Развитие одарённости обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время
учебно-методический материал (5 класс)

Яцкова Валерия Валерьевна

При работе с детьми, необходимо создать только условия (среду). И не зря одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одарённых детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.В. Яцкова, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 177, г. Новосибирск.

РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Как утверждал В.Г. Белинский: «Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование». На самом деле любой человек должен развиваться. Необходимо создать только условия (среду). И не даром одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одарённых детей. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.

При работе мы должны использовать разнообразные формы организационной работы и учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческих возможностей, познавательных мотивов, обогащать формы взаимодействия в познавательной деятельности. Мы должны не просто поддержать, а развить индивидуальность ребенка, помня о его способностях [2; с. 15].

Прежде чем начать работу с одарёнными, необходимо в сотрудничестве с коллегами и школьным психологом провести диагностику по выявлению одарённых учеников:

  1. наблюдение за школьниками во время урочной и внеурочной деятельности;
  2. выявление уровня интеллектуального развития школьников психологом;
  3. педагогическая диагностика (построение карты интересов и предпочтений обучающихся – у одарённых детей их намного больше, чем у остальных).

Важно помнить, что в условиях деятельностного подхода наиболее востребованным является развивающее обучение: использование исследовательских, частично-поисковых, проблемных, проектных видов деятельности. Благодаря исследовательской деятельности дети могут погрузиться в творческий процесс и делать самостоятельные выводы и открытия в условиях создания определённой творческой среды [3, с. 67-68].

Активизировать познавательный процесс помогает проектная деятельность. Во время школьных уроков и во внеурочное время я предлагаю ученикам выполнить проектные работы. Это могут быть индивидуальные, парные и групповые формы обучения. Такая деятельность развивает умение анализировать, искать решение практической задачи во время исследования материала. Завершается эта работа публичным выступлением [1; с. 8-11].

На уроках русского языка ученики любят составлять алгоритмы к правилам, придумывают схемы рассуждения, ребусы. Есть школьники, которые с удовольствием придумывают рифмованные строки, стихотворения или лингвистические сказки, чтобы быстрее выучить правило.

Детям пятых классов нравится сочинять сказки, басни, рассказы, сопровождая иллюстрациями. Большой интерес у них вызывает групповая работа по созданию книжек-малышек (сборник пословиц и поговорок), а также инсценировки басен, небольших рассказов.

Шестиклассники с удовольствием погружаются в мир теории и истории литературы и создают индивидуальные, часто и групповые проекты (например, большой отклик вызвала работа о рождественских традициях и обычаях в разных странах; они не только находили информацию о празднике, а с большим интересом создавали проектные работы, делали иллюстрации, рассказывали о Рождестве одноклассникам и родителям).

При изучении творчества Михаила Исаковского семиклассники с азартом искали и сравнивали варианты песни «Катюша» на разных языках. Они настолько увлеклись заданием, что даже сами переписывали тексты песни на японском, английском, белорусском и украинском языках.

Работать с одарёнными детьми можно и во внеурочное время. Дети погружаются в мир литературы. Они изучают теорию, а потом сами пишут стихотворения (курс «Проба пера»). Ученики не только сами учатся писать поэтические тексты, басни, рассказы, но и помогают другим школьникам.

Развитие одарённости происходит при участии в проведении предметных неделей, конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах по русскому языку и литературе, викторинах, проектах «Русский медвежонок», «Лукоморье».

Обучение одарённых детей – это довольно трудоёмкая работа. Надо помнить о том, что «поистине талантлив только тот, – как считал В.В. Стасов, – кто постоянно развивается и самосовершенствуется» [4].

Список использованной литературы

  1. Акимова Е.Ю. Творческая проектная деятельность как эффективное средство развития одарённости обучающихся начальной школы. // Развитие одарённости в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы: материалы II межрегиональной научнопрактической Интернет-конференции. – Омск, 2015. –  С. 7–11.
  2. Алтынкович С.Н. Метод проекта на уроках русского языка как один из факторов развития одарённости у детей. // Развитие одарённости в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы: материалы II межрегиональной научнопрактической Интернет-конференции. – Омск, 2015. – С. 15–16.
  3. Маскаева М.М. Педагогические условия воспитания творческой личности в образовательном процессе // М.М. Маскаева. /Журнал: Человек и образование – № 3 – СПб, 2008. – С. 67-70.
  4. В.В. Стасов. Афоризмы. Цитаты. Высказывания (Электронный ресурс). – Режим доступа: https://aforisimo.ru/autor/Владимир+Стасов. – Дата обращения 18.08.2019).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.

Доклад по теме: "Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время"....

Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА. ТВОРЧЕСКИЙ  ОТЧЕТ  ЩЕРБАК Е.В. Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы...

Инновационные формы и методы, используемые на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения, которые носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования....

Инновационные технологии в работе по нравственному воспитанию учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Компетентностный подход, который  предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе,- основа инновационного процесса....

Статья" Проектная деятельность как технология в формировании личности современного петербургского школьника на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время»

Проект «И мы сохраним тебя русская речь…» предполагает через последовательное и углубленное изучение национальной культуры слова воспитать не просто носителя русского языка, но обра...

Презентация "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время" (из опыта работы)

Вовлечение учащихся, как одаренных, так и детей со средними способностями,  в активную познавательную деятельность – основная задача учителя. Ценность такого подхода заключается не только в...