универсальные учебные действия
рабочая программа

Гольденберг Лариса Арнольдовна

в помощь учителю при составлении рабочих программ по ФГОС; структурировано и собрано все, что мне показалось важным

Скачать:


Предварительный просмотр:

Универсальные учебные действия 
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Основные определения:

учебная деятельность − процесс самоизменения человека, результатом которого

являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и

способности.

учебное действие − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный

на достижение учебной цели.

универсальное учебное действие − учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Виды УУД (А.Г. Асмолов)

Личностные − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные − включают обще-учебные, логические действия, действия постановки и

решения проблем.

Коммуникативные − обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других

людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

         Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические действия:

  • моделирование;
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные результаты

Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор

Регулятивные универсальные учебные действия

Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

Познавательные УУД

Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Коммуникативные УУД

Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

             

       «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». 

Элберт Хаббарт.



Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные УД

Регулятивные УД

Коммуникативные УД

Личностные УД

Включают в себя: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

    Общеучебные УД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач    в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности;
  • работа с текстом:

- ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

- определение главной темы, общей цели и назначения текста;                                                        

- извлечение необходимой информации                                     из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического   и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Логические УД:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей;

сравнение объектов по различным признакам;                                                                       обобщение и классификация объектов;

определение понятий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство и опровержение.

УД постановки и решения проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • выдвижение гипотез; их обоснование;
  • самостоятельное создание способов решения, алгоритмов деятельности при реализации проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных УД составляют знаково-символические действия, использование знаково-символических средств, общих схем решения:

  • моделирование – преобразование объекта                    из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Выпускник научится (начальная школа):

  • осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;
  • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • основам смыслового чтения и выделению существенной информации;
  • осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

   Получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости     от конкретных условий.

Развитие учебных и познавательных мотивов в школе требует от учителя организации следующих условий:

  • создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учащихся к учебе;
  • формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения;
  • обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач;
  • оценивание знаний обучающегося с учетом его основных достижений;
  • организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества

.

Включают в себя:

  • управление своей деятельностью;
  • контроль и коррекция;
  • инициативность и самостоятельность.

К ним относятся:

  • целеполагание – постановка учебной задачи; 
  • планирование – составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели;
  • контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений                 от эталона; 
  • коррекция – внесение необходимых дополнений                             и изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества   и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

Выпускник научится (нач. школа):

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале   в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия             в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия и т.д.

Включают в себя:

  • речевую деятельность;
  • навыки сотрудничества.

К коммуникативным УД относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем              и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество     в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли                   в соответствии с задачами               и условиями коммуникации;
  • владение монологической                 и диалогической формами речи в соответствии нормами родного языка.

Коммуникативные УД обеспечивают

  • социальную компетентность                 и учет позиции других людей, партнеров по общению   и деятельности;
  • умение слушать и вступать   в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Выпускник научится (начальная школа):

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т. ч. и не совпадающих с его собственной, и учитывать их     в работе;
  • формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению;
  • строить понятные высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать         в сотрудничестве отличные                от собственной позиции мнения других людей;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее   с позициями партнеров                   при сотрудничестве;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать                                  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и.т.

Включают в себя:

  • самоопределение (внутренняя позиция школьника), самоидентификация (самоуважение и самооценка);
  • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания                            и «незнания»);
  • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность                                           к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков).

Личностные УД обеспечивают знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, гражданская идентичность).

Гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности                                 к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.

У выпускника будут сформированы (начальная школа):

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности   в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;  
  • знание основных моральных норм                          и ориентация на их выполнение;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • чувство прекрасного                      и этические чувства                  на основе знакомства                    с мировой                                   художественной культурой;
  • эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им.

Выпускники получат возможность для формирования:

  • положительной адекватной самооценки     на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

 

                           



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
  • образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
  • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме

громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять

обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временно2й перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Выпускник получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

 • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и

сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного

образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Формирование логических действий и операций в сфере познавательных универсальных учебных действий на уроках математики

Важнейшей задачей свременной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конк...

Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».   

«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...

Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий на примере конструкторских умений

Одной из основных задач на данный момент в образовании- это развитие УУД. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся развивают свои универсальные учебные действия и у них формир...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...