Статья "Фотография для каждого"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Микрюков Роман Александрович

В настоящее время есть много возможностей для творческого самовыражения: занятие литературным,  художественным, техническим творчеством. Одним из наиболее доступных и на первый взгляд простым , является занятие фотографией.

Фотография учит умению добиваться своего,  настойчивости,  формированию художественного вкуса и своего собственного взгляда на мир.

Простота заключается в высоком уровне технического прогресса и изобретения цифровой фотографии, где изображение записываются на цифровые носители практически в неограниченных количествах, что позволяет много практиковаться. На данный момент практически каждый телефон оснащен фотокамерой, способной создавать цифровые изображения от удовлетворительного до сравнимого с зеркальной фотокамерой качеством снимка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_fotografiya_dlya_kazhdogo.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

педагог дополнительного образования МОУ ДО ЦВР "Глория" Микрюков Роман Александрович,  объединение "Фото-творчество"

Фотография для каждого

В настоящее время есть много возможностей для творческого самовыражения: занятие литературным,  художественным, техническим творчеством. Одним из наиболее доступных и на первый взгляд простым , является занятие фотографией.

Фотография учит умению добиваться своего,  настойчивости,  формированию художественного вкуса и своего собственного взгляда на мир.

Простота заключается в высоком уровне технического прогресса и изобретения цифровой фотографии, где изображение записываются на цифровые носители практически в неограниченных количествах, что позволяет много практиковаться. На данный момент практически каждый телефон оснащен фотокамерой, способной создавать цифровые изображения от удовлетворительного до сравнимого с зеркальной фотокамерой качеством снимка.

Высокое качество требуется лишь для печати фотоснимков больших (30 на 40 см и более) размеров. Для просмотра на экранах компьютеров высокое разрешение не играет ключевую роль,  гораздо важнее информативность и художественные достоинства снимка. Не имея бюджета на покупку зеркальной камеры и для реализации своих идей подойдет любая имеющаяся камера,  а дальше "было бы желание".. Всегда есть возможность купить слегка устаревшую,  но значительно низкую в цене "зеркалку" на вторичном рынке. Однако начинать снимать есть смысл именно с дешевой камеры,  чтобы в унисон шло техническое совершенствование с творческим развитием личности.

Итак, имея живой интерес к фотографии и скромные технические возможности можно начать открывать мир вокруг или показывать свой собственный внутренний мир. Итак, желание и камера есть,  с чего же начать ?

Техническая сторона фотодела нужна и важна. Но в первую очередь,  фотоаппарат  - это средство самовыражения. Поэтому человеку в первый раз взявшему камеру ставим автоматический режим и он идет снимать что нравится. Концентрация будет в этом случае на ощущениях,  которые он испытывает и хочет показать миру. А это и есть фотография  - застывшее мгновение, которое уже не повторится,  настройки и правила будут потом. Именно чувственное познание мира,  наблюдая окружающее в видоискателе и делая свои когда робкие,  когда смелые шаги по собственному видению мира и представление своего опыта друзьям и семье,  а возможно и публикация на фотосайтах.

Это первый этап - чувственное познание. Этап открытий, эмоций, причем самых разных - от эйфории до сложных переживаний непонятости своей идеи. В любом случае все они идут на пользу гармоничному развитию личности и не противоречат принципам современной педагогики.

После первых попыток фотографирования появится некоторое количество материала ,  которое можно объединять в тематические серии. Уже начинается работа по техничности съемки - планы,  ракурсы,  основы композиции будут необходимы занимающимся для более грамотной реализации своих задумок. Серии "Наступление весны",  "Городской пейзаж", "Мои друзья" и другие станут полезными для формирования собственного стиля и отработки технических навыков.

Важно понимать,  что детям и подростками необходимо давать именно интересные задачи, в которых они проявят свою творческую активность.  При просмотре материала можно указать на их технические недоработки, дав необходимые знания,  предложив в следующий раз использовать их на практике. Например,  найдя у обучающихся снимки с размытым движением и если это не подразумевается творческим замыслом, рассказать о режиме съемки "Приоритет выдержки" на котором можно добиться "заморозки" движения,  плюс в "темных" условиях,  повышая ИСО,  также можно добиться укорочения выдержки .

Ребенок впитывает эту информацию, т.к. она ему необходима для реализации своего порыва - себя же самого. Важно наладить дружеские отношения в коллективе, первое время выделяя много времени на поиск достоинств снимков ребят, замечая положительные моменты формируем у обучающихся веру в свои силы и возможность всегда поделиться с педагогом своим идеями,  которые не всегда разделяют сверстники. Таким образом объединение может существовать как "клуб по творческим интересам",  где каждого примут таким какой он есть,  что очень важно особенно в переходном возрасте.

Возможность "творить" хорошо проявляется в мероприятие,  называемом "Фотопробег". Суть его заключается в том, чтобы за определенное время: от 1 минуты до  6 часов, а может быть и больше в зависимости от идеи, сделать снимки на определенную тему, причем чем мудренее будет тема  - тем интереснее процесс и результаты. Начиная с простых: "Лето в городе",  "Отражение", "Ярославль -  город контрастов" переходим к усложненным: "НЛО",  "Река жизни",  "Чудеса повсюду" и т. д. ,  давая полет фантазии и постоянные попытки - важнейшие показатели творчества.

Эффективным также является организация "Фотомарафонов". Суть их та же, но участие могут принять люди не только из одного города,  но и из любой точки мира, загружая свои снимки в альбом социальной сети, с возможностью увидеть время загрузки и в при окончании этапа закрыв альбом. Интересно при этом привлечь жюри для усиления соревновательного интереса между участниками.

Эффективным досуговым средством может быть историческая игра "Фото-коридор", которую мы с ребятами придумали в одном из лагерей. Распечатываются фотографии исторических событий 20 или 21 века,  развешиваются в комнате,  закрыв шторы или в коридоре, также желательно затемненном. Описания событий распечатываются и раскладываются на столе. Участники делятся на команды,  которым за определенное время необходимо пройти в "фотокоридоре" с фонариком,  и, освещая фотографии, найти подходящее описанию событие. Мероприятие направлено на подкрепление исторических знаний и действует как эффективное игровое средство.

На втором этапе обучения ребята осваивают технические возможности камеры, свойства света, основы композиции, психологию общения для того,  чтобы восторгов от получающихся снимков было больше,  чем разочарований. Здесь необходима постоянная практика, включающая необходимый минимум теории с задействованием мультимедиа оборудования для показа презентаций, обучающих фильмов,  фильмов о фотографах,  включая художественные.

Формирование осмысленного фотографирования после успешного освоения технической стороны - третий этап обучения. Здесь идет более подробное изучение классиков и современников фотографии, у обучающихся к этому времени уже оформляется направление в котором они будут работать. Свои стремления можно реализовывать,  готовя еженедельно короткие рассказы о индивидуальной фотопрактике, делясь успехами,  а также тем что не получилось,  вынося это на общие обсуждения или при личном общении. А также доклады о заинтересовавших фотографах и новых приемах съемки приветствуются от обучающихся. Ведение группы "В контакте", где можно выложить свои работы и услышать критику и положительные отзывы от коллег - важная часть творческого процесса и оперативной связи с учениками. Участие в конкурсах любого масштаба, по моему мнению, необходимо с первых шагов в фотографии, это мотивирует, приобщает ребят к сообществу единомышленников. Успехи в них мотивируют,  а неудачи при правильном отношении дают возможности для творческого роста.

PS: Учитель обучает,  пока учится сам: личный пример, "горящие" глаза, практика и успехи педагога - лучший вдохновитель для детей!

В заключении, готов поделиться с желающими своими материалами по изучению фотографии,  видео,  презентациями, открыт для проведения обучающих семинаров среди педагогов и обучающихся. Контакты для связи: vk.com/romul5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата

Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"...

Презентация« Каждый горел усердием. Каждый превосходил себя». А. П. Ермолов, генерал, участник войны 1812 г.

Автор материалаНестерова Марина ГеоргиевнаДолжностьПреподаватель социально - гуманитарных дисциплинОбразовательное учреждениеБалейский филиал ГОУ СПО " Читинский педагогический колледж".Название матер...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждый день полезный, каждый день чудесный"

Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность  ребенка на вс...

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?

Ссылка на материал http://pedsovet.su/publ/26-1-0-2727...

Классный час "Правила дорожные знать каждому положено". Презентация "Правила дорожные знать каждому положено".

Классный час был проведён в рамках республиканского конкурса "Зелёный огонёк" с целью уточнения и расширения представлений обучающихся о правилах дорожного движения....

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?...

« Красавица БУКВА !» Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии). Каждая девочка и каждый мальчик прочли в букваре свои первые слова Мама.Родина.Школа. В этом помогли вам буквы.Вы узнаете как красиво нарисовать буквы!

laquo; Красавица БУКВА !»Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии)Дорогие ребята! Совсем недавно, вы  изучали буквы  первой вашей книгой был  букварь.  ...