Главные вкладки

    ПЛАН – КОНСПЕК УРОКА.Обществознание 9 класс. Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
    план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

    Верченко Маргарита Геннадиевна
     Цели урока
    Образовательная:  Создание условий для формирования у учащихся системы  знаний о духовной жизни человека, освоение понятий  (духовная жизнь, убеждения, право на свободу мысли и слова, человеческое достоинство);  развитие первоначальных умений и навыков осознанного построения юридически правильного поведения в обществе; формирование умения оперировать отмеченными обществоведческими терминами и понятиями.
    Воспитательная:  Воспитание уважения к правам и свободам личности в обществе,  воспитание чувства гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ. 
    Развивающая:           Развитие у учащихся мышления в процессе анализа, сравнения и  сопоставления изучаемой на уроке информации,  интегративных  умений в решении типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений. 
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obshchestvoznaniya_9_klass.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН – КОНСПЕК УРОКА

    Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

    Учебник: Введение в обществознание: учебник для 8 -9 кл./ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; Под ред. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.

    Дата проведения:  

    Класс: 9 «а»

     Цели урока

    Образовательная

    Создание условий для формирования у учащихся системы  знаний о духовной жизни человека, освоение понятий  (духовная жизнь, убеждения, право на свободу мысли и слова, человеческое достоинство);  развитие первоначальных умений и навыков осознанного построения юридически правильного поведения в обществе; формирование умения оперировать отмеченными обществоведческими терминами и понятиями.

    Воспитательная

    Воспитание уважения к правам и свободам личности в обществе,  воспитание чувства гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

    Развивающая        

    Развитие у учащихся мышления в процессе анализа, сравнения и  сопоставления изучаемой на уроке информации,  интегративных  умений в решении типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений.

    Организационный план урока

                                                                                                                                      t

    1.Предварительная организация класса (оргмомент)                                         1

    2.  Проверка знаний и умений учащихся (опрос)                                                3

    3.   Подготовка к изучению новой темы                                                               3                                                      

    4. Изучение нового материала                                                                              15                                                                          

    5. Первичная проверка знаний                                                                               2                                                                              

    6. Закрепление                                                                                                         2                                                                                                      

    7. Домашнее задание                                                                                               1                                                                                          

    8. Рефлексия                                                                                                             2                                                                                                        

    Тип урока- комбинированный

    1. Предварительная организация класса

    2. Проверка знаний и умений учащихся (опрос)

    (слайд 2 - 3)Прием «Соотнеси понятия» (Форма организации работы – индивидуальная)

    Предлагаем учащимся соотнести термин (1 столбец) и определение (2 столбец)

    Труд

    Вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата

    Занятость

    Это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок

    Трудовая книжка

    Документ, подтверждающий трудовую деятельность

     

        3. Подготовка к изучению новой темы

    Тема урока - «Духовная жизнь человека»

     Запись темы в тетрадях

     4.Изучение новой темы

    Приемы и средства преподавания учителя

    Основные вопросы плана и  содержание

    Познавательные задания и вопросы учащимся

    Вступительное слово учителя

    Изучение 1 пункта плана (объяснение)

    Изучение 2 пункта плана. (начинаем с четверостишия  А.Твардовского)

    Работа с текстом учебника с.262 - 263

    Изучение 3 пункта плана

    Заключительное слово учителя

    План (слайд 6)

    1. Духовная жизнь человека
    2. Право человека на духовную свободу
    3. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении

    Вы уже знаете, что духовный мир относится к частной сфере потому, что за человеком признается право ограждать его от постороннего  вмешательства. Сегодня нам предстоит поговорить о том, что понимается под понятием «духовная жизнь человека»?  кому нужна духовная свобода? Чем отличается духовно богатый человек от бездуховного? Все ли люди имеют чувство собственного достоинства?

    1.  (слайд 8) Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни, как правило, относят, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.  (определив с учащимися основные вопросы над которыми предстоит работать на уроке, предлагаем им в течение урока , изучая новую тему, создать образ духовно богатого человека – заполнив «кластер» («ромашку»)
    2.  (слайд 10)За свое в ответе,
      Я об одном при жизни хлопочу:
      О том, что знаю лучше всех на свете,
      Сказать хочу. И так, как я хочу.

    (обращаем внимание учащихся на последнюю строку, в которой отражено стремление автора выразить именно свое собственное настроение).

    (слайд 11-12) Известно, что в процессе жизни у человека складываются свои собственные взгляды на мир, людей, самого себя, свое место в мире и свое собственное отношение (оценки) ко всему происходящему. Твердые взгляды называются убеждениями. Убеждение — это форма мыслительной деятельности человека, связанная с устойчивостью имеющихся знаний. Убеждения — это прежде всего прочные знания, в которых человек уверен. Нередко именно убеждения являются основой для тех или иных действий, поступков, в то время как знания еще не всегда побуждают человека к деятельности. Можно знать о тех или иных событиях, но не придавать им должного значения, убеждение же не ограничивается знанием, а воплощает ценностную или нравственную оценку, побуждающую человека к действиям.

         (слайд 13) Можно полагать, что убеждения имеют три основных источника: глубокие знания, принятые тем или иным субъектом познания за истину; социальную практику, подтверждающую справедливость или ложность тех или иных убеждений; ценностные ориентации, ценностные установки личности, сформированные как жизненным опытом, так и всей системой образования и воспитания.

     (слайд 14)В перечне гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, а так же в статье 29 Конституции РФ одним из исходных является право на свободу убеждений. Как вы думаете почему? (Учащиеся отвечают)

     Смысл права на свободу убеждений состоит в  том, что государство, иное лицо не навязывает человеку какого-либо одного взгляда на мир, на место человека в мире и не принуждает действовать в соответствии с этим взглядом. Каждый гражданин должен иметь возможность познакомится с различными взглядами, на основе которых, по собственной воле, формирует свои убеждения и избирает согласно этим убеждениям линию поведения, конечно, при условии соблюдения закона и нравственных норм. Возможность гражданина выбирать соответствующий его убеждениям образ жизни и поведения предусмотрена и правом на свободу совести (право исповедать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания). Это право  в дальнейшем будет рассмотрено вами при изучении темы «Свобода совести».

    (слайд 16) Вместе с тем право на свободу убеждений не безгранично, оно предполагает меру и ответственность за последствия его реализации: юридическую, нравственную, социальную. Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает два   условия правомерного ограничения свободы мысли, слова, убеждений: 1. На основе закона, 2. В целях охраны общественной безопасности, порядка и морали как основных прав и свобод других лиц.

     (слайд 17) Процесс формирования убеждений — сложный и долгий. Д. И. Писарев заметил, что готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Если знания могут более или менее устойчиво передаваться от поколения к поколению, то убеждения каждая личность формирует прежде всего сама и наличие убеждений является обязательным.

    (слайд 18) В романе И. С. Тургенева «Рудин» показан спор о существовании убеждений (предлагаем учащимся просмотреть видео-отрывок) :

          «— Общие рассуждения! — продолжал Пигасов. — Смерть моя эти общие рассуждения, обозрения, заключения! Все это основано на так называемых убеждениях; всякий толкует о своих убеждениях и еще уважения к ним требует, носится с ними... Эх!

          И Пигасов потряс кулаком в воздухе. Пандалевский рассмеялся.

          — Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

          — Нет — и не существует.

          — Это ваше убеждение?

          — Да.

          — Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай.

          Все в комнате улыбнулись и переглянулись».

    Ребята, прослушав данный отрывок из романа Тургенева «Рудин» какие выводы вы можете сделать. Всякий ли человек обладает убеждениями?

    (слайд 19) Физкультминутка (релаксация)

     (слайд 20-22)В данном тексте высказаны два мнения о роли чувств и нравственности в духовном развитии. Итак,  высказаны два противоположных мнения о роли чувств и нравственности в духовном развитии. Автор первого письма считает, что главное -  умственное развитие, а проявление  чувств и нравственности – пережиток прошлого.       Автор второго письма не отрицает умственного развития, но полагает, что без воспитания чувств и нравственности человек не может быть духовно богатым. Как вы думаете, кто прав? Видимо прав автор 2 письма! Давайте поразмышляем: в самом деле, внутренний мир человека не случайно назван духовным, а не просто умственным, что входит в понятие «интеллектуальный». Духовность предполагает тесный союз ума, чувств и их согласованность с нравственностью.  

    (слайд 23) Духовно богатый человек всячески сопротивляется тяжелым жизненным обстоятельствам и терпеливо преодолевает трудности, страдая, ошибаясь и раскаиваясь, сеет вокруг себя добро. Духовное богатство не позволяет человеку заглушить голос совести.    

    (слайд 24) В непосредственном межличностном общении люди хотят, прежде всего, быть понятными и оцененными по достоинству. Это стремление многие ученые считают глубочайшим чувством человека. Представление о достоинстве личности исходит из того, что каждый человек по своей природе – умению мыслить, чувствовать, страдать, любить, радоваться, - способен быть нравственным – справедливым, добрым, милосердным. Поэтому каждый из нас является ценностью и имеет равное с другими людьми право на уважение. Следовательно, человеческое достоинство есть уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах. Чувство собственного достоинства является формой самоконтроля, когда человек измеряет себя, свою жизнь и поступки мерилом нравственности. Возникает ответственность перед самим собой. Следовательно, чувство собственного достоинства характерно для людей духовно богатых. (слайд 25)Человек духовно богатый никогда не позволит себе грубости и хамства, т.е. самоутверждения ценой принижения другого человека. Напротив, он общается на равных, т.к. для него характерны терпимость и уважительное отношение к другим людям, честность, доброта. А самое главное – неподдельный интерес к человеку, способность разглядеть в нем лучшее и искренне признать его положительные стороны, но речь идет не о высокомерии, недоверии к людям и поиске недостатков в них, а о стремлении увидеть лучшие стороны человека и в чем-то поучится у него. Искренняя похвала достоинств других создает особую теплоту и доверительность.

    Никогда не говорите человеку, что он не прав! Это советует известный американский специалист в области человеческих взаимоотношений Дейл Карнеги, ибо этим вы даете почувствовать собеседнику свое превосходство над ним попытайтесь понять точку зрения свое собеседника, посмотреть на вещи его глазами. Тогда, может быть, вы в чем-то поймете его, согласитесь с ним, а он с вами.

    (слайд 26)В заключении хотелось бы отметить, что достоинство человека и подлинно человеческое общение между людьми – нерасторжимые понятия. Достоинство реализуется лишь в общении, а подлинно человеческое общение утверждает и развивает чувство собственного достоинства.

     Основные понятия: (слайд 7)

    Духовная жизнь, право на свободу мысли, слова, убеждения; человеческое достоинство (запись основных понятий в тетради)

    Какие элементы духовной жизни общества вам известны? Учащиеся отвечают: мораль, наука, искусство, религия,  право. (слайд 9)

    Вопрос учащимся: Часто ли вы говорите «Я убежден в этом»? Значит,  вы уверены в своей правоте.

    Откуда же берется такая уверенность?

    Работа с текстом статьи 29  Конституции РФ

    (слайд 15)

     

    Как вы думаете , что значит быть духовно богатым человеком? Можно ли духовное богатство перевести в денежный эквивалент?

    Как вы думаете все ли люди обладают чувством собственного достоинства?

    Вам, наверное, приходилось слышать такую фразу «Я так не поступлю, это ниже моего достоинства»?

    А что делать, когда вы убеждены, что ваш друг не прав? Как сказать ему об этом, не вызывая ссоры?

    5 Первичная проверка знаний (слайд 27)   

    Прием «Продолжи фразу»

    Предлагаем учащимся соотнести термин (1 столбец) и определение (2 столбец)

    Духовная жизнь

    особая форма отражения окружающего мира и средство взаимодействия с ним

    Убеждения

    это форма мыслительной деятельности человека, связанная с устойчивостью имеющихся знаний

    Духовная свобода

    Возможность духовно самовыражаться (выявлять свое «Я») во всех сферах

    Человеческое достоинство

    уважение к человеку, основанное на признании его ценности как нравственной личности

    6. Закрепление   учащимся раздаются листы с тестовыми заданиями (слайд 28-30)

    Решение типовых заданий ГИА по теме «Духовная жизнь»    

    1. К элементам «духовной жизни» НЕ относится:

    А) мораль

    Б) политика

    В) религия

    Г) искусство

    Д) наука

    Е) право

    2.  Какое суждение является верным?

    А) Убеждение — это форма мыслительной деятельности человека, связанная с устойчивостью имеющихся знаний;

    Б) Убеждения — это прежде всего прочные знания, в которых человек уверен

    1. Верно только А
    2. Верно только Б
    3. Верны оба суждения
    4. Оба суждения неверны

    3. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к качествам духовно богатого человека.

    1)Терпимость;  2)высокомерие; 3)уважение 4)честь; 5)доброта

    Найдите и выпишите  понятие, выпадающее из этого ряда.                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                       

    7.Анализ деятельности учащихся (слайд 31)  В начале урока учащимся было предложено создать образ духовно богатого человека, наделить его определенными качествами, изученными на уроке. Учащиеся, заполнив «ромашку» в течение урока, совместно с учителем создают общий образ духовно богатого человека (заполняется «кластер»). Закончив работу над «кластером» предлагаем ребятам определить те качества духовно богатого человека, которые им присущи на данный момент, а затем то качество,  которое (по их мнению) необходимо развивать каждому человеку.

       

                                                                   

    8. Домашнее задание    (слайд 32)  

    Параграф 41, с.261 -265. (базовый уровень)

    Предлагаем учащимся право выбора уровня домашнего задания. Из «потребительской корзины знаний» учащийся выбирает себе уровень сложности домашнего задания (высокий или средний)

    1. Задание среднего уровня сложности -Написать синквейн с понятием «Духовная жизнь»

      Правила написания синквейна:

    1 строка – существительное

    2 строка – прилагательное + прилагательное

    3 строка – глагол +глагол + глагол

    4 строка – фраза из четырех слов, выражающая чувство

    5 строка – существительное – синоним

    1. Задание высокого уровня сложности – прочитать текст и выполнить задания к нему

    Свобода – это, несомненно, одно из наиболее  ценимых человечеством благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.

     Фактически «Быть свободным» - значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

    Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или осознания.

    Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны. В этом нет ничего удивительного: сидя в автомобиле, мы вольны включить третью скорость, чтобы тронуться с места; мы возможно так и сделаем, но мотор при этом пострадает. Наша «механика» не выносит вольного обращения: некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте. Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора – нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе. (адаптировано по книге М.Малерба)

    Задания к тексту:1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 2. Какие обстоятельства, по мнению автора текста, позволяют рассматривать свободу в качестве одного из наиболее ценимых человечеством благ? Назовите три обстоятельства. 3. Какой смысл автор вкладывает в словосочетание «быть свободным»? Объясните, почему свобода важна для счастья человека.    

                                                                                                                                                                         

    9. Рефлексия     В заключении урока подводим итоги и оцениваем работу учащихся на уроке. Для этого используем метод рефлексии. Каждого на парте лежат 3 смайлика. Учащимся  предлагается определить насколько комфортно они чувствовали себя на занятии и с каким настроение работали на занятии


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обществознания "Семья, её роль в жизни человека и в обществе" 8 класс

    Тема изучена учащимися в 8 и 10 классе. По итогам опроса общественного мнения она названа одной из наиболее интересных тем, т.е. лично значимой,  поэтому выбрана учителем в качестве темы дл...

    урок обществознания 6 класс тема "Что такое человечность" по учебнику Л.Н. Боголюбова

    Тема урока: Что такое человечностьПодготовила учитель истории и обществознания МКОУ СОШ с.КрутоярАникина Татьяна АлександровнаЦели: 1. Актуализировать необходимые знания обучающихся из курса общ...

    Презентация к уроку обществознания, 9 класс. Тема: Культура

    1. Общее понятие культуры;2. Определение культуры;3. Культура как цивилизация;4. Культура как мировоззрение;5. Культура как нормы поведения;6. Обобщенное определение культуры;7. Понятие субкультуры;8....

    Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

    Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

    Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"

    Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"...

    Презентация к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"

    Презентация к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"...

    Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

    Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...