Интегрированный урок: цели, задачи, этапы проведения
статья на тему

В данном материале можно найти информацию о понятии интегрированного урока, его целях, задачах, этапах проведения. Указаны преимущества данного типа урока. Приведены примеры интеграции математики и другими школьными предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интегрированный урок24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок: цели, задачи, этапы проведения

Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Одним из эффективных способов достижения метапредметных результатов можно выделить интегрированный урок. Эта форма проведения уроков активно внедряется и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.

Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Межпредметные связи предусматривают:

1. взаимную согласованность программ и учебников;

2. согласованную систему работы преподавателей различных дисциплин и всестороннее рассмотрение на уроках предметов и явлений;

3. мыслительную деятельность учащихся по воспроизведению ранее усвоенных знаний смежных предметов и увязыванию их с новым материалом.

Все виды этих уроков имеют общие цели:

1) обучение умению выделять определенные свойства и явления окружающего мира и пытаться дать им объяснение;

2) обучение системе общих понятий, на основе которых учащиеся могли бы самостоятельно анализировать факты и явления;

3) обучение поиску самостоятельного пути решения проблемы;

4) понимание культурной ценности мировоззрения.

Интегрированные уроки позволяют решать следующие задачи:

 повысить качество образования;

 повысить интенсификацию урока, расширить его информативную ёмкость;

 отыскать точки соприкосновения математики с другими предметами;

 показать пример широкого сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной деятельности;

 способствовать развитию творческих возможностей учащихся, помогать более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса математики и других предметов;

 расширить кругозор учеников, повысить их познавательную  активность, развивать интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла.

Интегрированные уроки математики имеют следующие преимущества: 

 1) повышают мотивацию, формируют познавательный интерес;

 2) способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

3) способствуют развитию устной и письменной деятельности, помогают увидеть элементы математики и математических фактов в жизни;

4) способствуют развитию математических умений и навыков;

5) позволяют систематизировать знания;

6) способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся;

7) способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, интегрированные уроки действительно помогают сформировать важные компетенции, необходимые в современном мире.

Интеграция уроков математики с историей, литературой, информатикой и другими учебными дисциплинами позволяет многогранно рассмотреть явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира. У ребят появляется возможность не только создать собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним. Учащиеся проделывают на таких уроках следующие операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений, используют личное уподобление, незнакомое делают знакомым и, наконец, моделируют.

Применение математических методов в курсах физики, химии, географии формирует у учащихся обобщённые измерительно-вычислительные, графические умения.

Примеры: 1. При изучении темы «Масштаб» можно использовать задания, где необходимо определить по плану или по карте расстояния между двумя пунктами. При этом используются географические карты России и мира, карты полушарий.

Например: Задание 1. Выпишите масштабы географических карт атласа, выделив крупномасштабную карту и мелкомасштабную, определите, какой из масштабов наибольший. Определите расстояние между городами Москва и Санкт-Петербург, Москва и Владивосток и т.д.

            Задание 2. Какой из масштабов крупнее?( используется раздаточный материал)

а) 1: 100 000 000 б) 1: 20 000 000 в) 1: 1 000 000

Задание 3. Длина шага малыша 25см, а взрослого – 5дм. Найдем отношение длины шага малыша к длине шага взрослого. Составим отношение – 25: 5. Длина шага малыша в 5 раз длиннее. Правда ли это?

Задание 4. Масштаб карты 1:100 000. Расстояние между пунктами на местности равно 3,84 км. Каково расстояние на карте между этими пунктами?

Задание 5. Найти масштаб карты, если расстоянию 3,78 см на карте соответствует расстояние на местности 18,9 км.

2. Числа в истории – это не только даты. Это ещё и иллюстрации особенностей хозяйства, обычаев или политических событий, без которых трудно представить жизнь наших предков. Путешествуя от одной исторической картины к другой, учащиеся и не замечают, сколько математического материала они использовали. На уроках математики можно использовать исторический материал при составлении задач.

Например, при изучении в 6 классе темы «Нахождение числа по его дроби» можно предложить задачу: «За время боёв ВОВ из оставшихся деталей работниками тыла было собрано несколько винтовок и 136 пулеметов. Сколько винтовок было собрано, если пулеметы составляют  части от их количества. Сколько всего оружия было собрано?»

Проведению интегрированных уроков предшествует серьезная подготовка учителя. Рассмотрим этапы подготовки и проведения интегрированных уроков:

1. Аналитический. В первую очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем школьным курсам, с которыми предполагается осуществить интеграцию. Сложность интеграции связана, прежде всего, с тем, что практически во всех параллелях изучение содержания курсов математики, физики, географии и т.д. хронологически не совпадает. Но все же при желании точки соприкосновения найти можно. Важным условием осуществления подобного проекта является готовность кого-либо из коллег принять участие в организации подобного занятия, пойти на определенный риск ради достижения общей цели.

2. Установочный. Необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировать его тему.

3. Предварительный. На этом этапе учителя-предметники должны быть сформированы группы консультантов, состоящие из наиболее сильных школьников.

4. Подготовительный этап. Определение цели, задачи урока обосновывается необходимость интеграции с другими школьными предметами, составляется план-конспект урока. Учащиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио-видеоматериалы, получают индивидуальные задания.

5. Основной этап. Организация и проведение урока в рамках предложенных типов.

6. Заключительный этап. Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.

Заключение Проведение интегрированных уроков требует большой подготовки, но нужно отметить, что эффективность таких уроков довольна высока. Интегрированные уроки интересны ученикам, побуждают к творчеству, раскрывают прикладную направленность математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки: особенности подготовки и проведения.

И.Г. Песталоцци утверждал, что "процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...

Интегрированный урок по теме "Банки", проведенный в 10 классе (учителем экономики и учителем математики)

Урок интересен тем, что позволяет практичеки понять работу банков и учащиеся на практике могут рассчитать необходимую сумму кредита, например на образование в институте....

Интегрированный урок – актуальная задача научно-методической работы учителя.

      Одной из актуальных проблем нынешнего образования является снижение интереса школьников, к изучению предметов естественнонаучного цикла.         Од...

Основные принципы, цель, задачи и этапы логопедической работы по преодолению оптико-пространственной дисграфии у младших школьников

Письмо – одна из сложных форм речевой деятельности. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задачами и характером письма. Несформированность правильного звукопроизношения, в...