Тематический брейн-ринг по творчеству С. Есенина
учебно-методический материал (11 класс)

Морозова Елена Витальевна

Документ представялет собой методическую разработку мероприятия в формате интеллектуальной игры "Брейн-ринг". Игра состоит из несольких интеллектуальных поединков (боёв), в которых команды на скорость соревнуются в ответах на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturny_breyn_metod_razrabotka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный брейн-ринг, посвящённый юбилею со дня рождения С.А. Есенина.

Тема урока: Жизнь и творчество С.А. Есенина

Классы: параллель 9х классов

Аудитория: 70 человек

Оборудование: 3 стола, 18 стульев. Карточки с изображением лиры на каждом столе.

Пояснительная записка:

Актуальность данного мероприятия обусловлена объявлением правительством РФ 2015 года годом литературы, празднованием юбилея С.А. Есенина, а также проведением в гимназии № 406 недели гуманитарных наук. Выбор интеллектуальной игры брейн-ринг в качестве формы работы хорошо подходит для преподнесения опережающего материала. Данная форма работы позволяет в интересной форме  познакомить учеников с темой, которая ещё не была пройдена ими на уроках литературы. Однако коллективно ребята могут с помощью логического мышления найти ответы на предложенные вопросы. Информация, с которой сталкиваются участники игры, при этом является новой и интересной, что позволяет лучше запомнить факты из жизни и творчества писателя. Кроме того, игра позволяет вовлечь в познавательный процесс большое число игроков. применение соревновательного подхода позволяет сделать новый материал более ярким и запоминающимся.

Цель: знакомство с фактами биографии С.А. Есенина, его творчеством, организация совместной с учащимися деятельности по достижению ими следующих результатов: Личностные:

  • мотивирование обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию
  •  развитие навыков сотрудничества и ведения конструктивного диалога
  •  формирование уважительного отношения к иному мнению
  •  умению слушать и слышать других людей

Метапредметные:

  • расширение кругозора, эрудиции учащихся  формирование устойчивого интереса к чтению
  • создание условий для развития быстроты реакции, находчивости, умения думать и  принимать решения за ограниченный временной период
  •  развитие умения продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной работы в группе

Предметные:

  • получение новых знаний о жизни и творчестве поэта
  • получение новых знаний об исторической эпохе начала XX века
  • знакомство с окружением поэта

ход мероприятия:

каждый класс делится на 3 команды по 6 человек в каждой. Игра состоит из 3х отборочных игр, в которых определяется команда-победитель из каждого класса. Победившая команда выходит в финал.

В отборочных играх командам задаются 4 вопроса.

вопросы в отборочном туре подобраны следующим образом:

  1. вопрос о факте биографии поэта
  2. вопрос об особенностях стихов поэта
  3. вопрос о произведениях поэта
  4. вопрос об окружении поэта

после того, как ведущий зачитывает вопрос, у команд есть время на обсуждение. задача каждой команды, как можно быстрее найти ответ на поставленный вопрос. если команда готова ответить, она поднимает вверх специальную карточку. Если команда отвечает верно, то ей засчитывается 1 балл, если нет, то другие команды имеют право ответа, пока не истечёт время (1 минута).

Вопросы:

первый отборочный тур:

  1. Роман Гуль в книге "Я унес Россию. Апология русской эмиграции" пишет, что во время встречи в Берлине в 1922 г. Владимир Набоков не раз назвал этого поэта Константиновичем, хотя он был Александровичем — вероятно, место рождения ввело в заблуждение писателя. Назовите фамилию этого поэта.

ответ: Есенин

  1. Сергей Есенин писал, что, пройдясь лугом "в цветенье диком", ты обязательно припадешь взглядом к НИМ. Назовите ИХ.

Ответ: Гвоздики.

Комментарий: "Ты не удержишься взглядом, чтоб не припасть к гвоздикам".

  1. Поэт называл ЕЕ рыжей кобылой и оборванной старухой. Фамилия поэта, по одной из версий, происходит от НЕЕ. Назовите и поэта, и ЕЕ.

Ответ: Есенин, осень.

Комментарий: В рязанском говоре "есень" означает "осень", однако происхождение фамилии поэта от этого слова сомнительно, более вероятна связь с именем Есип (Иосиф).

  1. В телесериале "Есенин" есть эпизод, когда поэт решается подменить заболевшего партнера по танцу Августы Миклашевской. Конферансье сильно сомневался в успехе этой затеи, однако после того, как Есенин напомнил ему один факт своей биографии, вышел на сцену и объявил исполнителя танго под другой фамилией. Под какой?

Второй отборочный тур:

  1. 22 марта 1915 г. в записной книжке Александра Блока появилась следующая запись: "Днем у меня (пропуск) парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык". Пропущенное прилагательное образовано от названия российского города. Назовите этот город.

Ответ: Рязань

  1. Ответьте точно, о каком слове Сергей Есенин сказал так: "Что-то гнусное, петлястое, лживое, плетущееся на хилых ногах из дома в дом"?

Ответ: сплетня

  1. Главный герой драматической поэмы Есенина "Страна негодяев" — бандит, ненавидящий "всех, кто жиреет" — и красных, и белых. Прототипом героя стал реальный человек. Есенин лишь изменил порядок букв в его фамилии и получил имя Номах. Назовите фамилию прототипа героя поэмы.

ответ: Махно

  1. Режиссер Борис Ливанов вспоминал: "Я знал его. Это был черный злобный дьявол. Вельзевул! Все трепетали. Он входил и ложился под обеденный стол. Никто из обедавших не смел ногой шевельнуть. Не то что по шерстке бархатной потрогать. Враз бы руку отхватил...". О ком он оставил такие воспоминания?

Ответ: О качаловском ДЖИМЕ (которому посвятил стихотворение и Есенин).

Третий отборочный тур:

  1. Биограф, отмечая силу слова Сергея Есенина, пишет, как на одном из публичных выступлений поэта разрыдалась женщина с такой особенностью.  В произведении Искандера шпиона, притворявшегося таким, рассекретили потому, что он разговаривал во сне.

Ответ: глухонемая

  1. Под двойным впечатлением от ЭТОГО и стихотворного отклика Рюрика Ивнева юный Сергей Есенин в 1919 году написал своего "Пантократора". А ещё через несколько лет он вспомнит об ЭТОМ так:

    Я теперь скупее стал в желаньях.

    Жизнь моя, иль ты приснилась мне.

    Словно я весенней гулкой ранью

    Проскакал на розовом коне.

    Назовите ЭТО, так поразившее С. Есенина.

Ответ: картина К. Петрова-Водкина "Купание красного коня".

  1. Цитата из текста, написанного в 1916 году: "Свяжи, пожалуйста, мне чулки шерстяные и обшей по пяткам". Этот текст можно назвать так же, как намного более известное произведение, написанное этим же человеком в 1924 году. Как именно?

Ответ: Письмо матери

  1. По одной из версий, для сочетания традиций западноевропейской роскоши с русской простотой Сергей Есенин и Айседора Дункан во время своей свадьбы пили коньяк из этого. Назовите город-герой, в который, согласно русской поговорке, с ним приезжать нельзя.

Ответ: Тула

Вопросы для финала:

1. На одном из поэтических диспутов Есенин, чтобы привлечь внимание галдящей аудитории, просто и неожиданно сделал ЭТО.

Монголы считают ЭТО сигналом, созывающим злых духов.

Во время похорон Есенина власти воспрепятствовали отправлению церковных обрядов, но хоронившие поэта самовольно совершили пусть не церковный, но и не советский обряд: гроб с телом поэта трижды обнесли вокруг известного московского памятника. Назовите кому этот памятник?

Ответ: Памятник Пушкину.

Комментарий: Пушкин, как известно, был кумиром Есенина.

Ответ: Мне осталась одна забава...

Комментарий: Пальцы в рот и веселый свист...

2. В своих стихах Сергей Есенин просил не делать этого в Рязани, но, как принято говорить, "благодарные потомки", не послушались поэта и сделали это. Что именно?

3. Анатолий Мариенгоф пишет, что, когда Есенин писал "Пугачева", он в качестве исторических источников использовал две книги одного автора. Назовите обе книги.

Ответ: "История пугачевского бунта" ("История Пугачева"), "Капитанская дочка"

4.  Маяковский и Есенин были оппонентами в литературе и не раз подшучивали друг над другом. Однажды Есенин сказал: "Да... что поделаешь, я действительно только на букву "Е". Судьба! Никуда не денешься от алфавита. Зато вам, Маяковский, удивительно посчастливилось — всего 2 буквы отделяют вас от Пушкина! Всего 2 буквы". Здесь Есенин сделал паузу. Воспроизведите смысл заключительной фразы Есенина.

Ответ: Но зато какие буквы — "НО

5. Рассказывают, что Зинаида Гиппиус, увидев в петербургском салоне только что приехавшего из родного села Сергея Есенина, посмотрела на него в лорнет и иронически произнесла: "Какие на Вас интересные гетры!". Что она назвала "гетрами"?

Ответ: Валенки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг по творчеству М.Ю.Лермонотова, 9 класс

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса...

Урок литературы в 7 классе "Брейн-ринг по творчеству М.Ю. Лермонтова"

Материал представляет собой конспект обобщающего урока литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова в 7 классе и включает в себя методические рекомендации по использованию интерактивной доски....

Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

"Брейн-ринг" - Год народного творчества на Дону

Народные ремесла и промыслы Дона.Обряды и праздники донских казаков....

Брейн-ринг по творчеству М.Ю. Лермонтова

Игра всегда интересна для ученика, она пробуждает творческое начало, ведет к книге....