Особенности работы с учащимися с клиповым мышлением
статья

Штаркман Варвара Николаевна

Особенности работы с учащимися с клиповым мышлением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы на уроках с учащимися с клиповым мышлением

В переводе с английского «сlip» это отрывок из фильма, вырезка из газеты, фрагмент текста. Обычно его связывают с музыкой и рекламой. По принципу создания музыкального клипа функционирует и клиповое мышление, то есть человек воспринимает мир не целостно, а мозаично, в виде практически не связанных между собой впечатлений, картин, фактов, событий.

Термин «клиповое мышление» уже прижился и стал привычным, однако правильнее было бы говорить «клиповое восприятие», «мировоззрение» или «сознание». Поскольку мышление –  это совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. Мышление заключает в себе образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий. Продукт мышления – мысль (понятие, идея).

А эти умственные процессы, лежащие в основе познания, клиповому мышлению не свойственны. Оно прямо противоположно понятийному мышлению, описанному Л.С. Выготским, которое позволяет человеку находить и выделять существенные признаки предметов, легко углубляться в  информацию и осуществлять ее анализ.

Клиповое мышление сводится просто к реакции на быстро меняющиеся условия. В «Словаре практического психолога» С.Ю. Головина можно найти информацию о том, что для клипового мышления характерно отсутствие «контекста». Человек не опирается на собранную ранее информацию и не анализирует ее, выстраивая связи между явлениями. У человека с клиповым мышлением возникают трудности с пониманием общей картины, и в результате он воспринимает лишь обрывочную информацию, которую не способен сопоставить с другой.

Клиповое мышление имеет свои особенности, и среди них есть как минусы, так и плюсы. К минусам клипового мышления школьников относят расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрату мыслительной функции, а так же желания познавать и способности творить. Кроме того в этом списке: снижение способности к эмпатии, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас. А так же преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), некритичность мышления.

К немногочисленным плюсам клипового восприятия специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под изменяющиеся условия. Скудный словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы. За счёт этого у подростков увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется. Кроме того, клиповое мышление в условиях современного общества – это защитный механизм, позволяющий отфильтровывать необходимое из того потока информации, что обрушивается на нас каждый день.

Но от стиля мышления во многом зависит успешность во взрослой жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем – способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Возникает опасение, что носители клипового мышления будут вытеснены на положение аутсайдеров.

        Задачей современного педагога является, разумеется, не борьба с клиповым мышлением учеников, поскольку это бесполезно, а умение использовать его для учебного процесса. Должен измениться стиль обучения — от традиционного, монологического, авторитарного — к обучению в деятельности, адекватной особенностям мышления современных школьников.

Современным школьникам необходимо, прежде всего:

- развитие понятийного мышления (системная работа с информацией, установление причинно-следственных связей внутри объектов, явлений и между ними);

- развитие памяти (перевод в долговременную память базовой информации);

- развитие умения критически мыслить;

- развитие творческого потенциала.

      Наиболее доступный метод — это чтение художественной литературы, при котором ученикам приходится самостоятельно создавать образы героев и происходящих событий. А закрепление прочитанного — обсуждение, конспектирование и т. п. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями.

При контроле знаний имеет смысл отказаться от такой формы как тест. Применение тестов заставляет улавливать лишь фрагменты того или иного явления, без выяснения его причин, закономерностей, без построения логических схем. Следует использовать задания, предполагающие развёрнутый ответ, выражение своих мыслей, анализ источников.

Носители клипового мышления не воспринимают однородную (по содержанию) и одностильную (по способу предъявления) информацию. Максимально эффективно усваивается информация, которая:

- является актуальной;

- сочетается с текущей ситуацией, с уже изученным материалом;

- затрагивает чувства;

- проводится через разные каналы восприятия;

- может быть использована при решении практических задач;

- транслируется другому человеку.

Они требуют краткости, образности, фрагментарности информации. Этим требованиям в полной мере удовлетворяют интеллектуальные карты (ментальные карты, карты мышления). Кроме того, составление интеллект-карт стимулирует творчество и улучшает запоминание (благодаря тому, что задействованы оба полушария).

Учащиеся с клиповым мышлением требуют частой смены источников информации и видов деятельности. Этому может способствовать технология проблемного обучения, при которой ученик должен не только сформулировать проблему, но и решить её пошагово, в удобном для него темпе и опираясь на разнообразный материал, полученный из нескольких источников.

Научиться выражать свои мысли и взаимодействовать с людьми научат такие активные методы обучения, как дискуссия, мозговой штурм, дебаты, круглый стол.

Принимая во внимание такую характерную особенность клипового мышления школьников как фрагментарность, необходимо разбивать материал на небольшие по объёму блоки, упрощая его. Простой, но эффективный способ – закрашивание (подчёркивание, выделение) информации в изучаемом тексте. Так же можно составлять план или кластер, сокращая текст до основных его частей или понятий.

Образность мышления «клиповиков» требует использования презентаций, видеофрагментов, работы с иллюстрациями, а так же создания схем.

Еще одной характерной чертой клипового мышления является многоканальность восприятия окружающего мира, готовность к обработке разнообразной информации. А значит, необходима частая смена источников информации например характеристика понятия на основе различных источников информации; изучение материала с позиций разных наук.

Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, можно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения (метод парадоксов). Отсутствие четко сформулированной конечной мысли, готового вывода от учителя может заставить школьников задуматься и задействовать логику.

Необходимо научить школьников конспектировать изучаемый материал, для выработки усидчивости, переключения с одного вида деятельности на другой и выделения главного.

Имеет смысл многократно повторять изучаемый материал, дополняя и расширяя его для создания ощущения новизны.

Бороться с клиповым мышлением – это значит приспосабливать учащихся не к реальной жизни, а к существующей на данный момент системе образования. Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека, а задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно, т.е. при необходимости переключаться с клипового мышления на понятийное и обратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ РАЗНОГО УРОВНЯ МОТИВАЦИИ

Целью данной работы является выяснение следующих вопросов: как формируется мотивация познавательной деятельности, как мотивация влияет на успеваемость подростков и какие особенности работы с учащимися...

Особенности работы с учащимися разных типов темперамента

Наблюдая за учениками на занятиях, было замечено, что дети по-разному ведут себя на занятии: с разной скоростью осваивают новый материал, отвечают на вопросы; по-разному реагируют на замечания, похвал...

Особенности работы с учащимися, для которых русский язык не является родным.

Проблема билингвизма гораздо сложнее, чем кажется неискушенному наблюдателю, и направление вектора воздействия билингвизма на развитие ребенка зависит от множества сопутствующих факторов: медицинских,...

Методическое сообщение Особенности работы с учащимися хозрасчетного отделения (класс гитары)

          Желание научиться играть на гитаре приводит в ДШИ людей разного возраста. Условно возраст учащихся  на хозрасчетном отделении можно разделить на 3 группы...

Особенности работы с учащимися с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Особенности работы с учащимися с расстройствами аутистического спектра (РАС)Поддержание работоспособности и интереса учащихся с ОВЗ к учебной деятельности является одной из ключевых проблем для педаго...