Определение и стимулирование способностей ребенка
статья

Галимова Эльмира Гаптелшакуровна

Одаренность - это потенциал, который нужно взращивать. Для того, чтобы потенциал развивался, необходимо длительное многоэтапное обучение. За высокими достижениями обычно стоит огромный труд, последовательное и рутинное продвижение вперед.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_i_stimulirovanie_sposobnostey_rebenka.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Определение и стимулирование способностей ребенка

Многие дети обладают потенциалом для достижения более высоких результатов в определенных областях знаний. Часто их способности проявляются довольно рано. Эти способности касаются разных сфер: математики, музыки, лингвистики, спорта. Некоторые дети бывают одарены в одной или нескольких областях, достигая отличных результатов в учебе и в соревнованиях различного уровня.

Одни дети сразу выделяются среди прочих отличной учебой.  Другие сами не признают, что они одаренные. А некоторые более одаренные дети учатся гораздо хуже своих одноклассников.

Одаренность нельзя автоматически приравнивать к достижениям. Одаренность - это потенциал, который нужно взращивать. Для того, чтобы потенциал развивался, необходимо длительное многоэтапное обучение. За высокими достижениями обычно стоит огромный труд, последовательное и рутинное продвижение вперед.

Несмотря на исключительные способности, которыми может обладать ребенок, он не способен действовать самостоятельно. Интеллектуальная работоспособность ребенка должна поощряться постоянным вызовом, обменом знаниями, поиском наиболее конструктивных путей продвижения ребенка вперед, образцами для подражания. А приобретенные навыки должны развиваться  постоянно.

Кроме того, высокий интеллект может привести к высоким достижениям в сочетании с таким фактором, как уверенность и положительно настроенная окружающая среда.

 Часто у таких детей возникают конфликты со сверстниками, так как они являются «белыми воронами» в коллективе из-за своих ошеломительных результатов, темпа и качества достижений.

Кроме того, у родителей  и педагогов бывают ложные представления об одаренных детях. Они ожидают от ребенка зрелых и продуманных решений, а ребенок зачастую бывает не готов к решению некоторых задач. Либо ребенок мыслит нестандартно, а взрослые не могут понять способы решения ребенком поставленных задач, мыслят шаблонно и пытаются подогнать ребенка под стандарты.

Факторы, которые способствуют развитию одаренных детей,  включают в себя уверенность в собственных силах и постановку целей.

Немаловажную роль в работе с одаренными детьми играет мотивация. Мотивировать к действию или достижению результатов побуждают родители, учителя, друзья. Помимо этого, настойчивость самого ребенка, его интерес, любознательность определяют, сколько усилий он готов приложить к выполнению поставленных задач.

Если ребенок ориентирован на успех, он сможет достичь значительных результатов. В этом огромную роль играют родители ребенка, которые не ругают и не наказывают ребенка за неудачи, а поощряют к дальнейшему продвижению вперед.

Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Очень важно продолжать, учиться на своих ошибках, анализируя их.

Как учитель может способствовать развитию одаренного ребенка?

Американский психолог Пол Брадвайн сказал: «Нет ничего более несправедливого, чем одинаковое обращение с неравными».

Дифференциация является одним из важнейших способов поддержки одаренных учащихся. Требования и содержание учебного материала корректируются в соответствии с результатами анализ  уровня обученности. Одна из форм индивидуализации - самостоятельная работа ребенка, его активное обучение.

 Очень хорошей мотивацией для ребенка  могут быть дополнительно организованные курсы для одаренных детей, где учащиеся могли бы, обучаясь, общаться с другими одаренными детьми, конкурсы и олимпиады. Также,  для поддержания мотивации учителю важно:

- давать больше возможности для самостоятельной работы, чтобы учащийся являлся не пассивным слушателем, а активным субъектом обучения;

-разнообразить формы работы;

- ставить перед учеником сложные, но посильные задачи, учитывать индивидуальные особенности;

-ориентировать на индивидуальный прогресс.

С одаренными учениками нелегко. Самое главное, учителю не надо бояться совершать ошибки и признавать их, трудиться и не ждать мгновенного результата, расти вместе со своими учениками.  И не стоит бояться, что когда-нибудь может не хватить знаний и опыта. Это нормально и естественно, что ученики перерастают своих учителей, постигая все новые и новые вершины знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе

Проживая в школе, в классе немалую часть собственной жизни, Ваш ребёнок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы Вы перестали (или, наоборот, начали) беспокоиться, получили бы более-менее чёткое пре...

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...

Диагностика на определение склонностей и способностей учащихся.

Диагностика уровня развития познавательных процессов человека — важная со­ставляющая деятельности классного руководителя. Большинство со­временных профессий предполагают наличие у ра­...

Система внеклассных диагностических мероприятий, направленных на определение уровня сформированности способностей обучающихся к природоохранной экологической деятельности: «Хочу все знать!».

Методика исследования уровня сформированности экологической культуры у учащихся с нарушениями интеллектаУчитывая, что школьники с нарушениями интеллекта отличаются друг от друга по уровню развития поз...