Надежда Георгиевна Данилова. Проект, как способ развития потенциала ребенка.
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Надежда Георгиевна Данилова,

учитель химии высшей квалификационной категории, председатель методического объединения

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

 

Проект, как способ развития потенциала ребенка.

 

В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. В   основу   Федерального государственного образовательного стандарта положен   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на обеспечении    соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Cогласно новым Стандартам, наиболее эффективным методом реализации системно-деятельностного подхода является проектная деятельность, следовательно, каждый обучающийся должен быть обучен этой деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Начало проекта, чаще всего, зарождается на уроке, когда обучающийся заинтересовался темой, но информации, полученной в школе, ему недостаточно.  И вот тогда можно ориентировать учащегося на самостоятельную работу, возможно, индивидуальную, возможно парную или групповую.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надежда Георгиевна Данилова,

учитель химии высшей квалификационной категории, председатель методического объединения

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Проект, как способ развития потенциала ребенка.

В стандарте нового поколения отмечено, что приоритетным направлением в системе образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом. В   основу   Федерального государственного образовательного стандарта положен   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на обеспечении    соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Cогласно новым Стандартам, наиболее эффективным методом реализации системно-деятельностного подхода является проектная деятельность, следовательно, каждый обучающийся должен быть обучен этой деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Начало проекта, чаще всего, зарождается на уроке, когда обучающийся заинтересовался темой, но информации, полученной в школе, ему недостаточно.  И вот тогда можно ориентировать учащегося на самостоятельную работу, возможно, индивидуальную, возможно парную или групповую.

Проекты выполняются в течение определенного отрезка времени. Иногда проект рассчитан на один урок, иногда выполняется в течение более длительного времени.

Работу над проектом начинаем со знакомства с основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам: в проекте должна быть решена проблема; проводится исследовательская работа; результаты проекта должны иметь практическую значимость; проект выполняется самостоятельно.

Для выбора темы проекта обучающимся предлагаются примерные направления: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков и т.д. Большинство тем проектов являются метапредметными. Тема должна быть актуальной и иметь практическую значимость.

Когда тема выбрана, приступаем к формулировке цели и постановке задач, если проект исследовательский, выдвигается предположение, которое в дальнейшем должно быть либо подтверждено, либо опровергнуто.

Для реализации проекта, прежде всего, необходимо составить план работы, выбрать источники информации, определить адекватные методы исследования. Определяем продукт проекта, то с чем автор выходит на презентацию своей работы, это может быть и собственно презентация, и газета, и модель решения проблемы. Обязательным разделом работы является анализ полученных результатов, где дается оценка полученных результатов, подтверждение или опровержение первоначальной гипотезы.

При выполнении проекта очень важно, чтобы обучающийся как можно больше делал самостоятельно, развивая свои творческие способности, раскрывая индивидуальные качества. Не всё и не сразу получается, это зависит от подготовленности обучающегося, его способностей и возраста. Вот тут и раскрывается важная роль учителя, который должен сопровождать работу обучающегося на всем учебном пути, являясь наставником на каждом этапе работы над проектом, консультантом, возможно, организатором творческих групп. Учитель не только координирует работу обучающегося на каждом этапе проекта, является специалистом во многих областях, контролирует сроки выполнения работы, но становится партнером и коллегой по решению проблемы.

Итак, метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектировочная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как способ развития творческих способностей учащихся

Выявить эффективность влияния проектного метода на развитие творческих способностей учащихся....

Телекоммуникационные проекты как способ развития базовых компетентностей сельских школьников

Доклад подготовлен для выступления на районном педагогическом марафоне....

Доклад на педагогическом совете: Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников

Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы....

Учебный проект как способ развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

в статье рассматриваются проблемы организация работы над учебным проектом в школе, приводтся примеры проектов, выполненных учащимися по УМК «Английский в фокусе». Ваулина Юлия Евгеньевна, Дули Дженни,...

Надежда Георгиевна Данилова. Развитие компетенций в учебном процессе.

Надежда Георгиевна Данилова,учитель химии высшей квалификационной категории, председатель методического объединения ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург Развитие компетенций в учебном процессе....

Елена Сергеевна Подчасская. Участие в работе сети ассоциированных школ ЮНЕСКО как способ развития личности ребенка.

Елена Сергеевна Подчасская,учитель иностранных языков высшей квалификационной категории ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург Участие в работе сети ассоциированных школ ЮНЕСКО как способ развития л...

Участие в работе сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО как способ развития личности ребенка

В статье автор рассказывает о своем и детском опыте работы над развитием личности учащихся старшей школы на примере участия в проекте Ассоциированные школы ЮНЕСКО...