"Как повысить познавательный интерес учащихся на уроке?"
статья на тему

"Как повысить познавательный интерес учащихся на уроке?"

Исследования психологов показывают, что, для  того чтобы школьники приобрели сознательные умения и навыки самостоятельной позитивной учебной деятельности, могли эффективно продолжать свое образование и самообразование после школы, не менее важным, чем осознание изучаемого учебного материала, является осознание ими общих способов и приемов своей учебной деятельности.

В любом учебном материале следует различать его содержание и те методы, способы и приемы, с помощью которых этот учебный материал усваивается учащимися, те учебные действия, с помощью которых ученик сознательно овладевает знаниями и умениями содержащими в этом материале.

Если педагог на самом деле желает, чтобы материал был хорошо понят и осмыслен, необходимо говорить о присутствии трех модальностей: визульной, аудиальной, кинестичесчкой, так как восприятие у каждого ребенка свое. Так, например, понятие наглядность в обучении определяется как "дидактические принципы, согласно которым обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pomoshch_pedagogam.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог

Манжарова О.В.

МБОУ СОШ №3

«Как повысить познавательный интерес учащихся на уроке?»

Исследования психологов показывают, что, для  того чтобы школьники приобрели сознательные умения и навыки самостоятельной позитивной учебной деятельности, могли эффективно продолжать свое образование и самообразование после школы, не менее важным, чем осознание изучаемого учебного материала, является осознание ими общих способов и приемов своей учебной деятельности.

В любом учебном материале следует различать его содержание и те методы, способы и приемы, с помощью которых этот учебный материал усваивается учащимися, те учебные действия, с помощью которых ученик сознательно овладевает знаниями и умениями содержащими в этом материале.

Если педагог на самом деле желает, чтобы материал был хорошо понят и осмыслен, необходимо говорить о присутствии трех модальностей: визульной, аудиальной, кинестичесчкой, так как восприятие у каждого ребенка свое. Так, например, понятие наглядность в обучении определяется как "дидактические принципы, согласно которым обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися".

Дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации.

В практике наблюдается разброс в усвоении знаний учащихся одного и того же класса. После объяснения нового материала, как правило идет закрепление изученного. На что учащиеся тратят разный объем времени. Одним хватает 2-5 заданий, другим 15 и более, третьим около нескольких десятков.

        Одним из требований к деятельности учителя и условием эффективности организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащихся. Традиционные  проrpаммы,  учебные планы, учебники и дидактические средства, требования, методы и формы, являются одинаковыми для всех школьников, отодвигают на задний план изучение и учет индивидуальных особенностей.

        В особо тяжелыe  условия попадают школьники с замедленным темпом развития. Решить эту  проблему помогает уровневая дифференциация.

Жесткая дифференциация учащихся на способных, средних и слабых с последующим длительным пребыванием в разных по содержанию и методах обучения классах, имеет не только плюсы, но и минусы. Насыщение уроков большими по объему и сложным учебным материалом, несомненно способствует активизации и развитию одаренных учащихся.

Если мы на самом деле хотим найти подход к каждому ребенку, мы должны вначале изучить его темперамент, знать особенности возрастного этапа.

Что же такое темперамент - это комплекс индивидуальных особенностей человека, определяющих динамику его психической активности и поведения, проявляющихся одинаково независимо от содержания деятельность его целей и мотивов и существенно не меняющихся на протяжении всей жизни человека.

Сангвиник-живой, подвижный, любознательный, но без резких движений ученик

Холерик - быстрый в движениях и действиях, возбудимый  ученик.

                 Флегматик - спокойный, неторопливый, медлительный.

                 Меланхолик - замедленный, с трудом реагирующий даже на сильные                                                    раздражители.

            Учитывая, что темперамент человека прямо и непосредственно зависит от свойств нервной системы, которые изменить очень трудно, не следует в воспитании учащихся ставить задачу изменить тип темперамента ученика.

        Кроме того, важно учесть, что положительной, высоконравственной и всесторонне развитой личностью может стать ученик с любым типом темперамента. Задача воспитания и обучения состоит лишь в том, чтобы развивать у каждого ученика положительные стороны и преодолевать недостатки его темперамента.

Это же относится и к учителю. Хорошим учителем может стать представитель любого типа темперамента, если только он научиться управлять своими свойствами, если он сумеет использовать лучшие стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные.

И если при индивидуальном подходе учитывать особенности возраста, тогда эффективность обучения гарантирована.

Сегодня мы говорим о лицах ранней юности.

Что же является главным для данного возраста?

Это потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и свое значение в жизни.

- На психофизиологическом уровне юноши могут  испытывать дискомфорт по следующим причинам:

  • незавершенность полного физического развития по всем

параметрам;

  • ощущение своей непривлекательности
  • неустойчивость эмоциональной сферы
  • особенности высшей нервной деятельности;
  •  высокий уровень ситуативной тревожности.

Важные' проблемы личностного уровня старшеклассника проявляются в следующем:

  • недостаточный уровень самостоятельности;
  • неадекватность самооценки и уровня притязания
  • не сформированность мировоззрения, нравственных

эталонов и идеалов;

  • отсутствие конкретных жизненных путей и устремлений;
  • сохранение подросткового негативизма;
  • неудовлетворенность собой.

Возникают трудности в процессе взаимодействия юношей с другими людьми в семье, с учителями и сверстниками. Эти трудности могyт быть определены следующим образом:

  • не сформированность общения  такие  как замкнутость,

застенчивость так и чрезмерная болтливость;

  • неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви;
  • преобладание эгоистичных тенденций, деформированное понятие справедливость;
  • излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний;
  • неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним;
  • неадекватные претензии на статус и роли в различных группах;
  • ярко выраженные тенденции к "само- показыванию", оригинальностью;
  • проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.
  • проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.

Смысл уровневой дифференциации заключается в том,  чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся

Данный материал по теме самообразования позволяет учителю понять большое значение применения ИКТ в образовательном процессе. ...

Статья «Роль внешних средств обучения в стимулирование познавательного интереса учащихся»

Конспект выступления на педсовете «Приемы стимулирования познавательного интереса учащихся», для наглядности прилагается презентация....

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...