Практическое решение вопросов социального процесса в детском сообществе
статья

Соколова Ольга Петровна

Проблема социализации личности является актуальной и приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-нравственной трансформации нашего общества.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое решение вопросов социального процесса в детском сообществе.

 Соколова Ольга Петровна

(Воронежская область, г.Россошь, сош № 6 sokololga69@yandex.ru)

 «Личность человека, как и сознание, порождается его деятельностью»

Леонтьев Алексей Николаевич- советский психолог

    Проблема социализации личности является актуальной и приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-нравственной трансформации нашего общества.  

     В федеральном госстандарте школьного образования закреплена обязательная реализация программы воспитания и социализации обучающихся в рамках основной образовательной программы школы.

    В Концепции «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» говорится о том, что новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в детском коллективе  происходит  личностное развитие индивидуальных свойств ребенка, формируются социальные нормы, установки, ценности, образцы поведения, саморазвитие и самореализация в обществе. Сущность моей работы, как преподавателю социально-политических дисциплин, заключается не только в том, чтобы обогатить учащихся знаниями по истории России, праву, политологии, но и воспитать в них уважение  к историческому прошлому и настоящему своей Родины, развить интерес к его изучению, показать возможность применения этих знаний на практике,  способствовать формированию у учащихся политической культуры, активной гражданской позиции, то есть,  социализации учащихся.  Поэтому для себя  Приоритетным направлением я выбрала личностно-ориентированный подход в воспитании учащихся. 

К компонентам технологии социализации относятся:

1. Структурные элементы учебного занятия.

2. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, летний отдых.

3. Особенности становления и развития межличностного общения.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

 5. Сотрудничество с учреждениями окружающего социума.

  Прежде чем привести примеры, вспомним, что воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням:

      Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

     Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ценностного отношения к социальной реальности в целом.

      Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

     Как же происходит социально-деятельностное развитие ребенка в нашей школе, и к каким результатам мы пришли?

      Ярким примером такого развития является межвозростное взаимодействие. В нашей школе  с малым количеством ребят есть все условия для такого общения.   К работе в пришкольном лагере «Солнышко» мы привлекаем старшеклассников  в качестве вожатых, которые совместно разрабатывают план деятельности, организуют отрядные и общелагерные дела. В результате ребята стали ответственнее выполнять задания, научились решать конфликтные ситуации и находить компромиссы, появилась выдержка, такт, пришло умение поддерживать разговор, появился интерес к профессии «учитель». В итоге, в 2016 г наши выпускницы поступили в Россошанский педагогический колледж и Московский педагогический университет.

  Ярким примером формирования уверенной личности  является отдых ребенка в оздоровительном лагере.  Проработав много лет в лагере «Ракета», я научилась  решать проблему первых дней пребывания ребенка. Окружив заботой, вниманием  подбирала такую деятельность, в результате которой ему становилось комфортно, появлялась уверенность, проходил  страх вхождения в новый коллектив.

     Определив, что у ребенка хорошие организаторские качества, доверяла подготовку мероприятий, а если, получалось петь, танцевать, но присутствует боязнь сцены, предлагала сначала маленькие роли, эпизоды и к концу лагерной смены мы получали уверенную, заинтересованную личность, которая не боялась выступить с предложениями, включалась в дискуссию. Недаром «лагерные дети» в школе становятся активистами, лидерами и ведут за собой других.

Как в школе продолжить развитие таких качеств?

   Включить их в общественную жизнь класса, школы, микрорайона.   С этой целью был создан волонтерский отряд  учащихся (10-11 классы)- «МЫ».

Они помогают ребятам 1 класса адаптироваться в новых условиях, подружиться, с этой целью проводят игры на переменах, организуют коллективно – творческие дела. Взяв под опеку малышей, чувствуют себя заботливыми старшеклассниками, ответственными за их поведение.   Волонтеры оказывают помощь пенсионерам, ветеранам, ухаживают за братской могилой№ 572, участвует в различных акциях «Сирень Победы», «Доброволец года», «Новое поколение за здоровый образ жизни». Во время проведения благотворительной акции «Белый цветок» в 2015г. наш волонтерский отряд (5 человек) помог детям из детского сада № 8 г.Россоши  изготовить и распространить цветы. Собранные денежные средства в размере 18 тысяч рублей были переданы в Россошанскую и Острогожскую епархию, которая направила  их на лечение онкологически больных детей. В процессе этой деятельности  у ребят возникло чувство доверия, справедливости, сострадания и милосердия, любви к ближнему и желание ценить каждую минуту своей жизни, не растрачивать её на мелочность и эгоизм. После проведения акции ребята разработали проект: «В путь за здоровьем», создали и распространили буклеты «Здоровый образ жизни». В этом году желающих ребят участвовать в акции Белый цветок» удвоилось.

   С другой группой ребят, создали школьную агитбригаду «Вперед». Участвуя в различных форумах, акциях, поднимаем вопросы социальной значимости: здоровый образ жизни против вредных привычек; мир против экстремизма и террора. Чтобы найти информацию и донести её до слушателей, ребятам приходится сердцем прочувствовать всю боль и тяжесть последствий их проявления. В результате начинают увлекаться спортом, следить за здоровьем членов семьи, школьного коллектива, с этой целью проводят спортивные праздники, соревнования в школе и в микрорайоне. Представили  исследовательскую работу о выпускниках нашей школы,

которые добились больших успехов в спорте, став мастерами, чемпионами России, тренерами ДЮСШ.

       Процесс социализации ребенка проходит намного продуктивнее,  если происходит тесное взаимодействие двух социальных институтов: школы и семьи.  Существует много форм этой работы, я бы хотела остановиться на  субботниках, в которых участвуют как учащиеся, так и их родители. В результате акции «БУНТ» (большая уборка нашей территории) ребята научились беречь свой труд, территория долго остается чистой, а во время ее проведения  у них возникает чувство единения, целостности, гордости, развитие трудолюбия. Выпускают плакаты на экологическую тему, вместе с родителями за круглым столом поднимают вопросы чистоты микрорайона, находят выходы их решения.  

     В этом году мы с учащимися нашей школы участвовали в проекте «Я гражданин – России!».  Желание помочь родителям в организации досуга младших детей, а для братиков и сестричек подобрать удобное и безопасное место для игр, побудило нас добиться строительства детской площадке по улице Заводской. Работа была проведена большая: ребята составили план действий, собрали подписи жильцов в доказательство нужности строительства этого объекта, обратились за помощью к директору ЖКХ «Локомотив» и, получив разрешение, оказали посильное участие в строительстве детской площадки.  Результат этих действий превзошел все ожидания, на детскую площадку приходят семьями не только жители этого дома, но и всего микрорайона. Теперь мы горды тем, что внесли большой вклад в развитие нашего микрорайона, мальчишки и девчонки поддерживают чистоту, следят за состоянием оборудования, перекапывают песок, и составляют планы, чтобы вновь  послужить на благо своей малой Родины.

     В основном в своем докладе я остановилась на одном из компонентов социализации учащихся посредством развития творческого потенциала во внеурочное время.     Это лишь несколько примеров из моей практики того, как происходит социально – деятельностное развитие ребенка.

  Но мы не должны забывать, что главной формой в общеобразовательном процессе остается урок. Где мы используем различные технологии обучения, воспитания и социализации личности ребенка.

   Дирижёром этого процесса выступает учитель. Лучшее обучение и воспитание – это обучение личным примером.  Недаром Сухомлинский утверждал: «Учитель, педагог – это лицо нации».

Всем здоровья, всех земных благ, мира на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Материалы научно-практической конференции.Соц. воспитание детей, подростков ,молодежи

Посная Г.В. Профессиональное самоопределение как фактор социальной адаптации выпускников детских домов. Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта ...

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...

Статья : Практическое применение технологий социально-культурной деятельности в работе социального педагога

Статья о  выборе технологий социально-культурной деятельности в общеобразовательной средней школе, которые может использовать социальный педагог в практической  работе....

Презентация для родительского собрания "Поведение детей в социальных сетях и Интернет-сообществах"

Презентация для родительского собрания "Поведение детей  в социальных сетях  и Интернет-сообществах" из-за выявленных проблем в общении между одноклассниками...