Ольга Викторовна Лукьянович. КОМПОЗИТОРСКИЕ УМЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
статья по музыке

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Ольга Викторовна Лукьянович,

кандидат искусствоведческих наук, 

учитель музыки высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

 

КОМПОЗИТОРСКИЕ УМЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Современное состояние социально-культурной среды, в частности ее музыкально-эстетического аспекта, требует от образовательной системы новых методик работы с учащимися, переосмысления педагогических компетенций и критериев подготовки учителей. Образовательный процесс все активнее, прочнее и интенсивнее сосредотачивается не на личности педагога, а на личности учащегося. В век информационной перенасыщенности возникает проблема не преодоления сложности добычи информации, а ее правильной и логичной классификации, отборе и использовании на практике.

Справедливо будет отметить, что попытка формировать учителя как «всезнающего» и «всесильного» мудреца с непоколебимым авторитетом окажется провальной и нежизнеспособной стратегией. При условии высокой доступности информации, простое обладание фактами и данными уже не является отличительной характеристикой педагога. В контексте музыкального образования это означает, что на первый план в компетенциях учителя выходят его способности к творчеству и навыки формирования заинтересованности учащихся в материале урока. Эрудированность, глубокие познания в музыковедении и истории музыки, безусловно, могут обогатить речь педагога, но они не столь актуальны и необходимы как, например, базовые композиторские навыки и эстетическое чувство.

Творческий опыт необходим педагогу для того, чтобы преподавать музыку не как науку, а как искусство. Хотелось бы подчеркнуть важность эмоционального отклика учащихся на музыку и субъективных переживаний, которые рождаются при взаимодействии с ней. «Пока этого нет, ни технические навыки, ни знание имен, биографий и терминов не имеют ценности для художественного развития. Они могут даже стать балластом, отвадить ребенка от занятий искусством. Что сплошь и рядом случается, в том числе и в профессиональном обучении» [2, с. 18].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukyanovich_o_v.docx31.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ольга Викторовна Лукьянович,

кандидат искусствоведческих наук,  

учитель музыки высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

КОМПОЗИТОРСКИЕ УМЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Современное состояние социально-культурной среды, в частности ее музыкально-эстетического аспекта, требует от образовательной системы новых методик работы с учащимися, переосмысления педагогических компетенций и критериев подготовки учителей. Образовательный процесс все активнее, прочнее и интенсивнее сосредотачивается не на личности педагога, а на личности учащегося. В век информационной перенасыщенности возникает проблема не преодоления сложности добычи информации, а ее правильной и логичной классификации, отборе и использовании на практике.

Справедливо будет отметить, что попытка формировать учителя как «всезнающего» и «всесильного» мудреца с непоколебимым авторитетом окажется провальной и нежизнеспособной стратегией. При условии высокой доступности информации, простое обладание фактами и данными уже не является отличительной характеристикой педагога. В контексте музыкального образования это означает, что на первый план в компетенциях учителя выходят его способности к творчеству и навыки формирования заинтересованности учащихся в материале урока. Эрудированность, глубокие познания в музыковедении и истории музыки, безусловно, могут обогатить речь педагога, но они не столь актуальны и необходимы как, например, базовые композиторские навыки и эстетическое чувство.

Творческий опыт необходим педагогу для того, чтобы преподавать музыку не как науку, а как искусство. Хотелось бы подчеркнуть важность эмоционального отклика учащихся на музыку и субъективных переживаний, которые рождаются при взаимодействии с ней. «Пока этого нет, ни технические навыки, ни знание имен, биографий и терминов не имеют ценности для художественного развития. Они могут даже стать балластом, отвадить ребенка от занятий искусством. Что сплошь и рядом случается, в том числе и в профессиональном обучении» [2, с. 18].

 Заученное и зазубренное со временем забывается, а эмоционально прочувствованное, прожитое и понятое оставляет в сознании следы, которые становятся фундаментом для познания закономерностей в музыкальном искусстве. Если не будет эмоциональной погруженности и заинтересованности в процессе урока, то все историко-теоретические знания могут остаться формальными фактами, которые скоро забудутся и не повлияют на формирование музыкальной культуры ученика.

Композиторский опыт дает возможность общаться непосредственно с музыкой. При этом данное взаимодействие гораздо естественнее и действеннее чем сухое заучивание терминов из теории и музыковедения в целом. Процесс познания музыки должен происходить скорее интуитивно, посредством эмоций и личных переживаний. В особенности это касается детей, так как именно опыт ценностного отношения к данному искусству является решающим условием обучения. А он, в свою очередь, невозможен без личного участия в процессе создания произведений. Уровень усвоения материала имеет прямую зависимость от заинтересованности учащегося.

Ребенок интересуется тем, что представляет для него ценность. Как сделать музыку ценной для учащегося? Необходимо организовать обучение таким образом, чтобы он вложил свои усилия не только в процесс ее создания/музыкального созидания, но и осознанного осмысления. Музыкальное искусство перестанет быть «чужим» и непонятным для обучающегося, если появится эмоциональная связь и ценностное отношение. Еще в XVIII веке мыслитель и философ эпохи просвещения Жан-Жак Руссо писал: «чтобы хорошо знать музыку, недостаточно передавать ее: нужно заниматься и композицией, и одному нужно учиться вместе с другим, а иначе не будешь никогда хорошо знать ее. Упражняйте вашего маленького музыканта, прежде всего в составлении музыкальных фраз, совершенно правильных, с хорошим кадансом; затем учите связывать их простейшей модуляцией, наконец – обозначать их различные отношения правильной пунктуацией, что достигается хорошим выбором кадансов и пауз» [3, с. 114].

Импровизация на уроке или демонстрация классу собственных произведений в качестве наглядного примера естественным образом оказывает сильное воздействие на суггестивный аспект коммуникации между педагогом и учащимися. На личном композиторском примере учитель сможет наглядно показать процесс создания музыки, а в дальнейшем привлечь к сочинению и самих учеников.  В целом такой подход имеет широкий спектр вариативности и возможностей для формирования новых методов и приемов. Задача творческого развития учащихся имеет разнообразные пути ее выполнения:

  • сочинение и импровизация учениками инструментальных и вокальных опусов, как в свободной форме, так и по заготовленным схемам. Изучение композиторского процесса посредством его моделирования;
  • анализ и сочинение различных вариантов трактовок разучиваемых и созданных произведений. Поиск новых способов исполнения и переосмысления пьес;
  • драматизация авторских и народных песен, а также собственных композиций;
  • постановка музыкальных спектаклей и сценических миниатюр. Сочинение и организация собственных спектаклей, концертов, музыкально-пластических и литературных композиций;
  • постижение музыкально-композиционного творчества через призму народного музицирования и фольклорных особенностей тематизма.

Перечислим некоторые преимущества данного подхода:

  • способствует разнообразию видов деятельности на уроке;
  • раскрывает творческий потенциал педагога и учеников;
  • выявляет и развивает индивидуальные особенности личности;
  • позволяет наглядно демонстрировать средства выразительности непосредственно в процессе создания музыки;
  • наглядно знакомит учащихся с композиторскими техниками и особенностями музыкального мышления;
  • помогает в изучении самой природы музыки и ее закономерностей;
  • способствует развитию ценностного отношения к музыке, способности к сопереживанию, эмоциональному отклику;
  • соответствует идеям субъектности, делая возможным самоопределение учащегося в условиях выбор;
  • развивает эстетический вкус учащихся и способствует индивидуальной творческой самореализации;
  • позволяет изучать и вводить новые методы и приемы обучения музыке;
  • повышает интерес к учебному процессу (активизация обучения происходит через деятельность;
  • увеличивает авторитет педагога;
  • способствует развитию самоанализа и формированию внутренней мотивации;
  • оказывает помощь учащемуся в осознании себя как личности в процессе взаимодействия с музыкой.

Также нужно отметить и психотерапевтический аспект музыкально-творческой деятельности на уроке. Сам процесс сочинения музыки может оказывать лечебное и корректирующее действие на психику человека. Может способствовать снятию психоэмоционального напряжения и установлению комфортного «душевного» климата.

Естественно, что для организации подобного подхода, педагогу понадобятся различные навыки, как для сочинения музыки, так и для импровизации.  Необходимо отметить, что у подавляющего числа учителей музыки был личный опыт сочинительства или музыкальной импровизации. Логичным будет предположить, что в студенческие годы большинство из них хоть раз, но пытались сочинять музыку либо импровизировать. Но по тем или иным причинам, данный опыт не оживлялся и не развивался.

Существует большое количество людей, которые замечательно играют на инструменте и разбираются во многих теоретических и музыковедческих аспектах музыкальной культуры, при этом не умеют импровизировать и сочинять. Даже изучение гармонии, инструментовки и полифонии не дает им почвы для создания собственных пьес. Это можно объяснить и определенной узконаправленностью и специализацией в музыкальном образовании. Нельзя упускать и психологический компонент данного явления. Вероятно, еще в детстве в процессе обучения музыки, попытки сочинять и импровизировать не поощрялись и не развивались должным образом. Либо данные инициативы пресекались вообще, как в типичных ситуациях, когда ученик переделывает разучиваемое произведение на свой лад и ему говорят, что так «нельзя делать», с позиции традиционных взглядов на музыкальное образование, любое изменение классических произведений сугубо нежелательно. Но руководствуясь данным подходом, существует опасность полностью «отбить желание» ребенка творить. И уже повзрослев, данный человек будет обходить композиторскую деятельность стороной.

Возможно, педагогике будущего удастся вновь возродить всеобщую любовь к классической музыке и творчеству в целом именно посредством отхода от традиционных подходов к обучению. Творческий процесс имеет множество граней и компонентов. Пожалуй, это наиболее сложный и многообразный феномен человеческого сознания.

Композиторские способности – есть понятие более широкое, и в него может входить не только умение сочинять музыку, но и некоторые другие навыки, которые помогут педагогу. Это и умения:

  • делать переложения и обработки;
  • работать над произведением с позиции звукорежиссера;
  • писать стилизации, дидактические упражнения, распевки;
  • создавать музыкальный материал или звуковое окружение для конкретного урока или мероприятия;
  • видоизменять и подстраивать различные творческие упражнения под специфику, основополагающий формат данного конкретного урока;
  • сочинять музыку для учебных спектаклей, праздников и других мероприятий;
  • делать аранжировки различных произведений, в том числе собственных и сочиненных учениками;
  • организовывать и моделировать композиторский процесс непосредственно на уроке;
  • помогать учащимся создавать собственную музыку, подбирать аккомпанемент к сочиненным на уроке мелодиям и адаптировать их к различным целям и задачам;
  • посредством импровизации педагог может придать результату творческой деятельности детей более законченную и структурированную форму.

Естественно, что композиторские умения учителя будут отличаться от умений и качеств профессионального композитора. Педагог, в первую очередь, будет развивать свои навыки в русле педагогического процесса, и заострять внимание на методический и дидактический аспект композиторской деятельности. Так или иначе, компетенции учителя в данной сфере могут значительно обогатить содержание урока новыми методами и послужить ключевым фактором эффективности педагогического процесса в целом.

***

Композиторские умения и навыки импровизации базируются на различных психических процессах человека. Один из самых очевидных – это «воображение». Руководствуясь научным подходом, Л.С. Выготский писал: «самые фантастические построения представляют собой не что иное, как новую комбинацию таких элементов, которые были почерпнуты, в конечном счете, из действительности и подверглись только искажающей или перерабатывающей деятельности нашего воображения» [1, с. 6]. Далее автор делает вывод о том, что чем обширнее опыт человека, тем богаче материал, которым располагает его воображение. Следовательно, для успешной композиторской деятельности необходим как теоретический, так и практический опыт.

Как правило, будущий педагог музыки уже обладает достаточно обширным слушательским и исполнительским опытом, что позволяет говорить о сформированном музыкальном мышлении. Оно является важнейшим феноменом психической деятельности музыканта. Данный термин можно рассмотреть несколькими путями и представить как:

  • процесс, в котором человек постигает и осмысливает произведение.
  • способ мышления, которым оперирует человек при общении с музыкальной культурой.
  • механизм взаимодействия с миром посредством музыки. Также данному феномену свойственно единство осознанного и интуитивного в процессе взаимодействия с музыкой.

Инструментом, посредством которого слуховые представления музыканта облекаются в звучащую музыкальную ткань, является «слышащая рука». Это своего рода посредник между слуховыми представлениями и движениями. Важно то, что именно слуховые представления занимают главенствующую позицию в процедуре импровизации и сочинения музыки. Слух ведет и направляет руки музыканта. Способность руки в краткие сроки ответить на приказ слуха естественно не является врожденной способностью. Мы полагаем, что импровизировать и сочинять может каждый, кто уделит тренировке достаточное время. Собственные композиторские умения педагог музыки может сформировать различными способами и методами, среди которых выделим следующие:

  • подбор произведений разного жанра и стиля на слух. Игра знакомого произведения в другом стиле и характере;
  • создание сопровождения к мелодии, либо наоборот сочинение мелодии на ритм секцию или гармонические последовательности;
  • игра различных гармонических шаблонов и секвенций, а также импровизация на их основе;
  • сочинение мелодии на текст. Можно взять нейтральный текст и сочинить несколько мелодий для придания ему различных настроений;
  • импровизация мелодии под звучащий аккомпанемент. Для этого метода потребуется партнер или заранее записанный аудио файл;
  • работа с контрапунктом. Сочинение второго голоса к мелодии. Создание полифонических пьес на основе заданной темы. Также сочинение басовой линии к различным мелодическим и гармоническим построениям;
  • развитие и разработка заранее заготовленной мелодии. Усложнение тематического материала различными способами (заполнение интервалов, изменение метроритмического и ладотонального плана, добавление мелизмов, варьирование и т. д.). Создание кадансов к мелодиям;
  • сочинение мелодий в рамках одного аккорда, ритмического рисунка или гармонической последовательности. Создание мелодий в различных ладах и звукорядах;
  • сочинение и импровизация в определенном жанре, стиле конкретной эпохи или индивидуальном композиторском стиле. Применение разных техник музыкальной композиции. Поиск новых способов сочинения;
  • написание пьес для различных инструментов и составов исполнителей. Создание произведений различных форм. Также полезным будет участие композитора в процессе разбора и разучивания его произведений исполнителями;
  • изучение и анализ различных произведений. Переписывание и исследование партитур, выявление принципов инструментовки и композиторских техник. Изучение жанровых и стилевых особенностей на конкретных образцах. Поиск новых решений и способов осмысления для собственных произведений;
  • игра (участие) в разнообразных музыкальных коллективах. Важно заметить, что участие в эстрадных группах и ансамблях может способствовать развитию навыков импровизации.

Заметим, что большинство заданий могут выполняться как письменно, так и на инструменте, что позволяет развивать и композиторские и импровизационные способности. В целом, все возможные задания композиционного плана можно распределить на две группы:

  • Развитие и видоизменение заданного тематизма.
  • Создание собственного нового материала.

Комбинирование различных приемов и методов в данной сфере имеет широкое поле развития. С появлением новых мультимедийных технологий данные методики могут становиться все более доступными и наглядными.

В ходе сочинения музыки на уроке могут возникнуть проблемы с тем, как записать импровизации учеников и самого педагога. Современные технические средства позволяют существенно облегчить и ускорить данный процесс. Благодаря различным нотным редакторам (таким как, «Finale», «Sibelius», «MuseScore» и др.), практически любые импровизации педагога и обучающихся могут быть  записаны в виде нот прямо на уроке, причем в наглядной форме. Создание же полноценных произведений (например, с целью показать оркестровые тембры) в процессе занятия может быть затруднительно, из-за не реалистичности звучания инструментов в нотных редакторах. Необходима обработка и редактирование музыки в специальных программах, называющихся «DAW» (англ. DigitalAudioWorkstation – цифровая звуковая рабочая станция), которые позволят редактировать музыкальный материал, создавая полноценное музыкальное произведение. В таких программах как, например: «Logic», «ProTools», «FLStudio», «REAPER» и «Steinberg Cubase» уже имеется возможность использовать виртуальные музыкальные инструменты почти не отличимые по звучанию от живых. Но нельзя, чтобы данные технологии полностью заменили настоящие инструменты и живое (сиюминутное) исполнение. По возможности необходимо знакомить учеников со всеми используемыми в данном произведении инструментами, чтобы формировать их эстетический вкус и слуховые навыки.

Виртуальные инструменты целесообразно использовать только в том случае, если их звучание максимально имитирует акустические аналоги, и без них не обойтись в данный конкретный момент. В тоже время, данные программы могут позволить самому педагогу научиться сочинять музыку в краткие сроки. Главное в подобного рода технологиях это то, что они значительно оптимизируют и приводят к общему знаменателю процессы сочинения и импровизации. Запечатление момента импровизации и последующее редактирование материала, позволяет рассматривать эти два элемента как неразрывно связанные компоненты композиционного творчества.

Импровизация – наиболее сложный и индивидуализированный процесс сотворения музыкальной ткани непосредственно во время исполнения. Необходимо сочинять музыку во время ее исполнения и находить оптимальные решения в жестких временных рамках. Оценивающая и корректирующая функция восприятия в данном процессе подчинены хронологическому порядку. В сочинении музыки уже не требуется учитывать временной фактор, ведется работа над деталями, осуществляется выбор вариантов, переосмысление содержания и характера будущего произведения. Данный вид деятельности, как правило, легче поддается освоению, чем импровизация. Но в условиях урока на сегодняшний день чаще используют именно импровизацию, так как возможность записать музыку существует далеко не всегда.

В композиторском искусстве является важным подчинить технику творческой свободе, сформулировать определенный замысел и внутреннее содержание произведения, а также выстроить форму для того, чтобы музыкальное высказывание было естественным и доступным для понимания. Особое место в ряде устойчивых факторов возникновения творческой деятельности занимает вдохновение. Именно оно может стать важной отправной точкой и фундаментом в развитии композиторских умений. Дефиниция самого понятия «вдохновение» в контексте композиторской деятельности представляет определенную сложность и, как правило, осуществляется через призму личного опыта и внутренних ощущений. Данный термин можно охарактеризовать как умение «эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы» [4, с. 28]. В зависимости от большого количества разнообразных факторов, возникновение и проявление вдохновения может носить всевозможный концептуальный и содержательный окрас, а также обладать своеобразными специфичными чертами. В разных условиях и при разных психических состояниях, источником для него могут служить самые различные явления и события.

Процесс сочинения музыки может быть организованным или спонтанным. Для профессиональных композиторов, как правило, характерен организованный процесс создания произведения, в ходе которого вдохновение приходит во время непосредственно сочинения. Планомерность и организованность также необходима и на уроке, так как существуют временные рамки и принципы последовательности. Спонтанное сочинение музыки может быть запущено непредсказуемо различными внутренними или внешними импульсами, достаточно яркими, чтобы привести психику человека в состояние вдохновения. Естественно, что результат в данном варианте может быть различный, и взаимосвязан непосредственно с композиторскими умениями и опытом импровизации. Способность к корректированию внутреннего психического состояния для реализации поставленных художественных задач является необходимым компонентом, как для педагога, так и для учеников. Вдохновение – предмет для широкого спектра исследований и поиска в области психологии искусства, оно не имеет окончательного осмысленного определения в контексте внутренних переживаний человека. Но именно оно должно стать тем инструментом, который послужит основным двигателем развития и совершенствования музыкально-творческих способностей детей.

Эффективное музыкально-творческое развитие будущих преподавателей музыки зависит от многих факторов и условий. В учреждениях различного уровня безусловно необходимы дисциплины, связанные с композиторской деятельностью. Благоприятным фактором будет организация творческих вечеров, фестивалей, и концертов, где учащиеся смогут продемонстрировать разнообразные творческие работы. Одна из функций данных выступлений – это преодоление психологических барьеров на пути к свободному самовыражению с помощью музыки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кабалевский, Д.Б. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. – М.: Просвещение, 2006. – 225 с.
  2. Музыкальное образование в современном культурном пространстве: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (5-6,11-12 декабря 2014 года) / ред.-сост. Е.Д. Критская, М.С. Красильникова ; науч. ред. Школяр Л.В. ; ИХОиК РАО – М.: ИХОиК РАО, 2015. – 321 с.
  3. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании / перевод М.А. Энгельгардта – СПб.: Азбука, 2013. – 640 с.
  4. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. – 379 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и структура профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера

Доклад посвящен рассмотрению категории «профессиональная мобильность» как важнейшего компонента профессионального мастерства музыканта-концертмейстера. Содержание и структура профессиональной мо...

Структура профессионального самопознания педагога

Презентация, кратко описывающая главные моменты самопознания педагога...

Ольга Викторовна Лукьянович. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ольга Викторовна Лукьянович,кандидат искусствоведческих наук,  учитель музыки высшей квалификационной категории ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АКТЕ...

Ольга Викторовна Лукьянович/ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ольга Викторовна Лукьянович,кандидат искусствоведческих наук,  учитель музыки высшей квалификационной категории ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ...

Профессиональный стандарт педагога. Структура профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт педагога.Структура профессиональной деятельности....

Приказ прохождении производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности 2022-2023

О прохождении производственнойпрактики по получениюпрофессиональных умений иопыта профессиональной деятельности(в том числе педагогической практики)(стационарной) студентами институтагуманитарного обр...