программа элективного курса "Формула успеха"
рабочая программа (6, 7, 8 класс) по теме

Елена Федотова

Программа элективного курса для 6-8 классов "Формула успеха"  с целью оказания методической поддержки учащимся,   при подготовке учебного исследования, выступления (презентации) на научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formula_uspeha.doc374 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

Программа элективного курса

для 6-8 классов

«Формула успеха»

авторы: Демина Е.И. –учитель русского языка и литературы

 высшей категории;

                                            Федотова Е.А. –учитель истории и обществознания,

                                                                        высшей категории

Программа элективного курса «Формула успеха»

Пояснительная записка

        В связи с переходом на стандарты нового поколения особенно востребованными в современной школе становятся практико-ориентированные курсы, способствующие формированию  у школьников  ключевых компетенций, включающих  коммуникативную, информационную, исследовательскую и др. Поскольку принцип  компетентностного подхода является одним из ведущих принципов, заложенных в стандарт общего образования, то и проблема развития исследовательской компетенции становится сегодня наиболее актуальной и востребованной.

        Элективный курс «Формула успеха» предназначен для учащихся 6-8 классов, мотивированных на творческую, проектную,  исследовательскую деятельность. Программа данного элективного курса построена в соответствии с принципами актуальности, креативности, коммуникативности, диалогичности, комплексности, системности, гуманизации, успешности. Элективный  курс является исходной теоретической базой для организации исследовательской и проектной деятельности в школе.  Он включает изучение основных понятий учебно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.

        Данный элективный  курс рассчитан на 18 часов. Содержание курса охватывает весь процесс учебного  исследования.

        На занятиях рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:

1.Выбор темы,  формулировка цели и задач исследования.                     

2.Структура  учебного исследования. Требования к обзору литературы.            

3.Объект и предмет исследования. Понятие о выборке.  Методы исследований.

4.Статистическая обработка результатов исследований.                        

5.Представление результатов исследования.

6.Обсуждение результатов. Выводы.

7.Оформление работы. Доклад и презентация. Выступление на конференции.

    Критерии оценивания работ.

        Программа элективного   курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Цель элективного  курса:

        Оказать методическую поддержку учащимся при подготовке учебного исследования, выступления (презентации) на научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.

Задачи:

- познакомить учащихся с основами  исследовательской деятельности;

-способствовать  развитию у учащихся навыков  и умений исследовательской деятельности;

- научить оформлять  учебно-исследовательскую работу;

-развивать ключевые компетенции учащихся  через формирование универсальных учебных действий.

Ожидаемые результаты  курса:

1.Программа элективного курса «Формула успеха» предполагает формирование у учащихся следующих знаний, умений и навыков:

- знание основ  исследовательской деятельности;

- умение грамотно оформлять  учебно-исследовательскую работу;

- умение  свободно доказывать и защищать свои мысли;

- основные навыки исследовательской деятельности.

2.Участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах  лицейского, муниципального, республиканского, российского уровня.

3.Реализация творческих и социальных проектов лицейского, муниципального  и  регионального уровня.

4.Публикации  работ.

Содержание  курса

         1.Введение

Понятие «учебное исследование», признаки. Актуальность ведения исследовательской деятельности в школе. Особенности школьного исследования, отличие от научно-исследовательской работы. Условия ведения учебного исследования. Цели и задачи курса.  Виды и типы исследовательских работ школьников. Основные муниципальные, всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.

2.Методология научного творчества

         Основные понятия учебно-исследовательской работы: гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.         

3.Тема, цели и задачи учебного исследования

        Выбор темы исследования. Актуальные и проблемные темы. Основные требования к выбору темы исследования: актуальность, оригинальность, конкретность, реальность выполнения. Типичные ошибки при формулировке названия работы. Постановка цели и задач исследования. Цель – это формулировка основной проблемы исследования; ответ на вопрос, заданный в названии работы, предвидение результатов исследования. Рекомендации при формулировке цели учебного исследования. Понятие о рабочей гипотезе.

4. Структура  учебного исследования

        Основные разделы учебного исследования: введение, основная часть, заключение, выводы, список литературы, приложения.  Типичные ошибки в оформлении работы. Состояние проблемы исследования. Требования к обзору литературы. Список литературы и других источников. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная). Методы поиска информации. Объём разделов учебного исследования.  

5. Объект и предмет исследования   

        Понятие «объект и предмет исследования». Основные методы учебных исследований: описание, наблюдение, анкетирование (опрос), эксперимент, моделирование. Знакомство с  логическими законами и правилами: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений. Понятие о выборке исследования.

6. Статистическая обработка результатов исследований

         Основные статистические показатели и их оформление. Составление графиков, таблиц, диаграмм.  Статистические характеристики. Основные статистические показатели: ряд, среднее арифметическое, мода, отклонение, вариация, ошибка. Достоверность, значимость результатов.   Требование, предъявляемое к обработке и представлению результатов.

7. Представление результатов исследования

        Обсуждение итогов исследования.  Основные требования к графическому материалу: таблицы, графики, диаграммы.  Обсуждение результатов. Требования к формулировке выводов. Стиль изложения выводов.

8. Оформление работы

        Правила оформления исследовательских работ: шрифт, поля, интервал, абзац, объём работы и т.д.  Соблюдение  орфографического режима. Нормы языкового общения. Особенности научного стиля изложения. Требования к оформлению списка литературы.

9. Доклад и презентация

        Подготовка к публичному представлению учебного исследования.  Критерии оценивания исследовательских  работ.  Критерии оценки выступления на конференциях. Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу.  Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.          Советы  докладчику. Рекомендации к защите. Подготовка презентации с применением мультимедийного  проектора. Требование к презентации. Примерный порядок показа слайдов.

Учебно-тематическое планирование

тема занятия

кол-во часов

форма занятия

групповая

 работа

индивидуальная работа

1.Вводное занятие.  Интеллектуальная игра  « О, сколько нам открытий чудных…»

1

игра

2.Цели и задачи курса.

Виды исследовательских работ.

1

лекция

индивидуальное консультирование

3.Методология научного творчества

2

Практическая работа в парах. Самостоятельная работа с научной литературой: словарями, энциклопедиями, справочной литературой.

Составление тезауруса.

4. Выбор темы,  формулировка цели и задач исследования

2

практикум

Формирование исследовательских интересов

5. Структура  учебного исследования                  

2

групповая работа

Составление индивидуального плана, учебного контракта

6. Объект и предмет исследования.   Методы исследования.

2

лекция,

опорный конспект

Работа по индивидуальному плану

7. Статистическая обработка результатов исследования

2

лекция, опорный конспект

Работа по индивидуальному плану

8. Представление результатов исследования

1

практикум

Работа по индивидуальному плану

9. Оформление работы

1

лекция

Работа по индивидуальному плану

10.Доклад и презентация

2

лекция,

опорный конспект

Работа по индивидуальному плану

11.Итоговое занятие

2

Групповая или индивидуальная защита

Работа по индивидуальному плану

итого

18

Формы контроля по данному курсу

        Оперативный контроль промежуточных результатов исследования (согласно индивидуальному плану работы); промежуточный контроль и самоконтроль результатов практических занятий (по учебному плану программы);  объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к  публичной защите работы и опубликованию.

Литература для учителя

1.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.

2.Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы). - Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск З // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. редактор Л.Е. Курнешова.—М.: Центр «Школьная книга»., 2003.

3. Масленникова АВ. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» .//Практика административной работы в школе. — 2002,№ 1.

4. Михальская А.К. Основы риторики; Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение: АО «Москва учеб.», 1996.

5.Научно-исследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников — 2002. Выпуск 2 // Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве. / Ответственный редактор Л.Е. Курнецова.—.М.: Центр «Школьная книга», 2002.

Литература для учащихся

1.Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8—11 кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий. — М.: Просвещение, 1994.

2. Логика: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений, шк. и классов с углубленным изучением логики, лицеев и гимназий / А.Д. Гетманова, А.Л. Никифоров, МИ. Панов и др. — М.: дрофа, 1995.

3.Никольская И.Л., Семенов Е.Е.. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. Для учащихся 6-10 классов. - М.: Просвещение,1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса «ЕГЭ. Русский язык. Путь к успеху»

Элективный курс предлагается ученикам 10-11 классов ,чтобы при существующем  режиме – 1 час в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа курса разр...

Программа элективного курса "Ваш путь к успеху (основы делового общения)"

Курс по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе.Основная цель курса – раскрытие специфики деловой коммуникации....

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...

Программа элективного курса для педагогов-психологов школ "Мой выбор-жизненный успех".

Элективный курс «Мой выбор - жизненный успех.», состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая ...