Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему

Симонова Инна Николаевна

Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Образование в жизни человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - обществознание

Класс  - 5

Тема урока – Образование в жизни человека

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- умение объяснить значение понятий образование и качественное образование;

- умение конкретизировать примерами, представить ступени российского образования и определить на какой ступени сегодня они находятся

- умение правильно использовать информацию об истории развития образования;

- осознание роли образования на современном этапе.

- умение осуществлять поиск информации, проводить анализ полученной информации и обобщать понятия;

-умение определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; смысловое чтение.

- умение планировать пути достижения цели, устанавливать целевые приоритеты;

-умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения;

- умение работать в паре.

 

- осознание для себя роли образования в жизни человека и общества;  

- ориентация в системе моральных норм и ценностей.

- принятие социальной роли обучающегося;

- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

- формирование готовности к саморазвитию.

Словарь урока: Ребенок,  школа, образование, ступени образования, качественное образование

Ресурсы урока: учебник, компьютер, проектор, презентация «Образование в жизни человека»,  рабочие листы с заданиями, видеоролик «Презентация Хомутовской средней школы», наборы цветных карточек.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

1 этап. Орг. момент

Метод «Комплимент».

Цель: выяснить психологическое состояние обучающихся; создать благоприятный эмоциональный настрой, проверить готовность к уроку.

Здравствуйте! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Мы спокойны, мы добры, мы приветливы. Мы все здоровы. Что пожелаем мы сегодня друг другу? Спасибо за добрые пожелания. Как вы себя чувствуете? Поднимите карточку, цвет которой соответствует вашему настроению. (Если настроение в классе различное, учитель предлагает улучшить его, сделав соседу по парте комплимент.). А теперь глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, зависть, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Удивляйтесь! Знания откроют вам замечательный мир! Итак, в мир знаний! Сразу отметим тех, кто по каким-то серьезным причинам не присоединился к нам в пути постижения нового!

Обратите внимание на своё рабочее место: есть ли у вас на парте учебник, тетрадь для конспектов.

Поднимают цветную карточку, в случае плохого настроения делают комплимент соседу по парте.

Обучающиеся называют отсутствующих.

Обращают внимание на свое рабочее место.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

Просмотрев видеоролик вам нужно  догадаться, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Просмотр видеоролика «Презентация Хомутовской школы» (2 мин.)

Записываем тему: «Образования в жизни человека»

Деятельность учащихся

Просматривают видеоролик и

формулируют предполагаемую тему урока.

Записывают тему в тетрадь

3 этап. Актуализация знаний

 Деятельность учителя

Мы продолжаем на наших уроках рассматривать ситуации, в центре которых находится ребенок, а именно — «Ребенок в школе». А кого мы называем ребенком? 

Деятельность учащихся

Ребенок — это человек от момента рождения до совершеннолетия.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Вы учитесь в школе уже 5-ый год, поэтому эта тема не будет слишком новой для вас. Что-то по этой теме уже вам известно. Давайте попробуем разобраться с этим вопросом и выясним пробелы в ваших знаниях по этой теме.

Метод: таблица «Я знаю, Я хочу узнать, Я узнал» (рабочий лист 1)

Цель: выяснить ожидания обучающихся. (5 мин.)

Учитель ставит песочные часы и задает первые два вопроса таблицы: что вы уже знаете о школе, что хотите узнать? Варианты вопросов могут быть разными:

1.​ ты стал школьником, а что это значит?

2.​ для чего мы ходим в школу?

3.​ только ли в школе мы учимся?

4.​ назови три вещи, которым ты хочешь научиться.

Теперь мы имеем представление о ваших знаниях по этой теме и о том, что нам нужно узнать, чтобы решить проблему?

План урока (на доске):

1. Что такое образование?

2. Ступени образования.

3. Из истории образования.

4. Изменения в образовании.

В результате урока вы сможете:

  • Изучить понятия “образование”, “школа”;
  • Развивать навыки умения работать с документами;
  • Осознать значимость умения учиться;
  • Назвать основные ступени образования.

Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

Постановка проблемы (запись на доске). Давайте, подумаем сегодня над главным вопросом:

Школа - это так просто! 
Школа - это так сложно! 
Лилия ЯНАРОВА, 15 лет

Обучающиеся заполняют 2 столбика таблицы: «Я знаю», «Я хочу узнать».

Слушают ответы друг друга, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Высказывают предположения (учебник, рассказ учителя, документы и др.).

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

Деятельность учителя

Вопрос 1. Что такое образование

Работа с понятием. Откройте словарь на стр. 125 учебника и

найдите определение «образования»

Вопрос 2. Ступени образования

Рассмотрите схему на стр. 50 учебника.

Ответьте на вопросы:

1. Определите, какую ступень школьного образования вы уже прошли?

2. На какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас?

3. Какая ступень у вас впереди?

Рассмотрите схему на стр. 51 учебника. Какие ступени образования она отражает?.

Выполните задание 4 на стр.58 учебника.

Вывод: Не получив высшего образования, нельзя стать инженером, психологом, врачом, юристом, ученым.

Работа парами

Выберите из предложенного списка знания, которые вы получаете в школе, и которые вам пригодятся в разных профессиях? (на примере 2-3-х профессий доказать) (рабочий лист №2).

Физкультминутка.  В каждой школе бывают перемены. А на переменах можно размяться! Давайте устроим переменку и выполним упражнения

Загадки: (если ответ связан со школой — присядем, если нет руки вверх)

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

(Школа.)

Под ногами лежат,

Зашагаешь — шуршат,

Яркие, цветные,

Краешки резные.

(листья)

Физкультурник нам сказал

Всем зайти в спортивный …

(Зал.)

В буйном море-океане

Рыба страшная живёт:

У неё большой живот,

Пасть с ужасными клыками.

(акула)

Зимою в школу он бежит,

А летом в комнате лежит.

Как только осень настаёт,

Меня он за руку берёт.

(Портфель.)

Я летаю, я порхаю,

На цветок похожая.

Я красивая такая,

Милая, пригожая! (бабочка)

По алфавиту

В строгом порядке -

Сорок фамилий

В толстой тетрадке.

Справа от них

Разлинованы клетки,

Чтоб не сбежали

Ваши отметки.

(Классный журнал.)

Открыть свои тайны

Любому готова.

Но ты от неё

Не услышишь и слова.

(Книга.)

Вопрос 3. Из истории образования.

Учитель организует прочтение текста на стр.51-53 с последующей беседой по вопросам:

 Вопросы по истории образования высвечены на экране:

Задания для 1 варианта -                прочитайте рубрику «Путешествие в прошлое» на стр. 51-52 и ответьте на вопросы:

1. Когда на Руси появилась первая напечатанная книга?

2. Как называлась первая напечатанная книга на Руси, кто её напечатал?

3. Какой указ издал Петр I в начале XVIII века?

4. Чьи дети учились в начальной школе в XVIII веке?

5. Чему учили в школах в конце XVIII века?

Задания для 2 варианта – прочитайте пункт «О чем рассказала бабушка» на стр. 52 и ответьте на вопросы:

 1. Как учились девочки и мальчики?

2. Какая система оценок была в школах?

3. Как осуществлялся прием в школу?

4. Существовала ли система наказаний? Если да, то какая?

5. Все ли дети ходили в школу?

 

Подводя итог ответов обучающихся учитель формулирует вопрос: - Чем школа, существовавшая в то время, отличается от современной? Какое образование, на ваш взгляд, можно считать более широким? Почему?

           

Вопрос 4. Изменения в образовании.

Мы с вами увидели, что жизнь не стоит на месте, происходят серьезные изменения, которые коснулись и сферы образования.

Работа в парах.

Проанализируйте с помощью таблицы (рабочий лист №3) какие изменения происходят в школах с каждым годом?

-как вам школа помогает раскрыть способности?

-как и где проявляют таланты наши ученики?

Анализируем информацию, которую вы получили.

Деятельность учащихся

Находят информацию в учебнике, делают запись в тетради:

Образование – приобщение к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями.

Отвечают на вопросы, работая по схеме.

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Ступени профессионального образования

Рассматривая схему выполняют задание в учебнике (высшее образование)

- Работают в парах  над решением учебной задачи. Затем озвучивают свои ответы.

Обучающиеся встают со своих мест и выполняют задания.

Обучающиеся устно отвечают на вопросы.

- Работают по вариантам  над решением учебной задачи. Затем озвучивают свои ответы.

Обучающиеся озвучивают свою точку зрения.

Обучающиеся анализируют информацию.

7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Мы с вами разобрали много вопросов об образовании сегодня. Давайте, подумаем сегодня над главным вопросом: Дает ли школа качественное образование своим ученикам? Ребята, а какова роль школы в современном обществе? Выскажите ваши предположения.

Учитель, в ходе краткого обсуждения каждого предположения, подводит обучающихся к следующему варианту гипотезы: «Школа в современном обществе нужна для того, чтобы дать качественное образование, т.е. помочь человеку стать хорошим специалистом, быть полезным и необходимым своим близким и обществу в целом».

А теперь вернемся к нашей проблеме, которую мы ставили в начале урока. 

Школа - это так просто! 
Школа - это так сложно! 
Лилия ЯНАРОВА, 15 лет

Обучающиеся высказывают предположения.

 Например:

- школа нужна для того, чтобы ребенку дать знания, которые ему помогут поступить в университет;- школа нужна для того, чтобы помочь ребенку получить престижную работу;- школа нужна для того, чтобы человек не чувствовал себя одиноким в обществе. 

Обучающиеся делают выводы о том, что сложно в школе, а что им дается легко.

8 этап. Рефлексия и оценивание

 

Деятельность учителя

Что сегодня нового вы узнали? Вернемся к нашей таблице и выясним, что вы узнали на уроке. Заполните третью колонку «Я узнал».

Метод: таблица «Я знаю, Я хочу узнать, Я узнал».

Метод « Закончи предложение…»

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Дома я хотел бы поработать…

Учитель анализирует ответы обучающихся и делает вывод, на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Выставляет и комментирует отметки.

Теперь урок позади, вы получили новые знания, оценки. Поднимите, пожалуйста, карточки, соответствующие настроению.

Деятельность учащихся

Обучающиеся заполняют таблицу. Озвучивают результаты.

-

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

Поднимают цветные карточки, анализируют изменилось ли настроение и почему.

9 этап. Домашнее задание

Домашнее задание:

Инвариантная часть: § 6, вопросы 1, 2 на стр. 57– устно

Вариативная часть:  

- Найти 5 пословиц об учении.

- Напиши небольшой рассказ «Школа моей мечты». Расскажи, как организованы занятия, какие предметы изучаются, как выглядит школьное здание, чем, помимо уроков, могут заниматься в школе ученики.

Рабочий лист №1

Заполните таблицу

Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал

 

Закончите предложения

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Дома я хотел бы поработать…

Рабочий лист №2

Работа парами

Выберите из предложенного списка знания, которые вы получаете в школе, и которые вам пригодятся в разных профессиях? (на примере 2-3-х профессий доказать)

умение общаться (общительность, умение находить общий язык с другими людьми, умение работать в группе, коллективе; доброта, дружелюбие, отзывчивость, понимание, уважение, терпение, справедливость)

волевые качества : целеустремленность, упорство, настойчивость, решительность, организованность

интеллект (научиться получать знания; развивать ум; интеллектуальные способности)

умение развиваться

умение жить, приспособленность к жизни

умение взаимодействовать с другими (умение общаться, уважать старших и сверстников, умение понимать других и культуру общества, коллективность)

спортивные качества 

навыки грамотного общения (коммуникабельность, толерантность (терпимость), доброжелательность, умение общаться с людьми, правила разговора, умение работать в коллективе, взаимопомощь, уважение к людям)

культура поведения в обществе –

умение решать жизненные проблемы 

Рабочий лист №3

 Работа в парах.

Проанализируйте с помощью таблицы, какие изменения происходят в школах с каждым годом?

-как вам школа помогает раскрыть способности?

-как и где проявляют таланты наши ученики?

Что делает школа

Школа (2010–2011)

Школа (2011–2012)

Школа (2012–2013)

Учит

66%

86%

96%

Воспитывает

24%

32%

37%

Развивает способности

39%

44%

56%

Раскрывает таланты

10%

21%

45%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты к урокам обществознания

Я на своей странице сосздала блог, где разместила уроки обществознания, созданные в соответсвии с требованиями ФГОС ОО РФ.http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2014/10/28/tekhnol...

Технологическая карта к уроку обществознания 10 класс "Религия в современном мире".

Технологическая карта по обществознанию 10 класс "Религия в современном мире". Учащиеся на уроке научатся: определять, что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие миров...

Технологическая карта для урока обществознание по теме "Труд" 5 класс

Технологическая карта урока обществознание в 5 классе. тема "Труд"...

Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"

Технологическая карта к уроку обществознания по теме "Семья и семейные отношения"...

Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс

Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс, Кузовлев....

Технологическая карта открытого урока по предмету "Основы социальной жизни" на тему «Изготовление несложных сувениров».

Тема: «Изготовление несложных сувениров».Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Культура поведения»,Тип урока: комбинированныйЦель: формирование представлений о культурно...