Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме «В жизни есть место подвигу?!» Психология природы подвига
методическая разработка (10 класс)

Гаджиева Татьяна Васильевна

Основой организации учебного процесса на интегрированном уроке «обществознание-психология» являются положения гуманистической психологии, включающей некоторые аспекты позитивной части экзистенциальной философии, рассматривающей взаимозависимость поведения и развития личности, обладающей определенной степенью свободы благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

Урок базируется на современной психолого-педагогической технологии гуманистической направленности (эвристическое обучение), когда учащиеся размышляют о времени как об исторической категории, с помощью вопросов и рассуждений самостоятельно приходят к постановке или решению проблемы.

Общий методологический принцип организации учебного процесса - использование на уроке элементов психологического тренинга и приоритетное развитие мотивационной сферы учащегося. Урок, сохраняя свои дидактические цели, становится одновременно обучающим и психокоррекционным мероприятием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме

«В жизни есть место подвигу?!»

 Психология природы подвига

Разработчик: Гаджиева Татьяна Васильевна,

педагог-организатор МБОУ СШ №16, г. Новый Уренгой

Основой организации учебного процесса на интегрированном уроке «обществознание-психология» являются положения гуманистической психологии, включающей некоторые аспекты позитивной части экзистенциальной философии, рассматривающей взаимозависимость поведения и развития личности, обладающей определенной степенью свободы благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

Урок базируется на современной психолого-педагогической технологии гуманистической направленности (эвристическое обучение), когда учащиеся размышляют о времени как об исторической категории, с помощью вопросов и рассуждений самостоятельно приходят к постановке или решению проблемы.

Общий методологический принцип организации учебного процесса - использование на уроке элементов психологического тренинга и приоритетное развитие мотивационной сферы учащегося. Урок, сохраняя свои дидактические цели, становится одновременно обучающим и психокоррекционным мероприятием.

СЛАЙД 1
Добрый день, ребята. Добрый день, уважаемые гости.
Начать наш круглый стол сегодня мне хотелось бы небольшого видео-сюжета.
ВИДЕОРОЛИК
22 июня 1941 года- отступление, оккупация, срочная эвакуация, окружение. В тот день жизнь изменилась раз и навсегда, разделившись на время до 22 июня 1941-го и время после него. Само время тогда споткнулось, а когда продолжило бег, то сделало это уже в иной реальности. В другом векторе движения.
Несмотря на все тяготы войны, всё же удалось одержать победу. Ребята, как выдумаете почему?
Согласна с вами, благодаря героизму и отваге.
СЛАЙД 2
И тема нашей дискуссии - "В жизни есть место подвигу?"
Кризисная ситуация во время войны сказывается на сознании, психике людей: паника, стресс, напряжение. Поведение человека становится непредсказуемым. Во время войн мы наблюдаем как яркие примеры героизма, так и трусости.
Какие например?
Давайте вспомним замечательный фильм "Т-34", покоривший сердца. История о подвиге советских танкистов, совершивших побег из фашистского концлагеря на угнанном ими танке. В основе сюжета лежит реальная история, приукрашенна фантазией режиссеров и сценаристов. К сожалению, на самом деле этот советский офицер был пойман и расстрелян за столь дерзкий побег, но то, что перед расстрелом немецкий генерал признал, что это лучший танкист их тех, что он видел - правда.
Героический ли поступок совершил главный герой, как вы считаете?
А может стоило спокойно и тихо прожить в лагере? Они работали, да, было тяжело и страшно, но всё же они живы. Зачем  они бежали из лагеря?
В жизни бывают ситуации, когда обстоятельства доводят человека до предела и он вынужден совершать невероятное. Это трудно себе представить, когда живёшь в тепле, сытости и не боишься, что завтра в твой дом попадёт снаряд, не думать, что в любую минуту тебя могут расстрелять. Однако опят Великой Отечественной войны доказывает, что такое возможно.
Действительно, во время войны мы наблюдаем яркие примеры настоящего героизма, но ведь героические подвиги совершают и в мирное время.
Раз уж мы заговорили о российских фильмах, основанных на реальных событиях, давайте вспомним "Легенду 17" и "Движение вверх". Все же смотрели их?
Это были не просто спортивные игры, это битвы за страну.
Можно ли назвать героями этих спортсменов? Почему?
УПОРСТВО, ОТВАГА
Отлично. Фильм "Лёд" о фигуристке, которая из-за ошибки партнёра оказывается в инвалидном кресле, но находит в себе силы побороть болезнь и выйти опять на лёд.
Можно ли считать подвигом победу над собой, над недугом?

Так какие же они, герои? Какими чертами они обладают?
Всегда ли человек характеризующийся положительно способен совершить героический поступок, возможно даже пожертвовать собой?
И наоборот, казалось бы вовсе не героическая личность порой поражает самоотдачей по отношению к окружающим.

Да и вообще, подвиг - это не обязательно что-то яркое, эффектное. Порой самые настоящие герои живут скромной и незаметной жизнью, не блистают своей силой и славой. Они не хвастаются своими подвигами.

Ребята, герои нашего времени - они какие? 

Так что же такое подвиг сам по себе?

Подвигом можно считать поступок, когда в экстремальной ситуации, в критических обстоятельствах человек совершает предельное усилие в ущерб самому себе, своему комфорту и благополучию, а порой даже и жизни.

Что побуждает человека совершить подвиг?

Ребята, так есть ли место подвигу в современной жизни?

Закончить нашу беседу я хотела бы словами замечательного писателя Максима Горького: "В жизни, знаешь ли всегда есть место подвигам.И те, который не находят их для себя, — те просто лентяи и трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после свою тень в ней."
Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

В жизни есть место подвигу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Всегда ли в жизни есть место подвигу!" (по ранним романтическим произведениям М.Горького)

Урок русского языка в 7 класса предусматривает знание учащимися ранних произведений М.Горького: "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", Легенда о Данко" ("Старуха Изергиль"). Данная форма урока - ур...

Интегрированный урок обществознания и психологии общения по теме "Конфликт в нашей жизни".

Данный урок поможет учащимся  актуализации представлений  о конфликтах, их структуре, видах и причинах;создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрица...

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"

Разработка интегрированного урока (обществознание, литература). Изучение темы "Деятельность" на примере басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица" 5 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной. Один из этап...

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу"

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы...

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "В жизни всегда есть место подвигу"

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы...

ПЛАН – КОНСПЕК УРОКА.Обществознание 9 класс. Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Цели урокаОбразовательная:  Создание условий для формирования у учащихся системы  знаний о духовной жизни человека, освоение понятий  (духовная жизнь, убеждения, право на свободу ...