«Дополнительное образование – одна из важнейших составляющих успеха каждого ребенка»
статья

Иванова Ольга Владимировна

Поэтапность развития ребенка с сопутствующим формированием успешной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnoe_obrazovanie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дополнительное образование – одна из важнейших составляющих успеха каждого ребенка»

С первых лет жизни ребёнка дополнительное образование идёт рядом с основным. Каждый родитель учит не только основным жизненно необходимым навыкам нового Человека, таким как: умение есть, пить, передвигаться. Родители пытаются наполнить жизнь своего ребёнка дополнительными знаниями: рисовать, читать, слушать музыку, петь, танцевать, общаться с животными. И первый успех к ребёнку, благодаря этим первым навыкам в его дополнительном образовании, приходит к нему в кругу его близких и родных:

  • радостная улыбка и устная похвала от мамы и папы за первые «достижения» (рисунок, песочный «кулич», песенку, танец)
  • радостное удивление и тёплое проявление благодарности от представителей семьи и её близких знакомых за исполненное к какому-нибудь празднику и специально подготовленное творческое поздравление/подарок (ко дню рождения брата/сестры/бабушки/дедушки/, к Новому году)

Этот первый успех способствует развитию у ребёнка уверенности в себе и своих первых знаниях и навыках.

Встречаясь со своими сверстниками на детских игровых и прогулочных площадках, ребёнок пользуется  полученными знаниями и навыками. На этом этапе он первый раз встречается с непростой для него ситуацией: его сверстники тоже умеют так! И в этот период родителю, как первому и главному на этом этапе педагогу ребёнка, важно объяснить ему, что если лепить песочный кулич, лепить снежную бабу, он будет лучше, его сверстники вынуждены будут тоже это оценить! Если это объяснение родитель доносит своему ребёнку спокойно, доступно и терпеливо, то у маленького Человека возникает желание совершенствовать свои творческие навыки, получая дополнительные знания. И на этом этапе у родителя впервые возникает желание обратиться за помощью к специалистам дополнительного образования: педагогам, тренерам. Не случайно, открыв любую поисковую систему, можно увидеть предложения-объявления, например, научить с 2ух лет балету! Являясь педагогом-хореографом с 1994-ого  года и, вырастив с двух месяцев дочь в хореографических залах студии «Метаморфозы», знаю наверняка, что если ребёнок в этом возрасте находится под профессиональным взглядом педагога и «погружен» в среду ему интересную, у него укрепляются уверенность в своих возможностях, сформированная в семье. В дошкольный период роста ребёнка в современных реалиях и при возможностях семьи не все дети посещают дошкольные детские заведения системы общего образования. Зато у современных родителей востребованы  услуги дополнительного образования в различных и направлениях (художественное, техническое, спортивное)  и формах (индивидуальные, массовые). Являясь руководителем детской студии «Метаморфозы» ежегодно на приёме в студию слышала и слышу вопрос: «А с двух/трёх/четырёх/пяти/шести лет принимаете?». У студии был уже опыт работы с дошкольниками, 5-ти летнего возраста. И в этом учебном 2020-2021 году вновь было принято решение открыть две группы «дошколят» 4-ёх и 6-ти лет.  Это тоже подтверждение  того, что дополнительное образование ребёнка в области танцевального театра востребовано у родителей, потому что ребёнок заинтересован в таких занятиях. Значит, удовлетворяя запросы своего ребёнка, родитель поднимается вместе с ним на следующую «ступень» формирования успешного Человека: ребёнок понимает, что его интерес к данному виду творчества уважается и родителем и педагогом и его сверстниками. Попадая в этот раз в свою, комфортную и эмоционально и по направленности занятий среду, ребёнок через получаемые уже от профессионала – педагога знания, учится:

  • самостоятельно оценивать свои успехи/достижения
  • не только радоваться им, но и рассматривать эти успехи как стимул к дальнейшим занятиям
  • сравнивая свои  успехи/достижения с успехами/достижениями своих сверстников, не расстраиваться или гордится, а развивать в себе спокойное отношение к этим «промежуточным» успехам/ неуспехам и считать их только этапом своей жизни
  • вместе с педагогом-профессионалом преодолевать эти этапы успехов/неуспехов и идти дальше по жизни с чувством удовлетворения от своей деятельности и от жизни

Когда ребёнок становится школьником, не всегда его личные потребности в знаниях в школе удовлетворяются. Это особенно опасно для ребёнка, который до школы уже вкусил первые успехи от полученных и усвоенных знаний и навыков. И тогда система дополнительного образования становится залогом дальнейшего формирования уверенного, спокойного, а значит и успешного Человека современного общества. Именно, приходя после основного образования, в пространство дополнительного, где молодому Человеку комфортно психологически, эмоционально и профессионально, он находит «точку опоры» - ту жизненную нишу, которая ему предназначена.

Чаще в дополнительном образовании ребёнок находит того взрослого, в лице педагога, которому и благодаря профессиональным навыкам, за которые ребёнок начинает его уважать и ценить. А благодаря личным качествам, таким как искренность, требовательность по–существу, уважительность и открытость к любой детской  проблеме, увлечённость,  чуткость,  педагог становится для ребёнка, особенно в сложный  переходный подростковый период  тем единственным взрослым, которому он доверяет. Не разочароваться ни во взрослых людях, ни в будущей взрослой жизни ребёнку помогает педагог, которого с ребёнком объединяет общий интерес, с которым он говорит на «одном языке», а иногда и они понимают друг друга с полу–взгляда, с полуслова. Это даёт ребёнку не просто уверенность в своих возможностях, а окрыляет его!

Мощным подтверждением необходимости дополнительного образования ребёнку стал период добровольной самоизоляции с дистанционным обучением. В этот период неопределённости, которая сама по себе вызывает страх не только у детей, педагоги системы дополнительного образования боролись с ней постановкой точных задач при подготовке каждого своего он-лайн занятия. А  именно, мотивировали ребёнка к занятию:

  • добрым словом и словами поддержки
  • радостным исполнением предлагаемого к изучению материала
  • юмором, с которым относились к условиям  видеосъёмок подготавливаемого ребёнку  для самостоятельного освоения задания
  • требовательностью к соблюдению режима самостоятельного занятия ребёнком
  • учась у ребёнка общению через гаджеты на его «языке»
  • индивидуальным тёплым разбором выполненного задания ребёнком

Итогом завершившегося дистанционного обучения в период самоизоляции стали, полностью укомплектованные группы в момент регистрации на новый 2020-2021 год  студии «Метаморфозы». Дети с возросшим желанием и готовностью к занятиям «рвались» в хореографические залы.

Выпускники студии  ярко демонстрируют своими состоявшимися во взрослой жизни личностями то, что дополнительное образование ребёнка – одна из важнейших составляющих успеха каждого ребёнка. Среди выпускников студии: хореографы, художники, дизайнеры, веб–дизайнеры, юристы, бизнесмены, актёры, режиссёры, инженеры, счастливые и многодетные родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. (Из опыта работы МАОУ ДО "Бичурская ДЮСШ")

В данной статье представлен опыт работы МАОУ ДО «Бичурская детско-юношеская спортивная школа» по реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка»....

Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих успеха каждого ребенка

Эссе о важности дополнительного образования для полноценного раскрытия личностного потенциала ребёнка....

Доклад на тему: "Система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в сфере естественнонаучного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».

    В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный  проект «Образование», в рамках которого  предусмотрена реализация        нацио...

Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования: «Самообразование педагога – важная составляющая профессиональной компетенции»

самообразование педагога  должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанали...

Выступление на педсовете школы по теме «Создание условий реализации проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование» в МОАУ «СОШ № 38 г. Орска».

Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....