Проект «Школа - центр организации содружества с местным сообществом по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи»
проект по теме

Ванина Любовь Владимировна

социальнвй проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proekt_mbou_volchkovskoy_sosh_2018.docx56.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Волчковская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Ф.А.Сорокина

Петровского района Тамбовской области

Проект

«Школа -  центр организации содружества с местным сообществом по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи»

Волчки, 2018

Проект

«Школа -  центр организации содружества с местным сообществом по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи»

Целевые группы: школьники 1-11 классов МБОУ Волчковской СОШ, молодежь Волчковского сельсовета.

География проекта

Обоснование социальной значимости

Понимая значимость внедрения социального проектирования в образовательный процесс школы, директор  и администрация МБОУ Волчковской СОШ совместно с учащимися и учителями в течение         многих лет уделяют внимание разработке и реализации проектов различной социальной направленности.

Сегодня школа является лидером внедрения и распространения технологии социального проектирования в рамках гражданско-патриотического воспитания учащихся. Уже много лет  в школе реализуются социально-образовательные проекты,  которые направлены на решение стоящей перед государством задачи по формированию гражданской ответственности и правового самосознания, патриотизма, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности у подрастающего поколения.

Большим подспорьем в формировании гражданского сознания учащихся является применение в образовательном процессе новых социальных технологий, таких как, например, социальное проектирование, которое дает детям возможность самостоятельно решать ряд последовательных задач: от постановки проблемы и цели, определения ее важности, до плана своих действий и логического завершения проекта. Это проекты: «Вода и мир» (3 место в регионе),  «Выращивание экологически чистых продуктов с использованием органических удобрений» (1 место в муниципалитете), «Эколого-образовательная среда МБОУ Волчковской СОШ», которые выполнены под руководством Булыгиной О.Г.;  «Энергосбережение в школе» ( 1 место в регионе и дипломант Всероссийского конкурса «ВместеЯрче») – руководитель Ванина Л.В.

Проект «Военно-патриотическое воспитание  обучающихся как средство развития нравственных качеств личности» учителя высшей квалификационной категории Зайцева М.С. дает положительные результаты: за последние годы ни один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России.

В школе создан «Центр патриотического воспитания» под руководством Зайцевой Н.С. проходит работа центра. Проводятся торжественные линейки и традиционные мероприятия, посвящённые  памятным  датам и событиям;
поисково-исследовательская работа;   уроки мужества; дискуссии   гражданско- патриотической направленности; социально-патриотические акции; читательские конференции; классные часы. Ниной Сергеевной накоплен богатый материал по краеведению. В кабинете истории много краеведческого материала, посвященного Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. Создан триптих из стендов «Чем дальше уходит война, тем ярче становится подвиг».

Зайцевой Н.С. собраны «Воспоминания учителей и учеников о работе Волчковской средней школы в годы войны», много материала по истории села Волчки, истории пионерской организации Волчковской средней  школы, истории Волчковской средней школы, топонимике окрестностей села Волчки.  Нина Сергеевна очень часто выступает перед учащимися школы и жителями села с рассказами о событиях давно минувших дней. Её выступления отличаются тем, что события, о которых она рассказывает, пропускаются через судьбы людей, и совсем неважно полководец это или простой солдат. И наши современные дети благодарят её за заново открытые страницы истории.

Проект «Будущее моего села», разработанный совместно с КФХ «Матыра», вызвал широкий интерес школьников и молодежи,  в результате  которого местная администрация,  спонсоры, общественность занялись обустройством парковой территории. Приведен в порядок памятник В.И. Ленину, проложена дорожка через парк, выкорчеваны старые деревья, посажены новые деревья и цветы, расставлены скамьи вдоль дорожки. В благоустройстве парка посильную помощь оказывали учащиеся школы, поэтому решено расширить географию проектов, так как 40% школьников проживают на территориях в радиусе 15-20 километров. На этих территориях есть своя инфраструктура, и во  взаимодействии с ними мы видим усиление корней гражданско-патриотического воспитания. Подводя итоги этого проекта, мы видели, какой живой интерес он вызвал у детей, и, конечно, все их мысли устремлены в будущее. Чтобы понять, как качественно изменилась их жизнь, необходимо сравнение, а сравнить не с чем. Нет информации о прошлом. Накопленный краеведческий материал не востребован из-за того, что ни в школе, ни в селе нет музея.

В настоящее время существует проблема сохранения и передачи богатого краеведческого материала, собранного в течение 20-21 веков. В школе нет музея, потому что во всех классных комнатах проходят занятия и разместить экспозиции нет возможности. Следовательно, школе необходимо обратиться к органам местного самоуправления, культуры, общественности, спонсорам с предложением о создании музея.

Школа, осуществляя проект создания музея  в селе Волчки, выступит в роли интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности семьи и общественности, выполняющими общие задачи гражданского и патриотического воспитания молодежи в современных  условиях. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.   Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Россиянин получил возможность реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.  Почвой для создания воспитательной системы «Школа - центр гражданского и патриотического воспитания» послужили углубленное изучение своей малой родины с богатой историей, тесная взаимосвязь с общественными организациями села и района, сотрудничество с социальными партнерами села, Досуговым центром, сельсоветом. Воспитательное пространство расширилось, и возникла необходимость в разработке новой воспитательной системы патриотической направленности.

К разработке  проекта  «Школа -  центр организации содружества с местным сообществом по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи» подвели следующие социальные проблемы: снижение уровня воспитанности обучающихся, ослабление связей разных поколений, снижение интереса к прошлому страны. В связи с этим, проведя анализ воспитательной работы в классах и в школе, классные руководители и администрация школы пришли к выводу о необходимости создания системы патриотической направленности в содружестве с местным сообществом. Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020гг», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015г.

Основные цели и задачи

Цель: создание школьного краеведческого музея – центра нравственно-патриотического воспитания обучающихся, своеобразного духовного центра единения всех поколений жителей села, культурно-просветительского центра села.  

Задачами проекта являются:

1.Создание условий для формирования гражданского самосознания, осознания уникальности и самобытности нашего края.

2. Содействие в нравственном и гражданско-патриотическом воспитании обучающихся путем вовлечения их в краеведческую деятельность.

3.Использование средств музейной педагогики в воспитании  творческой личности.

4.Развитие самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся.

5.Укрепление  связи поколений внутри семей. Пробуждения интереса обучающихся к истории своей собственной семьи, вовлечение родителей в совместную с детьми краеведческую деятельность.

6.Расширение связей школы с общественностью села, администрацией Волчковского сельсовета, сельской  библиотекой и Досуговым центром, филиалом Петровской ДМШ в с. Волчки, филиалом музея С.В. Рахманинова в Знаменке, МХК «Матыра», СПК «Дружба»

7. Вовлечение  учащихся  в научно-исследовательскую работу, представление  её результатов на конкурсах разного уровня

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории нашей малой Родины.

Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться в памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг - успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления « по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея - всё это является важным средством документирования истории родного края.

Проект будет реализовываться в четыре этапа:

1 этап – подготовительный,

2 этап -  основной,

3 этап – реализация проекта,

4 этап – развитие музея

На первом этапе определится местоположение музея, будет продумано необходимое оборудование, составлена смета. На этом этапе предполагается создать инициативную поисковую группу музея, которая будет получать  консультации от музейных работников Знаменки. Будет создана нормативно-правовая база, и наметится основная стратегия создания школьного музея. Предполагается, что в сборе материалов и реставрации экспонатов будут задействованы учащиеся 1-11 классов школы, их родители, общественность. Здесь  будут реализованы взаимосвязи с ДЦ с. Волчки, сельской библиотекой, филиалом Петровской ДМШ  в с. Волчки. Параллельно будет работать кружок «Юный экскурсовод», целью которого станет подготовка экскурсоводов для проведения экскурсий.

На втором этапе музей пополнится экспонатами, моделями и будет открыта первая экспозиция. Тема экспозиции будет зависеть от количества экспонатов. Работа на этом этапе предполагает живое участие школьников в деле создания музея, что повысит их  гражданско-патриотическую активность. Дети будут заняты делом, что благотворно скажется на успеваемости, интересе к истории страны и народов, ее населяющих, укрепится связь между поколениями в семье.

На третьем этапе будет проходить апробация работы музея, где можно будет проводить не только уроки истории, но и различные внеклассные мероприятия, проектно-исследовательские работы, экскурсии для гостей и жителей села.

Четвертый этап предусматривает анализ трехлетней работы музея, поправки, добавление форм и методов работы, создание оцифрованной базы данных, оформление документации аттестации и паспортизации музея.
Руководство и контроль над выполнением данного проекта.

Контроль над выполнением данного проекта осуществляет:

  1. Администрация школы
  2. Управляющий совет школы
  3. Совет старшеклассников
  4. Инициативная группа школьного музея.


Текущую работу музея осуществляет совет музея, руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея.

Команда реализации проекта: администрация МБОУ Волчковской СОШ, руководители КФХ «Матыра» и СПК «Дружба», председатель Волчковского сельсовета, учитель истории Зайцева Н.С., инициативная группа.

Календарный поэтапный план реализации проекта

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки

начало

окончание

Первый этап - Подготовительный

Март 2018

Декабрь 2018

1.

Определение места размещения музея.

Март 2018

Апрель 2018

2.

Финансовое обеспечение проекта.

Май 2018

Июнь 2018

3.

Разработка нормативно-правовой базы.

Июнь 2018

Декабрь 2018

4.

Создание  творческой  группы – актива музея.

Июнь 2018

Июнь 2018

5.

Разработать  информационные листовки о создании музея школы для обучающихся, учителей, родителей, общественности.

Сентябрь 2018

Сентябрь 2018

6.

Подготовить вопросы для социологического опроса и провести социологический опрос обучающихся, педагогов, родителей, общественности  с целью определения  профиля  и жанра  будущего музея.

Сентябрь 2018

Октябрь 2018

7.

 Разработать концепцию музея,  обосновать идею музея, определить профиль.

Октябрь 2018

Декабрь 2018

8.

Составить смету расходов по ремонту помещения, подготовке, оформлению    и размещению экспозиций.

Декабрь 2018

Декабрь 2018


Второй этап – Основной.

Деятельность по созданию музея.

Январь 2019

Декабрь 2019

9.

Привлечение и распределение финансовых средств согласно смете и плана работы.

В течение этапа

10.

Консультации музейных работников филиала музея С.В. Рахманинова в Знаменке по вопросам ведения музейного дела.

В течение этапа

11.

Реставрация экспонатов музея.

В течение этапа

12.

Распределение архивных материалов и музейных экспонатов по выбранным разделам.

В течение этапа

13.

Поисковая работа инициативной группы музея  по сбору экспонатов, документов и  соответственное оформление  материалов при поступлении в музей.

В течение этапа

14.

Оформление документов: паспорт музея, учётная карточка, этикетки,  карточки для картотеки, составление картотеки.

В течение этапа

15.

Разработка и утверждение  нескольких  тем экскурсий с указанием  цели, категории и возраста экскурсантов.

Сентябрь 2019

16.

Подготовка  музейных  экскурсоводов в кружке «Юный экскурсовод».

В течение этапа

17.

Разработка  сценария  открытия музея.

Октябрь 2019

18.

Информирование школы об открытии  музея.

Ноябрь 2019

19.

Открытие одной экспозиции музея.

Декабрь 2019

Третий этап – Функционирование музея и реализации проекта «Школьный Музей»

Январь 2020

Декабрь 2020

20.

 Открытие остальных экспозиций.

В течение этапа

21.

Продолжить работу по пополнению и расширению фонда музея.

В течение этапа

22.

Дооформление стендов и экспозиций музея, оснащение школьного музея необходимым оборудованием (витрины, стеллажи, шкафы).

В течение этапа

23.

Разработка программ работы музея и популяризация музея.

Январь 2020

Декабрь 2020

24.

Вовлечение музея и его экспозиции в школьную жизнь, школьные мероприятия.

В течение этапа

25.

 Проведение экскурсий для учащихся, родителей, общественности.

В течение этапа

26.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

В течение этапа

27.

 Документальное оформление статуса музея. Реализация проекта.

Октябрь 2020

Декабрь 2020

Четвёртый этап – Развитие музея

2021 год

2021 год

28.

Анализ работы за три года.

Январь 2021

Январь 2021

29.

Выявление проблем, определение путей их решения.

Январь 2021

Январь 2021

30.

Корректирование деятельности по изменению системы работы музея в соответствии с выявленными проблемами.

В течение этапа

31.

Совершенствование деятельности музея

В течение этапа

32.

Активизация исследовательской и проектной работы учащихся с использованием базы музея.

В течение этапа

33.

Оцифровка экспозиций и экспонатов музея.

В течение этапа

                                        Ожидаемые результаты

1.Действующий школьный музей

2.Сформированный ученический актив школьного музея с навыками социально-значимой деятельности и основами профессионального самоопределения;

3.Созданные тематические экспозиции;

4.Организованный учебно-воспитательный процесс в тесном сотрудничестве с деятельностью школьного музея;

5. Школа позиционируется как центр социальных инициатив по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.

6.Повышение уровня нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

                                     Ожидаемые трудности.

  1. Низкий уровень финансирования
  2. Недостаточная материально-техническая база, небольшая площадь помещения
  3. Загруженность педагогов и учеников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта"

В работе представлено планирование работы школы в рамках проекта  "Школа- центр физической культуры и спорта". В плане описаны основные направления , контрольные мероприятия по реализации пр...

планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта"

В работе представлено планирование работы школы в рамках проекта  "Школа- центр физической культуры и спорта". В плане описаны основные направления , контрольные мероприятия по реализации пр...

Конкурс проектов "Школа - центр всестороннего развития"

Проект  "Село мое прекрасное, Жемчужина моя..."...

ПРОЕКТ «Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни»

Повышение эффективности работы школы в формировании здорового образа жизни через систему внеклассных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности...

Региональных проектов: «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни»

Напряженные и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм школьного обучения с особой остротой ставят вопрос о влиянии факторов обучения на здоровье ребенка, ...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...