Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование УУД через проектную деятельность"
статья

В данном материале показаны общие подходы к формированию УУД через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_po_teme.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете  по теме

«Формирование УУД через проектную деятельность»

«Каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России»

В.В.Путин

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет главной целью школьного образования воспитание, оказание социально-педагогической поддержки и развитие  высоконравственного, социально-активного, творческого индивида, который способен и стремится непрерывно совершенствоваться, развиваться и обучаться.

В 2009 и 2010 году были утверждены федеральные государственные стандарты начального и основного общего образования. Учащиеся начальной школы уже 8 лет, а основной 4 года обучаются по этим стандартом. В плановом режиме учащиеся 10 классов со следующего года буду осваивать федеральный государственный стандарт среднего общего образования, который был принят в 2012 году. Внешней оценкой результатов освоения основных образовательных программ  являются всероссийские проверочные работы, комплексные работы, с этого года – основной государственный экзамен. По результатам данных исследований вносятся изменения в федеральные государственные стандарты для повышения качества российского образования. Изменений накопилось так много, что было решено вводить обновленные стандарты.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) будут утверждены в начале 2020 года, а во втором квартале 2020 года будет завершена работа по обновлению основных школьных программ. Об этом заявила министр просвещения России Ольга Васильева на парламентских слушаниях на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации» в Государственной Думе ФС РФ.

«После утверждения стандартов, а это планируется сделать к концу года, мы организуем работу по обновлению примерных основных программ. Эта работа должна завершиться во втором квартале 2020 года», — заявила Васильева.

Главное обновление - конкретизация требований к предметным результатам. В предыдущей редакции стандарт давал только общие установки, задавал рамку. А что именно изучается, в каком классе, - на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа, - пояснили "Российской Газете" в министерстве просвещения. - Поэтому образовательная программа одной школы порой кардинально отличалась от программы в соседней школе.

С утверждением новых образовательных стандартов такая практика уйдет в прошлое. Везде будет единая фундаментальная база: и в начальной школе, и в общей. Будет прописано, что и когда должен изучать ученик. При этом связь между предметами будет прослеживаться более четко. К примеру, между историей и литературой, математикой и физикой, физикой и технологией.

Что еще важного закрепляют новые стандарты? В них учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное - чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова назвала новые ФГОС общественно-государственным договором: "Благодаря ему, учитель понимает образовательный минимум, который он обязан дать ученику, а родитель – какие знания должен получить ребёнок".

В новой версии стандартов прописаны контрольные точки с конкретными результатами, которые должен достичь ученик к определённому времени. Это поможет понять, как ребёнок освоил в конце каждого года изучаемые предметы, есть ли у него проблемы, как их можно решить. Эта точка контроля – шанс исправить то, что можно доработать ещё задолго до ОГЭ и ЕГЭ, – пояснила Оксана Решетникова.

До сегодняшнего дня идет общественное обсуждение проекта новых стандартов, так как еще нет приказа об их утверждения, согласно мнениям ученых, педагогов, родителей идет доработка стандарта. Что нас ждет после принятия новых стандартов. Это, конечно же, обновление основных образовательных программ начального и основного образования. Скорее всего, работать по обновленным стандартам мы начнем с 2021 года. А сейчас для работы по стандартам нам в помощь представлены модельные региональные программы.  Данные программы начального и основного общего образования были созданы творческими группами под руководством методистов Челябинского института повышения квалификации работников образования. В каждое образовательное учреждение переданы логин и пароль. Если у вас есть необходимость в корректировке ваших рабочих программ, то вы можете воспользоваться данной программой. И еще к каждой модельной программе прилагается репозиторий, который наполнен готовыми программами внеурочной деятельности, контрольно измерительными материалами, методическими рекомендациями, очень много в нем материала для реализации НРЭО. А для создания основной образовательной программы среднего общего образования вход в такую программу откроют в феврале, тогда творческие группы начнут работать по созданию нашей программы.  

Но и в обновленных стандартах и в стандартах, которые мы реализуем сейчас,
в основу положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.

Напомню, определены следующие  результаты освоения обучающимися образовательных программ: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты отражают систему ценностных ориентаций обучающихся, их самоопределение, смыслообразование и отношение к различным сторонам окружающего мира.

Требования к предметным результатам освоения образовательной программы заключаются в овладении обучающимися основы системы научных знаний по предмету,  в умении осуществлять предметную деятельность по получению, преобразованию и применению нового знания; в умении совершать предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Обратим сегодня на метапредметные результаты, которыми  являются следующие умения:

ставить цель и задачи;

анализировать условия и выбирать оптимальные способы и средства для достижения цели и задач;

прогнозировать будущий результат своих действий в результате осознанной рефлексии на разных этапах, ведущих к достижению цели;

адекватно и самокритично оценивать свою деятельность, ведущую к реализации цели;

выбирать, использовать знаково-символические средства и модели, а также комбинировать, видоизменять и создавать их для решения конкретных задач;

выполнять различные логические операции, такие как: сравнение, анализ, установление аналогий, обобщение, классификация, подведение под понятие;

работать с информацией, а именно: выделять главное, структурировать, преобразовывать;

проявлять инициативность и самостоятельность;

проявлять волевые качества и приемы саморегуляции в деятельности, необходимой для решения целей и задач;

работать в парах, больших и малых группах, владеть эффективными методами  сотрудничества, разрешения конфликтов и спорных вопросов;

общаться и решать коммуникативные задачи;

пользоваться ИКТ для решения поставленных задач;

передавать в форме громкой четкой речи содержание совершаемых действий и полученный результат деятельности.

Достижение вышеперечисленных метапредметных результатов, наряду с личностными и предметными происходит "на основе освоения ими (обучающимися) универсальных учебных действий".  Само понятие “универсальные учебные действия” как раз и означает желание и умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий прослеживается в том, что они являются "метапредметными". Это означает, что каждый учебный предмет, каждое занятие в рамках внеурочной деятельности  в зависимости от его содержания, применяемых педагогических технологий, способов и форм организации учебной деятельности обучающихся предоставляет широчайшие возможности для активного формирования у обучающихся универсальных учебных действий.                

         В соответствии с ФГОС в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы представлены три вида УУД:  коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Регулятивные - это организационные действия, которые позволяют обучающимся осуществлять организацию своей учебно-познавательную деятельность.

Познавательные действия обеспечивают способность к активному познанию и преобразованию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное сотрудничество в совместной деятельности, проявлять толерантность к партнерам, соблюдать правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной речевой ситуации.

Формирование данных УУД происходит на уроках, занятиях внеурочной деятельности, через мероприятия и события внеурочной деятельности.

        Формирование данных УУД происходит посредством активной деятельности, а не пассивным усвоением фактических знаний, поэтому  в стандарте перечислены виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. Следовательно, приоритетными становятся педагогические технологии деятельностного типа, к которым относится проектная технология.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США  и связан с идеями гуманистического направления в философии.   Дж. Дьюи  являлся основоположником данной технологии, которой дал название «метод проблем». Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, при этом вселяя в  учащихся убеждение, что для каждого из них крайне важно и необходимо найти решение проблемы.

Разумеется, со временем проектная технология претерпела определенную эволюцию. Но суть ее остается прежней - через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение приобретенных знаний и умений. С позиции современности, данная педагогическая технология ведет к развитию целого ряда умений, а именно:

самостоятельно планировать свои действия по решению задачи;

ориентироваться в информационном пространстве: сопоставлять, анализировать, систематизировать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (составить таблицу, сделать диаграмму, график и т.д.);

оценивать и корректировать свою деятельность в ходе проекта;

выполнить проект в определенных временных рамках;

получить конкретный результат деятельности;

представить (защитить) его публично.

Для организации проектной деятельности в своей педагогической практике учителю необходимо понимать, что представляет из себя сам проект. Обращу ваше внимание на то, что для проекта характерны следующие признаки:

Наличие значимой проблемы.

Практическая, теоретическая, познавательная ценность результатов.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения, отбор и обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Продолжительность проекта.

Исходя из перечисленных признаков, учитель организует проектную деятельность обучающихся.

В соответствии с вышеперечисленными признаками определяются следующие типы проектов:

исследовательские;

творческие;

игровые;

информационные;

практико-ориентированные.

По характеру координации проекты могут быть:

с открытой координацией;

со скрытой координацией.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

индивидуальные;

парные;

групповые.

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;

средней продолжительности (от недели до месяца);

долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

         Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности, а именно:

направленность на решение конкретной задачи;

скоординированное выполнение действий в определенной логической последовательности;

ограниченные временные рамки;

уникальность конечного результата.

В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа  УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Рассмотрим эти результаты подробнее.

        Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей, представляют конечный результат и умеют его оценить.                 

        Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации (интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.

Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.

Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.

Итак, применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого  деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы.  Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством.

Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Формы организации учебной деятельности школьников»

Выступление по теме "Формы организации учебной деятельности школьников"....

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....

Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность". март 2015 г.

Школьные учебные предметы в своем содержании имеют огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителюэффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развит...

выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"

выступление на педагогическом совете на тему: "Организация внеурочной проектной деятельности учащихся"...

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...