Главные вкладки

    Роль игровой технологии в формировании универсальных учебных действий в начальной школе.
    статья на тему

    Гагиева Оксана Эльбрусовна
           В наши дни в соответствии с президентской программой «Наша новая школа» приоритетом начального иноязычного образования становится формирование универсальных учебных действий.
           Известно, что при переходе из начальной школы в основную у детей возникают трудности, которые выражаются в неготовности пятиклассников к овладению иностранным языком в новых условиях. У них недостаточно сформированы технические навыки чтения и письма, они не  умеют извлекать смысл из прочитанного на иностранном языке, не могут самостоятельно строить высказывания в монологической и диалогической форме. Всё это приводит к неспособности многих пятиклассников справляться с новыми, более сложными, задачами, с выполнением домашней работы, что и является причиной их хронической неуспешности и эмоционального нездоровья.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 12

    Роль игровой технологии в формировании

    универсальных учебных действий

    в начальной школе.

    Выполнила: Гагиева Оксана Эльбрусовна,

    учитель английского языка.

    г.Саров

    2010

           В наши дни в соответствии с президентской программой «Наша новая школа» приоритетом начального иноязычного образования становится формирование универсальных учебных действий.

           Известно, что при переходе из начальной школы в основную у детей возникают трудности, которые выражаются в неготовности пятиклассников к овладению иностранным языком в новых условиях. У них недостаточно сформированы технические навыки чтения и письма, они не  умеют извлекать смысл из прочитанного на иностранном языке, не могут самостоятельно строить высказывания в монологической и диалогической форме. Всё это приводит к неспособности многих пятиклассников справляться с новыми, более сложными, задачами, с выполнением домашней работы, что и является причиной их хронической неуспешности и эмоционального нездоровья.

           Причины многих трудностей коренятся в начальном образовании, слабым местом которого, по признанию исследователей, остаётся неспособность научить школьников самостоятельно учиться. Кроме того, получаемое иноязычное образование недостаточно готовит учащихся к успешному включению в их речевую деятельность на иностранном языке материал более сложного уровня.

           Поэтому в методике преподавания иностранных языков в наше время всё острее встаёт вопрос заинтересованности учащихся в учебном процессе, в их реальном участии в различных мероприятиях во время урока и во внеурочное время. Этого можно достичь, используя на своих уроках, например,  игровую технологию.

           По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

           Многие известные психологи, такие, как Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, считают игру ведущей деятельностью детей школьного возраста.  А Кашманова И.И. автор пособия «Have Your Fun» утверждает, что игры на уроках иностранного языка предназначаются для того, чтобы не посещало нас настроение, определение которому в русском языке состоит из пяти букв - скука, а по–английски это звучит примерно так: «I am bored».

           Использование игровых моментов на уроке – очень эффективный метод обучения, позволяющий повысить мотивацию, снизить утомляемость, эмоциональную напряжённость  и в то же время увеличить темп ведения урока.

           Ещё в 1975 году в журнале «Иностранные языки в школе» № 6 проблему эмоциональной напряжённости рассматривал  известный психолог А.А. Леонтьев. В своей статье он писал, что советские психологи выделяют два вида эмоциональной напряжённости. Это, с одной стороны, собственно эмоциональная напряжённость, с другой – операциональная напряжённость. Собственно эмоциональная напряжённость возникает тогда, когда при оценке человеком данной стрессовой ситуации возникает действительное или воображаемое несоответствие его мотивов, планов, возможностей, способностей и т.д. требованиям этой ситуации, особенно часть – при несовпадении цели и мотива деятельности. Так, школьник в условиях экзамена, как правило, впадает в состояние эмоциональной напряжённости. Операциональная напряжённость связана с необходимостью выполнения определённой деятельности: она позволяет человеку «выложиться» в этой деятельности и всегда мобилизует человека на оптимальное её выполнение. Шофёр в часы «пик», лётчик за штурвалом самолёта, идущего на посадку, педагог в классе во время урока переживают состояние операциональной напряжённости.

           Поэтому на вопрос о том, как влияет эмоциональный фактор на учебную (и любую другую) деятельность, нет и не может быть однозначного ответа. Он зависит от целого ряда условий, а именно:

    • Соотношение мотива и цели деятельности; чем больше они расходятся, тем больше эмоциональное напряжение дезорганизует деятельность;
    • Наличие в данной ситуации заведомо эмоциогенных факторов, например оценка задачи как трудной («слишком трудной»), повышенная ответственность («годовая контрольная»), субъективный недостаток времени, отрицательная оценка со стороны учителя или товарищей и т.п.;
    • Эмоциональный «фон» в виде настроения, аффективных следов от прошлых удач или неудач, стойкого эмоционального отношения к данному преподавателю и т.д.;
    • Особенности личности ученика и, прежде всего, - типа высшей нервной деятельности.

           Отсюда ясно, что задача преподавателя - создать такую обстановку, которая препятствовала бы созданию у учеников состояния собственно эмоциональной напряжённости и, напротив, стимулировала бы возникновение операциональной напряжённости. К сожалению, в практике школьного обучения иностранным языкам, да и вообще  в практике школьного обучения, нередко получается противоположный эффект прежде всего потому, что ни в самой методике, ни при подготовке учителей этому не уделяется достаточного внимания. Здесь большую роль играет личность и опыт учителя. При обучении иноязычному общению, где выполняемые учащимися действия и операции имеют особо сложный характер и где переплетены навыки и умения разной степени осознанности и разной «отработанности», эмоциональное напряжение даёт особенно заметную дезорганизацию. Оно приводит к «застыванию», ригидности; к ослаблению внимания; к меньшему контролю над ошибками; к ухудшению оперативной памяти; к снижению общей работоспособности. Учащийся начинает подменять сложные высказывания творческого характера стереотипными автоматизованными фразами. Резко нарушается динамика речи. Растёт число ошибок, в том числе случайных (типа оговорок). Если учесть, что все эти факторы приводят, как правило, к негативной оценке со стороны преподавателя и класса (смех и т.д.), то не удивительно, что у учащегося возникает стойкая отрицательная эмоция, в дальнейшем оказывающая губительное влияние на его попытки осуществить иноязычную речь и переносимая им на изучаемый предмет в целом (иностранный язык).  

           Следовательно, преподаватель иностранного языка больше, чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно вмешиваться в эмоциональную атмосферу урока и обеспечивать по возможности возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности. Здесь, как и в некоторых случаях, преподавателю  иностранного языка в школе есть чему поучиться у тех, кто ведёт языковые занятия интенсивными методами (методика Г. Лозанова и её варианты). Интересные попытки введения в процесс обучения языку в младших классах элементов ролевой игры делаются советскими психологами (в частности, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР).

           Игровые упражнения не только оживляют занятия иностранного языка, но и способствуют овладению языком в занимательной форме, воспитывают внимание, память, быстроту реакции, эстетические чувства, доставляя при этом ученикам и учителям большое удовольствие. Учащиеся раскрепощаются, происходит их само - и взаимообучение, у них появляется возможность проявить такие качества, как толерантность, доброжелательность, взаимопомощь, дружескую поддержку, уважение к мнению товарищей, активность и креативность. А это значит, что учащиеся смогут овладеть новым средством коммуникации, то есть приобрести навыки и умения общения с помощью изучаемого языка.

           Вместе с тем  в начальной школе значение игры как способа обучения иноязычной  устной речи недооценивается, как недооценивается и значимость устной основы для развития фонематического слуха. Нельзя форсировать развитие младшего школьника, включая его с первого года обучения сразу в учебную деятельность, минуя игровую. Нельзя считать игру – игру не как развлечение, а как основной способ овладения иноязычной устной речевой деятельностью в психологическом смысле этого слова – пустой тратой времени. Об этом хорошо написала ещё в 1987 г. Е.И. Негневицкая в статье, посвященной вопросам раннего обучения иностранным языкам. Об этом сейчас пишут все психологи и отмечают деструктивность такого подхода к начальному образованию, который базируется на упрощённом представлении о детском развитии и стремлении ускорить его без учёта возрастных возможностей и особенностей. И даже если овладение некоторыми навыками и умениями действительно происходит ускоренными, форсированными темпами, такое ускорение неизбежно ведёт к замедлению развития его когнитивных способностей и снижению уровня общего развития маленького ученика.

           Для детей любая игра, прежде всего, - увлекательное занятие. В то же время игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? А если при этом ребёнок будет говорить на английском языке? Игра открывает новые богатые обучающие возможности. Более того, менее сильный по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости, ощущение посильности задания – всё это помогает учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми», что значительно повышает учебную мотивацию. Игра несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным.

           Обобщая вышесказанное, можно сформулировать следующие преимущества учебной игры:

    • Игра вносит разнообразие в учебный процесс, значительно расширяет выбор учебных ситуаций общения;
    • Игра может использоваться с целью изменения темпа урока, облегчения перехода от одного вида деятельности к другому, «подзарядки» учащихся перед выполнением очередного упражнения;
    • Игра может помочь отдельным учащимся, испытывающим трудности психологического характера, расслабиться, преодолеть свою замкнутость и испытать чувство удовлетворения;
    • Игра создаёт условия для максимального вовлечения всех учащихся в учебный процесс;
    • Игра помогает сократить дистанцию между учителем и учащимися, а также стимулирует работу в режиме «ученик – ученик»;
    • Игра способствует созданию благоприятной атмосферы общения, доверия и сотрудничества;
    • Как следствие всех вышеперечисленных факторов, игра значительно повышает учебную мотивацию.

           Специалисты выделяют внешние и внутренние факторы мотивации. Применительно к уроку английского языка мы можем проиллюстрировать это следующим образом. Что может вдохновить учащихся на активную работу на уроке или участие в какой – либо учебной деятельности? У младших школьников самый главный стимул – оценка. Для многих очень важно получить одобрение учителя или родителей. Часто определяющим для них становятся состязательные мотивы: выиграть приз, завоевать как можно больше «звёздочек», не выбыть из игры. Это внешние факторы. Внутренние факторы – это те самые черты, непосредственно характеризующие учебную деятельность, это то, что вызывает интерес учащихся и побуждает их участвовать в этой деятельности с удовольствием, это то, что отличает увлекательное от скучного. Какие факторы более важны? Опытный учитель старается максимально использовать и те, и другие. К сожалению, внешние факторы не всегда бывают в «зоне влияния» учителя, зато организовать учебную деятельность так, чтобы она могла увлечь всех и каждого, не просто в его силах, это профессиональный долг учителя.

           Слова детской песенки «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» как нельзя лучше поясняют важность внутренних факторов учебной мотивации. Психологами доказано, что учащиеся быстрее и лучше усваивают интересный им материал, предъявленный в занимательной форме. Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что мы делаем что – то с гораздо большей отдачей, если это не просто нужно, но если сам процесс деятельности увлекает нас.

           Игра предлагает такие виды деятельности, которые имитируют реальную ситуацию и делает общение на уроке значимым и более интенсивным.

           Игра может использоваться как приём введения нового материала, на этапе тренировки и закрепления, активизации в речи, как средство диагностики, для осуществления обратной связи. Учебная игра эффективна на любой ступени обучения, но здесь важно учитывать психологические особенности каждой возрастной группы.      

           Существует огромное количество самых разнообразных игр различных категорий и разновидностей: устных и письменных, грамматических и орфографических, лексических и фонетических, игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное воздействие, деловые игры, индивидуальные и командные, спокойные и подвижные. Важно правильно выбрать игру в соответствии с учебной целью и с учётом особенностей конкретного коллектива учащихся.

    Роль учителя в процессе игры варьируется от руководителя и координатора до участника и советника. В идеале в ходе игры учащиеся действуют самостоятельно. Учитель слушает, наблюдает, вмешивается и помогает только в случае необходимости.

           Для того, чтобы игра прошла организованно и с пользой, учителю следует соблюдать определённые правила:

    • Тщательно подготовься к игре: продумай ход игры, её место на уроке, продолжительность, участие всех и каждого; подбери необходимый реквизит, обеспечь наглядность, оформи помещение.
    • Коротко и ясно объясни правила учащимся, давай чёткие установки.
    • Руководи игрой, умей держать под контролем учебную дисциплину, не нарушая атмосферу игры.
    • Не нарушай правила игры.
    • Внимательно наблюдай за реакцией учащихся, подбадривай тех, кто недостаточно уверен в себе.
    • Продумай деление учащихся на команды, чтобы в каждой было одинаковое количество более сильных и более слабых учеников.
    • Вовремя закончи игру, не играй в одну и ту же игру слишком часто, чтобы она не наскучила учащимся.

           Игры, описываемые ниже, могут быть использованы на уроках во 2-4 классах, они проверены на практике и зарекомендовали себя как достаточно эффективные коммуникативные упражнения, которые вызывают живой интерес учащихся.

    Описание игр

    1. Необычное письмо.

           Дети сидят на своих местах. Играют все одновременно. Первый водящий выбирается считалкой. Он на доске без мела (пальчиком) «пишет» какую – либо букву. Дети угадывают написанную букву. Угадавший сменяет водящего. Игра продолжается.

    1. Угадай-ка.

           На столе учителя разложены карточки со звуками «face down». Первый ученик выбирается считалкой. Он берёт со стола карточку и называет английское слово с этим звуком. За правильный ответ ученик получает жетон. Победителем будет тот, кто соберёт большее количество жетонов.

    1. Составьте алфавит.

           Играют все дети одновременно. На столе учителя разложены карточки с буквами «face down». По команде учителя учащиеся берут по одной карточке и за определённый промежуток времени выстраиваются в линию, располагаясь таким образом, чтобы имеющиеся у них буквы составили английский алфавит. После построения проводится коллективная проверка: все учащиеся хором проговаривают алфавит. Тот, кто не сумел правильно определить место своей буквы в общем ряду, выбывает из игры. Игра проводится трижды. Все учащиеся в игре объявляются победителями и получают фишки.

           Игру можно разнообразить, выбрав одного из учащихся «консультантом». «Консультант» выстраивает учащихся, указывая каждому его место. В случае безошибочного построения «консультант» награждается фишкой.

    1. Побег из ABC.

           Дети делятся на команды. Учитель на доске выставляет буквы в алфавитном порядке.  Он проговаривается  вслух.  Затем учащиеся по команде учителя закрывают глаза, а учитель убирает из ряда букв одну или несколько. Задача учащихся, после того как они откроют глаза, назвать те буквы, которые «сбежали». Ученик, который правильно назовёт «сбежавшую» букву/ы получает жетон и балл для своей команды.

           Игру можно усложнить, убирая одну или несколько букв, а остальные, меняя местами на доске. Дети должны будут не только назвать «сбежавшие» буквы, но и восстановить запутавшийся английский алфавит. Команды могут отвечать поочерёдно, если в классе есть излишне эмоциональные импульсивные дети.  

    1. Думай быстрее!

           Класс делится на команды. Учитель перемешивает карточки с алфавитом, берёт верхнюю, показывает её учащимся. Учащиеся должны вспомнить слово, начинающееся с этой буквы и назвать его.  Ученик, который правильно назовёт слово, получает жетон и балл для своей команды. По окончании игры определяется команда – победитель по количеству собранных карточек.

           Игру можно усложнить, если не только показывать букву, но и называть при  этом какую – нибудь часть речи. Учащиеся тогда должны будут вспомнить слово, начинающееся с этой буквы и относящееся к этой части речи.  

    1. Заметь ошибку!

           Дети сидят на своих местах. Игра проводится индивидуально с каждым учащимся. Первый играющий выбирается считалкой. Учитель показывает ему 5 цветных карточек и называет цвет. При назывании цвета учитель может «ошибиться»

           Учащемуся следует внимательно следить за словами учителя. Если учитель неправильно называет цвет, то учащийся должен поправить учителя.

           Учащийся, допустивший ошибку, отдаёт фант (свою ручку, карандаш и т.д.) и в конце игры выполняет какое – либо задание, чтобы получить свою вещь обратно: поёт песенку на английском языке, рассказывает стихотворение и т.д.

           Нет универсальных игр для обучения чтению, аудированию, устной и письменной речи, но можно любое упражнение, текст, статью, любой тематический фильм, рекламу или афишу превратить в игру.

           И не так важно количество игр, которые учитель придумает или узнает, сколько постоянное взаимодействие с учениками, прямой обмен информацией, искренние, дружеские отношения.

           Канадский преподаватель Джерри Стайнберг пишет: «… играть можно в любое время, если это пойдёт на пользу вашим ученикам. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, весёлым, а это усиливает мотивацию к учению».

    Литература

    Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования//Иностр. языки в школе. – 2010. – № 6

    Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам//Иностр. языки в школе. – 2010.- № 6.

    Леонтьев А.А. Эмоционально – волевые процессы в овладении иностранным языком//Методическая мозаика. – 2009. - № 8.

    Цветкова Т.В.Учебная игра как активная форма обучения//Перекрёсток культур. – 2000. - № 1.

    Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка. М.: Вако, 2010.

    Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.М.: НИИ школьных технологий, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие"Игровые технологии обучения английскому языку в начальной школе".

    Описание игровых методик и приемов,используемых на уроках английского языка в начальной школе:фонетические игры,дидактические,сюжетно ролевые....

    Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.

    Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...

    ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1

    Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....

    Применение игровых технологий на уроках музыки в начальной школе

    Процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если будут созданы условия, способствующие этому развитию. Изменив, насколько это возможно, условия преподавания п...

    Сценарий проведения игровой программы ко дню театра в начальной школе "Поиграем в театр"

    Сценарий расчитан на проведение мероприятия с детьми начальной школы. Подготовку и проведение организовали учащиеся 5-х классов театральной студии и педагог дополнительного образования....

    Обобщение опыта применения игровых технологий на уроках музыки в начальной школе

    Сегодня обществу нужна творческая личность, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением. Важно обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии ...

    Статья на тему «Особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы»

    В данной статье описывается сущность понятия «медиасредства» в психолого-педагогической литературе, определяются особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе нача...