Становление народного образования
проект по краеведению ( класс) на тему

В 1819 г. в Кущевской была открыта первая приходская школа примерно на 30 учащихся. 

К числу наиболее выдающихся специалистов своего дела относился, к сожалению, ныне совершенно забытый учитель Черноморской войсковой гимназии, выпускник Харьковского университета Василий Емельянович Толмачев, преподававший словесность и латинский язык. После смерти К.В. Россинского, самым близким сподвижником которого он был, Толмачев восстановил Кущевское приходское училище, где на практике применил ланкастерскую систему взаимного обучения. Передавая по тем временам Белл-Ланкастерская система взаимного обучения применялась преимущественно в начальной школе, где старшие и более успевающие ученики являлись помощниками учителя и под его руководством вели занятия с остальными учащимися. Название системы происходит от имени английских педагогов А.Белла и Дж.Ланкастера, независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. До 1871 г. все школы на Кубани находились в подчинении казачьего начальства, затем были переданы в ведение Министерства народного просвещения. На начало 80 - х годов XIX в. Кущевское и Таманское училище по удобству классов и учительских квартир принадлежало к числу лучших в Кубанской области.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Становление народного образования на Кубани. Автор: учитель высшей категории географии и кубановедения Кравченко И.В.

Слайд 2

Первая школа открыта на Кубани в Екатеринодаре 1.09.1803 году по инициативе атамана Ф.Я.Бурсака Понимая недостаточность только одного учебного заведения передовые люди Черномории ставили перед вышестоящим училищным начальством вопрос об открытии новых учебных заведений. В июле 1805 года атаман Бурсак обратился к жителям Черномории , "изъявившим желание содействовать развитию образования", с предложением о денежных пожертвованиях на это дело. В числе жертвователей был и протоиерей Кирилл Россинский , назначенный смотрителем училища 24 февраля 1806 года . Но на обучение в училище казаки смотрели довольно прозаически: едва научатся читать и писать, как немедленно стремятся на службу и уходят из школы. Грамотный и красивый почерк особенно ценился; это способствовало продвижению по службе и щедро оплачивалось.

Слайд 3

Динамика числа учебных заведений и учащихся в предреформенный период Время Число учебных заведений Число учащихся 1820 год 11 300 1825 год 8 220 1835 год 5 243 1857 год 12 570 1860 год 11 648

Слайд 4

Кирилл Васильевич Россинский Сохранившиеся исторические архивные документы свидетельствуют о большом безвозмездном труде этого человека по распространению "просвещения в земле войска Черноморского". На одни поездки по делам просвещения он израсходовал 18 тысяч рублей собственных средств, не требуя возмещения за казенный или войсковой счет . Историк Ф. Щербина называл Россинского "фанатиком просвещения". "Протоиерей Россинский , - писал он, - был редкой для своего времени личностью. Он целой головой стоял выше той административно-служебной среды, в которой ему пришлось вращаться всю жизнь. По образованию и уму ему не было равного в войске. По энергии и бескорыстию он был единственным в своем роде деятелем»

Слайд 5

Памяти Россинскому Центральный концертный зал улица Красная, 5

Слайд 6

Отбор детей горцев для обучения в российских учебных заведениях осуществлялся по специальным правилам. Во-первых, претенденты должны быть не моложе 6 и не старше 13 лет, а, во-вторых, и это главное, все они должны быть детьми князей, первостепенных узденей и почетных мусульман, кои пользуются между единоплеменниками особым уважением, доказать на опыте преданность нашему правительству. То есть применительно к горцам действовал общероссийский сословный принцип, представлявший привилегии для верхушки адыгского общества.

Слайд 7

В 1819 г. в Кущевской была открыта первая приходская школа примерно на 30 учащихся. К числу наиболее выдающихся специалистов своего дела относился, к сожалению, ныне совершенно забытый учитель Черноморской войсковой гимназии, выпускник Харьковского университета Василий Емельянович Толмачев, преподававший словесность и латинский язык. После смерти К.В. Россинского , самым близким сподвижником которого он был, Толмачев восстановил Кущевское приходское училище, где на практике применил ланкастерскую систему взаимного обучения. Передавая по тем временам Белл-Ланкастерская система взаимного обучения применялась преимущественно в начальной школе, где старшие и более успевающие ученики являлись помощниками учителя и под его руководством вели занятия с остальными учащимися. Название системы происходит от имени английских педагогов А.Белла и Дж.Ланкастера , независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. До 1871 г. все школы на Кубани находились в подчинении казачьего начальства, затем были переданы в ведение Министерства народного просвещения. На начало 80 - х годов XIX в. Кущевское и Таманское училище по удобству классов и учительских квартир принадлежало к числу лучших в Кубанской области.

Слайд 8

Молодые учителя, назначенные из студентов и выпускников Харьковского императорского университета в черноморскую глушь, часто менялись. Они не выдерживали убийственного климата болотистого города, некоторые не могли стерпеть удушливой нравственной атмосферы в Черномории . Учитель гимназических классов Филиппов умирает от горячки, молодой физик Сбитнев пишет Россинскому заявление о переводе: "… я уже целый год здесь и могу похвалиться, что употреблял все усилия для перенесения многих неудовольствий, как со стороны жителей, так и со стороны климата. Жители возроптали на меня за речь, произнесенную мною при публичном экзамене. В ней я попытался доказать, сколь полезна физика для искоренения предрассудков, и что человек, занимающийся ею, исполняет свою душу священным благовонием к Творцу. Я мнил, что можно возбудить в них рвение к поддержанию нашей гимназии как заведения, необходимого для воспитания детей. Но я ошибся. Жители подумали, что я, забывая Бога, пытался их осмеять. Поздно я узнал, как опасно истреблять предрассудки, составляющие существенное достоинство черноморцев. Одним словом, казаки не хотят ничему учиться и ничему верить"

Слайд 9

В приходских училищах обучение было рассчитано на год. Содержание занятий здесь составляли Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, чтение и объяснение книги "Краткое наставление в сельском домоводстве". В гимназии обучение продолжалось 4 года, принимались в нее лишь дети дворян и чиновников. Целью гимназии была подготовка к поступлению в университет. В учебный план входили латинский, немецкий, французский язык, география, история, статистика, логика, нравоучение, курс изящных наук - русская словесность, теория поэзии, эстетика, математический цикл - минералогия, ботаника, зоология, основы коммерции, технология, рисование.

Слайд 10

Первые книги и первые библиотека появились вместе с первыми переселенцами-казаками. До конца 30-х годов XIX века столетия на Кубани общественных и ведомственных библиотек не было: имелись книжные собрания, которые носили функционально-прикладной характер. В регионе складывались церковные и учебные собрания книг. Книги хранились в войсковых и станичных правлениях. Они присылались или привозились с оказией из Петербурга, Харькова, Херсона, представляли (и набор книг, без которого невозможны реализация управленческих функций, проведение церковной службы, обучение грамоте

Слайд 11

Серьезные разговоры о необходимости создания библиотеки в Черномории начались в 1818 году. В Черноморском (Кубанском) войсковом училище библиотека была сформирована в 1805 году, основную часть которой составляли книги по истории, географии, математике, религиозного содержания. Реестр книг в библиотеке этого училища был составлен в 1808 году и содержал 165 наименований. Общественная библиотека в Новороссийске была открыта в 1844 году. Читатели подразделялись на действительных членов и вольных подписчиков. К первым относились генералы, штаб - и обер-офицеры всех ведомств, а также гражданские чиновники, состоящие на службе в укреплениях Новороссийском и Кабардинском, ко вторым - частные лица купеческого звания, предприниматели других сословий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории Казахстана на тему "Народное образование и литература Казахстана во второй половине XIX века"

Интегрированный урок (история Казахстана и казахская литература) с применением технологии развивающего обучения....

« История народного образования на Народное образование на территории сёл Андреевка, Богословка хуторе Виноградовка».

Аннотация.В данной работе по теме  : «История народного образования на территории сёл Андреевка, Богословка  хутора Виноградовка» преследовалась цель: собрать информацию, факты о том, ч...

Остапенко А.А., Терскова С.А. Осторожно, «обществознание»! // Народное образование. – 2008. – № 2. – С. 13-16.

Критический анализ учебника обществознания для 7 класса (авторы А.Кравченко, Е. Певцова)....

Профсоюз. Протокол № 1 Отчетно-выборной конференции Городской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации города Покачи

Избрать большинством голосов, председателем городской организации    профсоюза работников народного образования и науки РФ города Покачи Рамазанову М.М....

Становление народного образования на территории Калининградской области.

В статье рассказывается о том, как происходило становление народного образования в самой западной точке России - Калининградской области. В основу работы была положена подборка статей по теме "Ст...

Этапы становления технологического образования в России

В статье кратко описаны основные этапы становления технологического образования в России. Статья может быть полезна для использования на уроках технологиии при проектной деятельности....

Физкультурное образование: сущность, структура, технология развития и становления физкультурного образования школьников

Физическая культура в школе - общеобразовательный предмет и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков...