Проба пера
рабочая программа (5 класс)

Яцкова Валерия Валерьевна

Программа внеурочной деятельности направлена  на развитие умение анализировать лирические произведения авторов, формирование компетентности в области стихосложения; развитие творческого потенциала обучающихся через знакомство с аспектами поэтического мастерства.

За основу взята программа Шкитовой О.Г. и дополнена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proba_pera.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 177»

ПРИНЯТО

решением методического объединения классных руководителей

протокол от ________2018г. № _____

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР МБОУ СОШ № 177

___________________ О.Н.Чусовитина

 _______2018 г.

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

 «Проба пера»

для 5-6 классов

Составитель:

Яцкова В.В., учитель русского языка и литературы

2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Проба пера» для 6 класса разработана на основе следующих нормативных   документов:

  1. Закон об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2.  Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 177.
  6. Примерная  основная  образовательная  программа  основного общего образования (http://fgosreestr.ru/).
  7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577.

Главная цель программы: через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение анализировать лирические произведения авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Рабочая программа рассчитана на 5-6 класс - 35 часов (1 час в неделю).

Задачи внеурочной деятельности:

1) освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды литературы, лексические средства языка);

2) умение наблюдать, выражать свое мнение словом, правильно отбирать при этом языковые средства, совершенствовать написанное, формировать представление о языке.

3) формирование любви к поэзии, бережного отношения к слову;

4)  развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передавать свою мысль в письменной и устной форме;

5) преодоление обучающимися нерешительности в отношении литературной деятельности;

6) формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской поэзии и поэзии других стран;
  • приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
  • участие в поэтической жизни класса, школы и т.д.;
  • развитие художественного вкуса, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Предметные результаты:

  • формирование представления о роли поэзии в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • формирование общего представления о поэзии;
  • знание основных законов стихосложения;
  • умение анализировать лирическое произведение.

Метапредметные результаты:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • позитивная самооценка своих поэтических возможностей;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания художественных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Личностные УУД: 

  • понимание социальных функций поэзии (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
  • понимание жизненного содержания поэзии на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям поэтической культуры своего региона, России, мира, знаний о поэзии и поэтах, стихотворчества, участия в исследовательских проектах, различных конкурсах поэтического творчества;
  • владение первичными навыками работы с информационно-компьютерными средствами (компьютер, интерактивная доска, айфоны, Интернет и т.п.).

Познавательные УУД:

  • наличие устойчивых представлений о поэтическом языке произведений;
  • владение словарем литературных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о поэтическом произведении, а также во время собственного словотворчества;
  • поиск и использование в практической деятельности информации о поэзии (жанры, стили, язык), поэтах, исторической эпохе (в том числе, с применением компьютерных средств);
  • владение умениями и навыками самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа художественных произведений на основе понимания природы поэзии и использования различных видов словотворчества;
  • осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия поэзии;
  • закрепление понимания связи поэзии с другими видами искусства: музыкой, изобразительным искусством, кино, театром;
  • умение проводить сравнение, классификацию поэтических произведений различных жанров; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о лирическом произведении (диалогический и монологический типы), выполнения диагностических тестов, самостоятельных работ, участия в индивидуальных и групповых мини-исследованиях;
  • владение умениями постановки и формулирования проблемы, разработки алгоритмов поэтической деятельности при решении задач учебной деятельности, а также творческого, поискового, исследовательского характера (включая работу в сети Интернет с помощью родителей);
  • владение формами рефлексии при индивидуальной оценке восприятия и исполнения поэтических произведений разных жанров, стилей, эпох;
  • участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов в учебной и внеурочной деятельности (праздники, конкурсы, творческие вечера и др.);
  • использование знаний о поэзии и поэтах, полученных на уроках.

Регулятивные УУД:

  • владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии и создании поэтических сочинений;
  • планирование собственных действий в процессе восприятия, создания поэтических текстов, а также при организации проектно-исследовательской деятельности;
  • прогнозирование результата поэтической деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, критичность, умение применять в новой учебной и жизненной ситуациях, развернутость анализа лирического произведения;  понимание и оценка воздействия поэзии на собственное отношение к ней, собственной поэтической деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
  • проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над созданием стихотворения на уроке, внеурочных и внешкольных формах деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе словотворчества;
  • развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о поэзии, поэтах в процессе анализа и собственного словотворчества;
  • поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия поэзии, размышлений о ней, ее исполнения;
  • формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа лирического произведения (с использованием литературоведческих терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы (включая исследовательскую деятельность и словотворчество);
  • совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой поэтической деятельности;
  • совершенствование представлений учащихся о литературе своей Родины.

Ожидаемые результаты:

рост познавательной и творческой активности у ребят;

увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой;

формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;

повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики;

создание рукописного сборника, включающего собственные произведения учащихся.

Основные содержательные линии курса

Тема 1. Вводное занятие. Что такое поэзия? Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слов «поэзия», «лирическое произведение». Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 2.  Поэтические жанры. Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Тема 3. Содержание стихотворения. Тема и идея. Выявление лирического сюжета. Понятие переживания. Истолкование названия. Алгоритм анализа стихотворения.

Тема 4. Лирический герой. Характеристика лирического героя. Лирический герой и автор. Характеристика иных лирических образов (аллегорических, символических, образа-переживания, предметного мира).

Тема 5. Композиция стихотворения. Понятие строфы. Композиционные части: кульминация, повествовательный, описательный фрагменты, строфы, выражающие чувства и эмоции, строфы, выражающие прямое высказывание. Виды композиций: кольцевая, композиция, основанная на контрасте, на антитезе. Строфика. Понятие строфы. Виды строф по количеству строк и способу рифмовки: терцет, катрен, пятистишие, шестистишие (секстет), октава, нона, триолет, рондо, терцин, сонет, одическая строфа, онегинская строфа и др. Рифмовка и ее виды (смежная, перекрестная, кольцевая). Сквозная и вольная рифмы.

Тема 6. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Эпитеты. Сравнение. Анализ языка. Лексические средства выразительности. Эпитеты и их виды: постоянные, изобразительные, лирические, сложные, метафорические. Сравнения и их роль в тексте.

Тема 7. Практикум «Времена года». Анализ произведений русских классиков о природе с целью определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. Сочинение собственных эпитетов и сравнений.

Тема 8. Метафора и ее разновидности. Метафора. Олицетворение. Метонимия. Синекдоха.

Тема 9. Литературный вечер «Осенняя пора. Очей очарованье…» Выступление с произведениями собственного сочинения об осени.

Тема 10. Литота и гипербола. Перифраз. Перифраз как употребление описательного выражения вместо названия или имени. Примеры перифраза в произведениях русских классиков. Понятия литоты и гиперболы.

Тема 11. Анализ языка. Синтаксис. Фигуры. Повторения (анафора, эпифора, стык, рефрен). Параллелизм. Перенос. Инверсия. Умолчание. Риторические фигуры.

Тема 12. Метрика. Размер стиха. Двусложные размеры. Выявление организации поэтической речи. Системы стихосложения. Размер и ритм. Стопа. Рифма и ее виды. Двусложные размеры (ямб, хорей).

Тема 13. Трехсложные размеры. Дактиль, анапест, амфибрахий. Акцентный стих. Важнейшие факторы ритма: пиррихий, спондей, паузы, длина стиха, разностопность, рифма, слово.

Тема 14. В мастерской художника». Анализ стихотворений русских поэтов по плану.

Тема 15. Музыка слов. Звуковая организация стиха. Анализ фонетического строя речи. Звукопись. Аллитерация и ассонанс.

Тема 16. Поэзия и живопись. Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием. Рассматривание картин художников-абстракционистов (Петр Вальнюс и др.)с целью получения необычных образов и выражений.

Тема 17. «В жизни всегда есть место подвигу…» Создание стихотворений о защитниках Отечества.

Тема 18. Поэзия и музыка. Прослушивание музыкальных фрагментов разных жанров и направлений с целью получения необычных образов и выражений. Связь музыки и поэзии. Настроение.

Тема 19. Весенний пейзаж в лирике поэтов XIX века. Конкурс стихов о весне «Весенняя капель» Анализ произведений русских поэтов о весне, о весенней природе. Создание собственных стихотворений о весне.

Тема 20. «Поход за вдохновеньем». Экскурсия как способ получения красочных образов.

Тема 21. Итоговое занятие. Выпуск сборника «Проба пера».  Обобщение знаний и подведение итогов. Литературный вечер, на котором читаются стихи собственного сочинения.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

Жанровое своеобразие поэзии (2 ч.)

1.

Вводное занятие. Что такое поэзия?

1

Беседа о поэзии и ее назначении. Проведение викторины по творчеству русских поэтов.

2.

Жанры поэзии.

1

Знакомство с лирическими  жанрами; игра «буриме».

Тема, идея стихотворения, лирический герой (2 ч.)

3.

Содержание стихотворения. Тема и идея.

1

Знакомство с алгоритмом анализа произведения; определение темы и идеи в стихах русских поэтов.

4.

Лирический герой. Выявление лирических образов.

1

Выявление лирических образов в стихотворении.

Композиция стихотворения, изобразительно-выразительные средства языка (9 ч.)

5.

Композиция стихотворения. Понятие строфы.

1

Анализ строфики стихотворения.

6.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Эпитет и сравнение.

1

Игра «Подбери тропы». Обучающиеся учатся создавать собственные тропы и другие средства художественного языка.

7.

Практикум «Времена года».

1

Чтение и анализ стихотворений  русских поэтов о природе.

8.

Практикум «Времена года».

1

Чтение и анализ стихотворений  русских поэтов о природе.

9.

Метафора и ее разновидности.

1

Анализ стихотворений, поиск метафор,

создание собственных метафор.

10.

Литературный вечер «Осенняя пора. Очей очарованье…».

1

Выступление с произведениями собственного сочинения об осени.

11.

Литературный вечер «Осенняя пора. Очей очарованье…».

1

Выступление с произведениями собственного сочинения об осени.

12.

Литота и гипербола. Перифраз.

1

Анализ художественных средств выразительности.

13.

Анализ языка. Синтаксис.

1

Анализ синтаксических средств языка.

Метрическая система стихосложения, стихотворные размеры (6 ч.)

14.

Метрика. Размер стиха. Двусложные размеры.

1

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложным размером.

15.

Метрика. Размер стиха. Двусложные размеры.

1

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложным размером.

16.

Трехсложные размеры.

1

Написание четверостиший трёхсложным размером.

17.

Трехсложные размеры.

1

Написание четверостиший трёхсложным размером.

18.

«В мастерской художника» (анализ стихотворений).

1

Анализ стихотворений по плану.

19.

«В мастерской художника» (анализ стихотворений).

1

Анализ стихотворений по плану.

Фонетический строй стихотворений (2 ч.)

20.

Музыка слов. Звуковая организация стиха.

1

Анализ фонетического строя речи.

21.

Музыка слов. Звуковая организация стиха.

1

Анализ фонетического строя речи.

Поэзия и живопись, поэзия и музыка (14 ч.)

22.

Поэзия и живопись.

1

Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

23.

Поэзия и живопись.

1

Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

24.

«В жизни всегда есть место подвигу…» (пишем стихи о защитниках Отечества).

1

Чтение и анализ стихов собственного сочинения о защитниках Отечества.

25.

«В жизни всегда есть место подвигу…» (пишем стихи о защитниках Отечества).

1

Чтение и анализ стихов собственного сочинения о защитниках Отечества.

26.

«В жизни всегда есть место подвигу…» (пишем стихи о защитниках Отечества).

1

Чтение и анализ стихов собственного сочинения о защитниках Отечества.

27.

Поэзия и музыка.

1

Прослушивание музыкальных произведение, создание стихотворений.

28.

Поэзия и музыка.

1

Прослушивание музыкальных произведение, создание стихотворений.

29.

Весенний пейзаж в лирике поэтов XIX века. Конкурс стихов о весне «Весенняя капель».

1

Конкурс стихотворений о весне «Весенняя капель».

30.

Весенний пейзаж в лирике поэтов XIX века. Конкурс стихов о весне «Весенняя капель».

1

Конкурс стихотворений о весне «Весенняя капель».

31.

«Поход за вдохновеньем». Создание стихотворений собственного сочинения.

1

Сочинение стихотворений.

32.

«Поход за вдохновеньем». Создание стихотворений собственного сочинения.

1

Сочинение стихотворений.

33.

«Поход за вдохновеньем». Создание стихотворений собственного сочинения.

1

Сочинение стихотворений.

34.

Обобщающий урок. Выпуск сборника «Проба пера».

1

Выпуск сборника «Проба пера».

35.

Обобщающий урок. Выпуск сборника «Проба пера».

1

Выпуск сборника «Проба пера».

Литература

Список использованной литературы для учителя

1. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. – М., 2014.

2. Гаврилова Т.Н. Маленькое чудо. – М., 2013.

3. Карсалова Е. В.. "Стихи живые сами говорят…". – М., 2003.

4. Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – Сб., 1999.

5. Попов М.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 2015.

6. Ратникова М.С. Солнышко между строк». 2002.

7. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М., 1970.

8. Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения. – М., 2006.

Список использованной литературы для обучающихся

1. Воителева Т.М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М., 2015.

2. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. – М., 2014.

3. М а т в е е в а Т. В. О т з ву к а д о т е к с т а. – В о л г о г р а д, 2 0 0 5.

4. Путешествие в страну Поэзия» /Под ред. И.Э. Гуткина. – М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Пробуем перо"

     Мой педагогический стаж - более 20 лет. Всегда старалась ввести в преподавание нотку творчества. Так и появилась "литературная гостиная", участником которой может стать любо...

Авторская программа факультатива по литературе «Проба пера»

Данная авторская программа факультатива «Проба пера» разработана с целью дополнения к урокам литературы, не позволяющим в рамках урока заниматься творческой поэтической деятельностью учащихся.В ...

Творческий проект поэтического клуба "Мы пробуем перо"

"Я хочу жить здорово!" Творческий проект поэтического клуба "Мы пробуем перо", посвящённый пропаганде здорового образа жизни....

"Проба пера"

Несколько графических рисунков, выполненные учащимися в программе CORELDRAW на кружке "Компьютерная графика"...

Рождественская презентация поэтического клуба "Мы пробуем перо".

В презентацию включены стихотворения собственного сочинения членов поэтического клуба "Мы пробуем перо"....

Литературная гостиная "Проба пера"

Мы прикоснёмся к удивительному миру Поэзии, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить....

Программа секции «Проба пера: творческие работы разных жанров и литературоведческие исследования» (Малая академия наук)

Программа предназначена для занятий с разновозрастным коллективом школьников, проявляющих интерес к исследовательской и творческой работе, а потому предполагает вариативность и индивидуальный по...