Становление народного образования на территории Калининградской области.
статья

Чайка Наталья Васильевна

В статье рассказывается о том, как происходило становление народного образования в самой западной точке России - Калининградской области. В основу работы была положена подборка статей по теме "Становление народного образования на территории Калининградской области" из газеты "Калининградская правда", а также работы историков из БФУ им.И.Канта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_narodnoe_obrazovanie_2.docx40.49 КБ

Предварительный просмотр:

Научная работа на тему  «Становление народного образования на территории Калининградской области»

Чайка Наталья Васильевна

После окончания войны в Европе конференция трех великих держав-победительниц: СССР, США и Великобритании,  проходившая с 17 июля по 2 августа 1945 года в Потсдаме, под Берлином, выражая волю народов, сражавшихся против фашизма, приняла решение о ликвидации Восточной Пруссии.

Согласно этому решению, северная часть Восточной Пруссии в составе Кенигсберга и прилегающего к нему района общей площадью с заливами 15,1 тыс. кв. км (около одной трети ее территории) была передана Советскому Союзу, 

7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР", а 4 июля ее административный центр был переименован в Калининград, а область - в Калининградскую.  Массовое заселение началось с лета 1946 года - были сформированы органы управления народным образованием.

Создание системы народного образорвания в Кенигсббергской, а затем в Калининградской области происходило в 1945-1950 годах

В данной работе делается попытка рссмотреть становление народного образования  в Калининградской области с 1945-1953.

Мною было просмотрено 1702   номеров , за период с 1946-1953 гг.

Из них только 179 содержали статьи, посвящённые народному образованию.

Количество статей посвященных данной теме стало увеличиваться к 1951 году.

В основном статьи носили авторский характер и чаще всего встречали. На последних страницах газет.

Количество статей посвященных ремонту и оснащению школы равняется 33-м.

Количество статей посвященных процессу образования равняется 95.

Количество статей посвященных учителям и педагогическим кадрам равняется  55

Ключевые слова: школа, образование, сессия, учебный год, подготовка, занятия, воспитание подрастающих кадров, работники образования, специалисты, связь семьи и школы.

Первые школы и детские дома на территории будущей области появились в сентябре – декабре 1945г. Было решено, что в первую очередь их следует открыть в наиболее крупных городах и поселках, при воинских частях и промышленных предприятиях.

Готовясь к первому послевоенному учебному году, командование подобрало для школ лучшие здания бывших немецких гимназий, уцелевшие жилые дома. Провели опрос родителей по воинским частям и предприятиям и на него.

В основу  исследования был положен анализ материалов газеты «Калиниградская правда» которая распологается  на сайте  mizar2.kantiana.ru    который является «Он-лайн архивом региональной прессы советского периода с 1946-1991 гг)
"Он-лайн архив региональной городской прессы совекого периода

Данный ресурс позволяет выполнить тематическое типирование текста, произвести необходимую выборку статей, а так же проанализировать частотные характеристики по заданным темам.

График № 1. Динамика появления статей посвященных народному образования за расмотренный период времени

В ходе исследования были выделены следующие категории: «Подготовка школ к учебному году», «Образовательный процесс», «Работники образования».

График №2.  Динамика появления статей по категориям

                                                         Педагогические кадры

                                                         Ремонт и оснащение школ

                                                         Образовательный процес  

Например, в 1946/1947 в сжатые сроки требовалось развернуть широкую сеть школ, подобрав, восстановив или отремонтировав подходящие здания, обеспечив их мебелью, оборудованием, программами, учебниками, школьно-письменными принадлежностями. При этом точно спланировать рост школьной сети и ее размещение по области в тогдашней ситуации было чрезвычайно сложно. Весной и летом 1946 года шла подготовка к учебному году, которая превратилась в подлинно общенародное дело». Первые послевоенные школы столкнулись с рядом трудностей: здания неоходимо было подготовить к учебному процессу, обеспечить мебелью, оборудованием, учебниками, школьнописменными пренодлежностями. Другой проблемой было отсутствие кадров. Из данного графика видно, что вопрос ремонта и  оснащения школ к наступающему учебному году в прессе рассматривался в 1947 и 1949 годах, что связано с увеличением населения области. Из отчета В.Никонорова (начальник городского отдела народного образования) видно, что расходы на просвещение в 1946 году составили по нашему городу свыще 2 млн рублей, в том числе на восстановление школьных зданий израсходовано 800 тыс рублей. Школы получили 20 тыс учебников, 50000 тетрадей, 15000 карандашей, 5000 ручек, 15000 перьева, 5000 экземпляров школьной художественной литературы Калининградская правда №8 от 1947 -01-21).

Составной частью становления системы народного образования было обеспечение ее педагогическими кадрами. Школы испытывали настоящий кадровый голод, который, помимо своеобразия области, усугублялся еще и общей нехваткой педагогов в стране в те годы. Открытые в 1947—48 гг. 3 педучилища и пединститут еще не развернули полного выпуска, поэтому кадровую проблему решали несколькиими путями: подбирали учителей на месте из числа переселенцев с педагогическим образованием, работавших не по специальности; приглашали из других районов страны педагогов, пожелавших работать в Калининградской области, принимали молодых специалистов, направляемых по путевкам министерства просвещения. В первые годы приходилось брать на учительскую работу даже тех, кто не имел педагогического образования. Иногда выходили из положения, переводя школы, чаще сельские, на двухсменную работу. В стать «Образцово подготовить школы к новому учебному году» Калининградская  правда от 1 августа 1947 года         говориться: «Подготовка к новому учебному году не исчерпывается новыми ремонтнымии организационно-хозяйственными вопросами. Решающую роль в успехе работы шкошлы играет подготовка самого учителя. Обласному отделу народного образования следует уделять серьезное внимание подбору, расстановке и повышению квалификации школьных кадров. Политическая, общенаучная и педагогическая подготовка учителей не должна ослабевать ни на минуту»

В 1947-1948 учебном году добились дальнейших успехов в улучшении качества учебной и воспитательной работы, а также повышения идейного теоретического уровня преподавания. Многие учителя дали учащимся глубокие и прочные знания. За успешную работу в 1947-1948 учебном году 10 учителей области награждены Министерством Просвещения значком «отличник народного просвещения». Таким образом, в период становления области в школах проводилась большая учебно-воспитательная работа, которая строилась в соответствии с указаниями партии и правительства. Работа в системе образования строилась в соответствии с последними решениями партии и правительства об усилении идеологической работы среди подрастающего поколения и требованием Министерства просвещения об улучшении качества преподавания и борьбы с второгодничеством. В школах работали кружки по изучении биографии Сталина, проводились политинформации, лекции и семинары на темы «О значении революционной теории», «День сталинской конституции», изучался краткий курс истории ВКП, учителями проводилась самостоятельная работа по изучению первоисточников марксизма-ленинизма. Одним из средств коммунистического воспитания учащихся было проведение путешествий пионеров и школьников по Калининградской области

В этих условиях особую важность приобретало создание системы повышения квалификации педагогических кадров и педагогических учебных заведений. В 1947 г. был открыт Институт усовершенствования учителей, ставший центром проводимой в области методической работы. 1 сентября 1947 г. открываются Калининградское и Черняховское, а в 1948 г. Советское педучилища. При этом в Калининградском педучилище было организовано единственное тогда в области заочное отделение. В 1948 г. начал свою работу Калининградский пединститут, которому передали одно из школьных зданий (сейчас корпус № 2 университета). В августе 1948 г. в пединституте прошли вступительные экзамены на трех факультетах: литературном, историческом, физико-математическом, и были приняты первые 148 студентов. Через год к дневному отделению прибавилось заочное, на которое поступили 355 человек. Уже тогда, в трудные послевоенные годы, в условиях организационного оформления системы народного образования в школах области начинают складываться устойчивые и опытные коллективы учителей, создается крепкое квалифицированное ядро, способное обеспечить все возрастающие требования к учебно-воспитательному процессу. Труд многих из них был отмечен правительственными наградами. Среди них Мария Андреевна Строганова – учитель истории Калининградской школы № 1, Захар Ефимович Чугуевский – учитель русского языка и литературы Знаменской семилетней школы, Пелагея Ильинична Юдина – учитель начальных классов семилетней школы № 4 г. Черняховск, Мария Николаевна Сапельникова – учитель химии и биологии Черняховской средней школы № 1, Галина Дмитриевна Ольмезова – учитель физики Зеленоградской средней школы, Анна Николаевна Калокина – учитель начальных классов Правдинской средней школы.  

         В 1947-1948 учебном году добились дальнейших успехов в улучшении качества учебной и воспитательной работы, а также повышения идейного теоретического уровня преподавания. Многие учителя дали учащимся глубокие и прочные знания. За успешную работу в 1947-1948 учебном году 10 учителей области награждены Министерством Просвещения значком «отличник народного просвещения». Таким образом, в период становления области в школах проводилась большая учебно-воспитательная работа, которая строилась в соответствии с указаниями партии и правительства.

К 1950 г. область имела уже вполне сложившуюся систему народного образования. Период ее становления завершился. На первом областном съезде учителей, который прошел в 1949 г., были подведены итоги проделанной работы и определены первоочередные задачи на будущее.

Первые школы и детские дома на территории будущей области появились в сентябре—декабре 1945 г. Было решено, что в первую очередь их следует открыть в наиболее крупных городах и поселках, при воинских частях и промышленных предприятиях. Готовясь к первому послевоенному учебному году, командование подобрало для школ лучшие здания бывших немецких гимназий, уцелевшие жилые дома. Провели опрос родителей по воинским частям и предприятиям и на его основе осуществили учет детей школьного возраста. 17 июля 1945 г. командующий 11-й гвардейской армией генерал-полковник К. Н. Галицкий подписал приказ “Об открытии школы для детей военнослужащих Кенигсбергского гарнизона”. Для школы решили отремонтировать большое красное кирпичное здание бывшей польской школы по ул. Лендорфштрассе (сейчас это гимназия №1 по ул. Кропоткина). Командование выделило необходимые материалы и рабочую силу, солдаты завезли мебель. 15 сентября состоялось открытие первой в области школы. Оно проходило в торжественной обстановке. Под звуки государственного гимна над зданием школы был поднят красный флаг. В тот же день за парты сели 126 детей. Среди учеников было 36 воспитанников дивизий – участников боев за Кенигсберг. А весной 1946 г. 18 учащихся этой школы уже получали аттестаты.

         

Калининград упоминается в статьях от 1947г  № 92, 103,  связано это с ремонтом и увеличением школ, подготовка этих школ к учебному году. Также часто в статьях от 1947 г. № 92, 108 упоминаются город Черняховск, Полесск, Нестеров и Светлогорск, в которых предпринимаются те же меры по ремонту зданий и открытию школ к учебному году.

        Очередное упоминание о Калининграде, Черняховске, Полесске упомоминается в статьях от 1948 г. №  104-147, в связи с набором студентов в калининградский педагогический институт

        В статье от 1949 г. № 96, 97 упоминается город  Калининград.   Увеличение количества школ в Калиниградской области не прекращалось, школы оснащались новой мебелью и учебниками.

        

 1950

        

                 

           Библиографический список

1. А.С. Забоенкова. Становление системы народного образования на территории Калининградской области (По материалам ГАКО)

2.  Л.М. Фуксон,  Г.В. Кретинин.  Деректорский корпус. Учреждение образования Калининградской области и их руководители, 1945-2005. Справочник. Издательство российского государственного университета им. И. Канта, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку географии по теме "Климат Калининградской области"

В презентации дается описание клмиата самой западной области нашей страны....

Презентация по теме "Калининградская область"

Комплексная экономико-географическая характеристика Калининградской области. Можно использовать при изучении данной темы по географии в 9 классе. особое внимание уделяется проблемам и перспективам раз...

Урок по теме "Калининградская область"

Урок по теме "Калининградская область" в 9 классе по учебнику А.И.Алексеева, в технологии критического мышления....

« История народного образования на Народное образование на территории сёл Андреевка, Богословка хуторе Виноградовка».

Аннотация.В данной работе по теме  : «История народного образования на территории сёл Андреевка, Богословка  хутора Виноградовка» преследовалась цель: собрать информацию, факты о том, ч...

Становление народного образования

В 1819 г. в Кущевской была открыта первая приходская школа примерно на 30 учащихся. К числу наиболее выдающихся специалистов своего дела относился, к сожалению, ныне совершенно забытый учитель Че...

Экспертный лист по оценке научно-исследовательской работы по теме: «Становление и развитие дополнительного образования в Калининградской области»

Экспертный лист по оценке научно-исследовательской работы по теме: «Становление и развитие дополнительного образованияв Калининградской области»...