Надежда Георгиевна Данилова. Развитие компетенций в учебном процессе.
методическая разработка по химии

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Надежда Георгиевна Данилова,

учитель химии высшей квалификационной категории, председатель методического объединения

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

 

Развитие компетенций в учебном процессе.

 

Концепция модернизации российского образования определила новую стратегию образования, ориентированную на развитие личности и предполагающую формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать свои знания, умения и навыки в реальной жизни. 

Контроль результатов обучения является одной из важнейших компонентов процесса обучения химии. В процессе обучения должны быть установлены четкие взаимосвязи между понятиями, формируемыми у учащихся. Именно таким образом у них создается определенная система знаний. 

На примере урока  «Общественный смотр знаний» хочу проиллюстрировать компетенции, которые формируются на уроках химии.

Социальная компетенция– способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Коммуникативная компетенция – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Предметная компетенция – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Нравственная компетенция – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надежда Георгиевна Данилова,

учитель химии высшей квалификационной категории, председатель методического объединения

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Развитие компетенций в учебном процессе.

Концепция модернизации российского образования определила новую стратегию образования, ориентированную на развитие личности и предполагающую формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать свои знания, умения и навыки в реальной жизни. 

Контроль результатов обучения является одной из важнейших компонентов процесса обучения химии. В процессе обучения должны быть установлены четкие взаимосвязи между понятиями, формируемыми у учащихся. Именно таким образом у них создается определенная система знаний. 

На примере урока  «Общественный смотр знаний» хочу проиллюстрировать компетенции, которые формируются на уроках химии.

Социальная компетенция– способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Коммуникативная компетенция – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Предметная компетенция – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Нравственная компетенция – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Технологическая карта урока «Общественный смотр знаний».

Предмет: химия

Класс: 8, консультанты – учащиеся 9-х классов.

Учитель: Данилова Н.Г., учитель химии ГБОУ гимназия № 61 Выборгского района, г. Санкт-Петербурга.

Тема: Первоначальные химические понятия

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели:

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации различных способов действия и приемов мышления

Содержательная: повторение и обобщение учебного материала темы «Первоначальные химические понятия»

Планируемые результаты:

личностные: развитие желания узнавать новое, навыков коллективной работы, формирование успешности и результативности деятельности

метапредметные: развитие наблюдательности, логического и абстрактного мышления, навыков анализа и синтеза, структурирования информации, навыков устной речи, способности выступать перед аудиторией

предметные: повторение и обобщение знаний о важнейших химических понятиях, закономерностях, количественных отношениях.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

закрепления изученного материала; организации взаимодействия учащихся.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

групповая

Технологии, методики:

информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии; устный зачет

Оборудование и наглядный материал:  ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Для работы учащихся в группах:

У «Консультантов»:  вопросы с ответами для контроля, таблицы для фиксирования результатов.

У обучающихся 8-х классов: вопросы, таблицы.


Этапы урока

Форма организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые компетенции

Организационный этап

Фронтальная

Приветствует учащихся, предлагает сформировать группы

Приветствуют учителя, распределяются по микрогруппам

Коммуникативные: 

умение общаться с учителем и товарищами, объединяться в группы

Формирование положительной мотивации Исходная

мотивации.

Фронтальная

Предлагает актуализировать “мы хорошо поработали над предыдущей темой”

Высказывают мнения, применяют знания по первоначальным химическим понятиям;

Познавательные:

умение воспроизвести в памяти исторические факты

Личностные:

Формирование навыков самоанализа,  

Постановка учебной задачи и разработка способов ее решения

Фронтальная

Предлагает сформировать перечень понятий для повторения

Обсуждают и предлагают версии ответов, выделяют необходимые для изучения темы вопросы, систематизируют предложенные понятия

Коммуникативные: 

умение вести диалог, формулировать и высказывать свое мнение

Познавательные:

Умение устанавливать причинно-следственные связи, применять ранее полученные знания

Регулятивные:

Навыки выделения проблемы и способов ее решения, планирования последовательности действий, прогнозирования результатов

Личностные:

Стремление к самостоятельному приобретению знаний, удовлетворение от процесса творчества

Актуализация знаний, решение учебных задач

Групповая

Наблюдает, консультирует

Группы  работают с «Консультантом», выбирают,  формулируют понятия (химия, вещество, тело, атом, молекула, элемент, валентность), строят логическую цепочку; повторяют важнейшие химические закономерности (закон сохранения массы и постоянства состава), количественные отображения химических понятий (формула, индекс, коэффициент, массовая доля элемента в веществе, уравнение).

Коммуникативные: 

Умение работать в группах, распределять обязанности, находить общее решение

Познавательные:

применение ранее сформированных навыков в новых условиях, развитие умений наблюдать, выделять главное, применять знания.

Регулятивные:

Навыки отбора и структурирования информации .

Личностные:

Формирование позитивной самооценки на основе успешности деятельности

Обобщение и систематизация знаний, применение знаний и умений, контроль усвоения знаний

Фронтальная

Слушает, поощряет, задает наводящие вопросы, координирует действия обучающихся

Рассказывают о проделанной работе, озвучивают подготовленную информацию.

Коммуникативные: 

Развитие речевой культуры, умения слушать

Познавательные:

Приобретение новых знаний, формирование интереса к изучаемой теме  

Личностные:

Развитие стремления к самообразованию, тренировка внимания, памяти

Рефлексия

Фронтальная

Организует

Устно анализируют результаты, предлагают план подготовки к контрольной работе

Личностные:

Формирование опыта объективной оценки и самооценки

Регулятивные УУД:

Развитие навыков планирования учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка Ириолова А.Д. – учитель английского языка МБОУ лицея № 64 г. Краснодара, к.ф.н.  Модернизация о...

Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе

Современная школа призвана воспитывать учащихся, социально адаптированных к будущей жизни, и при этом создавать комфортные условия для получения образования. Не бывает двух одинаковых ответов, как нет...

Развитие памяти в учебном процессе

    Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использован...

Статья " Развитие компетенций учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях"

Данная статья раскрываеет  поэтапность проектной деятельности на уроках литературы, русского языка, во внеклассной работе.  Акцентируется внимание на развитии учебных универсальных действий ...

Татьяна Васильевна Грекова. РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Татьяна Васильевна Грекова,учитель обществознания, социальный педагог  ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Последнее поколение стандартов образо...

Надежда Георгиевна Данилова. Проект, как способ развития потенциала ребенка.

Надежда Георгиевна Данилова,учитель химии высшей квалификационной категории, председатель методического объединения ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург Проект, как способ развития потенциала ребе...