«Право на жизнь – важнейшее из прав человека» Интегрированный урок истории и обществознания
план-конспект урока (10 класс)

Фоминцева Кристина Андреевна

Интегрированный урок рассчитан на учащихся старшего звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_na_zhizn_urok.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Право на жизнь – важнейшее из прав человека»

                  Интегрированный урок истории  обществознания в 10-11 классах

Цели урока:

  • Учебная – определить значение права на жизнь в истории и в современности;
  • Воспитательная – осознать ценность человеческой жизни, воспитать чувство терпимости и толерантности;
  • Развивающая – развить умение работать с разными видами исторических источников и нормативно-правовыми актами; формировать и развивать навык ведения дискуссии.

Тип урока: проблемно-развивающий.

План урока:

  1. Право на жизнь!
  2. Право на жизнь?
  3. Право на жизнь…

                                         Ход урока

«Сохранение жизни и здоровья человека в современной глобальной ситуации – одна из острейших задач, стоящих перед мировой цивилизацией».

(Когай Е. А. Экология и здоровье человека)

«Чего нет в документах – нет  на свете» (Сенека)

  1. Право на жизнь!

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.  Сегодня урок у нас не совсем обычный. Прежде всего, на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их своими улыбками, улыбнемся друг другу и настроимся на рабчий лад.

Скажите, пожалуйста, какая дата, важная для всей нашей страны ожидается в декабре этого года? (25 конституции).

Что такое Конституция?

Что она в себе содержит?

Учитель: На уроках истории и обществознания мы не раз говорили о существовании различных групп прав человека и гражданина. Прежде, чем объявить тему нашего урока, я хочу задать вопрос – Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека, т. е. к таким правам, которые считаются неотчуждаемыми, священными, которые вытекают из самой природы человека?

Неотчуждаемыми права называются потому, что мы не можем никому их передать.

Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Право на жизнь;
  2. Право на свободу слова и совести;
  3. Право на собственность;
  4.  Право на свободу передвижения;

                                                                                    Слайд  2

Вопрос: Какое право вы считаете самым важным и почему?

Ответ: Право на жизнь, т.к. с потерей жизни все остальные права утрачивают смысл.

Учитель: Вы правы. Действительно право на жизнь является важнейшим из прав человека.

Тема нашего урока так и звучит «Право на жизнь – важнейшее из прав человека». (Учитель открывает тему урока).                               Слайд  3

Сегодня на уроке мы должны определить значение права на жизнь в истории и современности, осознать ценность человеческой жизни, уметь работать с разными видами исторических источников.

Тема выбрана не случайно, ведь жизнь человека – самая главная ценность, заботиться о сохранении которой, должно не только государство, но и все окружающие человека люди, да и сам человек в первую очередь.

Подчеркнём ещё раз: право на жизнь – есть естественное, неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишён жизни. Это право охраняется законом.

Эпиграф:  «Сохранение жизни и здоровья человека в современной глобальной ситуации – одна из острейших задач, стоящих перед мировой цивилизацией».    Слайд 4

Мы открываем первую «страницу» нашего урока «Право на жизнь!».

(Учитель прикрепляет табличку на доску). Слайд 5

Учитель: Обратите внимание! У вас на столах лежат пакеты с документами (Приложение №1).

Организуется работа по группам.       Слайд 6

«Красные» - Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).           Слайд 7

«Зелёные» - Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 декабря 1946 г.). Слайд 8

«Жёлтые» - Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). Слайд 9 

Вопрос: Сделайте вывод о том, как в данных документах отражено право на жизнь.

Ответ: Все документы признают высшей ценностью право на жизнь. На государство возложена обязанность признать, соблюдать и защищать данное право.

                            2. Право на жизнь?

Учитель: Но всегда ли так было? И чтобы ответить на этот вопрос нам надо обратиться к истории. Этому посвящается вторая «страничка» нашего урока «Право на жизнь?» (учитель прикрепляет табличку на доске).                   Слайд 10

Вспомним историю нашей страны в 30-е – 40-е годы XX века. В стране действовала Конституция 1936 года, «сталинская» Конституция.

Организуется работа с документом: отрывком из Конституции 1936 года (приложение №2, раздаточный материал, рабочий лист №1, документ №1).  Слайд 11

Вопрос: Какие права провозглашала Конституция 1936 г.?

Ответ: В Конституции провозглашались многие права, никогда ранее не звучавшие в документах: право на труд, право на отдых, право на получение образования, право на материальное обеспечение в старости и т.д. Эти принципы заслужено обрели необходимую историческую известность. Но среди таких прав как свобода слова и печати, неприкосновенность личности, жилища, мы не находим права на жизнь.

Учитель:   (Слайд 12)  Сенека говорил: «Чего нет в документах, того нет на свете». Мы можем предположить, что право на жизнь, которого нет в Конституции 1936, года не соблюдалось

Вопрос: Так ли это?

Ответ: Да. Не соблюдались и многие другие права, которые провозглашала Конституция 1936 года. Большинство из этих прав остались только на бумаге. Поэтому данный документ часто называют «бумажной» Конституцией.

Вопрос: Какой политический режим был установлен в СССР в 30-е годы XX века?

Ответ: Тоталитарный.

Вопрос: Назовите основные черты тоталитарного политического режима.                                                

Ответ: 

  • Политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сферы жизни общества;
  • Существует единая массовая партия (однопартийная система);
  • Уничтожение внутрипартийной оппозиции;
  • Слияние партийного и государственного аппаратов;
  • Культ вождя;
  • Существование массовых общественных организаций, которые способствуют установлению контроля над обществом;
  • Сверхцентрализация управлением экономикой, господство государственной собственности;
  • Массовые репрессии и террор как основные средства политики, борьба с «врагами народа» и т.д.                  Слайд 13

Учитель: Одной из черт тоталитаризма вы назвали борьбу с «врагами народа». Кто же были эти так называемые «враги»? (фильм)

Что же такое репрессии? (Записать термин)

1 декабря 1934 г. был убит член Политбюро, первый секретарь Ленинградского обкома партии С.М. Киров. Это убийство стало поводом к началу массовых репрессий. В тот же день Президиум ЦИК СССР принял постановление о порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов. Сроки следствия по данной категории дел сокращались до 10 дней. Они рассматривались не в обычном порядке, а особыми совещаниями - внесудебными органами в системе госбезопасности. Их решения не подлежали какому-либо контролю. На таком же принципе строились впоследствии и другие неконституционные органы - «тройки» и «двойки» НКВД. Обжалование приговоров и подача апелляций не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. В 1935 г. были приняты законы о наказании членов семей изменников Родины и о разрешении привлекать к уголовной ответственности детей с 12 лет. Под руководством Генерального Прокурора А.Я. Вышинского в стране развернулась кампания поиска врагов, шпионов и диверсантов. Главный удар был нанесен по бывшим политическим соперникам Сталина, их действительным и мнимым сторонникам в партии. В 1935 г. проводилась проверка партийных документов. По ее итогам было арестовано более 15 тыс. человек. В июле 1936 г. ЦК ВКП(б) обратился к коммунистам с письмом, в котором говорилось, что во многих городах существуют террористические группы троцкистов и зиновьевцев, что каждый большевик обязан распознать врага, под какой бы «личиной» он не скрывался.

К середине 1930-х гг . складывается система террористического, полицейского контроля над народом. Формируется мощный репрессивный аппарат . В 1934 г. был образован Наркомат внутренних дел. Во главе карательного ведомства был назначен Генрих Григорьевич Ягода, который впоследствии сам был арестован, а на его место назначен Н.Н. Ежов. Кульминацией массовых репрессий стал 1937 г., названный в народе «ежовщиной».

(сообщение Наташи о Ежове)

Организуется работа над отрывком из повести А. Рыбакова «Страх». Портрет Тухачевского М. Н. – начальник штаба РККА, маршал СССР, автор трудов по вопросам военной теории и военного искусства. (Приложение №2. Раздаточный материал. Рабочий лист №1, документ №1).  

Учитель: Но репрессии были направлены не только против военных.

Организуется работа с отрывком из письма Мейерхольда В. Э. Молотову В. М. (Приложение №2, документ №3). Портрет Мейерхольда В. Э. – режиссёр и новатор театрального искусства, репрессированный в конце 30-х годов. Слайд 15

Учитель: Обратимся к статистике.

Организуется работа с таблицей, в которой приводятся данные о социальном составе и количестве репрессированных по годам (Приложение №2, документ №4-5).

Учитель: Мы видим, что репрессии были направлены против выходцев их разных социальных групп и категорий населения, а пик их приходится на 1937 год.

Работа по теме ГУЛАГ.

Учитель: Но наше государство было не единственной страной, которая «лишала» человека права на жизнь. 1 сентября 1939 года разгорелась Мировая война, в которой уничтожали просто потому, что у них другой цвет глаз или кожи, они другой национальности, имели другие убеждения. И автор этого уничтожения – фашизм. (Слайд 42).

«Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Не осталось никого, кто мог бы помочь мне» (пастор Мартин Нимёллер, узник нацистских концлагерей).      

Учитель: Немецкие солдаты получали памятки, которые «освобождали» их от общечеловеческой морали: «Помни и исполняй: у тебя нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа… Уничтожь русского, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик… Мы поставим на колени весь мир… Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбу Англии, России, Америки… Уничтожай всё живое, сопротивляющееся на твоём пути. Ни одна мировая сила не уступит перед германским напором. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».

Об этом же пишет Рауль Хильберг: (Слайд 43)

 «Вы не имеете права жить среди нас как евреи. Вы не имеете права жить среди нас. Вы не имеете права жить».   

Сообщение учащегося «Жертвы нацизма». (Костюкова В.) Слайд 44 – 69

                             Минута молчания         Слайд 70

Учитель: (71) В 1945-1946 гг. – состоялся Нюрнбергский процесс над главными нацистскими преступниками, которым было предъявлено обвинение в преступлениях против мира, организации принудительного труда населения оккупированных территорий, в преступлениях против человечности (массовые убийства и депортации, принудительные переселения гражданского населения и т.д.).

Из заключительной речи обвинителя от США Роберта Джексона в Международном трибунале в Нюрнберге 26 июля 1946 г.  Слайд  72

«..Никогда в течение полустолетия не происходило такого количества кровавых убийств и в таком масштабе, не совершалось таких жестокостей и бесчеловечных поступков, не производилось такого массового угона людей в рабство, такого уничтожения национальных меньшинств … Эти деяния войдут в историю как неопровержимые факты, по которым будущие поколения будут судить о нашем десятилетии. Если мы не сумеем уничтожить причины и предотвратить повторение подобного варварства, можно будет с основанием сказать, что XX столетие приведёт к гибели цивилизации».

Учитель: (Слайд 73) Закончилась Вторая мировая война. Закончилось время тоталитарных режимов. Как показала история, тоталитарные режимы долго не держатся. Немецкий фашизм – нацизм просуществовал как политический режим 12 лет. Итальянский – на 10 лет больше. Тоталитаризм в СССР перерос в авторитаризм, и этот режим продлился 70 с небольшим лет.

                          3. Право на жизнь …

Учитель: В 1945 году была организована ООН, одной из задач, которые ставились перед этой организацией, является именно защита прав человека на жизнь. Человечество осознало необходимость защиты этого права.

Мы работали сегодня с документами, в которых зафиксировано право человека на жизнь, как неотъемлемое право. Но соблюдается ли право на жизнь  в наши дни?

Мы переходим к третьей «странице» нашего урока «Право на жизнь…». Слайд 74

Учитель: Казалось бы, человечество, пережив страшную войну, должно было осознать всю ценность человеческой жизни, осудить любые проявления экстремизма и фашизма. Но даже в нашей стране, потерявшей в Великой Отечественной войне 25 млн. человек, есть сторонники идеологии нацизма. По данным статистики в 2000 г. среди молодёжи количество людей, разделяющих принципы национализма, насчитывается 1,5 – 2% и эти показатели растут. Что такое фашизм сегодня?

Таким образом, мы видим, что только само общество, осознав угрозу фашизма и ценность человеческой жизни, в состоянии защитить свои права. Такое самоорганизующееся, обладающее высокой правовой культурой общество называется гражданским обществом. Это общество возможно только в правовом государстве, т.е. государстве, которое признаёт ценностью права и свободы человека. Большинство государств мира, в том числе и Россия, в своих Конституциях закрепили право на жизнь и другие права. Правовое государство – это идеал, к которому должны стремиться все народы и государства.

Я просила вас написать эссе на тему: «В каком государстве я хотел (а) бы жить?». Вот некоторые выдержки.

 (Учитель зачитывает некоторые выдержки из сочинения.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и английского языка. Урок-экскурсия на тему:"Средевековый город. Его жители и их образ жизни".

Тема урока: «Средневековый город. Его жители и их образ жизни». Урок формирует более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, эстетическое воспитание, воспитание то...

Интегрированный урок (история и литература) по теме: "ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ» И ИЗОБРАЖЕНИЕ В НИХ ХОЗЯЙСТВА И ЖИЗНИ ГРЕКОВ В XI – IX вв до н.э"

Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувс...

«Право на жизнь – основное из прав человека»

«Сохранение жизни и здоровья человека в современной глобальной ситуации – одна из острейших задач, стоящих перед мировой цивилизацией».(Когай Е. А. Экология и здоровье человека)...

Интегрированный урок истории-литературы "Человек на войне"

Разработка интегрированного урока истории и литературы в 11 классе....