Ольга Викторовна Лукьянович/ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Ольга Викторовна Лукьянович,

кандидат искусствоведческих наук, 

учитель музыки высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

В условиях реализации современной образовательной парадигмы актуальна подготовка педагогическиъх кадров новой формации, профессиональная деятельность которых будет ориентированна на потребность и способность исследования и обновления содержания собственной деятельности посредством критического, творческого ее переосмысления, овладения и использования высочайших достижений науки, культуры, искусства.

Приоритетным направлением федерального образовательного стандарта является реализация развивающего потенциала основного общего образования. Так, важное место занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды, одним из условий которых является особый формат педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

Английский социолог Энтони Гидденс и независимый исследователь Филип Саттон в труде об основных понятиях в социологии трактовали определение понятия «взаимодействие» так: «Любой вид социального контакта между двумя и более индивидами, как в формальных, так и в неформальных ситуациях» [1, c. 214]. Следовательно, взаимодействие является основной коммуникативной деятельностью человека в социуме. Жизнь каждого человека состоит из коммуникации с окружающими людьми. Обусловлено это тем, что люди путем взаимодействия с другими людьми, прежде всего, удовлетворяют фундаментальную человеческую потребность, а именно потребность в коммуникации, иначе говоря, в социальном контакте. Ведь только благодаря заложенному в каждом из нас стремлении к взаимодействию, человечеству удалось преодолеть такой громадный путь в развитии длиною в тысячи лет. Без коммуникации между собой люди не только не смогли бы объединиться и создать подобие общества в далеком прошлом, но и в целом дальнейшее существование человеческого рода находилось бы в таком случае под угрозой полного исчезновения. «Человеку нужен только человек», – так высказывался знаменитый отечественный режиссер Александр Сокуров. Из этого следует, что взаимодействие – жизненно-необходимая потребность человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukyanovich_o_v_3.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Викторовна Лукьянович,

кандидат искусствоведческих наук,  

учитель музыки высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В условиях реализации современной образовательной парадигмы актуальна подготовка педагогическиъх кадров новой формации, профессиональная деятельность которых будет ориентированна на потребность и способность исследования и обновления содержания собственной деятельности посредством критического, творческого ее переосмысления, овладения и использования высочайших достижений науки, культуры, искусства.

Приоритетным направлением федерального образовательного стандарта является реализация развивающего потенциала основного общего образования. Так, важное место занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды, одним из условий которых является особый формат педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

Английский социолог Энтони Гидденс и независимый исследователь Филип Саттон в труде об основных понятиях в социологии трактовали определение понятия «взаимодействие» так: «Любой вид социального контакта между двумя и более индивидами, как в формальных, так и в неформальных ситуациях» [1, c. 214]. Следовательно, взаимодействие является основной коммуникативной деятельностью человека в социуме. Жизнь каждого человека состоит из коммуникации с окружающими людьми. Обусловлено это тем, что люди путем взаимодействия с другими людьми, прежде всего, удовлетворяют фундаментальную человеческую потребность, а именно потребность в коммуникации, иначе говоря, в социальном контакте. Ведь только благодаря заложенному в каждом из нас стремлении к взаимодействию, человечеству удалось преодолеть такой громадный путь в развитии длиною в тысячи лет. Без коммуникации между собой люди не только не смогли бы объединиться и создать подобие общества в далеком прошлом, но и в целом дальнейшее существование человеческого рода находилось бы в таком случае под угрозой полного исчезновения. «Человеку нужен только человек», – так высказывался знаменитый отечественный режиссер Александр Сокуров. Из этого следует, что взаимодействие – жизненно-необходимая потребность человека.

Педагогическое же взаимодействие является фундаментальным принципом в воспитательной и учебной деятельности. Он всецело направлен на формирование и развитие личностных и профессиональных качеств ученика. «Помочь молодому человеку стать архитектором своей личности – важнейшая задача педагогики» [5, с. 243].

Рассматривая данное понятие, важно упомянуть о формах проявления взаимодействия. Существуют вербальные коммуникативные методы, которые включают в себя человеческую речь, а также невербальные, состоящие из языка тела, жестов и мимики. Исходя из этого, мы с уверенностью можем утверждать, что вся деятельность человека в социуме, так или иначе, состоит из вербального или невербального взаимодействия.

Вербальные методы взаимодействия

Основным методом вербального взаимодействия является общение посредством речи. Общение представляет собой процесс обмена информацией между взаимодействующими друг с другом людьми. С помощью общения, человек способен делиться с другими своим эмоциональным состоянием, мыслями и размышлениями, взглядами и мировоззрением, приобретенным опытом и знаниями о мире. Данный процесс обмена информацией удивительно многогранен и разнообразен в своем содержании. Именно путем общения люди способны передавать друг другу знания о различных умениях и навыках. Благодаря общению, люди удовлетворяют не только фундаментальные человеческие социальные потребности, но в том числе и культурные, познавательные, эстетические и творческие. Общение состоит из трех основных функций: коммуникативной функции, которая отвечает за обмен информацией между индивидами; интерактивной функции, заключающейся во взаимодействии между людьми; и перцептивной функции, отвечающей за процесс взаимного познания друг друга участниками общения, а затем и последующего формирования взаимопонимания между ними. Но стоит заметить, что ни одно из приведенных свойств общения не способно существовать по отдельности, так как эти функции дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой.

Педагогическое общение представляет собой процесс профессионального взаимодействия учителя и ученика в течение урока или во внеурочное время. Данное общение наделено определенными функциями и обладает специальной направленностью. Важнейшую роль в педагогическом процессе занимает диалогическая форма вербального взаимодействия. Именно она позволяет педагогу и ученику обмениваться мнениями и взглядами, личным жизненным опытом и мировоззрением. Диалог, на наш взгляд, является самым позитивным и плодотворным видом педагогического взаимодействия. Обусловлено это тем, что данная форма основана на взаимном проявлении уважения и доброжелательности друг к другу. Педагогу абсолютно необходимо не только уметь слушать учеников, но и слышать и понимать все то, чем они делятся, быть чутким и искренним с ними. Именно эти умения позволяют преодолевать барьеры и недопонимания в процессе обучения. Более того, преподаватель, обладающий способностью слушать и слышать своего собеседника, в процессе диалога невольно передает это умение и своим подопечным. Ведь учитель посредством общения может способствовать формированию и развитию в своих воспитанниках не только таких важных социальных качеств, как уважение к окружающим людям, вежливость и тактичность, но и в том числе нравственных свойств личности, таких как человечность, милосердие и сострадание.

Коммуникативная функция общения проявляет себя в профессиональной способности преподавателя без особых трудностей находить контакт с учащимися, и впоследствии создавать и поддерживать определенные отношения с ними. В процессе педагогического общения учитель способен не только передавать информацию о предмете, знания и накопленный жизненный и профессиональный опыт, но и, в том числе, он в силах оказывать влияние не эмоциональное и психическое состояние своего подопечного. Из этого следует, что педагогу совершенно необходимо осознанно подходить к выбору не только слов и речевых оборотов, но и интонации собственной речи в процессе общения.

Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и – это особенно важно – обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело… чтобы не было обесценивания слов, а наоборот – чтобы цена слова постоянно возрастала» [2, с. 228].

Помимо этого, преподаватель должен учитывать психические и личностные особенности каждого ученика. Ведь все люди разные, со своими уникальными и индивидуальными чертами и качествами. Мы полагаем, педагог обязан подходить к организации и выбору методов взаимодействия с учениками осознанно. Термин «осознанность», введенный в 1970-х годах билогом Джоном Кабат-Зинном представляет собой процесс целенаправленного внимания и непредвзятого отношения к настоящему моменту [3, с. 87]. Именно осознанность и продуманность в выборе способов и методов общения позволяет преподавателю не совершать ошибки в процессе обучения, которые впоследствии могут преобразоваться в коммуникативные барьеры между учителем и учеником. Важно упомянуть, что каждый человек в процессе общения воспринимает то, что слышит по-своему. Обусловлено это тем, что слова не могут в полной мере отобразить образные представления человека. Исходя из данной мысли, мы приходим к выводу, что одной из первостепенных задач в педагогической деятельности является формирование взаимопонимания между учителем и воспитанником. Взаимопонимание – это фундамент, на котором полностью выстраивается процесс общения. При отсутствии данной основы, о каком-либо взаимодействии не может идти и речи. По нашему мнению, взаимопонимание – это взаимное восприятие и принятие людей такими, какими они являются, лишенное каких-либо осуждений и критики. Ведь только при этом условии, учащиеся могут раскрыть свой личностный потенциал. Научить воспитанника быть самим собой и ценить собственную жизнь – одна из главных задач современного педагога.

Интерактивная функция общения состоит из планирования и организации взаимодействия между людьми, иначе говоря, разработки стратегии их совместной работы. Процесс коммуникации между людьми формируется уже в ходе определенной совместной деятельности. Обмен знаниями, взглядами и мнениями на основе данного занятия предполагает то, что впоследствии достигнутое взаимопонимание, послужит предпосылкой к организации взаимодействия в процессе конкретной деятельности. Виды взаимодействия делятся на две противоположные группы: кооперации и конкуренции. Данные группы могут включать в себя дополнительные типы взаимодействия, такие как: конфликт и согласие; приспособление и оппозиция, и многие другие.

Понятие кооперации или корпоративного взаимодействия основывается, прежде всего, на организации какой-либо совместной, коллективной деятельности. Это тот вид взаимодействия, который направлен на общий результат. Обусловлено это тем, что условием успешности данного типа взаимодействия является заинтересованность и включенность в процесс каждого из участников. Суммарность, упорядочивание и координация являются характерными свойствами такой системы. В основе же понятия конкуренции лежит индивидуальный, субъективный подход человека к деятельности, опирающийся на соперничество и борьбу. Данный тип взаимодействия нацелен на конфликт, столкновение идей, интересов, позиций и целей между субъектами. Характерными свойствами конкуренции является столкновение противоречий субъектов и противопоставление целей и средств их достижения. Из этого следует, что конкуренция представляет собой более жесткий вид взаимодействия в сравнении с кооперацией.

Перцептивная функция общения находит свое отражение в профессиональном умении учителя воспринимать внутренний мир своих учеников,  чутко чувствовать их психическое и эмоциональное состояние. Основу перцепции составляет возможность педагога исследовать и проводить осмысление конкретных деталей и проявлений поведения учащихся. Неотъемлемой частью общения является процесс взаимного восприятия и понимания друг друга. Человек в ходе общения выступает, прежде всего, как личность, со своими индивидуальными чертами и качествами. Исходя из этого, мы понимаем, что люди лишь на основе внешних данных, поведенческих привычек и манер, способны создавать собственное впечатление друг о друге. Безусловно, взаимное познание не ограничивается только внешними данными. Представление о человеке напрямую связано с самосознанием и самопознанием. Обусловлено это тем, что чем глубже и полнее люди раскрываются друг перед другом, тем больше они узнают о самих себе. На основе этих данных люди способны сформировать собственное мнение о личности человека, о ее потребностях, мотивах и установках.

Анализ и переосмысление полученных знаний о себе и партнере по общению, побуждает учителя к проявлению таких внутренних процессов, как эмпатия и рефлексия. 

Эмпатия – это способность, позволяющая человеку сопереживать другим людям, воспринимать и понимать их эмоции, чувства и переживания. Иными словами, это возможность человека представить себя на месте другого человека, принять его сторону,  попытаться прочувствовать на себе и прожить все то, что произошло с ним. Данная способность позволяет человеку проникать во внутренний мир окружающих его людей. Эмпатия, на наш взгляд, есть синоним чувства сопричастности, так как человек, обладающий определенной степенью эмпатийности, прежде всего, стремится понять своего собеседника и поддержать его на эмоциональном уровне. Следовательно, эмпатия побуждает человека самостоятельно прочувствовать те или иные переживания и эмоции партнера по общению. В процессе педагогического взаимодействия, при искреннем и доверительном общении, между педагогом и учеником вырабатывается взаимная эмоциональная связь. В основе данной связи лежит взаимная эмпатия, которая представляет собой умение сопереживать и быть сопричастным к эмоциональному состоянию человека. Тем самым, педагог, путем создания благоприятных отношений с учениками, в процессе общения способен вызывать эмпатийность в своих воспитанниках. 

Рефлексия – в нашем понимании, это способность человека анализировать и переосмыслять собственный выбор и его последствия, осознавать и понимать свои эмоции, чувства и переживания. С точки зрения психологии, такое понятие как рефлексия представляет собой процесс мышления, направленный, прежде всего, на самопознание и самосознание личности. Данный процесс позволяет человеку не только проанализировать и переосмыслить события и поступки прошлого, но также благодаря рефлексии, человек может самостоятельно совершенствовать и развивать свою личность, преодолевать внутренние противоречия и избавляться от недостатков. Помимо этого, человек, на основе приобретенного опыта и его последующего переосмысления путем рефлексии, способен находить решение и выход даже в самых серьезных и нестандартных ситуациях. Рефлексия в процессе взаимодействия с другими людьми, позволяет человеку осознавать, как его воспринимают и понимают окружающие.        

Невербальные методы взаимодействия

        В отличие от вербального взаимодействия, инструментом которого является речь, невербальное взаимодействие происходит посредством языка тела. Вместо речи, основным средством общения между людьми становится человеческое тело и его различные проявления. К невербальным видам взаимодействия относится: кинесика («движение»), включающая в себя общение с использованием жестов, мимики и пантомимики; проксемика («близость»), состоящая из указаний и рекомендаций по использованию времени и пространства при организации процесса речевого общения; паралингвистика («около»), рассматривающая такие возможности голосового аппарата, как диапазон и тональность; стралингвистика, в основе которой находится темп и громкость речи, различные паузы в процессе разговора, проявления смеха, кашля или плача; окулесика («глаз»), изучающая зрительный контакт собеседников; такесика, исследующая общение через тактильное взаимодействие.

Человек, обладающий достаточно глубокими знаниями в области невербального языка общения, способен не только по внешним проявлениям понять своего собеседника, но также узнать и о скрытых чертах личности. Знания о языке тела, примененные в разговоре, предоставляют человеку возможность заранее предвидеть дальнейшие пути развития беседы. Просвещенность в области невербального языка, позволяет человеку наперед продумывать ход общения с собеседником, заведомо избегая непредвиденных реакций со стороны другого человека. Помимо этого, данные знания могут помочь в самых нестандартных ситуациях. Например, предупредить человека о возможном риске в обсуждении наиболее сложных и неприятных для собеседника тем.

Рассматривая невербальное взаимодействие, важно понимать, что в процессе общения с учеником, каждое действие педагога несет в себе определенный смысл. Успешность и плодотворность педагогического взаимодействия напрямую зависит от коммуникационных умений и навыков преподавателя. Ведь любое непродуманное невербальное действие со стороны педагога, будь то внезапное изменение громкости, темпа или же тона речи в разговоре может, как минимум, в корне поменять отношение ученика к наставнику. В доказательство данной позиции можно привести в пример достаточно банальную ситуацию, когда учащийся испытывает чувство обиды вследствие повышения голоса педагогом. Чаще всего, в данных обстоятельствах, ученик чувствует обиду именно из-за резкого изменения тона и громкости речи, а не из-за сказанных учителем слов. Замечания или поправления ни в коем случае не должны вызывать неприятные эмоции, переживания и стресс у учащихся.  

Американский педагог Тимоти Уокер, проработавший учителем в течение двух лет в финской школе города Хельсинки, написал книгу об образовательной системе Финляндии под названием «Финская система обучения». В данной работе он изложил собственные наблюдения и приобретенный опыт, который позволяет понять, почему же финская образовательная система является одной из ведущих во всем мире. Автор книги приводит такой пример организации успешного и плодотворного педагогического взаимодействия в финской школе: «Везде царила удивительно безмятежная атмосфера: и преподаватели, и ученики казались невероятно спокойными и никуда не спешили» [3, c. 80]. «Учебный процесс в Финляндии протекает на редкость спокойно; ни дети, ни учителя здесь, похоже, не испытывают стресса» [3, c. 80]. Финские учителя очень серьезно относятся к процессу общения с учениками. Именно спокойный, умеренный и доброжелательный тон в речи педагога, по их мнению, сводит к минимуму риск образования недопонимания и конфликтных ситуаций в классе.

Важно понимать, что атмосфера доверия и взаимоуважения на занятиях создается именно путем взаимодействия. Учащийся, который не чувствует в словах педагога поддержки и уважения в процессе обучения, очень скоро потеряет желание заниматься у данного учителя. И хорошо, если это ограничится только выбором другого педагога. Ведь подобная ситуация может отбить желание заниматься, а это трагедия. Не говоря уже о том, что такие случаи способствуют формированию у учеников психологических барьеров, неуверенности и страхов.

Тон речи педагога должен быть спокойным, выдержанным и уверенным, без резких и внезапных изменений. Наивно полагать, что внезапное увеличение громкости речи может как-то наладить дисциплину или же заставить воспитанников проявлять уважение к преподавателю. Это заведомо «провальный путь», так как подобные действия не способны вызвать у учеников ничего кроме нелюбви и страха к учителю и изучаемому предмету. В подтверждение данной позиции, мы хотели бы привести строки из директивы Национального совета Финляндии по образованию: «Успешной учебе должны способствовать доброжелательная рабочая обстановка, а также спокойный, миролюбивый настрой» [3, c. 81].

В процессе взаимодействия с учениками, педагог обязан учитывать пространственные зоны общения. Существуют три подобные зоны: Интимная зона общения – до 45 см. Человек в свою интимную зону общения может допустить только самых близких ему людей: родителей, ближайших родственников, лучших друзей, любимого человека. Нарушение данных границ влечет за собой резкое физиологическое изменение в организме: учащение пульса и дыхания, прилив адреналина в крови. Человек начинает чувствовать волнение, пребывает в состоянии стресса и дискомфорта.

Личная зона общения – от 45 до 120 см. Личная зона общения представляет собой расстояние между людьми в дружеской и неформальной беседе.

Социальная зона общения – от 120 до 360 см. Данная зона общения представляет собой дистанцию формального общения. Люди формируют собственную социальную зону с целью подчеркнуть отсутствие дружеских связей. Чаще всего подобное расстояние присуще официальным разговорам и общению посторонних людей между собой.

Педагогу необходимо учитывать и соблюдать дистанцию в процессе взаимодействия с учащимися. Внезапное нарушение преподавателем границ личной зоны общения настраивает учеников на оборонительное поведение, способствует появлению недовольства и чувства дискомфорта, в конце концов, осложняет процесс общения. Совершенно ясно, что нарушение педагогом границ интимной зоны абсолютно недопустимо. Учитель, не учитывающий, и тем самым не уважающий чужие личные, и тем более интимные границы зон общения, прежде всего, компрометирует себя как непрофессионального педагога, что говорит о его профессиональной непригодности. Еще один вид невербального взаимодействия – это визуальное общение. Визуальный контакт сопровождает любой вид взаимодействия, будь то общение посредством речи или жестов. Анализ и понимание визуального контакта педагогом, позволяет в дальнейшем процессе общения получать обратную связь от воспитанника. Иными словами, преподаватель, пользующийся зрительным контактом с учеником, способен понимать, когда учащийся сконцентрирован, а когда нет. Анализ внешних невербальных проявлений позволяет педагогу управлять педагогическим процессом и корректировать его в реальном времени. Великий представитель отечественной педагогики А.С. Макаренко так высказывался по теме невербального взаимодействия:  «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений» [2, с. 228].

Особенности вербального и невербального взаимодействия и общения неразрывно связаны с позиционированием учителя в коллективе. Речь идет о характере и свойствах его авторитета. Немецкий философ и психолог Эрих Фромм в своем научном труде под названием «Человек для себя» утверждал, что существует два типа авторитета: рациональный и иррациональный. Автор так высказывался по данному вопросу: «Рациональный авторитет имеет своим источником компетентность. Человек, авторитет которого уважаем, действует исключительно в пределах задачи, возложенной на него теми, кто ему доверяет. Ему нет нужды их запугивать или вызывать их восхищение» [4, с. 22]. «Источник иррационального авторитета в отличие от рационального всегда есть власть над людьми. Эта власть может быть физической или психической, реальной или относительной в силу тревоги и беспомощности тех, кто подчиняется авторитету» [4, с. 23].  Исходя из этого, мы приходим к пониманию того, что педагог зачастую выбирает методы и виды взаимодействия с воспитанниками, во многом основываясь на собственном понимании понятия авторитетности. Иначе говоря, если учитель рассматривает педагогический процесс с точки зрения власти над учениками и полного контроля их действий и свобод, то становится совершенно очевидно, какие приемы взаимодействия он будет использовать. Безусловно, подобный подход может принести позитивные плоды в будущем, но ценой загубленной детской психики. Мы убеждены в том, что преподаватель всегда должен следовать гуманистическим ценностям и принципам в обучении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гидденс, Э., Саттон, Ф. Основные понятия в социологии / Э. Гидденс, Ф. Саттон; пер. с англ. Е. Рождественской, С. Гавриленко; под науч. ред. С. Гавриленко; Нац. Исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 336 с. – (Социальная теория).
  2. Радугин, А.А., Кротков, Е.А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; научный редактор Е.А. Кротков. – М.: Центр, 1999. – 256 с.
  3. Уокер, Т. Финская система обучения: как устроены лучшие школы в мире / Т. Уокер; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 256 с.
  4. Фромм, Э. Человек для себя / Эрих Фромм; пер. с англ.                                    А. Александровой. – М.: АСТ, 2019. – 320 с.
  5. Ямбург, Е.А. Беспощадный учитель: педагогика non-fiction / Е. Ямбург. – М.: Бослен, 2018. – 464 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности педагогического взаимодействия

Текст о взаимоотношениях учителя и учеников на уроке, о психологической совместимости...

Особенности педагогического взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями в учреждении дополнительного образования.

Дети особыми образовательными потребностями. Особенности реализации дополнительной образовательной программы.Понятие "особые образовательные потребности".Принцыпы специального образования.Со...

Ольга Викторовна Лукьянович. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ольга Викторовна Лукьянович,кандидат искусствоведческих наук,  учитель музыки высшей квалификационной категории ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АКТЕ...

Ольга Викторовна Лукьянович. КОМПОЗИТОРСКИЕ УМЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Ольга Викторовна Лукьянович,кандидат искусствоведческих наук,  учитель музыки высшей квалификационной категории ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург КОМПОЗИТОРСКИЕ УМЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИ...

Особенности педагогического взаимодействия

Особенности педагогического взаимодействия...

"Особенности педагогического взаимодействия с детьми с мышечной дистрофией Дюшенна".

Статья предназначена для лиц, сопровождающих детей с мышечной дистрофией Дюшенна....

Особенности педагогического взаимодействия с учащимися в период ГИА (презентация)

Рекомендации для классных руководителей, учителей-предметников по использованию приемов конструктивного взаимодействия с учащимися, особенно в период ГИАВидео-запись выступления...