Я - УЧИТЕЛЬ
статья

Баграмова Евгения Георгиевна

 

 Вашему вниманию предлагается эссе - размышление о миссии учителя в современном мире и о собственном опыте становления в профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ya_-_uchitel.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

учитель музыки

                     Баграмова Евгения  Георгиевна

МБОУ гимназия ст. Азовской

МО Северский район

Эссе

Я - УЧИТЕЛЬ

  • Мама, я хочу быть учителем!

  Эти слова произнесла как-то моя взрослеющая  дочь,  размышляя о выборе профессии.  В тот момент, желая подбодрить, я рассказала, что в её годы тоже размышляла – стать ли мне музыкантом, или филологом. И только спустя многие годы призналась, что из лучших побуждений сказала ей неправду.

Дело в том, что ни в ее годы, ни позже, при выборе профессии –

НИКОГДА!

            Я НЕ ХОТЕЛА БЫТЬ!

                  ШКОЛЬНЫМ УЧИТЕЛЕМ!

Но жизнь,   непостижимая   в своей правоте, мудро расставила все по своим местам.

Впрочем, неизвестно, как сложилась бы моя судьба, а также судьба многих моих коллег, друзей и единомышленников, если бы каждый из нас в свой час не познакомился бы с Михаилом Петровичем Щетининым, «светилом» отечественной педагогики эпохи перестройки. Его идеи окрыляли, перспективы казались заманчивыми. И вскоре со всех концов бывшего Союза слетелись в маленькую станицу Азовскую  дерзкие, творчески сильные люди, привлеченные юношеской максималистской мечтой - «объять необъятное». Именно так называлась книга педагога-новатора, которой зачитывалось молодое поколение.

Тогда-то я и познакомилась с Виолеттой Сергеевной Лукьяновой, Андреем Остапенко, Натальей Прохоровой и многими другими своими будущими коллегами. Это сейчас они – те, кто они сейчас. Доктора наук,  победители конкурсов, лучшие учителя России.  А тогда…

Легкие на подъем, веселые романтики, мечтатели – идеалисты. Шутка ли – играя с детьми в «Крокодила», одними жестами ухитрялись объяснять друг другу смысл слова «солипсизм». Играючи! Легко!

Это потом уже выяснилось, что не так-то и легко объять необъятное. А если уж быть совсем точным – просто невозможно!

О тех нескольких годах нашей жизни можно говорить много. Наверное, даже можно написать диссертацию об уникальном социальном эксперименте, проведенном нами (или над нами), однозначную оценку которому даст только время.  Это были очень непростые годы. Одно лишь ясно – они не прошли для нас даром. Они обогатили наш жизненный и педагогический опыт, закалили дух и сориентировали в выборе друзей.

С тех пор прошло уже много лет. Мы изменились. Мы состоялись. Мы осознали себя частью продуманной, результативно работающей системы. И за все эти годы словосочетание «я – учитель» мне довелось произносить крайне редко. Всегда – «мы».

Мы, мы, мы... Пожалуй,  всё же стоит сформулировать и определить, что же входит в   это емкое понятие - «мы».  

Мы – это маленькая уютная школа в предгорной станице, расположенной в самом сердце Кубани. Здесь всегда горит камин, а из столовой вкусно пахнет домашней выпечкой. Здесь знаешь всех детей поименно и каждому успеваешь посмотреть в глаза. Здесь все твои друзья одновременно являются твоими же руководителями, коллегами, учителями твоего ребенка и родителями твоих учеников.

Одним словом, мы – это Азовская Гимназия, содружество учеников, учителей и родителей, объединенных одной целью, одними этическими установками и педагогическими принципами.

Более чем за двадцать лет своего существования мы прошли долгий путь (тут, по идее, должно следовать классическое словосочетание - «полный взлетов и падений»). Только вот падений не было. Как-то не случилось.

А что же было?

Были  фестивали и конкурсы, выставки и конференции, общественно значимые инновации и существенно сохраняемые традиции. Были тихие вечера у камина и шумные праздники, литературные гостиные и спортивные состязания,  художественные выставки и музыкальные посиделки. Были восхищенные глаза первоклашек и заплаканные глаза выпускников.

Были стихи, написанные  ночью после  разговора с одним из учеников:

Сквозь призму солнечного дня

Сквозь сумрак, трепетный и тонкий

Сквозь пламя первого огня

Смотрю на мир, цветной и звонкий,

Глазами этого ребёнка.

 А мир? Он смотрит на меня.

А еще были глаза моей  собственной дочери:

  • Мама, я хочу стать учителем…

 Так что  же является более значимым, каковы критерии продуктивности образовательного учреждения – количество хорошо сдавших ЕГЭ, или  количество детей, желающих обнять тебя перед уроком?  Процент, выпускников поступивших в ВУЗы,   или  процент выпускников, вернувшихся работать в родную школу и избравших общую с тобой судьбу – судьбу российского учителя? Пожалуй, это действительно трудно определить. Одно не вызывает сомнений – бесспорным показателем успешной работы любой команды является активный, непрерывный, совместный творческий процесс.

Выдающийся хормейстер, руководитель прославленного Кубанского казачьего хора В.Г.Захарченко однажды сформулировал три уровня мотивации творчества и расположил их в порядке значимости:

  1. мотивация социальная – награды, аплодисменты, портреты в газетах;
  2. мотивация личностная – удовольствие, получаемое группой людей от совместного творчества;
  3. мотивация этическая – четкое осознание того, что дело, которое ты делаешь, необходимо людям.

Стало быть, дело, которое делаешь ты, должно быть действительно необходимо твоим ученикам. А работа, которую производят они, должна быть действительно значима для тебя и окружающих.

Добиться этого трудно. Но если удастся «замкнуть» эту «цепь», пропустив через нее веселую искорку радостного труда, то можно преодолеть любые трудности, решить любые проблемы, встающие на пути современной школы.

Тогда вообще многое можно преодолеть. Играючи! Легко! И нет необходимости «обнимать» необъятное.

Достаточно просто обнять друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...