«Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся» (в рамках федерального проекта в области образования «Успех каждого ребенка»)
материал
Предварительный просмотр:
5.2.2. Проект «Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся» (в рамках федерального проекта в области образования «Успех каждого ребенка»)
Проектно-инициативная группа:
- Коровина А.С., заместитель директора
- Корнишин И.В., педагог дополнительного образования
- Фарафонова Г.М., педагог дополнительного образования
- Малюков А.С., учитель физической культуры и ОБЖ
- Степанов Я.А., учитель физической культуры
- Гончаров А.В., учитель физической культуры
- Леухина Л.Е., педагог-организатор
- Куцуева И.К., учитель начальных классов
Данный проект разработан в рамках федерального проекта в области образования «Успех каждого ребенка», основополагающей задачей которого обозначено создание доступных условия для воспитания гармонично-развитой и социально-активной личности.
Патриотическое, духовно-нравственное воспитание в дополнительном образовании детей предполагает последовательную, непрерывную и согласованную с основным образованием организацию образовательного процесса с учетом специфики социальной среды, действия её факторов на развитие личности в формировании патриотического сознания, патриотического поведения, отношений, мотивов и смыслов деятельности.
Среда, если она насыщена культурно-историческими ценностями и смыслами патриотизма, способствует реализации потребностей в социально-значимой деятельности, познании истории и современности своей малой Родины, в самоутверждении и самоопределении ученика (как личностном, так и в профессиональном), что выступает важным фактором развития, воспитания и социализации школьника.
Преимущества дополнительного образования в реализации кадетского казачьего компонента проявляются:
- в создании благоприятных возможностей для саморазвития, самосовершенствования и самореализации школьников, раскрытия их потенциальных возможностей и способностей,
- в наличии условий для коллективного и индивидуального творчества;
- в расширении поля коммуникативных форм общения, коллективных и индивидуальных, традиционных и нетрадиционных,
- в преобладании межличностного общения над социально-ролевым.
В кадетских казачьих классах планируется продолжение реализации программ дополнительного образования, направленных на расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества), на развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества (хореография, хоровое пение, вокал, игра на народных инструментах, декоративно-прикладное творчество), на развитие физической выносливости (кружки по военно-прикладным видам спорта).
Задачи проекта «Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся»:
1. Разработка и реализация программ дополнительного образования, направленных на:
1.1. расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества),
1.2. на развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества (хореография, хоровое пение, вокал, игра на народных инструментах, декоративно-прикладное творчество),
1.3. на развитие физической выносливости (кружки по военно-прикладным казачьим видам спорта в рамках программы «Казачий сполох»).
2. Разработка учебно-методических материалов и цифровых образовательных ресурсов по реализации казачьего кадетского для учителей и учащихся; их тиражирование.
Создание благоприятных возможностей для саморазвития, самосовершенствования и самореализации школьников, раскрытия их потенциальных возможностей и способностей.
3. Развитие системы внеучебных мероприятий событийного характера по развитию и сохранению самобытной культуры казачества и военно-патриотическому воспитанию молодежи с участием представителей казачьего общества, Прихода храма Святого Духа.
Учебный план дополнительного образования МБОУ «СОКШ №4»
План дополнительного образования школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности учащихся.
Дополнительное образование детей в МБОУ «СОКШ №4» представлено следующими направлениями:
Направление | Секция/ кружок, отражающие казачий (кадетский) компонент | Содержание |
Военно-патриотическое | «Казачий сполох» | Навыки защиты и самообороны, кулачные казачьи бои. Основы огневой подготовки. Метание саперной лопатки, ножей. Рубка лозы. Развитие физической выносливости. Подготовка к конкурсам Казачий сполох», «Лучший кадетский казачий класс» |
«Школа безопасности» (казачий поход) | Спортивное ориентирование и туризм. Основы казачьего похода (как подготовка к конкурсам Казачий сполох», «Лучший кадетский казачий класс») | |
«История Вооруженных Сил России» | Составляющим разделом программы является «История казачьих дивизий в истории армии нашей Родины» | |
«Основы военной подготовки» | Казачьи шермиции. | |
Художественно-эстетическое | Хоровое пение (казачья патриотическая песня) | Формирование устойчивого интереса к хоровому пению на материалах сокровищницы отечественного вокально-песенного искусства Духовно-нравственное и творческое развитие учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям музыкальной культуры казачества. Ориентация на восстановление исторической и культурной преемственности. |
Вокальный ансамбль «Казачок» | Развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества. Походно-строевые, игровые, плясовые, лирические – протяжные, шуточно – плясовые казачьи песни. | |
«Танцевальная культура казаков Сибири» | Развитие творческого потенциала учащихся казачьих классов, формирование нравственно-эстетических идеалов личности в процессе обучения искусству хореографии в рамках изучения танцевальной культуры казачества. Освоение хореографической лексики и манеры исполнения казачьих плясок. Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей; обучение пониманию образного языка танца с учетом культурно-исторического своеобразия традиционной культуры казачества. | |
«Народная музыка» (ансамбль народных инструментов «Сибирь казачья») | Основы исполнительства на народных инструментах. Создание условий для формирования навыков коллективного музицирования и воспитания потребности в совместной творческой музыкальной деятельности. Развитие творческих способностей детей на богатом культурном материале казачества. | |
«В мире музыки» (ансамбль юношей кадетских классов) | Развитие исполнительской вокальной культуры на героико-патриотическом репертуаре. | |
«Военная музыка» (вокально-инструментальный ансамбль) | Овладение основами игры на музыкальных инструментах, игры в ансамбле и оркестре; участие в фестивально-концертной деятельности; формирование художественно-эстетического вкуса; навыков индивидуального выполнения; повышение исполнительского мастерства | |
Социально-педагогическое | Кукольный театр казачьего фольклора «Казачок» | Расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества. Постановка мини-спектаклей и сценок казачьей тематики. Формирование навыков актерского мастерства, сценической речи, навыков управления куклами через инсценирование казачьих баек, сказок и пр. |
«Основы православия» (5-9 класс) | Уважительное отношение к религии своего народа и народов, населяющих нашу страну, край. Изучение православных традиций в казачьих семьях. Православные храмы. Правила поведения в храме. Посещение храма. | |
«Мир музея» | Расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества) Реализация индивидуальных проектов патриотической и культурно-исторической направленности. | |
Изостудия «Моя Югра» | Изучение основ краеведческой культуры и этнографии родного края, этнографии сибирского казачества через художественное творчество | |
Мастерская «Казачий костюм» | Расширение возможностей для практического освоения культурно-исторической среды российского казачества (культура, обычаи, традиции казачества) | |
«Юный инспектор дорожного движения» | Создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Проведение занятий с позиции «Равный – равному» | |
Физкультурно-спортивное | Спортивные секции и клубы | Общая физическая подготовка Волейбол Баскетбол Футбол |
«Шахматы» | Выявление, развитие и поддержка одаренных детей, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях | |
«Кадет» | Строевая подготовка знаменной группы | |
Научно-техническое | «Техническое моделирование» (оружие казаков) | Развитие у учащихся навыков технического моделирования и конструирования через создание моделей оружия казаков, моделей вооружения Российской армии. |
«Образовательная робототехника» | Привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.
|
Учебный план дополнительного образования на прилагается.
Учебно-методические материалы для реализации кадетского казачьего компонента через дополнительное образование:
Для реализации кадетского казачьего компонента в дополнительном образовании разработаны рабочие программы, создан банк данных учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, включающий конспекты занятий, мультимедийные презентации, задания для самостоятельной работы, творческой и проектной деятельности учащихся, сценарии организационно-деятельностных, сюжетно-ролевых, военно-спортивных игр.
Наполнение образовательной среды учебно-методическими пособиями (имеющимися на данный момент) | Наполнение образовательной среды учебно-методическими пособиями (разработка которых предполагается в 2019-2024 годах) |
Учебно-методический комплект для преподавания курса «Танцевальная культура казаков Сибири»; учебно-методический комплект «Казачий сполох» (комплексная подготовка учащихся к военно-спортивным конкурсам); методические рекомендации для педагога дополнительного образования, реализующего программу «Моя Югра» (изучение основ краеведческой культуры и этнографии родного края, этнографии сибирского казачества через художественное творчество); учебно-методические материалы для реализации курса дополнительного образования «Хоровое пение (казачья патриотическая песня)» | Цифровые учебно-методические материалы по организации дополнительного образования: для организации занятий по хоровому пению и вокалу: «Антология казачьей песни», «Песенный фольклор казаков Сибири», «Казачьи военные песни», «Казачьи обрядовые песни». для организации занятий в кружках военно-патриотического направления: самоучитель по рубке лозы, по боевым движениям казаков; видеопомощник «Казачьи шермиции», методическое пособие и видеопомощник «Ориентирование на местности. Технология проведения казачьего похода». Методические рекомендации и сборники пьес для постановок казачьего кукольного театра «Казачок» |
Участие учащихся в конкурсах, конференциях и соревнованиях – как возможность самореализации и успеха.
Подобное разнообразие направлений дополнительного образования позволяет успешно решать задачу по созданию благоприятных условий для саморазвития, самосовершенствования и самореализации школьников, раскрытия их потенциальных возможностей и способностей.
Данная задача является основополагающей перспективной задачей федерального проекта в области образования «Успех каждого ребенка».
Кроме того, что широкий спектр дополнительного образования в школе призван позволить каждому ученику кадетского казачьего класса реализовать себя, развивать свои способности и склонности. ВМБОУ «СОКШ №4» разработана система участия в олимпиадах, конкурсах и конференциях, которая даст возможность каждому почувствовать успешность.
При реализации данной задачи широко используются возможности ВДЦ «Смена», «Кванториум», регионального отделения «Фонда наследия Д.И. Менделеева», Малой академии наук «Интеллект будущего», ООО «Интеграция» и пр.
Уровень | Интеллектуальные конкурсы и конференции | Творческие конкурсы | Спортивно-патриотические конкурсы |
Школьный уровень | «Я – юный исследователь» «Шаг в будущее» «Я – гражданин России» «История моей семьи в истории страны» Конференция краеведов | Фестиваль патриотической песни Хореографический фестиваль «Югорский хоровод» Конкурс художественной декламации Конкурсы рисунков, декоративно-прикладного творчества | «Казачий сполох» «Зарница» Фестиваль допризывной молодежи |
Муниципальный уровень | «Шаг в будущее» «Я – гражданин России» «Рождественские образовательные чтения» «Кирилло-Мефодиевские чтения» «Мое родословное дерево» «Семь шагов к профессии» | Фестиваль детского творчества «Созвездие юных талантов» Смотр-конкурс хоровых коллективов Вокальный конкурс «Родные напевы» Конкурс декламации «Живая классика» Конкурсы декоративно-прикладного искусства «Рождественская звезда», «Пасха красная» и пр. | «Школа безопасности» Фестиваль допризывной молодежи Фестиваль ГТО Спортивные соревнования по отдельным видам спорта |
Региональный уровень | «Я – гражданин России» «Шаг в будущее» «Епархиальные рождественские чтения» «Менделеевские чтения» «Кирилло-Мефодиевские чтения» «Образование и общество знания» «Связь времен» «Угорское наследие» | Кадетский бал Вокальный конкурс «Я люблю тебя, Россия» Вокальный конкурс «Песня, опаленная войной» Конкурс народного творчества «Сибирь казачья» Фестиваль «Димитриевская суббота» Фестивали творчества «Рождественский вертеп», «Военный плакат» | Военно-спортивная игра «Казачий сполох» Конкурс «Лучший кадетский казачий класс Уральского федерального округа» «Орленок» «Зарница» Слет в рамках военно-патриотического летнего форум-центра |
Всероссийский уровень | «Шаг в будущее» «Обретенное поколение» «Образование. Наука. Профессия» «Первые шаги в науке» «Старт в науке» «Сириус» «Менделеевские чтения» «Леонардо» «Интеграция» «Созидание и творчество» | Фестиваль детского и юношеского творчества «Казачок» Фестиваль вокального искусства «Роза ветров» Конкурсы художественной декламации «Литобраз», «Огни России», «Золотое перо» | Военно-спортивная игра «Казачий сполох» Конкурс «Лучший кадетский казачий класс Уральского федерального округа» Слет «Казачья молодежь Сибири» |
Школа – центр внеучебных мероприятий событийного характера, способствующих патриотическому воспитанию, самоопределению и социализации учащихся казачьих кадетских классов (с участием социальных партнеров – казачьего общества, Прихода храма Святого Духа, ветеранских организаций и пр.) -
Реализация кадетского казачьего компонента через внеучебную деятельность решает несколько задач программы развития: способствует совершенствованию форм и механизмов социального партнерства с целью приобретения учащимися опыта социально-значимой деятельности, формирования активной гражданской позиции, популяризации идей патриотизма и консолидации усилий в области патриотического воспитания.
№ | Мероприятие | Цель | Форма проведения | Участники |
1 | «Бессмертный полк» | Сохранение преемственности поколений, формирование исторической идентичности, развитие уважения к прошлому, гордости за свою семью. | Акция, включающая в себя поисковые подготовительные мероприятия, конференция «Мои родственники – защитники Родины», шествие с транспарантами «Спасибо деду за Победу» на акции «Рассвет Победы», парада Победы. | Учащиеся школы, родители учащихся, социальные партнеры (центр молодежных инициатив, ветеранские общественные организации города). Освещение на всероссийском сайте «Бессмертный полк» |
2 | «Рассвет Победы» | Воспитание уважения к историческому прошлому Родины через общение с живыми свидетелями истории; воспитание заботливого, бережного отношения к старшему поколению. | Акция, включающая в себя шествие, митинг, ритуал почетного караула у вечного огня, ритуал возложения цветов, концерт. | Учащиеся школы, ветераны и труженики тыла, старожилы, представители администрации и думы города, родители учащихся, выпускники школы, социальные партнеры. |
3 | «День рождения кадетских классов. Посвящение в кадеты (казачата)» | Воспитание гражданственности и патриотизма учащихся на основе воинских ритуалов и государственных символов Российской Федерации, предоставление возможности самореализации в коллективном творческом деле каждому учащемуся. | Праздничное мероприятие, включающее в себя концерт и основные памятные ритуалы. | Учащиеся кадетских и кадетских казачьих классов, родители учащихся, представители администрации и думы города, социальные партнеры школы, представители ветеранских организаций, представители городского казачьего общества |
4 | Парад Победы | Формирование активной гражданской позиции и ответственности за общее дело. | Парад. | Участие в параде Победы – почетное право для лучших кадет, эффективное средство решения множества воспитательных задач. |
5 | Фольклорные праздники «Слава богу, мы – казаки!» «Народов дружная семья», Спектакли казачьего кукольного театра «Казачок» | Сохранение духовных традиций российского казачества, семейных ценностей казачьего рода, культурно-исторической преемственности поколений. | Литературно-музыкальные композиции, театральные постановки и этнографические праздники. | Учащиеся кадетских казачьих классов, представители городского казачьего общества, участники творческих фольклорных коллективов города. |
6 | Читательские конференции (произведения патриотической и духовно-нравственной тематики). | Формирование уважения к историческому прошлому Родины; развитие читательской и коммуникативной компетентности учащихся. | Конференции. Читательские интерактивные форумы. Театрализованные постановки. | Учащиеся кадетских казачьих классов, родители учащихся, социальные партнеры школы |
7 | «Колокол Чернобыля звучит в наших сердцах» | Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских организаций для укрепления и развития преемственности поколений. | Митинги, посвященные памятным датам. Встречи с ликвидаторами аварии «Есть место подвигу». Совместные экскурсии, концерты. | Нефтеюганская городская общественная организация «Ветераны Чернобыля» |
8 | «Необъявленная война» | Использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранских организаций для укрепления и развития преемственности поколений. | Концерт авторской песни «Дорога». Митинги, посвященные памятным датам. Экскурсии в школьном историко-краеведческом музее. | «Нефтеюганское городское отделение Российского Союза ветеранов Афганистана» |
9 | Смотр строя и песни | Формирование у учащихся позитивного отношения к военной службе, воспитание атмосферы взаимовыручки и товарищества, ответственности за общее дело, создание условий для самоопределения учащихся. | Строевой смотр кадетских классов. | Учащиеся кадетских и кадетских казачьих классов; представители родительской общественности, представители городского казачьего общества, представители ветеранских организаций города, работники МЧС и ОМВД. |
10 | Военно-спортивные игры «Казачий сполох», «Орленок», «Школа безопасности», «Зарница» | Повышение интереса к военно-прикладным видам спорта, развитие волевых и физических качеств, готовности к защите Отечества; практическое обучение учащихся действиям в условиях чрезвычайных ситуаций (в казачьем походе, в экспедиции); воспитание у детей и подростков командного духа. | Командные игры-соревнования (после предварительной подготовки команд). | учащиеся кадетских казачьих классов; кураторы и наставники команд – педагоги школы, представители городского казачьего общества, работники МЧС, ОМВД, работники учреждений дополнительного образования города. Следствием системной работы являются высокие результаты на всероссийских, региональных этапах конкурсов военно-спортивной направленности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект «Использование культурно-исторического и духовно-нравственного потенциала семейных традиций казачества в воспитании школьников» (в рамках федерального проекта в области образования «Современные родители»)
проект программы работы с родителями...
Программа дополнительного образования "Думай глобально, действуй локально" в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка"национального проекта «Образование» в 2020-2021 гг. на территории Республики Бурятия
Здесь представлена рабочая программа по дополнительному образованию...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность п
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по математике в рамках федерального проекта «Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков образовательн...
Проект «Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся»
Проект «Казачий компонент в дополнительном образовании как средство самореализации учащихся» (в рамках федерального проекта в области образования «Успех каждого ребенка»)...
Включение в работу дополнительного образования детей с ОВЗ в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка»
Как показывает практика, трудности в обучении рисованию и лепки действительно актуальны. У детей часто слабо развита мелкая моторика, пространственная ориентировка, которые в первую очередь необходимы...