Интегрированный урок «Человек в мире звуков»
план-конспект занятия (9 класс)

Джамирзе Азида Гиссовна

Мы живём в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен, переполнен звучаниями: стук захлопнувшейся двери; звон водопроводной струи; гул машин за окном; голоса разговаривающих людей; разноголосый хор птиц; шелест листьев…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_chelovek_v_mire_zvukov_-_kopiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

На экране   слайд «Человек в мире звуков».

 

Настоящая  наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса.

А. Эйнштейн.

На фоне музыки А. Вивальди  из цикла «Времена года»   - «Весна»

У.ф.- Родился ландыш в майский день,

        И лес его хранит.

        Мне, кажется: его задень,

        Он тихо зазвенит.

        И этот звон услышит луг,

        И птицы и цветы…

        Давай послушаем,

        А вдруг

        Услышим – я и ты?

        

У.м. – Мы живём в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен, переполнен звучаниями: стук захлопнувшейся двери; звон водопроводной струи; гул машин за окном; голоса разговаривающих людей; разноголосый хор птиц; шелест листьев… Всё это звуки, мы их слышим. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окружающее.

Что же такое звук? С точки зрения физики это________

У.ф. –Давайте вспомним, что такое звук с точки зрения физики ?

        (предполагаекмые ответы, комментарии учителя физики)

(Звук – это механические колебания, происходящие с частотой от 16 до 20000 Гц, распространяющиеся в какой-нибудь среде.)

У.м. – звуки бывают очень разные. Те, что слышатся вокруг нас и создают постоянный фон нашей жизни – звуки не организованные в какую – то стройную систему, не связанные между собой. И звуки, обладающие особыми свойствами: более чистые, более звонкие, обладающие определённой высотой, смысловой выразительностью – звуки музыкальные. Семь тонов насчитывает современная европейская музыкальная гамма. Но не во все времена и не у всех народов была гамма из семи тонов. Так, например, в древнем Китае употреблялась гамма из пяти тонов.

        У.ф. – каждый тон обозначен соответствующей  буквой и каждому  отвечает определённая частота колебаний. Если известен один какой –то тон этого ряда, то остальные могут быть получены из него. В целях единства настройки, высота этого контрольного тона должна быть строго декларирована международным соглашением. В качестве такого основного тона с 1938г. Принят тон соответствующий частоте 440 гц. Хотите увидеть этот тон?

Это очень просто сделать, надо только провести ножкой звучащего камертона по закопчённому стеклу. Получается линия, которая в математике называется синусоидой. Несколько тонов, звучащих одновременно, образуют аккорд. А сейчас мы послушаем как звучат эти тона.

 У.м. -  Издают их музыкальные инструменты или голос – тоже своего рода музыкальный инструмент, притом самый совершенный. Звуковая волна в них возникает от колебания струны (скрипки…), металла (треугольники), натянутой кожи (барабан, литавры) или, наконец, столба воздуха, заключённого внутри металлической или деревянной трубки.

 У.ф. – источниками звуков как мы видим, является всегда какое – нибудь колеблющееся тело.

У.м. – звуки различаются между собой по высоте; по длительности, т.е. протяженности, продолжительности звучания; по тембру – специфической окраске, которая зависит от материала, величины и формы инструмента, от способа звукоизвлечения; и, наконец, по динамике, т.е. силе звучания. Давайте вспомним, что такое длительность?  

Ответы детей:- физическое свойство звука;

- физическое явление, возникающее в результате быстрых колебаний упругого тела (струны, натянутой кожи…);

-чем больше число колебаний в секунду, тем более высоким кажется звук…

У.м.  – Да, длительность – одно из основных свойств звука, которое зависит от продолжительности колебания источника звука. (если на инструменте ударить по клавише, чтобы палец отскочил как мячик  получится очень короткий звук. Нажать на клавишу и держать палец – получится длинный звук. Показываю на инструменте.)

 Что же такое высота звука?

Ответы детей - высота звука – это одно из основных физических свойств звука;

- высота звука зависит от частоты колебания звучащего тела, чем больше это число, тем выше звук;

- бывают  низкие – средние – высокие – очень высокие.

- не только музыкальные звуки обладают высотой звука, но и шумовые.

У.м. – а теперь попробуем прослушать звуки и определить высоту каждого из них (я проигрываю звуки различной высоты на инструменте).

У.ф. – А с точки зрения физики от чего зависит высота тона звука?

Ответы детей.

(Высота тона звука определяется частотой колебаний звуковой волны.)

У.ф. – высота звука поддаётся измерению. Так камертон, издающий ля первой октавы издаёт 440 колебаний в секунду. (Продемонстрировать камертон).

У.м. – а что такое  тембр?

 (Диск с инструментами. На экран проецируются различные музыкальные инструменты. Перед воспроизведением сначала закрывается экран и учащиеся отгадывают какой музыкальный инструмент звучит).

        В переводе с французского тембр – колокольчик, а также метка. Т.е. отличительный знак, т.е. тембр – отличительный знак каждого инструмента. Скрипка – королева оркестра –нежный, трепетный звук, флейта – словно птица…

У.ф. – чем определяется тембр музыкального инструмента с точки зрения физики?

Ответы детей. – (тембр определяется количеством обертонов присутствующих в звуке. Самая низкая частота этих звуков называется основным тоном.)

У.м. – что такое динамические оттенки?

Ответы детей - музыкальные термины, обозначающие степень громкости звучания, исполнения музыки;

- сила звука. – тихо, громко, не очень тихо, не очень громко;

- умеренно громко, умеренно тихо, постепенное увеличение силы звука, постепенное уменьшение силы звука…

У.м.- да, динамические оттенки – это указания, касающиеся различной степени громкости звучания при исполнении музыки. В переводе с греческого dynamis – сила.

У. ф. – от чего зависит громкость звука? (показать с помощью камертона тихий и громкий звук одной тональности).

Ответы детей. (громкость зависит от амплитуды колебания, громкость звука измеряется в Беллах и децибелах: шорох листьев – 20 дб, звук будильника – 80дб, шум от работающего реактивного двигателя – 120 – 130дб. Свыше 130 дб. У человека звук вызывает болевые ощущения.)

У.м. – звуков неизмеримо много, но в музыке может быть применено сравнительно ограниченное количество. Возникают эти ограничения как из – за свойств самих звуков, так и из – за особенностей человеческого восприятия.

У.ф. – какие же колебания человеческое ухо воспринимает как звук?

Ответы детей – (колебания от 16 – 20 тыс.Гц.)

У.ф. – звуки меньше 16 гц.  – инфразвуки. Что это за звуки, воспринимаются ли они человеческим ухом как звук?

(Ответы детей – колебания менее 16Гц не воспринимаются как звук человеческим ухом, но многие животные их слышат, инфразвуковые колебания предшествуют таким природным явлениям как землетрясения, цунами и т.д. Инфразвуковая волна распространяется в воде в 5 раз быстрее чем в воздухе. На экран проецируется слайд с фотографиями медузы, человека, слона, парусного корабля. )

Комментарии учителя : медузы задолго до наступления шторма чувствуют его приближение. Частота колебаний органов человека лежит в диапазоне инфразвуковых волн, поэтому воздействие таких волн на организм человека может привести к расстройству, разладу в организме и даже к смерти. Воздействие инфразвуковых волн приводит к появлению у человека чувства страха, ужаса. Слоны чувствуют инфразвуковые волны. Во время новогоднего 2005-го года цунами на индонезийских островах слон спас своего хозяина тем, что, чувствуя приближение цунами, он вырвал столб, к которому был привязан, и ушел вглубь острова. А хозяин, чтобы его не потерять, вынужден был пойти вместе с ним. Известно несколько случаев нахождения судов без экипажа в районе Бермудского треугольника. Ученные полагают, что причиной этого являются инфразвуки, которые вызвали у экипажа чувство ужаса, из-за которого они покинули корабль. Источники инфразвука обнаружены, но причина их возникновения до сих пор не выяснена.

        Что такое ультразвук?

Ответы детей: Механические колебания, происходящие с частотой свыше 20000Гц, называются ультразвуковыми.

У.ф. Как вы думаете, почему на экране я поместила эти картинки? (Выслушать ответы детей). Летучие мыши ориентируются в пространстве при помощи ультразвука. Дельфины общаются друг с другом при помощи ультразвука. Собаки слышат ультразвук. Ультразвук даже умеет стирать белье. Ультразвук может вызвать обморок у бабочек. С помощью устройств, испускающих ультразвук можно выгнать из помещения тараканов и др. насекомых. В Англии в полиции применяют ультразвук против футбольных фанатов. Причем этот звук действует только на тинэйджеров.

У.ф. – звуки могут вызвать у человека разные ощущения – эстетическое наслаждение, действует на психику, вызывает страх…

Послушайте стихотворение  «Тишина» Л.Стефановой:

Бьют по нервам будильники ,

Верещат телефоны,

Громыхают лифты,

Трамваи скрежещут прямо по мне.

Тормоза и моторы,

Холодильники и пылесосы,

Телевизоры и клаксоны,

Транзисторы,

Отбойные молотки,

Вертолеты, соседи, вагоны

Нас пытают мучительной пыткой,

По какой не знаю вине.

Тишина, тишиной, тишины…

Тихо все в это тихое утро.

Напряженье уходит

Из сердца, из мышц, из виска.

Мир скрежещущий выключен,

Как на столе репродуктор.

В синем небе бесшумно плывут облака.

У.ф. – Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?

( Ответы детей: есть звуки, вызывающие положительные эмоции, а есть и такие, которые вызывают у человека раздражение, усталость, т.е. отрицательно воздействуют на психику.)

У.м. – сильный  звук перестаёт быть эстетической категорией. Он может причинить настоящую физическую боль, не говоря уже об отрицательном воздействии на психику, современная молодёжь очень любит слушать сильно громкую музыку. Это может привести к ухудшению слуха, частичной глухоте, влияет на …

У.ф. – давайте выясним, как человек слышит звуки? (просмотр видеофрагмента. Если нет диска «Электронные уроки и тесты», то можно использовать рисунок «Строение человеческого уха»)

Вам известно как устроено человеческое ухо. Кратко напомним его. Ухо состоит из трех частей: 1) наружное ухо, оканчивающееся барабанной перепонкой; 2) среднее ухо, которое при помощи трех слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка – передает колебания барабанной перепонки внутреннему уху; 3) внутреннее ухо, или лабиринт, состоящее из полукружных каналов и улитки. Улитка является звуковоспринимающим аппаратом. Внутреннее ухо заполнено жидкостью (лимфой), приводимой в колебательное движение ударами стремечка по перепонке, затягивающей овальное окошечко в костяной коробочке лабиринта. Звуковой сигнал из внутреннего уха по слуховому нерву попадает в мозг человека.

        Но человек может воспринимать звуки не только с помощью уха, но также и через костную систему. Известно, что глухие люди могут организовывать танцевальные коллективы и успешно выступать. Так вот они как используют способности звука распространятся не только по воздуху, но и через пол, на котором они танцуют, и через костную ткань человека.

        Способность звука передаваться через вещество используется в устройстве, которое можно назвать «телефонным аппаратом». (Демонстрируется действие двух пластиковых стаканчиков, соединенных друг с другом длинной нитью).

Слушание музыки: 5-ая симфония .1 часть «Удары судьбы» Людвига ван Бетховена.

У.м.- давайте вспомним, кто же написал эту удивительную музыку.

(ответы).

У.м.- мы с вами прослушали произведение великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена.

Бетховен – одно из величайших явлений мировой культуры. Его творчество занимает место в одном ряду с искусством таких титанов художественной мысли, как Толстой, Рембрандт, Шекспир. По философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых веков.

Современник Великой французской революции, воспитанный на идеях эпохи Просвещения, немецкой классической литературы и философии, Бетховен воплотил в своих произведениях мятежный пафос, мечту о свободе и счастье человечества. Им создано 9 симфоний, ряд увертюр («Эгмонт», «Кориолан», «Леонора» и др.), опера «Фиделио», 32 фортепианные  сонаты(в их числе «Лунная», «Аппассионата», «Патетическая»…

Большую часть жизни Бетховен был глухим, но он сумел создать произведения, равных которым нет.

23 марта1827 тяжело больной Бетховен сказал своему другу знаменитую фразу: «Рукоплещите, друзья, комедия окончена».

26 марта  между 4 и 5 часами надвинулись такие тучи, что всё вокруг стало совсем темно. Внезапно разразилась  страшная буря с метелью и градом. Удар грома потряс комнату, где лежал ещё живой Бетховен. Вдруг Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом поднял к небу правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось он крикнет: «Я вызываю вас на бой, враждебные силы!..»

        Похороны состоялись 29 марта. За гробом Бетховена следовало больше 20000 человек.

У.ф. – Кстати это произведение Бетховеном  было написано тогда, когда он практически стал глухим. Знаете как он писал музыку? Он зажимал в зубах деревянную тросточку, прижимал его к роялю и таким образом он воспринимал звук.

У.ф. – гамма звуков и спектр цвета. Существуют ли они независимо от уха и глаза? Только ли это субъективные ощущения и тогда мир сам по себе беззвучен и бесцветен, или  это отражение реальной действительности в нашем сознании? Если это второе, то и без нас мир будет сверкать всеми красками света и звенеть симфонией звуков. Сегодня мы попытались ответить на эти вопросы. Одно – без сомнения – мы живём в прекрасном мире. Давайте будем наслаждаться его красотой и получать удовольствие от прекрасной музыки. Как прекрасен этот мир!

Исполняется песня : «Как прекрасен этот мир».  

1. Ты проснёшься на рассвете

Мы с тобою вместе встретим

День рождения зари.

Припев: Как прекрасен этот мир – посмотри,

        Как прекрасен этот мир – 2 раза.

2. Ты не можешь не заметить

Соловьи живут на свете

И простые сизари.

Припев: Как прекрасен этот мир -  посмотри,

        Как прекрасен этот мир.

        Как прекрасен этот мир – посмотри!

        Как прекрасен этот мир.

3. Ты взглянула и минуты

Остановлены как будто,

Как росинки их бери.

Припев повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе  по теме «Охрана животного мира»...

Человек в мире звуков

Презентация к внеклассному мероприятию: "Человек в мире звуков"...

Интегрированный урок "Звуковые волны. Свойства звука" 9 класс

Данный урок проводится в 9 классе по теме "Звуковые волны". Урок разработан как интегрированный с приглашением учителя биологии. С учителем биологии учащиеся вспоминают устройство уха и как образуется...

Человек в мире звуков

Презентация к внеклассному мероприятию: "Человек в мире звуков"...

Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН, окружающего мира и чтения в начальной школе»

Мастер-класс :  «Технологическая карта как средство      организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН,...

Урок-игра " В мире звуков"

Урок-игра " В мире звуков"...

Человек в мире звуков.

Проект "Мой друг - слуховой аппарат" направлен на расширение и актуализацию знаний учащихся с нарушением слуха о слуховом аппарате....