Технология интегрированного обучения
статья на тему

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_integrirovannogo_obucheniya.docx52.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технология интегрированного обучения

                                     Сотченкова И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Прудковской СОШ

Будущее  уже наступило.

Роберт Юнг.

  1. Из истории технологии интегрированного обучения

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно,  в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Согласно  классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий                     «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.

В основе предметно - классно- урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Это деление познания на научные области возникло по немощи человека познать мир целиком во всех его связях и отношениях. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность в  межпредметных связях учебных дисциплин.

Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась, и история образования описывает так называемые «межпредметные движения»  педагогов. Суть этих движений состояло в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий. Как только учебные дисциплины в образовательных учреждениях разного уровня достигали крайнего разрыва, а самих дисциплин при этом становилось больше, так в ответ на это с новой силой заявляли о себе   «межпредметные движения». Так было и в нашей стране в 70-е годы XX столетия. В движение были вовлечены и ученые, и практики образования.

В отечественной педагогике это движение представлено ленинградской школой межпредметников и ведущим автором работ на эту тему профессором Максимовой В.Н., а также свердловской  школой, оформившейся в международную Таватуйскую школу- семинар по педагогической интеграции под руководством автора книги. 70-80-е годы дали оригинальные работы по описанию самих межпредметных связей и технологий их установления практиками в ходе учебной  работы. Появились новые типы уроков, в частности, интегрированный урок, называемый также бинарным, синтетическим, совмещенным, что не меняло существа дела. 

  1. Определение интегрированного урока

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

            Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:

  1. Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.                
  3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной зффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
  4.  Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.      
  5. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя и ученика, способствует раскрытию способностей.

  1. Задачи, реализуемые в ходе интегрированного урока

     Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

- повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;

- органично связать между собой материал;

- проводить урок без перегрузки детей.

  1. Методика интегрированного урока

К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто. Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя (учителей может быть и больше, смотря, какие предметы будут интегрироваться) другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.

Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

              Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая художественная культура, а также любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и приводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.

           Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

  1. Подготовительный (планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиция).
  2. Исполнительный. Непосредственно сам урок. Цель первого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.
  3. Рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки. 

В ходе подготовительной деятельности учитель определяет:

  • свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
  • состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;
  • ведущие системооообразующие и вспомогательные компоненты;
  • форму интегрирования;
  • характер связей между соединяемым материалом;
  • структуру (последовательность)  расположения материала;
  • методы и приёмы его предъявления;
  • методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
  • способы увеличения наглядности учебного материала;
  • распределения ролей с учителями интегрируемого предмета;
  • критерии оценивания эффективности урока;
  • форму записи подготовленного урока;
  • формы и виды контроля обученности учащихся на данном  уроке.

Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Формы бывают разные:  

  • предметно – образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;
  • понятийная, когда проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и вырабатывается понятийное поле понятия;
  • мировоззренческая, когда производится духовно -  нравственное обоснование изучаемого наукой явления или духовно- нравственные постулаты доказываются научными фактами;
  • деятельностная, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;  
  • концептуальная, при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.

Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание учителем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках такого рода. Каждый последующий интегрированный урок будет легче проводиться всеми участниками педагогического процесса.

После того как определили цель урока, интегрируемые блоки знания, выделили один из них в качестве системообразующего и, наконец, определились с формой интегрирования, следует заняться очень тонкой работой – рассмотрением связей, которые следует установить между интегрируемыми блоками знаний. Связи – это устанавливаемые или восстанавливаемые последовательные зависимости интегрируемых компонентов между собой. На этом этапе учитель несколько дольше задержится: найти связи и зависимости, определить их характер не так просто. Здесь нет выбора, а есть заданность, определяемая природой и характером изучаемых явлений.

Связи между интегрируемыми компонентами могут быть самые разные. Наиболее часто встречаются в школьной практике следующие:

  • связи происхождения;
  • связи порождения;
  • связи построения (при систематизации и обобщении знаний);
  • связи управления.

Связи происхождения устанавливаются там, где между компонентами выявляются отношения причины и следствия. Эти связи используются при создании многих межпредметных  курсов, например, «Культура в жизни человека», «Основа православной культурой», «Информационные технологии», «Политика права» и многих тем из этих и  подобных курсов. На этих же связях строится интегрированный урок  по введению экономических знаний в уроке о политике (тема «Нравственность и политика»), знаний химии  в урок по биологии (тема «Влияние ядов на организм человека»), знаний по истории в урок литературе (по историко-литературным темам) и др. Как видим, речь идёт не о простом соединении знаний из разных учебных дисциплин, а только тех, которые раскрывают истоки, причины или условия происхождения изучаемого в ведущем уроке предмета знания. Вводимые из другой дисциплины знания выполняют объяснительную функцию. При этих связях учащийся учится выявлять зависимости событий, фактов, явлений.

Связи порождения очень похожи на связи происхождения, но имеют ту специфику, что ставят изучаемой системообразующий предмет в позицию причины, порождающей следствия, изучаемой в другом учебном предмете. Так, если учитель химии проводит интегрированный урок по ядам, то он привлекает материал из биологии. Условно говоря, его материал служит основанием появления биологических последствий, рассмотрение которых не входит в состав знаний по химии. Интегрированные уроки с такими связями учат учащихся выходить за рамки предмета и видеть последствия своих узких, локально совершаемых действий, влияние открытий на жизнь людей и развития наук и производства.

Связи построения между интегрируемым знанием создаются учителем там, где объединяемые компоненты выступают на равных, взаимодействуя между собой в ситуации, задаваемой главным предметом. Представим себе уроки применения информатики при изучении русского языка, уроки на темы «Пушкин в музыке», «Пейзажная лирика Есенина в творчестве художников», «Физика и поэзия» и др. Здесь каждый интегрируемый компонент выполняет роль новой формы предъявления изучаемого явления: поэзии в живописи, физики — в музыке. Учащиеся на таких уроках учатся обнаруживать аналогии, переносить знания из одной знаковой формы в другую.

    Пример: интегративный урок истории в седьмом классе на тему: «Феодальная вотчина». Учащимся было предложено разыграть сценки из жизни: разговор феодала и зависимого от него крестьянина. Диалог включал такие понятия, как «барщина», «оброк» и др. Задача состояла не только в реконструкции возможного диалога того времени, но и воспроизведении этики, внешней формы, атрибутов поведения, речевых стилевых особенностей. При подготовке к уроку учащиеся изучали одежду тех лет, манеру держаться, законодательство, природу и характер сельскохозяйственной деятельности в определенной местности и т.д. На урок были приглашены учителя литературы, экономики, права и географии и др. Этот сонм экспертов должен был оценить точность воспроизведения исторической картины мира учащимися. В заключение урока они анализировали эти стороны учебной игры. Ребята вступали с ними даже в спор, доказывая свою правоту с использованием литературных источников.

        На другом интегративном уроке учителя истории, русского языка и литературы, музыки и ИЗО организовали изучение темы «Серебряный век русской культуры XIX века» в IX классе. На уроке учащиеся слушали научные доклады товарищей, музыкальные произведения, путешествовали по «художественной галерее», анализировали политические события того времени.

На обоих уроках учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, но главное — они воссоздавали образы эпох, людей и событий, имеющих место в нашей истории. Образовательно-воспитательное значение этих связей в практике обучения трудно переоценить.

Связи управления чаще всего имеют место там, где идёт изучение способов умственной и практической деятельности, которые могут быть перенесены из одного предмета в другой. Кроме того, связи управления возникают  там, где используется знание одной науки для раскрытия смыслов овладения другой. Фактически речь идёт о функциях изучаемой науки в деятельности человека.

Связи  управления  проявляются  при  использовании  математических  методов  приемов  контроля  знаний  учащихся, введении  программированного  или  модульного  обучения.  Общая  направленности  и  смысл  установления  этих  связей  состоит  в  субъективации позиции ученика на уроке. Функциональные и коммуникативные отношения учителя и ученика при этом меняется.

Теперь о структуре интегрированного урока. Здесь тоже много вариантов. Можно, конечно, составить один большой урок из мини- уроков, построенных на материале других дисциплин. Можно его сделать целостным с единой методической структурой. Есть вариант построения интегрированного урока как серии модулей (алгоритмов, проблем, учебных задач и заданий), комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки.

Разработка структуры интегрированного урока- совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это  требует продуманного управления по сути новым процессом познания.

             Интегрированные уроки имеют различные формы, в том числе нестандартные. Остановимся подробнее на некоторых из них.

             Урок-путешествие, который предусматривает преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. Например, урок-путешествие по местам боевых сражений при изучении романа «Война и мир» Л.Н.Толстого (закрепление темы), путешествие по литературному Пятигорску (литература + история).

              Урок творческого поиска предполагает, что дети сами ищут решение поставленной проблемы, информацию для ответа на вопрос, дополнительные сведения по данной теме («Уроки нравственности. Мастерская ценностных ориентаций и творческого поиска (урок литературы по рассказу А.П. Платонова «Юшка») (литература + религия).

              Творческие мастерские. Обучение основывается на деятельностном подходе и коллективном способе обучения. Занятия в мастерских строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху. Так, например, мы с учащимися 7 класса побывали в творческой мастерской А.С.Пушкина, где они исследовали этапы творческого процесса поэта (литература + история).

              Урок-проект. Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Например, урок в 5 классе  – «Ведь были ж схватки боевые» (по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»), 6 класс – «Герои моей семьи», 7 класс – «Правда и вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (литература + история).

       Рассмотрим подробнее интегрированный урок в 11 классе «Биохимия любви».

       Интегрированный урок в 11 классе выбран был не случайно, так как в этом возрастном периоде учащиеся наиболее часто испытывают чувство влюблённости, что нередко сопровождается неадекватным поведением, изменением их физического состояния. Все эти симптомы объяснить им самим очень сложно, эту задачу мы взяли на себя.

        На уроке мы попытались связать воедино биохимические процессы, эмоциональные и нравственные аспекты данной темы. Поэтому главной  целью нашего урока стало формирование представлений о гармоничной любви между мужчиной и женщиной на основе интеграции знаний по химии, биологии, литературе в ракурсе психологии межличностных отношений.

        Предварительно учащиеся получили домашнее задание повторить материал о строении и свойствах аминов, аминокислот, полипептидов, об обмене веществ в клетке. Также ученикам было предложено прочитать и проанализировать научный текст, подобрать дополнительный материал по некоторым веществам, используя  научную литературу. Повторить биографию И.А.Бунина и перечитать рассказы из сборника «Тёмные аллеи».

Второй этап интегрированного урока - исполнительский.                                      Ход урока.

Звучит  музыка:   музыкальный фрагмент их кинофильма «Титаник».

На фоне музыке звучит стихотворение:                              

                            Любовь, любовь – загадочное слово,

                            Кто мог бы до конца его понять?

                            Всегда во всём  старо ты или ново,

                             Томленье духа ты иль благодать?

Учитель биологии.

 Любовь… Она волнует и вдохновляет, о ней сочиняют стихи и поэмы, снимают кино и поют романсы. О ней говорят и думают подростки.

        Тема нашего урока «Биохимия любви». Сегодня мы с вами не только обсудим эту проблему, но и поразмышляем о том, что же происходит внутри организма человека, когда возникает это прекрасное чувство.

Звучит  запись стихотворения:

                             Хочу попить. Поесть, одеться модно,

                             Хочу под крышей дома отдохнуть,

                            Уюта я хочу, тепла, комфорта

                           И аромат цветов хочу вдохнуть.

                             Хочу кататься  на велосипеде,

                             Хочу, чтоб в доме было DVD…

                             Желаньям нет предела… Но поверьте,

                             Любовь хочу я только обрести.

В этом стихотворении речь идёт о потребностях. Потребности управляют деятельностью человека, заставляют его совершать поступки.

-А что такое потребности? Обратимся к Толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова:

« Потребность- это нужда в чём-либо, требующая удовлетворения».

 Американский учёный психолог Абрахам Маслоу составил иерархию потребностей в виде пирамиды. Обратимся к данной классификации потребностей.

         Пирамида потребностей  (по Маслоу).

           

       

                           Потребность в самоактуализации

                                                и самовыражении

                                        Потребности в эстетике и

                                                     красоте

                                  Потребности в принадлежности

                                                     и любви

                                    Потребность в безопасности и

                                                защищённости

                                     Физиологические потребности

                                     в утолении жажды, голода и т.п.

В основании пирамиды лежат первичные потребности - в удовлетворении физиологических потребностей в еде, одежде, пище, в защищённости и стабильности. Выше располагаются вторичные потребности, их называют аффилиативными, т.е. потребности более высокого уровня. Они опираются на одну из важнейших человеческих потребностей – потребность в принадлежности и любви. Затем идут потребности в самоуважении, познавательные, эстетические и венчают пирамиду потребности в самоактуализации и самореализации. Надо заметить, что вышестоящие потребности начинают управлять поведением человека, только после того, как будут реализованы потребности более низкого уровня.

         Потребность любить и быть любимым основная эмоциональная, чувственная составляющая любого индивида. И сегодня на уроке речь пойдет о любви между мужчиной и женщиной.

         

Учитель литературы.

Тема любви звучит во многих литературных, музыкальных, художественных произведениях. Она находит  своё воплощение в сценическом искусстве и кинематографе.

          Перед вами репродукции картин художников, каждый из которых по-своему воспевал это чувство, заставляя сопереживать героям своих произведений: это и Карл Брюллов, и Эдуард Мане, и Огюст Ренуар, и Сальвадор Дали, и Матисс, и Марк Шагал и многие, многие другие.

 Любовь - излюбленная тема писателей. В любом литературном произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству.

      Тонко описывает любовь Уильям Шекспир в трагедии  «Ромео и Джульетта», Михаил Булгаков в романе « Мастер и Маргарита»… Назовите ещё произведения, в которых говориться о любви и имена героев этих произведений.

  ( Татьяна Ларина и Евгений Онегин, Мэри и Печорин, Наташа Ростова                                                               и Андрей Болконский, Аксинья Астахова и Григорий Мелехов …)

        Что такое любовь, каждый из нас понимает, но никто не знает, что это такое. Почему происходят с людьми такие изменения, когда хочется петь, писать стихи, картины, весело смеяться или громко плакать…, совершать несвойственные действия и поступки. Но как записано в Библии - великой книге книг … и ныне и присно, и во веки веков тайна сия велика есть…

На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, поэты, писатели и обычные люди.

          И вам, ребята,  было предложено подумать, поразмышлять, что такое любовь. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Дети выборочно читают свои сочинения о любви.

Достаточно. А какая бывает любовь? Охарактеризуйте её, используя слова- антонимы.

Ученики в тетрадях выполняют задание, затем зачитывают.

-Давайте проверим, совпадает ли ваше мнение с моим мнением.

На доске записаны слова- антонимы, отвечающие заданию учителя.

                                  Долгая – короткая

                                Счастливая – несчастная

                                Страстная – спокойная

                                Взаимная – безответная

                                Земная - неземная

А теперь подчеркнём те прилагательные, которые выражают желаемое для человека в жизни.  Итак, все  мы хотим любви долгой, счастливой, страстной или же спокойной, взаимной, земной или неземной.

         Сегодня мы продолжим разговор о творчестве Ивана Алексеевича Бунина, певца страстной любви. Тема любви - одна из главных в его творчестве. «Всякая любовь - великое счастье, если даже она не разделена» - в этой фразе пафос изображения любви Буниным.

           Сборник «Тёмные аллеи»,  в который писатель объединил свои рассказы о любви,  Иван Алексеевич считал своим высшим творческим достижением.

-Назовите, какие рассказы входят в этот сборник?

-«Тёмные аллеи», «Солнечный удар», «Муза», «Поздний час», «В Париже», «Холодная осень», «Визитная карточка», «Натали».

-Какой предстаёт любовь в этих рассказах?

 Любовь как вспышка, как метеорное свечение - прекрасно, но непродолжительно.

-Почему в домашнем задании я предложила девочкам перечитать рассказ «Тёмные аллеи», а ребятам «Солнечный удар»?

-Смысл-  сопереживание главным героям рассказов.

-Как можно охарактеризовать чувство, переживаемое главными героями: Надеждой из рассказа  «Тёмные аллеи»  и поручика из рассказа «Солнечный удар»?

Возможный ответ учащихся:

          -Роковая любовь.

    -Отчего же расстаются герои рассказов И.А.Бунина?

Возможный ответ учащихся:

   -Любовь героев лишена гармонии.

-Почему же автор изображает любовь столь трагично, возможно он сам не верит в силу любви и её долговечность? Давайте об этом поговорим несколько позже.

Учитель химии.

Звучит стихотворение на фоне музыки.

                         Попробуй химию любви понять-

                         Влюблённость, страсть и умиротворённость.

                         На чём основана сердечная сплочённость?

                         И как своей любовью управлять?

В качестве опережающего домашнего задания вам был предложен текст «Любовь и химия», который нужно было проанализировать, выписать названия химических веществ, встретившихся в тексте, и указать, какую роль они играют в организме человека. Приложение № 1.

- Прочитайте свой анализ текста.

Учащиеся выборочно зачитывают анализ текста.

-Какие вещества вы выписали?

АМФЕТАМИНЫ - выделяются в период влюблённости.

ЭНДОРФИНЫ - выделяются  на второй стадии любви- благоденствия.

ОКСИТОЦИНЫ - биокатализаторы, выделяются в обеих стадиях.

ФЕРРОМОНЫ, вещества, обладающие характерным тонким, специфическим запахом.

        Итак, в тексте вы  выделили четыре группы веществ, которые участвуют в биохимических процессах организма.

На доске появляется плакат с данными  веществами.

         Химия любви?! Стоит ли, говоря о чувствах,  переходить на язык науки? Чем могут помочь в жизни знания о том, что переход от влюбленности к возникновению большого чувства обеспечивается выработкой и выделением в организмах любящих людей данных химических веществ.

         Безусловно, любовь всегда останется чем-то большим, чем простая сумма химических соединений.

Просмотр фрагмента художественного фильма «Ромео и Джульетта».

Сцена на балконе.

Звучит стихотворение на фоне музыки.

                           Волненье сердца, замиранье, трепет

                           И речь, похожая на детский лепет,-

                           И кажется, в крови адреналин,

                           Но уверяю, то фенилэтиламин!-

                           Его влюблённость щедро поставляет,

                           И он волненье сердца вызывает!

Учитель биологии.

Что же это за удивительное вещество фенилэтиламин?  Это органическое вещество, которое относится к группе амфетаминов; оно обладает мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирует ряд функций организма. Из-за высокой биологической активности их также называют биогенными аминами.  

-Какие вещества называются биогенными?

-Биогенными – называют  вещества, происходящие от живого организма, связанные с ним; оказывающие стимулирующее влияние на организм.

-Фенилэтиламин в одних тканях служит нейромедиатором, т.е. является физиологически активным веществом, осуществляющим связь между нейронами, а в других – гормонами – биологически активными вещества, которые вырабатывают железы внутренней секреции. Кроме фенилэтиламина к группе амфетаминов относятся адреналин, норадреналин, дофамин.

На доске появляются плакаты с формулами данных веществ, на столах у учащихся  также инструкционные карты.  Приложение № 2.

      Учитель химии.

Итак, биогенные амины, или катехоламины, влияют на обменные процессы и регуляцию функций организма.

-А каков их состав и строение?  Перед вами формулы биогенных веществ, выявите сходство  и различие в составе и строении.

Учащиеся называют черты сходства:

- Наличие бензольного кольца.

- Алкильный радикал.

- Аминогруппа.

- В формулах трёх веществ есть гидроксильная группа, связанная с бензольным кольцом, что обеспечивает их сходство с классом фенолов.

Отличия:

-У фенилэтиламина отсутствуют гидроксогруппы в бензольном кольце, он не принадлежит к классу фенолов.

-Правильно! Как вы думаете, чем можно объяснить сходство ощущений при стрессе и влюблённости, если в организме выделяются одинаковые вещества: адреналин и фенилэтиламин?

-Очевидно, это объясняется наличием у обоих веществ аминогруппы.

-Предположите, какими химическими свойствами должны обладать данные вещества, если они принадлежат к классу аминов?

- Реагировать с водой, что сопровождается высвобождением гидроксогруппы и созданием щелочной среды, кислотами, аминокислотами.

-Реакциями окисления или горения с образованием азота, углекислого газа и воды.

-А как вы думаете, что происходит с этими веществами в организме при их выбросе?

-Азот поступает в кровь при окислении.

-Создаётся щелочная среда в тканях органов и в крови.

-Дезаминирование  (аминогруппа переходит в ион аммония ) с выделением в кровь ионов аммония.

- Синтезируются новые вещества белковой природы.

-Да, симптомы любви и стресса поразительно похожи, т. к. пути перемещения их в организме в обоих случаях одни и те же. Этот вопрос целесообразно рассмотреть с двух сторон, учитывая, что они протекают под действием ферментов.

   Учитель биологии.

Изучая тему «Обмен веществ и энергии» мы выяснили, что этот сложнейший процесс состоит из двух стадий: анаболизма (синтеза) и катаболизма (распада). Вот с этой точки зрения и поговорим о метаболизме адреналина. Найдите на столах информационную карту-схему «Воздействие адреналина на организм и продукты его метаболизма».   Такая же схема расположена на доске.  Приложение № 3.

В мозговом веществе надпочечников вырабатываются последовательно норадреналин- гормон агрессии и адреналин- гормон тревоги. Предполагают, что превращение норадреналина в адреналин происходит в цитоплазме. Процесс стимуляции их выброса контролируется гипоталамусом и стволом мозга. Попадая в кровь, гормон адреналин способствует образованию фермента фосфорилазы, который в свою очередь обеспечивает процесс фосфолирования белков, поступающих в организм с пищей. Белки расщепляются с выделением энергии.

         Влюблённость сравнивают с состоянием стресса, в результате которого выброс адреналина усиливается, количество вырабатываемой энергии увеличивается, чем и объясняется усиление физической выносливости человека. Статистика показывает, что влюблённые болеют значительно реже, или только болеют от любви. В то же время под влиянием образовавшегося фермента фосфорилазы ускоряется распад гликогена в печени, что приводит к резкому повышению сахара в крови и нередко к потере веса. В результате обменных процессов в кровь попадают также и токсические для организма человека продукты; аммиак и перекись водорода.  Эти вещества вам хорошо знакомы, вы  их изучали на уроках химии и биологии, поэтому я просила подготовить небольшие сообщения о них.   Приложение №4.

Спасибо, ребята! Далее, мы продолжим знакомиться с такими веществами как окситоцин и эндорфин. Сейчас мы обратимся к информационному листу, на котором представлены формулы этих веществ. Посмотрите на них внимательно, укажите их сходство и различия.

- Это вещества белковой природы, состоящие из аминокислотных звеньев, различных по числу -  в одном  31, а в другом-9.

Эти вещества нам незнакомы, прослушайте информацию, которую подготовили для вас ребята, используя дополнительную литературу. Приложение №5.

Спасибо за полезную информацию. В качестве дополнения хочу заметить, что такие вещества как фенилэтиламин, а вместе с ним и адренлин, оказывают на нервную систему возбуждающее действие, в то время как эндорфин - успокаивающее. Также обращаю ваше внимание на то, что эти вещества обладают наркотическими свойствами. Однако, будучи синтезированы в самом организме, они не разрушают его в отличие от наркотиков, привнесённых извне.

 Учитель литературы.

Давайте вернёмся к обсуждению вопроса: почему расстаются герои Бунина?

Вероятно, он называл любовью ту стадию проявления чувств, при которой превалирующая роль принадлежит фенилэтиламину. Вероятно, он сам не достигал стадии, когда выделение эндорфина оказывало столь глубокое воздействие, исчезала потребность в выбросе фенилэтиламина.

                Можно предположить, что он не встречал в жизни гармоничных любовных союзов.

        Давайте  вспомним  жизненный путь Бунина и попытаемся ответить на вопрос: почему же расстаются герои  И.А. Бунина, обратившись непосредственно  к  биографии писателя.

Возможные ответы учащихся.

- Видимо, в его произведениях звучат отголоски его собственной драматичной любви к Вареньке Пащенко (Варваре Владимировне), разрушенной взаимным недоверием и упрёками, ссорами, потерей взаимопонимания.

         - Бунин очень страдал тогда, когда распался брак с Анной Николаевной Цакни. Он даже был близок к самоубийству. Может быть, это и сказалось на его творчестве.

- Можно предположить, что на рассказы из сборника «Тёмные аллеи» наложила отпечаток любовь к Галине Кузнецовой, которая была моложе писателя на  тридцать лет, и когда произошёл разрыв, Бунин его переносил тяжело и болезненно.

Дискуссия завершается чтением отрывка из литературоведческого рассказа Леонида Николаевича Афонина «Юношеский роман Бунина».

- Можно спорить об автобиографичности  «Жизни Арсеньева», находить в ней несовпадения с фактами бунинской биографии, но неоспоримо, что это о Вареньке Пащенко вспомнил Бунин, когда, завершая роман, просто и мудро написал, что время бессильно убить  подлинное чувство: «Недавно я видел её во сне – единственный раз за всю свою долгую жизнь без неё. Ей было столько же лет, как тогда, в пору нашей общей жизни и общей молодости, но в лице её уже была прелесть увядшей красоты. Она была худа, на ней было что – то похожее на траур. Я видел её смутно, но с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому, никогда».

Ну что же, можно  спорить о том, какие впечатления, события, чувства отразились в творчестве Ивана Бунина. Бесспорно то, что они все нашли воплощение в рассказах из сборника «Тёмные аллеи». Бесспорно и то, что отношения между главными героями лишены гармонии. Герои не смогли сохранить свою любовь.

        Для гармоничной любви не достаточно одного только влечения, обусловленного взаимной симпатией. Общность интересов, соответствие уровней интеллектуального развития, стремление к взаимопониманию и совместным радостям - вот далеко не полный перечень того, что позволит нашей любви быть долгой, счастливой, взаимной, страстной и спокойной, земной и неземной.

  Учитель биологии.

 Вот и подошёл к концу наш не совсем обычный урок. И, завершая его, я хочу вам напомнить, что любовь - это эмоциональное отражение сложнейших биохимических процессов, протекающих в организме.

                  Может быть те знания, та информация, которую вы получили на уроке, помогут вам обрести терпение, выдержку и на долгие годы сохранить любовь  страстной,  взаимной  и  счастливой.

 Учитель химии:

У меня в руках «КОНВЕРТ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ», в нём собраны афоризмы великих мыслителей, философов, писателей, поэтов и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас взял из этого конверта частицу их мудрости и следовал бы ей в жизни.  Приложение № 6.

На фоне музыки звучит стихотворение, которое завершает урок.

Всей жизни цель – любовь повсюду с нами,

                                  Её не сломят бури никогда.

                                  Она во тьме,  над утлыми судами,

                                  Горит, как путеводная звезда.

                                  Бегут года,  а с ними исчезает

                                  И свежесть сил, и красота лица.

                                  Одна любовь крушенья избегает;

                                  Не изменяя людям до конца.

            Подведение итога урока.

Сегодня на уроке вы прекрасно трудились. Впервые мы в одном уроке соединили знания сразу  нескольких предметов, и вы, ребята, достойно с этим справились. Оценим ваши знания также по трём предметам: по литературе, химии и биологии, после проверки  поисковой работы по предварительным заданиям, а также  и по работе в тетрадях в классе. Спасибо за активное участие и замечательную подготовку к уроку. Желаем вам успехов.

                       

        Информация, которую мы использовали на уроке,   конечно, выходит за рамки школьной программы и учебника, но мы считаем это оправданным приёмом, так как учащиеся данного класса отличаются высоким уровнем развития, в большинстве своём хорошо учатся, начитаны, любознательны, серьёзно относятся к изучаемым  предметам.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. Интегрированные уроки способствуют повышению мотивации  обучения. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, через  него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях.  Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, подтверждающими или углубляющими определённые выводы. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.

Список литературы и электронных ресурсов:

1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.
// Литература в школе.  1996.  № 5.  С. 150-154.

2.  Глинская Е. А., Титова 6.В. Межпредметные связи в обучении. Тула. 1980.  44 с.

3. Ларина В.П., Ходырёва Е.А.,Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».Киров: 1999-2002.

4. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока.  М: Просвещение, 2002.

5. Образование: Традиции и инновации в условиях современных перемен: сборник. М., 1997.

6. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. –Л.,1990.

 7.  http://textarchive.ru   Интегративный урок.

  8.  http://lib.znate.ru   Урок. История развития межпредметных связей.

  9. http://pochit.ru  Что такое интегрированный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интегрированного обучения. Открытый урок по музыке. М.П. Мусоргский.Картинки с выставки

Интегрированный урок "Картинки с выставки" помогает учащимся понять связь между музыкой и изобразительным искусством, выделять изобразительность и выразительность в музыке, обогащает детей новыми знан...

"Технология интегрированного обучения как средство формирования культурологической компетенции обучающихся"

Методические рекомендации была представлены на муниципальном конкурсе "Инноватика в образовании" (сертификат лауреата) и на республиканской выставке "Школа - 2010". Конспекты уроков можно посмотреть...

Технология интегрированного обучения как основа построения учебного занятия

Технология интегрированного обучения рассматривается как вариант реализации метапредметного подхода в современном образовании....

Технология интегрированного обучения

Методические материалы в тезисной форме предсталяют технологию интегрированного обучения как способ реализации метапредметного подхода в школьном образовании...

Урок в технологии интегрированного обучения

Урок алгебры в 10 классе по теме "Применение производной"...

Методическая разработка урока по геометрии 7 класса по теме: «Третий признак равенства треугольников» (технология интегрированного обучения, игровые технологии)

Цели: Создать условия для организации и проведения повторения и закрепления изученного материала в ходе решения задач, обучения учащихся умению применять изученные теоремы при решении задач; спос...