Методическая разработка из опыта работы
методическая разработка на тему

Соловых Екатерина Викторовна

 Здесь опубликован материал для работы учителя предметника по технодлогии "дебаты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка 71.5 КБ
Office presentation icon seminar_-_ekologiya.ppt1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Окружные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения

Методическая разработка

Роль технологии «Дебаты» в практике духовно-нравственного образования учащихся

(Дебаты на тему: «Человек должен быть альтруистом»)

Авторы:

Быкова Лариса Викторовна, учитель математики

Соловых Екатерина Викторовна, учитель истории

ГБОУ СОШ № 3 г. о. Чапаевск

Чапаевск 2017 г.

   Люди, жившие в разные эпохи, в разных странах, в разных культурных средах, всегда высоко ценили нравственную воспитанность. И в настоящее время развитие нравственных чувств, нравственного сознания, нравственного поведения, формирование детской души на основе традиционных ценностей отечественной культуры является наиболее актуальной задачей воспитания. В современных условиях учитель должен найти в себе силы, знания, мудрость, чтобы решать задачи возрождения духовности и нравственности в нашей жизни в воспитании детей. Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо усвоить высокие идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству.

 Основным источником нравственного опыта является, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие школьников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.

 Другим важным источником нравственного опыта обучающихся является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения обучающихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

 Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы.

Путь реализации духовно-нравственной стороны воспитания

 1. Нравственные знания.

 Их можно дать детям как знакомство со многими примерами из литературы, отечественной истории, раскрывающих тему бескорыстного служения Родине, людям.

 2. Нравственное поведение.

 Показать детям применение этических знаний в жизни и вести их к осмыслению необходимости (или возможности) применения этих знаний в своей жизни.

 3. Исполнение ребенком нравственных норм. Это необходимый уровень педагогической работы, так как только при достижении этого этапа можно говорить о реализации воспитательных задач. Педагог должен стараться довести ребенка до этого этапа. Критерием уровня духовно-нравственной воспитанности является сформированная система отношений ребенка с миром (с людьми, с собой, с природой) на основе общепринятых нравственных норм.

Чтобы приблизиться к третьему этапу этого пути, учителю следует искать такие методы, формы работы, при которых знания духовно-нравственного содержания не будут представлены на уровне абстрактного изложения или отвлеченного нравоучения. Новое время, новые проблемы духовно-нравственного состояния современного общества требует новых подходов и в системе воспитания, новых технологий, каковыми являются дебаты.

  В условиях модернизации образования всё большее значение приобретают в образовательной деятельности различные формы диалога.

  Диалог в образовательной деятельности – способ освоения предметного знания, ученики должны обладать умением вступать в диалог с книгой, компьютером; диалог – это способ взаимодействия ученик и учитель, учащиеся между собой, но чтобы вступить в диалог, необходимо владеть специальными умениями.

Что привело нас к выбору и использованию  из множества технологий (наряду с другими) именно дебатов во внеклассной работе?

Целью работы классного руководителя является формирование гражданской позиции школьника, включающей умение отстаивать свою точку зрения, проявление толерантности. Работая над проектом, можно с уверенностью сказать, что дебаты способствуют достижению указанной цели.

В 2014 году мы начали в своей работе как классные руководители 8-ых классов использовать во внеурочной работе дебаты как форму обсуждения проблемы была признана учащимися интересной, также они отмечали, что темы выбирались актуальными для их возраста.

Из числа умений, которые формируются в ходе дебатов, как наиболее для себя значимые учащиеся отмечают:

- умение точно формулировать мысль;

- работать в команде;

- умение высказать собственную точку зрения.

Для определения эффективности данной формы работы было проведено анкетирование среди учащихся 8-ых классов октябре 2014 года, принимавших участие в дебатах на различные темы.

Дебаты как форма обсуждения проблемы была признана интересной 80% опрошенных, затруднились определить свое отношение к дебатам 11,7%, отрицательное отношение дебаты вызывают у одного ученика (8,3%)

На вопрос: интересны ли им темы, предложенные для обсуждения, положительно ответили 86,3% опрошенных, затруднились ответить 13,6%.

Рейтинг умений, которые формируются с помощью дебатов, по степени важности для всех групп в целом получился следующим:

         уметь точно формулировать мысль – 1 место;

         уметь работать в команде – 2 место;

         уметь высказать собственное мнение – 3 место;

         преодолеть ораторский страх – 4 место;

         уметь слушать и слышать  - 5 место.

В октябре 2016 года было проведено повторное анкетирование уже с учащимися 10 классов, неоднократно участвовавших в дебатах, у которых рейтинг предпочтений оказался несколько иной:

         уметь точно формулировать мысль – 1 место;

         уметь слушать и слышать  - 2 место;

         уметь работать в команде – 3 место;

         уметь высказать собственное мнение – 4 место;

         преодолеть ораторский страх – 5 место.

Это объясняется тем, что они уже лучше освоили работу в команде и научились преодолевать страх аудитории, а для новичков в дебатах на первые места выходят преодоление ораторского страха и умение работать в команде. Был также один ответ, что выступление на дебатах помогает самоутвердиться учащемуся. Учащиеся, которые имеют больший опыт участия в дебатах, понимают, насколько важно уметь слышать собеседника, поэтому в данных группах при проведении дебатов больше задается уточняющих вопросов, вопросов на прояснение позиций сторон.

     За время проведения дебатов произошли изменения в культуре диалога учащихся. Это можно было наблюдать на примере учащихся 9-х классов (2015-2016 учебный год), которые чаще участвовали в дебатах. Ребята стали достаточно четко формулировать ответы, корректно задать вопросы, выслушивать собеседника, научились держать тезис на протяжении всего обсуждения.  

      При проведении дебатов по проблемам безопасности школы и наличии детских площадок в микрорайоне школы учащимися активно вносились предложения по совершенствованию работы школы в данном направлении, что привело к выполнению социальных проектов в рамках проекта «Гражданин» и их реализации (вокруг школы было установлено ограждение, а в микрорайоне вокруг школы появилось 4 детских площадки).

       На вопрос: достаточно ли проводить дебаты 2 раза в год, ответы распределились следующим образом: 47,7% ответили – да; и 52,3% соответственно выразили пожелание – можно чаще.  При чем интерес высок и у новичков,  и у «стажистов».

   

   Учащиеся внесли предложения обсудить на дебатах следующие вопросы:

     - плюсы и минусы ЕГЭ;

    - взаимоотношения между учащимися;

    - подростковый криминал;

    - вопросы охраны окружающей среды;

    - школьник и мобильный телефон.

Таким образом осуществляются такие направления деятельности как создание ситуации сотрудничества между учениками и учителями как условие повышения мотивации учащихся; формирование и развитие надпредметных умений и навыков, поскольку развитие именно этих навыков приводит к формированию компетентностей; интеграция образовательной и воспитательной деятельности, так как дебаты естественным образом организуют единое образовательное и воспитательное пространство, включая в него урочную и внеурочную деятельность учеников, учителей и классных руководителей. 

ДЕБАТЫ НА ТЕМУ:

«ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ АЛЬТРУИСТОМ»

ЦЕЛИ:

  • расширение кругозора студентов по актуальным проблемам современности в вопросах морали, нравственности и благотворительности;
  • рассмотрение различные точек зрения современного общества на проявление меценатства и благотворительности;
  • развитие умения самостоятельного аналитического поиска информации и публичного выступления.

Подготовка учащихся к дебатам предусматривает изучение информационных источников (литература, периодическая печать, материалы сети Интернет и т.д.) с целями:

1. поиска различных определений понятия «альтруизм»;

2. поиска сведений о современном меценатстве и благотворительности;

3. поиска фактов и аргументов, подтверждающих тезисы «человек должен быть альтруистом», «человек не должен быть альтруистом».

I ЭТАП

Вступительная беседа (учитель)

— Прежде чем мы обратимся к теме нашего мероприятия, я бы хотела рассказать вам притчу: «В болоте северной Персии тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный кричал во всю глотку, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, который пожелал спасти тонущего мужчину. «Протяни мне руку!» — кричал он ему. — «Я вытащу тебя из болота». Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. «Дай же мне руку!» — все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою руку, тогда сможешь его спасти».

— Как Вы думаете, в чем скрытый смысл притчи? Почему Вы так думаете? Что на ваш взгляд определяло поведение человека, просившего утопающего протянуть ему руку? (ответы учащихся).

— Тема нашего мероприятия «Человек должен быть альтруистом», но в то же время мы можем сказать и обратное: «Человек не должен быть альтруистом».

Именно разрешению этой дилеммы и посвящена наша встреча, которая пройдёт в форме дебатов.

— Вам было предложено просмотреть различные источники, для того чтобы найти определение понятия «альтруизм».

— Кто из вас может раскрыть смысл данного понятия? (ответы учащихся).

Дополнительная информация учителя для обобщения ответов учащихся

Если обратиться к психологическому словарю, то альтруизм (фр. altruisme от лат. alter — другой) — это нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и

готовность к самоотречению во имя их блага.

В качестве морального требования альтруизм формулируется в противоположность эгоизму, о чем свидетельствуют золотое правило и заповедь любви. Как принцип межличностных отношений альтруизм конкретизируется в принципе справедливости: «Поступай так, чтобы интерес другого человека не становился для тебя средством достижения собственных целей», в принципе уважения: «В своих поступках не ущемляй интересы и права другого человека» и принципе человеколюбия, или соучастия: «Поступай так, чтобы интерес другого человека становился целью твоего поступка».

Сам термин «альтруизм» был предложен французским мыслителем философом Огюстом Контом (1798-1857) для того, чтобы выразить понятие, противоположное эгоизму. Контовский принцип альтруизма гласил: «Живи для других».

Практическая проблема, отраженная в дилемме — «альтруизм — эгоизм», заключается в противоречии не частного и общего интересов, а моего и чужого интересов. Как видно из определения альтруизма и самого слова «альтруизм», этот принцип повелевает содействовать благу другого человека, возможно, как равного, и при любых условиях — как ближнего.

Во второй половине XX в. альтруизм как особое явление сознания и поведения человека стал предметом специальных социологических и социально-психологических исследований «помогающего поведения». В них альтруизм анализируется в контексте практических отношений между людьми на материале различных форм солидарности, благодеяния, благотворительности, взаимопомощи, меценатстве и т.д.

Проведение жеребьевки, определение ролей

— Сейчас нам предстоит провести жеребьевку для проведения дебатов, определим команды «ЗА» и «ПРОТИВ», состав судей и зрителей и попробуем решить стоящую перед нами дилемму. Каждый из участников дебатов может задавать вопросы выступающим спикерам.

I ЭТАП ПРОВЕДЕНИЕ ДЕБАТОВ

Методические комментарии

Точку зрения команды на обсуждаемую проблему представляет спикер. В обсуждении будут проведены 4 раунда, для каждого раунда выбирается новый спикер из числа участников команды. Выступления спикеров строятся по ПОПС-формуле и должны состоять из 2-4 предложений, длительность выступления должна быть не более 1 — 2-х минут.

ПОПС — формула: П — пример (в чем заключается ваша точка зрения) — я считаю, что ...; О — обоснование (на чем Вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) — ... потому, что ...; П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) — ..., например, ...; С — следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) — ... поэтому ....

РЕГЛАМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ СПИКЕРОВ (ЗА)

Раунд 1.

У 1: представляет команду, используя ПОПС формулу, декламирует кейс (аргументы) команды (время выступления — 5 минут). Ответы команды на возникшие вопросы зрителей.

Раунд 2.

У 2: приводит новые факты в поддержку позиции команды (время выступления — 4 минуты). Ответы команды на возникшие вопросы зрителей.

Раунд 3.

У 3: подводит анализ игры, отмечает ключевые моменты дискуссии, подчеркивает достоинства позиции команды и слабость позиций оппонентов, повторяет наиболее выигрышную аргументацию (время выступления — 5 минут).

РЕГЛАМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ СПИКЕРОВ (ПРОТИВ)

Раунд 1.

О 1: представляет команду, используя ПОПС формулу, декламирует кейс (контраргументы) команды (время выступления — 5 минут). Ответы команды на возникшие вопросы зрителей.

Раунд 2.

О 2: приводит новые факты в поддержку позиции команды (время  выступления — 4 минуты). Ответы команды на возникшие вопросы зрителей.

Раунд 3.

О 3: подводит анализ игры, отмечает ключевые моменты дискуссии, подчеркивает достоинства позиции команды и слабость позиций оппонентов, повторяет наиболее выигрышную аргументацию (время выступления — 5 минут).

II ЭТАП

АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ СПИКЕРОВ КОМАНД

Методические комментарии

После выступлений команд судьи подводят итоги дебатов, отмечают ключевые моменты в выступлении спикеров, подчеркивают достоинства и слабость выступлений. Ведущий делает ключевые выводы по теме обсуждения.

III ЭТАП

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНОВ

— Ив заключение наших дебатов вам предлагается составить синквейны. Главным словом синквейна должно быть наиболее близкое вам понятие, которое будет являться синонимом темы урока (благотворительность).

Синквейн создаётся по следующей схеме:

1.         Первая строка — тема или предмет (одно существительное).

2.         Вторая строка — описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).

3.         Третья строка — три глагола, характеризующих действия объекта или предмета.

4.         Четвертая строка — фраза из четырех значимых слов, выражающих отношение автора (ов) к предмету.

5.         Пятая строка — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

IV ЭТАП ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

— Я думаю, что каждый из вас для себя решил и определил собственную жизненную позицию, которая основывается на принципе: «Если не я, то кто же?» или «Пусть кто-то, но только не я». При подведении итогов учитель может прочитать наиболее удачные синквейны и стихотворения написанные учащимися.

Учащиеся зачитывают четверостишья собственного сочинения о благотворительности, альтруизме (домашняя заготовка).

Оценочный лист  дебатов

Параметры оценки

Признаки 

Отметка о наличии

 

 

 

1 команда

2 команда

1.

Знаниевая база

1.При презентации   темы приводятся ссылки на конкретные факты, значимые явления, события и (или) научные понятия, на основании которых может быть осмыслена проблема

2. Используемые (факты, явления, события, научные закономерности)  направлены на раскрытие проблемы, описание ее основных характеристик

 

 

2.

Аргументация

1.Тема раскрывается в определенном социально-историческом контексте.

 

 

 

 

2. Используемые  знания позволяют,  аргументировано  изложить   позицию команды

 

 

3.

Речевая культура

1.Выступление команды не содержит речевых ошибок и просторечивых выражений.

 

 

4.

Культура презентации

1.Выступление команды отличается доступностью и ясностью изложения ,носит завершенный характер: содержит вступление, описание проблем(ы), итоговые выводы

 

 

5.

Разнообразие источников информации

1.Имеются ссылки  на  литературу, материалы средств массовой информации и  (или) информационные каналы, ссылки  на   собственный культурный опыт

 

 

 

 

 

Всего баллов

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СОШ №3 г. о. Чапаевска Самарской области ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ Площадка №1 Педагогическая мозаика «Практические приёмы экологизации образовательного процесса»

Слайд 2

Актуальность Сегодня, когда стираются грани между государствами, в условиях глобализации, современному обществу необходимы граждане, обладающие высоким уровнем нравственности, гражданственности

Слайд 3

Из Концепции модернизации российского образования : опора на гражданское образование и воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения

Слайд 4

Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы РФ требует формирование человека нового типа – конкурентной, инициативной личности, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения, реализовать себя в современной жизни.

Слайд 5

Из Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» Необходимость непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающий весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях

Слайд 6

Формирование экологической компетентности учащихся посредством Создание предметной образовательной и воспитательной среды на ступени обучения учащихся 5-11 классов Сформированность ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности Результат Проблемное обучение Проблемная лекция Проблемно-диалогич. урок Семинар Метод проектов Система занятий “ Мой бизнес-план» Система занятий “ Путешествие во времени” Исследователь- ский метод Урок-исследование Конференция ИКТ Лабораторное занятие Урок-презентация “ Круглый стол ”

Слайд 7

Технологии, формы и методы экологического образования и воспитания дебаты ролевые игры написание эссе индивидуальные и групповые проекты работа в интерактивных группах

Слайд 8

Экологическое образование и воспитание во внеурочной работе научно-практические конференции Социальный проект «Гражданин» Международный конкурс «Уроки благотворительности»

Слайд 9

Оценка уровня сформированности экологического самосознания у учащихся и изучение их социализированности

Слайд 10

Хотим, чтобы наши ученики : не выросли «Иванами, не помнящими родства» ; любили свою культуру, семью, край, историю. Только тот, кто обогатит свою память знанием, выработанным человечеством, станет действительно духовно богатым, а потому свободным и творческим человеком