Педагогический проект "Мир, который мы строим сами"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Гладышева Ирина Валериевна
Я не ошибусь, если скажу, что тема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, актуальна на протяжении многих лет, даже веков. Проблемы взаимоотношения государства и гражданина давно привлекали внимание ученых. Еще в древние времена античные философы Платон и Аристотель в своих произведениях много внимания уделяли этим проблемам, а также воспитанию гражданина и роли государства в этом процессе. Большой интерес к данным проблемам проявляли ученые и общественные деятели Древнего Рима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_kotoryy_my_sami_stroim_.docx60.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Программа духовно-нравственного

воспитания школьников

«Мир, который мы строим сами»

Автор программы:

Гладышева Ирина Валериевна

Учитель ИЗО и МХК.

Г. Югорск 2017г

Оглавление

Пояснительная записка.        2

Механизм реализации программы        8

Организация воспитания учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:        9

Механизм реализации программы        15

Таблица 2        20

Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка при реализации программы:        21

Заключение        22


 Пояснительная записка.

Введение.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

 плохое воспитание – это наше будущее горе,

это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной», – писал А.С. Макаренко.

Я не ошибусь, если скажу, что тема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, актуальна на протяжении многих лет, даже веков.

Проблемы взаимоотношения государства и гражданина давно привлекали внимание ученых. Еще в древние времена античные философы Платон и Аристотель в своих произведениях много внимания уделяли этим проблемам, а также воспитанию гражданина и роли государства в этом процессе. Большой интерес к данным проблемам проявляли ученые и общественные деятели Древнего Рима. [1]

Если ученые и общественные деятели Древнего Рима не смогли решить эту проблему, то, как же мы сможем, простые педагоги? Кто-то вообще считает этот вопрос не важным, более  значимым для него есть материальные блага. В современной жизни выбор правильной дороги на жизненном пути беспокоит личность меньше, чем социальное неблагополучие и дискомфорт. Мамы и папы хотят больше, чтобы их ребенок выучился и стал отменным специалистом, чем здоровой личностью. У всех свое понятие о духовности, о нравственности, о патриотизме и поведении в обществе, сколько разных людей, столько разных и мнений. Перед нами педагогами стоит вопрос: «Как же научить нынешнее поколение национальной религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами, любить родину, гордиться  культурой Родины, ее достижениями, успехами, бережному отношению к природе, животным, к памяти предков и многому другому?»

Духовно-нравственное развитие школьника определяется обучением и повседневной жизнью, средой, в которой он живет и действует, мысли и впечатления, которые у него возникают во время общения со сверстниками, родителями, педагогами. Это важный источник формирования ценностных установок  нравственно-патриотического характера.

Не менее важным условием духовно-нравственного воспитания учащихся является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Если мы все вместе будем одной сплоченной командой, то у нас обязательно получиться. Упорство и труд к успеху ведут!

 На эту тему актуальна притча:  

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. [2]

Так что же такое патриотическое и духовно-нравственного воспитание?

Патриотизм – это глубокое социальное чувство, включающее в себя непременно гордость за прошлое и настоящее своего Отечества, проявляющееся в конкретных благих делах и поступках и в стремлении отстаивать и защищать интересы Родины.

Испокон веков для русской педагогической мысли характерно понимание приоритета духовного начала человека. Без этого аспекта вся воспитательная работа теряет всякий смысл. Еще в 1996 году Ш. А. Амонашвили говорил, что педагогика - это «наука, которая способствует возвышению души и духовности человека» [3].

Нравственность – это не природное, а приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям социальной жизни.

Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей. [4]  

В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. [4]

Исходя из этих определений, можно сформулировать цель:

Создавать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:

  • создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.
  • снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
  • разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
  • обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
  • разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся.
  • реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.

Направленность программы: 

Программа направлена на то, чтобы обеспечить развитие у учащихся способностей ориентироваться, быть социально-адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и эффективно действовать в нем. Развивать представление школьника о возможных способах уважительного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.

Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают учащихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в политической жизни государства и были способны многое сделать для своей страны.

Отличительной особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ состоит в том, что они не дублируют друг друга

Программа дает возможность обучающимся:

-включаться в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города для приобретения опыта реального управления и действия

- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников, родителей, социальных партнеров и т.д.

Практическая значимость. Накопленный опыт дает возможность максимально разнообразить работу с учащимися, по патриотизму и духовно-нравственного воспитанию, как общеобразовательных учреждений, так и с учащимися в учреждениях дополнительного образования.

Участники реализации программы:

- педагоги и специалисты МБОУ СОШ №6 – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания;

- учащиеся школы – участвуют в совместных мероприятиях.

Методы и формы работы:

Эффективное обучение основам патриотизма и духовно-нравственного воспитания требует определенных методик, которые помогают приобрести знания, а также развить социальные и интеллектуальные навыки, требующиеся гражданам общества. Наиболее эффективными являются подходы, которые направлены на то, чтобы вовлечь обучающихся в активное совместное основанное на критическом анализе обучения.

Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу:

  • Классные часы;
  • творческие конкурсы;
  • научно-исследовательская работа;
  • поисковая работа;
  • тимуровское движение;
  • встречи с ветеранами;
  • выставки;
  • сдача норм ГТО;
  • Организация поощрения за достигнутые успехи в патриотическом движении;
  • Информационная работа: знакомство с материалами СМИ, обсуждение теле и радиопрограмм;
  • Создание банка информационных материалов по патриотической и героической тематике;
  • Экскурсии: посещение спектаклей, музейных экспозиций, других городов и т.п.;
  • Конкурсы;
  • Беседы;
  • Анкетирование;
  • Использование государственных символов Российской Федерации.

Эти методы обучения не только повышают интерес обучающихся к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков и приверженность к духовно-нравственным ценностям.

Механизм реализации программы

Программа «Мир, который мы строим сами» - это работа над проблемой патриотического и духовно-нравственного воспитания, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений будущего поколения России, профилактике проявлений агрессии по отношению к другим национальностям, представление школьника о возможных способах уважительного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей. (см. Таблица 1)

Ожидаемые результаты.

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:

1.  Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2.  Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3.     Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

4.  Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5.  Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

6.  Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу.

7.  Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

Организация воспитания учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к Родине, к своей малой родине;

- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре своего Отечества и других народов.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

4. Интеллектуальное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательного учреждения представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

5. Здоровьесберегающее воспитание:

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

8. Правовое воспитание и культура безопасности:

- формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

9. Формирование коммуникативной культуры:

- формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

10. Экологическое воспитание:

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

11. Воспитание семейных ценностей:

- формирование у учащихся отношения к семье, как основе общества;

- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

- расширять знания о родственных связях, родословной, традициях;

- формировать уважительное отношение к родителям, осознанного отношения к старшим и младшим;

- знакомить со способами выражения любви, заботы, уважения и благодарности, взаимопомощи;

- формирование начального опыта о социально-психологическом и материальном благополучии своей семьи.

12. Воспитание любви к родному краю:

«Родной край, его история,  – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

 – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- создание условий для воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества и родного края;



Механизм реализации программы

Программа «Мир, который мы строим сами» - это работа над проблемой патриотического и духовно-нравственного воспитания, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений будущего поколения России, профилактике проявлений агрессии по отношению к другим национальностям, представление школьника о возможных способах уважительного взаимодействия с окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.

Таблица 1

№ п/п

Мероприятия

Содержание работы

Срок исполнения

Предполагаемый результат

Организационный этап

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Разработка, обсуждение и утверждение программы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
  • Подбор диагностических методик по основным направлениям программы.

Август 2017

Создание графической схемы мероприятий

Сбор и обработка статистических сведений

  • Анализ статистических данных учащихся МБОУ СОШ №6;

Сентябрь 2017

Выявление основных тенденций и закономерностей

Работа с педагогами

  • Проведение анкетирования педагогического коллектива по вопросам патриотического воспитания;

Сентябрь 2017

Создание информационной базы для организации работы

Организация деятельности

учащихся

Специально организованная деятельность:

- проведение уроков по темам программы с учащимися;

- организация тематических мероприятий и развлечений;

- организация выставок детского творчества.

Самостоятельная деятельность детей:

- организация творческой продуктивной деятельности детей (участие в конкурсах); выбор темы и разработка проектов;

Деятельность, осуществляется через:

- чтение, тематические беседы;

-просматривание презентаций, видеоматериалов;

- встречи с нужными людьми.

В соответствии с тематическим планом и

В соответствии с календарно-тематическим планированием

Развитие интереса и совершенствование навыков творческой работы у школьников.

Работа с родителями.

  • Анкетирование с целью выявления информированности по вопросу;
  • Организация бесед и консультаций, мастер-классов;
  • Оформление информационных стендов и буклетов;
  • Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (помощь детям в создании индивидуальных проектов);
  • Организация участия родителей в коллективных мероприятиях.

Сентябрь 2017г

В течении учебного года

Совместная работа учащихся и родительского коллектива.

Формы работы с родителями

  • Дни открытых дверей для родителей,
  • Участие родителей в работе Совета школы.
  • Совместное творчество родителей и учащихся с помощью  мастер-классов.
  • Совместные творческие концерты.
  • Родительские собрания.
  • Конференции, по обмену опытом воспитания детей.
  • тематические консультации;
  • Родительские вечера  с презентаций семейного опыта.

Работа с социальными партнерами

  • Краеведческий музей г. Югорск:

- тематические выставки,

  • Югорская библиотека г. Югорск:
  • Югорская детская художественная школа:
  • Администрация г. Югорск
  • Музей на природе «Суеват Пауль»
  • Экскурсия в парк «Кондинские озера»
  • Другие общеобразовательные учреждения города.

В течении учебного года

Информационно-методическое сопровождение по работе программы.

Подведение итогов

  • Подготовка и оформление выставок о работе в рамках реализации программы по каждому направлению.
  • Трансляция опыта работы посредством организации семинаров-практикумов на разных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском); публикации методических разработок; участие в профессиональных конкурсах. Участие школьников в научной практической конференции в рамках городского конкурса «Наука. Природа. Человек. Общество».

Апрель- Май 2017

Обобщение и распространение накопленного опыта организации работы.


Таблица 2

Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность:

№ п\п

Гражданско-патриотическая зрелость учащихся школы:

высокие этические нормы поведения и жизни;

активная гражданская позиция;

стремление к духовному обогащению и развитию;

чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;

уважение к родителям;

знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;

стремление к здоровому образу жизни;

участие в ежегодных школьных проектах.

Реализация Программы позволит заложить основы:

  • достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;
  • обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;
  • обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития обучающихся.

Возможность оценить результаты освоения программы  патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся:

Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и  воспитания  младших школьников является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его  духовно-нравственном мире. Развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть  последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов). Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка при реализации программы:

Школьный тест умственного развития (ШТУР).

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося.

Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте” для определения нравственной направленности личности. (см. приложения)

Методика СМ. Петровой “Пословицы” для определения направленности личности. (см. приложения)

Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

Педагогическое наблюдение.

Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося

Методика выявления коммуникативных склонностей.

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

Педагогическое наблюдение.

Сформированность эстетического потенциала личности учащегося

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

Педагогическое наблюдение.

Сформированность физического потенциала личности учащегося

Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.

Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

Сформированность общешкольного коллектива

Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”(см. приложения)

Заключение

Патриотическое и духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Программа  «Мир, который мы строим сами », носит комплексный, интегрированный характер, опирается на определенную систему гуманистических ценностей, направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.


Литература

  1. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-sovremennyh-uchenyh-v-issledovanie-problem-grazhdanskopravovogo-i-patrioticheskogo-vospitaniya-podrastayuschego-pokoleniya
  2. https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-malchik-i-morskie-zvezdy/
  3. Амонашвили Ш. А.  Вера в ребенка рождает гениев // Мир психологии,  1996. № 2. Стр. 103.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  5. Н.Е.Щуркова  «Программа воспитания школьника» М.2001 г.
  6. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Предмет, который я преподаю, самый интересный"

Эссе расскрывает значимость предмета "Биология" в настоящее время. А также чем может заинтересовать "биология" современных учащихся....

Программа воспитания "Свой мир мы строим сами"

Программа для классного руководителя поможет спланировать работу с коллективом на несколько лет. Содержит цели, направления, планы работы с учащимися, родителями....

Программа духовно-нравственного воспитания школьников «Мир, который мы строим сами»

Я не ошибусь, если скажу, что тема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, актуальна на протяжении многих лет, даже веков.Проблемы взаимоотношения государства и гражданина давно привлекал...

ЭССЕ "Предмет, который я преподаю, самый интересный"

         Каждый учитель, конечно, скажет, что его предмет самый интересный и нужный. Одна из наиболее важных задач учителя – это привлечь учеников к изучению его ...

Проект.Ориентируемся на местности,Учащиеся всех классов в мае учавствуют в данном проекте.Разбивается класс на группы и получает задание.По окончании ребята сдают план местности)))Который необходимо составить самим)))

Чтобы разноообразить уроки по географии,стараюсь научить детей правильно ориентироваться на местности,часто проводим уроки на свежем воздухе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по мастерской «Строим сами»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо  мастерской«Строим сами»...