Социальное партнёрство в школе – пространство заинтересованного диалога
статья по теме

Автор исследования рассматривает явление социального партнерства в образовании с точки зрения заинтересованного диалога, цели и задачи данного феномена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_partnerstvo.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В ШКОЛЕ –
ПРОСТРАНСТВО ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ДИАЛОГА

Браво Мария Александровна 
учитель 
ГБОУ гимназия №116
Санкт-Петербург


Предлагаемые обстоятельства, в которых действует школа, динамичны и многообразны. На комплекс вызовов, поступающих от общества или из сферы культуры, школа отвечает локальными, инфраструктурными или даже концептуальными изменениями. Однако, по мере ускорения ритмов общественной жизни такой своевременный отклик возможен только при поддержке заинтересованных участников образовательных отношений. Причём круг заинтересованных участников не обходится традиционной связкой «учитель – ученик – родители (законные представители) – органы управления образованием». Современные вызовы интегральны и предполагают решения с опорой на развивающуюся систему социального партнёрства.

Исследователи отмечают, что сегодня социальное партнёрство и сетевое взаимодействие, обозначенные в числе приоритетных направлений развития системы образования, стали и важнейшим компонентом инновационной структуры образования [1, с. 6].

Ключевыми задачами социального партнёрства представляются:

‒ развитие репутационного, экономического и кадрового потенциала образовательной организации;

‒ обеспечение благоприятных условий для реализации учебных и воспитательных задач;

‒ формирование мотивации (предложение грантового, статусного или иного стимула) для развития и практического применения академических способностей учащихся и профессиональных качеств педагогов;

‒ определение форматов и задач инновационной деятельности в системе образования, а также содействие в распространении эффективных инновационных практик;

‒ установление и поддержка конвергентных связей системы образования со сферами науки, культуры и производства.

Такое понимание социального партнерства сложилось в практике Петербургской школы, опирающейся на устойчивые практики классических моделей образования и динамичную инновационную инфраструктуру. Социальный партёр для образовательной организации – не резервный источник ресурсов, компенсирующий открывшиеся материальные или кадровые дефициты, но субъект образовательных отношений, формирующий мотивацию и предлагающий направления развития для директоров, обучающихся и педагогов. Такое социальной партнёрство проактивно и не выглядит как обременение для одной из участвующих сторон. Подобное видение партнёрства возникает благодаря тому, что сами образовательные организации в Петербурге готовы формулировать задачи и предлагать форматы сетевого взаимодействия. Показателем такой готовности является стабильно высокий интерес к конкурсам инновационных программ и продуктов, а также результативное участие петербургских школ в инновационной работе с присвоением статусов регионального и федерального уровня.

Важной функцией социального партнёра становится также его готовность к постановке реальных задач, вызванных социальной, культурной или производственной практикой. Это могут быть учебные задачи для профильного изучения отдельных предметных областей, либо управленческие задачи для административного персонала. Сфера участия социального партнёра как мотиватора и драйвера развития в жизни школы представляется значительной. Серьёзные задачи и дополнительные ресурсы может предложить только заинтересованный социальный партнёр. Но для реализации разработанных с его участием образовательных программ или проектов требуются соответствующая материально-техническая база и кадровый потенциал.

Работу по формированию инфраструктуры социального партнёрства мы предлагаем рассмотреть на примере ГБОУ гимназия №116 Приморского района Санкт-Петербурга. Коллектив гимназии в январе 2018 года стал победителем Приоритетного национального проекта «Образование», предложив инновационную образовательную программу по развитию социального партнёрства.

Петербург – особое пространство образования, в котором деятельно сотрудничают значительные потенциалы учреждений образования, науки и культуры. Творческий характер такого взаимодействия следует сочетать с его практической направленностью. Для этого важно сформировать понимание задач социального партнёрства и определить его инфраструктуру. ГБОУ гимназия №116 имеет длительный опыт такой работы.

Мы считаем, что социальное партнёрство призвано:

‒ обеспечивать постановку реальных учебных задач, которые стимулируют учащихся к исследовательскому поиску и глубокому освоению учебных предметов;

‒ устанавливать культурные и академические связи для развития полного спектра способностей обучающихся и поддержки профессиональной компетентности педагогов;

‒ укреплять сетевое сотрудничество для реализации образовательной, воспитательной и инновационной деятельности;

‒ развивать репутационный, экономический и кадровый потенциал гимназии.

Сегодня коллектив гимназии развивает социальное партнёрство по четырём магистральным направлениям:

‒ обеспечение условий для академической успешности ребёнка (гимназия имеет статус «школа-партнёр СПбГУ», производственная практика учащихся на базе партнёрских ВУЗов – ИТМО, ГУАП)

‒ формирование эффективной воспитательной стратегии (партнёрские программы с федеральными учреждениями культуры – ГосЛитМузей и Президентская библиотека, профориентационные программы – Вектор и Радар-ММС, среди партнёров гимназии – социальные центры и благотворительные фонды)

‒ поддержка социальной одарённости ребёнка (гимназия – участник международной инициативы PaSch, договоры об академических обменах с Германией и Швецией, участие в Форуме молодёжи северных стран, гимназия – ресурсный центр департамента языкового тестирования Кембриджского университета)

‒ развитие кадрового и репутационного потенциала гимназии (гимназия на протяжение 18 лет является базовой площадкой для стажировок РГПУ, с 2016 года – в программе интернатуры немецких учителей по линии PaSch, Goethe-Institut обеспечивает повышение языковых компетенций предметников, для поддержки инновационной инфраструктуры сформировано сетевое сообщество ОУ)

В 2018 году коллектив гимназии, предложивший свой опыт организации социального партнёрства, стал победителем конкурса среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Сегодня в петербургской системе образования формируется новое понимание социального партнёрства. Оно не предполагает механическое коллекционирование образовательных событий с участием или под патронажем внешних организаций. Оно развивается как инфраструктура сетевого взаимодействия, субъекты которой мотивируют друг друга к развитию и обеспечивают его репутационными, экономическими и кадровыми инструментами.

Список литературы

  1. 1. Волков В.Н. Анализ инновационных практик управления образовательными учреждениями // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге – 2017. –Вып. 1(5). – С. 6–13.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта

 Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности   выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...

Роль социального партнёрство школы и библиотеки в воспитании подрастающего поколения в соответствии с требованиями ФГОС

В статье представлен опыт социального партнёрства школы и детской библиотеки, а также описана роль социального партнёрства в воспитательной работе образовательной организации в соответствии с требован...

«Диалог культур в международных образовательных проектах» Ближайшие социальные партнеры школы – родители: наш диалог, трудности и преимущества этого партнерства.

Диалог культур в международных образовательных проектах. Ближайшие социальные партнеры школы – родители: наш диалог, трудности и преимущества этого партнерства....

Выступление по теме: «Создание школьного информационного пространства в рамках реализации социально-педагогического партнерства «Школа-родители»

Выступление по теме: «Создание школьного информационного пространства в рамках реализации социально-педагогического партнерства «Школа-родители»...

Социальное партнёрство школы, как средство достижения эффективности образовательной среды.

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуал...

Статья "Социальное партнёрство ГБОУ школы №334 Невского района Санкт-Петербурга"

Социальное партнёрство в образовании – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются п...

«Социальное партнерство семьи, школы и других субъектов образовательного пространства.»

Социальное партнерство семьи, школы и других субъектов образовательного пространства. Данная тема актуальна для классных руководителей....