Внутренняя система оценки качества образования МАОУ СОШ №18
статья

Меньшикова Дарья Алексеевна

Научная статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennyaya_sistema_otsenki_kachestva_obrazovaniya.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Внутренняя система оценки качества образования

МАОУ СОШ №18

Меньшикова Дарья Алексеевна

Аннотация.

Представлены результаты анализа внутренней системы оценки качества образования МАОУ СОШ №18 на примере учебного предмета «Русский язык». Показано, что в основе внутренней системы оценки качества образования лежит контрольно-оценочная деятельность в разных формах, которая направлена не только на оценивание результативности обучающихся, но и на управление качеством образования и  возможную корректировку внутришкольного процесса обучения.

Ключевые слова: внутренняя система оценки качества образования,  контрольно-оценочная деятельность, промежуточная аттестация обучающихся.

Annotation

There are the results of the analyse of the internal quality education assessment at school № 18on the example of the school subject “Russian”.  It is shown that the control and estimated activity lie in  the base of the internal assessment of education quality, which has a direction not only to the assessment of the students’ effectiveness but also to the control of education quality and adjustment of intra school learning process.

Внутренняя система оценки качества образования

МАОУ СОШ №18


             Обеспечение качества образования – приоритетное направление развития системы образования Российской Федерации. С введением новых образовательных стандартов появилась необходимость создания внутренней системы оценки качества образования.

          Исследуя данную проблему на уровне МАОУ СОШ №18, мы выдвигаем следующую гипотезу: создание внутренней системы оценки качества образования сыграет важную роль в учебной компетенции выпускников школы, а также повысит профессиональную ответственность педагога.

  Согласно части 29 статьи 2 Закона №273-ФЗ ,   качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам и (или) потребностям физического лица или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность , в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы[1].

   Под внутренней системой оценки качества образования в педагогической практике мы понимаем систематическое наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся и служит информационным обеспечением образовательной деятельности.

   Рассмотрим внутреннюю систему оценки качества образования на примере учебного предмета «Русский язык».

   Актуальность создания подобной системы обусловлена высокой значимостью русского языка как предмета и как метапредметной основы в образовательном процессе.  

   Контрольно-оценочная деятельность – это основа внутренней системы оценки качества образования. Следует принять во внимание, что контрольно-оценочная деятельность направлена не только на оценивание результативности обучающихся, но и на управление качеством образования и  возможную корректировку внутришкольного процесса обучения.              Внутренняя система оценки качества образования направлена на объективизацию оценок, позволяющих, благодаря использованию единой шкалы трудности тестовых заданий, сопоставлять результаты обучения по разным параметрам, к примеру, достижений обучающихся, а также педагогов относительно достижений за прошлый год[2].

     Федеральный уровень предполагает следующие основные методы оценки качества усвоения русского языка и уровня его преподавания:

 основной государственный экзамен по русскому языку (ОГЭ) в рамках государственной итоговой аттестации основного общего образования (ГИА-9),

 единый государственный экзамен по русскому языку (ЕГЭ) в рамках государственной итоговой аттестации среднего общего образования (ГИА-11).

 К федеральному уровню относится и такой методологический инструмент оценки качества, как Национальные исследования качества образования (НИКО). Исследования проводятся в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования, и осуществляются по инициативе Рособрнадзора[3]. Еще одним методом исследования качества образования на федеральном уровне являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). В 2017-2018 учебном году ВПР по русскому проводится во 2-х и 4-6-х классах.   На муниципальном уровне предлагаются различного рода контрольные и проверочные работы.

     Рассмотрим систему внутренней оценки качество образования в МАОУ СОШ №18.      

    Освоение программы учебного предмета «Русский язык» на уровне образовательного учреждения сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленным Учреждением.

Целью аттестации является: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предмету, их практических умений и навыков и соотнесение фактического уровня знаний обучающихся с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Проанализируем основные виды контроля, которые помогут провести внутреннюю систему оценки качества образования.

   Текущий контроль успеваемости: устная проверка, письменная проверка, комбинированная проверка, проверка с использованием электронных систем. Так, при подготовке к Всероссийской проверочной работе учащихся 5-х классов, мы используем специализированные сайты, прикрепляя ссылку к домашнему заданию в Сетевом городе.

Устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачет и другое. Следует учитывать, что с 2018 года 9-е классы сдадут устное собеседование на допуск к ОГЭ. Поэтому подобная форма контроля является одной из наиболее эффективных. В течение всего учебного года необходимо готовить учеников к новым требованиям, а также контролировать работу учителей.

Для результативной работы педагоги учат школьников не только выпускных, но и остальных классов выразительному чтению, монологу и диалогу.

В основе обучающей деятельности используются готовые задания из раздела «Говорение» на сайте fipi.ru.

   Например,  на уроках русского языка и литературы, учитель просит учащихся прочитать по одному предложению и анализирует интонацию и темп чтения. Такие задания занимают от пяти до семи минут, поэтому их можно включить в «пятиминутку» на каждом уроке или внеурочном занятии.

 Письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, письменное выполнение тренировочных упражнений, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, проверочные работы длительностью 5-15 минут и другое.).

Педагоги могут воспользоваться контрольными измерительными материалами с сайта fipi.ru.  Данные КИМы разработаны для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне основного общего  образования в соответствии с ФГОС.

 Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

Проверка с использованием электронных систем тестирования, иного программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учёт учебных достижений обучающихся.

Выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов или электронных учебников, выполнение интерактивных заданий). Тесты являются эффективным средством проверки качества знаний, получаемых учащимися, и оперативного контроля хода обучения. Информационные образовательные ресурсы, содержащие тестовые материалы, можно разбить на две категории:

1. Ориентированные на прохождение учащимися тестов в письменной форме с дальнейшей проверкой вручную учителем (как вариант - сканирование результатов тестирования с целью их дальнейшей автоматизированной проверки);

2. Системы компьютерного тестирования с соответствующим наполнением тестовыми материалами.

Одними из основных преимуществ использования тестирования являются возможность автоматизации обработки результатов, объективность контроля и быстрая проверка качества подготовки. Это позволяет определить разделы, которые представляют наибольшую сложность в изучении, и, возможно, корректировать процесс обучения в зависимости от результатов тестирования[4]. Удобны в тестовой работе следующие ресурсы: https://best-language.ru/, https://ege.sdamgia.ru/

Таким образом, целью текущего контроля является систематический контроль уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций.

   Сочинению, как форме внутренней оценки качества образования, уделяется особое внимание. Их можно классифицировать по характеру предложенных тем, по типам речи. По мере развития речевых умений обучающихся включаются более сложные формы сочинений, уже не ограниченные одним типом речи, а включающие все типы речи, чаще всего для доказательства собственного суждения учащегося. Более сложными становятся жанры сочинений: это может быть рецензия на прочитанную книгу, просмотренный фильм с соблюдением требований жанра рецензии. Сочинение является самым информативным источником оценки качества преподавания русского языка: оно требует значительных трудовых усилий и сформированных на высоком уровне методических умений учителя и не менее значительных усилий со стороны ученика. Недаром сочинение сохранилось как способ оценки качества преподавания русского языка в ЕГЭ и ОГЭ, используется как форма допуска к ЕГЭ в одиннадцатом классе[5].

     Рассмотрим творческую составляющую внутренней системы оценки качества образования. В рамках современного образования выполняются индивидуальные итоговые проекты, которые являются обязательными для каждого обучающегося 5-9 классов, перешедшего на обучение по новым ФГОС.

Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. Задача учителя - совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту.

Целью проектной деятельности по русскому языку является

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

  Проектная деятельность, как внутренняя система оценки качества образования, демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, повышение творческого потенциала учащихся. Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика. Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления.

     Анализ системы внутренней оценки качества образования на уровне общеобразовательной организации   позволяет администрации и педагогу при необходимости осуществить коррекцию учебной деятельности, которая направлена на формирование конкурентоспособной личности выпускника.

   Проанализировав внутреннюю систему оценки качества образования в МАОУ СОШ №18 на примере учебного предмета «Русский язык», мы пришли к выводу:

  1.    Контрольно-оценочная деятельность – это основа внутренней системы оценки качества образования. Следует принять во внимание, что контрольно-оценочная деятельность направлена не только на оценивание результативности обучающихся, но и на управление качеством образования и  возможную корректировку внутришкольного процесса обучения.              
  2. Внутренняя система оценки качества образования  сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, а также разными формами контроля.
  3. Контрольно-измерительные материалы (в том числе информационные образовательные ресурсы), содержащие тестовые материалы, применяемые педагогами, разработаны на федеральном уровне  для проведения процедур контроля и оценки качества образования в соответствии с ФГОС.
  4. Проектная деятельность –  важная форма внутренней системы оценки качества образования, она демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, повышение творческого потенциала учащихся.
  5. Анализ системы внутренней  оценки качества образования позволяет осуществлять коррекцию учебной деятельности.

Список источников

  1. http://studbooks.net 
  2. http://ropryal.ru/wp-content   
  3.  https://www.zakonrf.info/

Сведения об авторе

Меньшикова Дарья Алексеевна, место работы: МАОУ СОШ №18 г.Златоуста, Челябинской области. Учитель первой категории.

Почтовый адрес:454219, г. Златоуст, Челябинская область, ул. Им. Карла Маркса, 10. Телефон: 8 3513 67-77-78 ,  8-908-068-23-14, e-mail: daryazlat@mail.ru


[1] https://www.zakonrf.info/

[2] http://ropryal.ru/wp-content

[3] http://ropryal.ru/wp-content

[4] http://studbooks.net

[5] http://ropryal.ru/wp-content


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность функционирования внутренней системы оценки качества образования.

В основе разработки данных положений лежит «Примерный порядок организации ВСОКО в условиях поэтапного перехода ОО Кировской области на ФГОС общего образования», разработанный ИРО КО....

Модель внутренней системы оценки качества образования в МОУ-ООШ п. Водопьяновка Марксовского района Саратовской области

Современное экономическое и духовное развитие нашего государства в значительной степени определяется качеством образования. Так как качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитически...

Методическая разработка «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов»

Методическая разработка  «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов» - это документ, раскрывающий опыт педаг...

Положение о внутренней системе оценки качества образования

1.1.          Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (Поло­жение) муниципального бюджетного общеобразовательного учрежден...