Татьяна Васильевна Грекова. РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Татьяна Васильевна Грекова,

учитель обществознания, социальный педагог 

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

 

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

 

Последнее поколение стандартов образования построено на основе требований компетентностного подхода, суть которого заключается в усилении ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандарта.

Компетентностно-ориентированное образование – объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция общего и профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований. Эти новые требования не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий.

Компетентность является системой и включает основные взаимосвязанные взаимодополняющие  компоненты: знания, умения, навыки, способы деятельности,  личностные свойства,  которые востребованы самой системой. Основополагающим компонентом является практическая сторона: умения, навыки, способы деятельности.

Педагог в своей практике часто сталкивается с особенностью, когда учащийся  получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;  не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает. Особенно это проявляется в начальной школе, но встречается и в пятом классе, а иногда и в шестом. Так как  гимназия № 61 работает с набором в пятый класс, то при адаптации учащихся в  первый год учебы, важно учитывать эту особенность пятиклассников и ликвидировать ее. В этом может помочь технология продуктивного чтения, которую можно применять на уроках литературы, истории, ОДКНР и других предметах гуманитарного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Татьяна Васильевна Грекова,

учитель обществознания, социальный педагог  

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Последнее поколение стандартов образования построено на основе требований компетентностного подхода, суть которого заключается в усилении ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандарта.

Компетентностно-ориентированное образование – объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция общего и профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований. Эти новые требования не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий.

Компетентность является системой и включает основные взаимосвязанные взаимодополняющие  компоненты: знания, умения, навыки, способы деятельности,  личностные свойства,  которые востребованы самой системой. Основополагающим компонентом является практическая сторона: умения, навыки, способы деятельности.

Педагог в своей практике часто сталкивается с особенностью, когда учащийся  получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;  не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает. Особенно это проявляется в начальной школе, но встречается и в пятом классе, а иногда и в шестом. Так как  гимназия № 61 работает с набором в пятый класс, то при адаптации учащихся в  первый год учебы, важно учитывать эту особенность пятиклассников и ликвидировать ее. В этом может помочь технология продуктивного чтения, которую можно применять на уроках литературы, истории, ОДКНР и других предметах гуманитарного цикла.

Технология продуктивного чтения, в соответствии с изложенными выше научными основаниями, – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста учеником, активную  позицию по отношению к тексту и его автору. В условиях системно-деятельностного подхода к обучению, это важная компетенция.

Технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом:

I. Работа с текстом до чтения

Цель – развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов).

Главная задача учителя – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать текст.

1. Изначально, ученики читают заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работа в классе начинается с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Учитель предлагает прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II. Работа с текстом во время чтения

Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста. Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации).

1. Учащиеся самостоятельно читает текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

2. Чтение (перечитывание) вслух (изучающее чтение, в ходе которого используются такие приёмы анализа текста, как диалог с автором и комментированное чтение). Объём текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет учителем с учётом  задачи текста и читательских возможностей детей.

По ходу чтения должна вестись и словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в ходе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение ученической  интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка ученической  интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.

1. Учитель в ходе обобщающей беседы ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Результатом ответа на этот вопрос должно стать понимание авторского смысла.

2. Рассказ учителя о писателе и беседа с учениками о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ученик сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправданно.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, авторским смыслом и т.д. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

4. Выполнение творческих заданий.

Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ученика при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй...», «Сочини...», «Придумай...», но и такие, как «Самостоятельно составь план», «Докажи, что...» и т.п.

Учитель  выбирает творческие задания для третьего этапа работы с текстом, учитывая

         – художественные задачи текста (например, многие рассказы из учебника ОДКНР помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что творческое задание может быть связано со сферой воображения: иллюстрирование, пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование и др.);

– особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка. Например, к заданиям повышенного уровня учебника по ОДКН  можно дать творческие задания по группам.

– учебные задачи. Например, если учитель сосредоточен на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания.

Развитие умений продуктивного чтения у школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами нахождения и понимания текстовой информации: например, смыслов текста,  причинно-следственных связей явлений и событий. Чтение же литературного, художественного произведения в первую очередь должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую составляющую.

ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕКСТА В РЕЖИМЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ.

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке

(законченный текст, фрагмент, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т.п.).

2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:

– фактуальную (то, о чем говорится в явном виде);

– подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»).;

– концептуальную (основная идея, замысел автора).

3. Определите роль данного текста на уроке:

– используется на этапе введения нового знания или на этапе развития умений;

– какова основная цель чтения этого текста на уроке (например, дается специальное продуктивное         задание к тексту: составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести         формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.).

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения в целях прогнозирования будущего         содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.

Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?

Или: из каких смысловых частей состоит текст, есть ли выделенные слова, иллюстрации? и т.п.

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками):

– короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов (словарная работа);

– краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (прогнозирование         содержания текста);

– вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:

В – вопрос к автору текста, возникающий в ходе чтения. Или обращение учителя классу,         побуждающее задать такой вопрос;

О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору;

П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста,         которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.

Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а, наоборот, способствовать его глубокому пониманию.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения –вопрос на осмысление         концептуальной информации, идеи текста (или систему вопросов для обобщающей беседы);

– или запланируйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.

Литература:

1. Н.Н. Светловская. Обучение чтению и законы формирования читателя. Начальная школа.№1, 2003

2. Е.В.Бунеева. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста  Москва 2014

3. https: //nsportal.ru. Технология продуктивного чтения Н.Н. Светловской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка Ириолова А.Д. – учитель английского языка МБОУ лицея № 64 г. Краснодара, к.ф.н.  Модернизация о...

Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе

Современная школа призвана воспитывать учащихся, социально адаптированных к будущей жизни, и при этом создавать комфортные условия для получения образования. Не бывает двух одинаковых ответов, как нет...

Развитие памяти в учебном процессе

    Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использован...

Статья " Развитие компетенций учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях"

Данная статья раскрываеет  поэтапность проектной деятельности на уроках литературы, русского языка, во внеклассной работе.  Акцентируется внимание на развитии учебных универсальных действий ...

Надежда Георгиевна Данилова. Развитие компетенций в учебном процессе.

Надежда Георгиевна Данилова,учитель химии высшей квалификационной категории, председатель методического объединения ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург Развитие компетенций в учебном процессе....

Развитие системы мониторинга учебного процесса на уроках в целях повышения качества обучения

В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставлен...