Образовательная городская площадка. Технологии и методы формирования и развития смыслового чтения.
методическая разработка на тему

Долгушина Ольга Васильевна

Городская образовательная базовая площадка

Тема: «Технологии и методы формирования и развития смыслового чтения»

Цель программы: создание условий для освоения педагогами технологий, методов работы с формированием и развитием смыслового чтения (технология развития критического мышления через чтение и письмо, ассоциативные методы, метод «Кроссенс»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метод Кроссенс2.85 МБ
Office presentation icon bazovaya_ploshchadka_smyslovoe_chtenie_.ppt2.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема второго занятия Метод «Кроссенс» Проектирование разноуровневых обучающих задач с использованием метода «Кроссенс»

Слайд 5

Применение Кроссенса проверка домашнего задания (функция опорной образной схемы) ; формулировка темы урока, постановка цели урока; поиск проблемы ; обобщение материала, закрепление; организация групповой работы ; творческое домашнее задание; построение структуры урока. Можно использовать на разных этапах урока

Слайд 6

Задание 1. Определите тему Кроссенса. 2. Разгадайте Кроссенс, составьте рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Предположите, какая картинка могла бы быть в центре Кроссенса. 3. Презентуйте свою работу.

Слайд 10

Значение Кроссенса Решает как образовательные, так воспитательные задачи Создает условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Прием‐головоломка нового поколения Развивает коммуникативные, регулятивные умения и навыки работы с информацией.

Слайд 11

Алгоритм составления Кроссенса − определить тематику, общую идею ; − выделить 9 элементов , имеющих отношение к идее, теме; − найти связь между элементами, определить последовательность; − выделить элементы , имеющие 3 и более связей (крест, основа); − сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат); − выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

Слайд 12

Удачи! Совершайте открытия на пересечении смыслов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ № 169» Городская образовательная базовая площадка Тема: «Технологии и методы формирования и развития смыслового чтения» Срок реализации 1 год Руководитель базовой площадки: Харьянова Наталья Петровна Разработчики : Харьянова Н.П., Михайлова Ю.В., Федотова О.В.

Слайд 2

Стратегии смыслового чтения Реклама, информация по радио, доклад на собрании, заявление о приёме на работу, статья в газете или журнале, сообщение отправленное по мобильному телефону или через Интернет, записка, мимоходом нацарапанная на клочке бумаги, танец, система дорожных знаков, чек продовольственного магазина и др. текст

Слайд 3

Текст?

Слайд 4

Псевдопонимание «Естественность» текста делает его особенно трудной знаковой формой, создавая иллюзию понятности, беглое чтение без постоянного мониторинга понимания усиливает эту иллюзию, просмотровое, сканирующее чтение как основной вид чтения в Интернете усиливает тенденцию к псевдопониманию .

Слайд 5

Стратегии смыслового чтения. Главным источником развития человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека , которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Слайд 6

Что же происходит сегодня? снижение интереса к чтению ; ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы; низкий уровень читательской грамотности : неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме. Кризис в чтении

Слайд 7

Почему? несоответствие многих используемых приемов и методик обучения чтению современным требованиям работы с письменной информацией; невнимание к разработке и использованию новых стратегий и технологий чтения в соотнесении с его целями; низкий уровень обучения чтению и работе с письменными источниками информации на всех ступенях системы образования . Недостатки образовательных программ

Слайд 8

Противоречие Высокие требования к продукту образовательной деятельности Старая методология обучения, отсутствие системного подхода в обучении чтению ? Что делать? Введение ФГОС ООО в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» Новый подход к современной школе!

Слайд 9

По определению А. А. Леонтьева, смысловое чтение рассматривается как процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Смысловое чтение

Слайд 10

Модель идеального читателя Мир ученика Мир текста Внешний мир

Слайд 11

Путь идеального читателя Понять материал В ыделить в нем наиболее существенную информацию З апомнить ее

Слайд 12

Чтение как процесс I фаза II фаза III фаза Восприятие текста: установление значений слов; раскрытие содержания и смысла теста; воспроизведение и пересказ. Просмотровое (поисковое) и ознакомительное чтение Извлечение смысла: объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. “ Присвоение” добытых новых знаний: выдвижение гипотез и высказывание предположений; формулирование суждений, применение на практике в жизни, учёбе, профессиональной деятельности. Изучающее, рефлексивное, усваивающее чтение (смысловое чтение)

Слайд 13

И.А.Бунин «Роман горбуна» О чем говорит вам это словосочетание? О чем рассказ, как вы думаете?

Слайд 14

И. А. Бунин «Роман горбуна» Роман горбуна Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и – к чему скрывать! – давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой – букет фиалок...» Первая остановка

Слайд 15

Примерные вопросы и задания В чем необычность ситуации? Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени? Как вы думаете, кто написал письмо? Автор письма пишет: «… Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам...» В чем может обнаружиться родство? Когда и где должна состояться встреча? Почему там? Чем настораживает письмо? Предположите, как отреагирует горбун? Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете?

Слайд 16

Кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке

Слайд 17

Горбун Горбун Одиночество Благородный умный лоб Гордый и печальный взор

Слайд 18

Незнакомка Серый английский костюм Лиловый зонтик, букетик фиалок Незнакомка Одиночество? Надеется на взаимность, на родную душу Молода Богата Давно знает, любит

Слайд 19

Характеристика цвета А.Н.Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что серый цвет относится к бесцветным тонам, имеет не цветовую характеристику, а световую. Речевая традиция не связывает серый цвет ни с красотой, ни с праздничностью, ни с радостным подъёмом. Л иловый цвет символизирует духовную силу и скрытые возможности человеческого разума.

Слайд 20

И. А. Бунин «Роман горбуна» Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, – как гость, как чужой в своей собственной квартире, – и стал ждать рокового часа. Вторая остановка

Слайд 21

Примерные вопросы и задания Почему РОКОВОГО часа? Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации? Попробуйте передать чувства героя через определения, или букет цветов, или цветовую палитру Случаен ли выбор горбуна? Что нового узнали о герое?

Слайд 22

Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг Третья остановка И. А. Бунин «Роман горбуна»

Слайд 23

Примерные вопросы и задания Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун? Есть ли уверенность в счастливой развязке? Какова же проблема рассказа? Если мнение изменилось, что повлияло на изменение? Что могло произойти дальше? Мнение обоснуйте.

Слайд 24

И. А. Бунин «Роман горбуна» оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, – горбунья. Беспощаден кто-то к человеку!

Слайд 25

Рефлексия И.А. Бунин заканчивает произведение фразой: «Беспощаден кто-то к человеку!» Я предлагаю написать небольшую письменную работу по предложенным темам или синквейн : Кто беспощаден к человеку в рассказе? Мои впечатления от рассказа? Возможен ли роман горбуна?

Слайд 26

Синквейн Существительное – объект (тема синквейна). Два прилагательных, описывающие признаки или свойства объекта. Три глагола – действия, совершаемые объектом. Предложение – отношение автора к объекту. Существительное – синоним к первой строчке, выражающее суть объекта.

Слайд 27

Анализ проделанной работы Работа с любым текстом предполагает три этапа: до чтения текста во время чтения текста после чтения текста Каждый этап предполагает определенный набор стратегий , выбор которых определяется заданной целью чтения, характером и типом текста

Слайд 28

Что такое стратегия? Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам. Стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения.

Слайд 29

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО Технологические этапы урока I стадия II стадия III стадия Вызов (+рефлексия): актуализация имеющихся знаний; интерес к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения. До чтения Осмысление содержания (+рефлексия): получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения. Во время чтения Рефлексия: размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения. После чтения

Слайд 30

Стратегии предтекстовой деятельности (до чтения текста) 1. «Мозговой штурм». 2. «Глоссарий». 3. «Ориентиры предвосхищения». 4. «Батарея вопросов». 5. «Предваряющие вопросы». 6. «Рассечение вопроса». 7. «Алфавит за круглым столом» 8. «Соревнуемся с писателем» 9. «Строим Кроссенс».

Слайд 31

Стратегии текстовой деятельности (во время чтения текста) 1. «Чтение в кружок» (попеременное чтение»). 2. «Чтение с вопросами». 3. «Чтение с остановками». 4. «Чтение с пометками».

Слайд 32

Стратегии послетекстовой деятельности 1. «Отношение между вопросом и ответом» 2. «Вопросы после текста» 3. «Тайм-аут» 4. «Проверочный лист». 5. «Отношение между вопросом и ответом»

Слайд 33

Стратегии смыслового чтения Обучение стратегиям чтения развивает умения : взаимодействовать с текстом выстраивать диалог с автором размышлять о читаемом и прочитанном анализировать свою деятельность продумывать способы работы с текстом

Слайд 34

Стратегии смыслового чтения В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку Чтение.

Слайд 35

Домашнее задание Поделитесь своим опытом работы. Расскажите, какие интересные и эффективные стратегии смыслового чтения используете Вы на своих уроках? А мы расскажем Вам об универсальном методе «Кроссенс» и покажем, как он работает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Технологии и методы развития смыслового чтения на иностранном языке"

Буклет "Технологии и методы развития смыслового чтения на иностранном языке" содержит  примеры технологии овладения контекстуальной догадкой в процессе чтения текста на иностранном языке, техноло...

РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ

В материале представлен опыт работы применения кейс-технологий в ООО на примере английского языка...

Образовательная городская площадка по теме "Технологии и методы формирования и развития смыслового чтения".

Образовательная городская площадка по теме "Технологии и методы формирования и развития смыслового чтения"....

Формирование стратегий иноязычного смыслового чтения текстовой информации

С каждым годом увеличивается объем информации и надо уметь ее извлекать и эффективно использовать. У чтения на иностранном языке большое количество преимуществ: развитие речи, формирование лексическог...

Сообщение на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности (смысловое чтение) на уроках истории и обществознания."

Сообщение было подготовлено для выступления на РМО учителей истории и обществознания...