  (ОК 1,2,4,5,6,7,8,10)
  4. дает возможным преподавателю наблюдать за процессом работы и  вести формирующее оценивание на всех ее этапах
  5. пополняет копилочку педагога цифровым образовательным ресурсом

Мои веб-квесты:

Литература:

  1. «Информационные технологии в обучении языку». http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php
  2. «Web-квест: Новая технология работы с информационными интернет-ресурсами». Учительская газета

Share on vkShare on facebookShare on twitterShare on googleShare on favoritesMore Sharing Services


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология веб-квестов на уроках литературы и мировой художественной культуры.

Работа представляет методические материалы по созданию уроков литературы и мировой художественной культуры в технологии веб-квестов. Конспекты уроков можно посмотреть по ссылкамhttp://nsportal.ru...

Использование технологии веб-квест в учебном процессе.

Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится  не урокодателем...

Презентация "Использование информационных компьютерных технологий в работе психологической службы".

Трудно  назвать область человеческой деятельности, в которой  не применяется компьютер.Сегодня использование информационных компьютерных технологий открывает большие возможности в практическ...

Дополнительная литература к учебному курсу "Образовательная технология веб-квест

В списке приводятся источники, использованные автором- составителем курса....

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Зачем нужна эта технология?Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельн...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...