Минушкина Т.В. Формирование метапредметных умений в процессе освоения надпредметного курса «Мир деятельности»
статья на тему

Минушкина Татьяна Владимировна

Минушкина Т.В. Статья "Формирование метапредметных умений в процессе освоения надпредметного курса «Мир деятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ещё до нашей эры древнегреческий философ Гераклит говорил об изменчивости всего сущего: «Всё течёт, всё меняется». Время не стоит на месте, и сегодня, в XXI веке, человек должен обладать не только знаниями, но и целым рядом различных качеств, чтобы быть успешным, чтобы реализовать свой потенциал, чтобы правильно общаться с другими людьми, работать в команде, чтобы с достоинством уметь выходить из трудных ситуаций. Перед педагогами стоит задача формирования всесторнне развитой, гармоничной личности, способной самостоятельно решать сложные задачи, использовать накопленный опыт, применять его в различных ситуациях. Человек живёт в обществе и является неотъемлемой частью этого общества, а значит, он должен научиться взаимодействовать с другими его членами. Это не так просто. И решение этих сложных задач сегодня во многом ложится на плечи школы.

Педагогическое сообщество первым откликается  на веяния времени. Реализация нового федерального государственного общеобразовательного стандарта предполагает, что в школе ученик не просто получит определённую сумму знаний, но и выработает у себя потребность в их дальнейшем приобретении и совершенствовании, освоит способы приобретения знаний и научится их применять самостоятельно. Этого требуют современные условия быстро развивающегося научного и технического прогресса в стремительно меняющемся мире. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. [3]

В свете последних нововведений каждый учитель не только даёт своим ученикам необходимую сумму знаний по определённому предмету, но и старается сформировать у них метапредметные умения, которые помогут в освоении любой дисциплины в рамках учебной программы и вне её, самостоятельно, если возникнет такая необходимость. А необходимость может возникнуть уже в ближайшем будущем, достаточно вспомнить, как интенсивно развиваются компьютерные технологии, нано- и 3D-технологии. Того, что вчера было достаточно, чтобы шагать в ногу со временем, завтра уже не хватит для успешной работы, а потому важно сформировать у школьников устойчивую мотивацию к постоянному саморазвитию, освоению новых знаний, созидательному творчеству. Человек жив, пока он учится. Этот процесс должен происходить в течение всей сознательной жизни каждого человека, а успех его во многом будет зависеть от того, в какой степени ученик в школе овладел общими принципами присвоения нового социального опыта, универсальными учебными действиями (УУД).

Успешному овладению УУД способствует внедрение в практику школы надпредметного курса «Мир деятельности». В рамках этого курса школьники овладевают универсальными учебными действиями, применимыми на любом уроке. Овладев «инструментом», ученик может воспользоваться им в других условиях, без непосредственного руководства учителя. Другими словами, «Мир деятельности» учит детей учиться.

Не стоит думать, что это революционное начинание и относится оно лишь к XXI веку. Я полагаю, взрослое поколение помнит, что в своё время в каждом классе висел уголок «Учись учиться» с рекомендациями, правилами, информацией, касающейся определённого предмета – в кабинете математики – по математике, в кабинете химии – по химии и т.д. Но вряд ли нашёлся ученик, который внимательно изучил все эти уголки, соотнёс их, представил себе систему и взял на вооружение. Разрозненность и отрывочность таких знаний, отсутствие систематической работы не позволяло в целом неплохому начинанию развиться во что-то большее.

Сегодняшний курс «Мир деятельности» призван не столько «собрать воедино» такие разрозненные знания о способах и формах успешного самообразования, сколько выработать у школьников необходимые навыки, способствующие овладению знаний по любому предмету. Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон («Школа 2000...» [1]), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. [2]

Например, практически на каждом уроке в начальной, средней и старшей школе ученикам приходится сталкиваться  с учебными текстами. Любой параграф по русскому языку, математике, окружающему миру, истории, географии представляет собой учебный текст, из которого дети должны извлечь определённую информацию с тем, чтобы потом суметь применить её в дальнейшей учебной деятельности. Существуют разные приёмы, помогающие школьнику выделить главное, уяснить основную и второстепенную информацию, отделить новое от уже известного, включить новое понятие в систему и т.д. К ним относятся «Кластер», «Бортовой журнал», «Двучастный дневник», «Кольца Вена», «Мышление под прямым углом», «Фишбон», «Ключевые слова», «Синквейн», разметка текста «INSERT», «Плюс – Минус – Интересно» и т.п. Эти технологии могут применяться при работе с любым учебным текстом в зависимости от цели урока, возможностей и желаний учащихся и учителя. После овладения этими приёмами дети легко справляются с текстом, предложенным в параграфе.

С интересом ребята воспринимают и работу в парах, которая организуется разными способами: кластер, карта ума, сводная таблица, «Зигзаг». Такие формы работы не только позволяют успешно освоить новый материал, но и способствуют выработке умения работать в команде, воспитывают личностные качества.

Занятия по темам «Что такое диалог?», «Что такое дискуссия?», «Как не вступать в конфликт» заставляют задуматься о важности умения слушать и слышать товарища, становиться на позицию автора или критика, ученика, преподносящего информацию, или воспринимающего её.

Традиционно популярны, несмотря на возраст, игровые технологии «Часики», «Барометр», «Крестики-нолики» и др. Применить эти технологии можно на любом учебном предмете. Даже довольно сложный материал по русскому языку в ходе игры «Крестики-нолики» закрепляется легко и ненавязчиво.

Важным умением, формируемым в ходе освоения курса «Мир деятельности», на мой взгляд, является рефлексия. Её тоже можно организовать разными способами: «Экран рефлексии». «Шесть шляп мышления». «Шесть фигур мышления», «Гайд-парк», «Кольца Вена», «Плюс-минус-интересно», «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Рефлексия позволяет выяснить, как ученики усвоили материал, какие затруднения  возникли, насколько осознанно ребята относятся к своим достижениям, сумели ли они увидеть, что новое на уроке – это часть большой системы, включить это новое в систему. Рефлексия позволяет учителю увидеть, что удалось хорошо, а над чем ещё придётся поработать на следующем уроке.

Таким образом, «Мир деятельности» - важный и полезный курс, позволяющий сформировать у школьников и необходимые личностные качества, и нравственно-этические нормы, ценностные ориентиры, и универсальные учебные действия. Но необходимо, чтобы учителя средних классов и старшего звена на своих уроках тоже использовали приёмы и технологии, которыми ученики овладели в ходе освоения данного курса. Сначала надо научить учителя учить детей учиться. Такая вот получается тавтология. Но преодолеть её мы в силах. Ведь и учитель живёт, пока учится.

Список литературы

1. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

2.   Программа надпредметного курса «Мир деятельности».

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.

Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...

Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы

Формирование личностных умений в процессе освоения учебной темы (по результатам освоения курса ТРИИК)Предлагаю вашему вниманию результат освоения инновационной технологии развития информационно-...

Формирование коммуникативных умений в процессе освоения учебной темы по математике

презентация на тему "Формирование коммуникативных умений в процессе освоения учебной темы". 6 клас УМК «Н.Я. Виленкин» Математика Технологическая карта темы «Приведение под...

Г.Т. Егораева. Презентация "ОГЭ. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе подготовки к заданиям 15.1, 15.2, 15.3."

Г.Т. Егораева. Презентация "ОГЭ. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе подготовки к заданиям 15.1, 15.2, 15.3."...

Формирование метапредметных умений обучающихся в процессе изучения ими рациональных чисел в 6 классе

Формирование метапредметных умений обучающихся в процессе изучения ими рациональных чисел в 6 классе...

Формирование метапредметных умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике: проблемы и пути решения

Формирование метапредметных умений обучающихся-инофонов в процессе обучения математике: проблемы и пути решения...

Формирование и развитие метапредметных умений в процессе обучения химии

Главной задачей новых образовательных стандартов является обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития школьника, формирование умения учиться. Поэтому сегодня важно не столько д...