Внеурочная деятельность 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Вихрова Юлия Вадимовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности 8 класс "Учимся решать проблемы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учимся решать проблемы37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся решать проблемы» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.12 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010   №1897;
  • ООП ООО ГБОУ СОШ №91 Петроградского района Санкт-Петербурга;
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 91 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2018/2019 учебный год.

Программа курса внеурочной деятельности «Учимся решать проблемы» адресована учащимся 8 класса и является одной из важных составляющих работы с детьми.

Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой самореализации личности ребенка.

Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время.

Одной из целей школьного образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной  жизни в современном обществе.

Развитие мышления школьников тесно связано с формированием приемов мышления, которые особенно ярко проявляются при обучении математике. Традиционно понимаемая учебная деятельность практически не в состоянии продвинуть нас в решении задачи формирования мышления. Математические знания учащихся оказываются формальными и невостребованными, у основной массы учащихся не формируется разумный подход к поиску способа решения незнакомых задач.

Необходимо заниматься развитием таких навыков, как:

  • использование известных формул, алгоритмов, процедур;
  • классификация и систематизация;
  • кодирование, преобразование, интерпретация;
  • правдоподобные рассуждения;
  • выдвижение и проверка гипотез, доказательство и опровержение;
  • умение задавать вопросы
  • разработка алгоритмов.

Задача предполагает необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели.

Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи программы:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение кругозора;
  • расширение и систематизация знаний по предмету;
  • раскрытие творческих способностей учащихся;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой;
  • воспитание настойчивости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
  • формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
  • специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.
  • Создание  условий для того, чтобы учащиеся:
  • перестали пугаться слова «задача»;
  • учились использовать общие подходы к решению учебных и жизненных задач
  • учились  работать в группах разного состава, организовывать такую работу, выполняя разные роли;
  • могли воспитывать в себе критический и уважительный подход к мнениям, высказываемым другими;
  • учились формировать собственное мнение и  его отстаивать.

Формы и режим занятий

Программа модуля рассчитана на триместр (11 занятий, один раз в неделю,

по 2 часа). Предполагается работа с группой учащихся  (около 20 чел.), сформированной из восьмиклассников в результате деловой игры. В конце работы модуля предусматривается проведение отчетной коллективной работы в форме интеллектуальной игры в рамках проекта «Игры разума». Для повышения эффективности необходимо предусмотреть возможность одновременной работы двух учителей.

Основные формы проведения занятий

Занятия проводятся с использованием индивидуальных и  коллективных форм обучения, групповых и парных форм.

Задачи для проведения занятий подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами реализации программы станут

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества,
  • формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять цели и задачи, высказывать гипотезы, исследовать и анализировать свою деятельность, соблюдая самые простые, общие для всех людей, этические нормы общения и сотрудничества.

Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
  • Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Разъяснять свою позицию другим: оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом  учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно:

  • познакомиться со способами решения задач по математике;
  • познакомиться с методами решения различных математических задач;
  • освоить логические приемы, применяемые при решении задач;
  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;
  • познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности;
  • приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач;
  • приобрести опыт презентации собственного продукта.

Результативность изучения программы

Оценивание достижений на занятиях внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся является качественной (может быть рейтинговой, многобалльной) и проводится в процессе:

  • решения задач,
  • защиты практико-исследовательских работ,
  • участия в проектной деятельности.

По завершении работы модуля «Учимся решать проблемы», каждый учащийся получает свидетельство, в котором зафиксирован не только факт участия в работе, но и степень его заинтересованности, активности в работе.

Методическое обеспечение программы

Методической особенностью изложения учебных материалов на занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:

  • наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых дает им новые знания;
  • с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями;
  • усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
  • наилучший результат достигается при создании учеником своих задач по аналогии с изученным

Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическим  рассуждениям, построению и изучению математических моделей.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Исторический материал и работа с информацией входят в процесс обучения математике и в урочной деятельности, поэтому в рамках занятий внеурочной работы с учащимися рекомендуется при любой возможности мотивировать учащихся на ознакомление с очерками об истории математики, историями из жизни великих математиков, сведениями из достижений современной математической науки, т.е. самым широким образом популяризировать математику. Что касается работы с информацией, то любая встреча с математикой, точнее, с учебными задачами по математике непосредственно связана с «работой с информацией».

Содержание программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 8 класса.

Реализация программы по внеурочной деятельности позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно - урочной системе обучения математике и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования ФГОС  – развитие способностей ребенка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе должно быть предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Важно отметить, что количество часов, отводимых на реализацию программы невелико-22 часа в год,  каждый учащийся должен «попробовать» и почувствовать вкус к тем или иным видам задач и сформировать относительно устойчивое умение решать эти задачи. Поэтому содержание программы устроено таким образом, что в рамках курса те или иные тематические разделы математики чередуются, естественно при этом темы не повторяются: элементы геометрии, логические задачи, текстовые задачи и т.д.

Замечательно, если постепенное освоение программы будет логично вписываться в общешкольные мероприятия, районные и городские мероприятия по математике: математические регаты, конкурсы, конференции и т.д.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы занятия были оснащены современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровым  реквизитом. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Эффективность и результативность программы внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия и желание проявить себя;
  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
  • широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
  • гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения математикой.

Содержание курса внеурочной деятельности

  1. Введение (2 часа)

Проблема, задача. Что это?

  1. Различные формы работы с задачей (12 часов) 

Ознакомление с этапами решения задач.        Основные этапы работы с задачей. Критическое восприятие предъявленного текста, умение нахождения нужной информации, отстаивание решения, умение задавать вопросы.

Работа с задачей; критический подход к решению; отстаивание решения. Пути поиска ответа. Выбор оптимального пути решения.

  1. Подготовка и проведение общешкольного мероприятия (6 часов)

Подбор и составление интересных задач и заданий и их защита.

Распределение ролей. Составление «бизнес-плана» по подготовке общешкольной игры.  Работа над содержанием игры, ее оформлением.

Подготовка и проведение игры.

  1. Рефлексия (2 часа)

Учебно–тематический план

№  п/п

Дата

Тема занятия

Содержание занятия

Виды и формы деятельности

Примечания

Введение

Проблема, задача. Что это?

Индивидуальная и групповая работа; мастерская.

Ознакомление с этапами решения задач.

Основные этапы работы с задачей.

Лекция

Критическое восприятие предъявленного текста, умение нахождения нужной информации

Брейн - ринг

Индивидуальная и групповая работа

Критическое восприятие предъявленного текста, отстаивание решения, умение задавать вопросы.

Разбор задач с готовым решением.

Индивидуальная и групповая работа

Работа с задачей; критический подход к решению; отстаивание решения.

Математический бой.

Индивидуальная и групповая работа

Пути поиска ответа

Разбор задачи с различными вариантами ответов.

Индивидуальная и групповая работа

Выбор оптимального пути решения

«Умники и умницы»

Индивидуальная и групповая работа

Выработка умений отбора материала для организации общешкольного мероприятия

Подбор и составление интересных задач и заданий и их защита.

 

Индивидуальная и групповая работа

Выработка умений  проектировать деятельность при подготовке общешкольного мероприятия.

Распределение ролей. Составление «бизнес-плана» по подготовке общешкольной игры.  Работа над содержанием игры, ее оформлением.

Индивидуальная и групповая работа

Выработка умений проектировать деятельность и презентовать ее результаты  при проведении общешкольной игры.

Подготовка и проведение игры.

Индивидуальная и групповая работа

Выработка умений критической оценки своей деятельности; умение анализировать свою работу.

Рефлексия

Индивидуальная и групповая работа

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса

Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....