"Брейн-ринг" - Год народного творчества на Дону
методическая разработка (11 класс)

Попова Оксана Владимировна

Народные ремесла и промыслы Дона.Обряды и праздники донских казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

1. Почему рождение мальчика в казачьей семье было особой радостью?

Если рождался мальчик, то это считалось прибытком, наделяли земельный участок, а рождение девочки считали убытком, т.к. со временем она уходила из дома и за нее необходимо было дать приданное.

2. Что было первыми пеленками для ребенка?

Первыми пеленками для ребенка были отцовские рубахи, они имели обереговое значение.

3. В один годик крестный сажал мальчика на коня и возил вокруг церкви три раза. Если ребенок хватался за гриву, быть ему казаком, расплачется – казака не будет, а что означала примета, если он падал с лошади?

Это значит, быть ему убитым в бою. Эти приметы крестный держал в тайне.

4. С какого времени женщинам запрещалось ругать казачонка?

С семи лет, когда он переходил на мужскую половину дома и по-праву становился защитником семьи.

5. Зачем отцу на крестинах давали есть “горькую кашу”?

Отец ел кашу и не морщился, чтобы сыну или дочке меньше в жизни досталось горечи.

6. Место для строительства нового дома выбиралось при помощи коня. Каким образом?

Там, где более других конь ел траву или даже ложился отдохнуть, делали разметку и забивали колышки для дома.

7. Носили ли казаки обручальные кольца?

У казаков всегда были обручальные кольца, но они их не носили. Кольца хранились в ладанке или киоте именной иконы.

8. Как должен был поступить муж, если провинилась жена?

Пожурить наедине без свидетелей, а потом приласкать и пожалеть.

9. Почему иногда у выстиранных рубашек на бельевой веревке завязаны рукава?

Завязывала рукава на рубахах мужа жена, чтобы он больше никогда не поднимал на нее руку.

10. Какой сын является кормильцем родителей?

Кормильцем родителей был самый младший сын, он не отделялся от родителей.

11. Дарили ли мальчикам подарки?

Совсем не дарили, как напоминание о том, что мужчина не должен ждать подарков, а ему необходимо зарабатывать своим трудом. Девочек же с младенчества задаривали подарками.

12. Сколько лет служил казак в войске?

Служба начиналась с 18 лет. Служил 20 лет, из них: 4 года в приготовительном отряде готовятся к военной службе в своей станице. Следующие 4 года была действительная военная служба на охране рубежей России. В течение следующих лет казаки ежегодно были на месячных военных сборах, потом в течение 4 лет один раз был на сборах. И последние 4 года был в запасном отряде. Казак отсутствовал всего 4 года.

13. Какое кольцо носила девушка казака, отбывающего срочную службу?

Она носила серебряное кольцо с бирюзой. Это камень тоски.

14. Почему в церкви казак обнажал шашку и в какой момент службы?

В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на защиту христианства.

15. Считается, что прилюдно казак снимал шапку в трех случаях? В каких?

Шапка снималась во время молитвы, присяги и выступления на Казачьем Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. Шашку и шапку казак мог потерять только с головой.

16. Какое символическое значение имел для казака башлык?

В зависимости от того, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Если завязан на груди, значит, казак отслужил срочную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, заброшенный за спину – свободен, отдыхает.

17. Почему казаки носили серьги?

Серьги у мужчин означали его роль и место в роду. Так, один сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, - серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою беречь.

18. Что и когда обязан был подарить дед своей внучке?

Когда внучка сделает своими руками не менее 200 предметов приданного и созреет физиологически, дед дарил серебряное колечко, она становилась выданкой. Дед брал на себя ответственность перед станицей за готовность внучки быть хозяйкой.

19. Когда дед начинал терять свою воинскую доблесть, на что он менял свою шашку?

На посох.

20. Кому дарил свою шашку дед? 

Старшему внуку. Шашка становилась фамильной. Если в роду не оставалось наследников, ее ломали и укладывали в гроб умершего.

Начало сева сопровождалось специальным обрядом: на десятину земли по углам клали четыре испеченных "креста" или "жаворонка", которых обычно пекли на праздник "40 Святых", прогоняли борозду, "кресты" и "жаворонки" съедали, после чего начинали сев. В некоторых станицах перед началом полевых работ поле брызгали "святой водой". Все это должно было способствовать увеличению урожая. По окончании сева был весьма распространен обычай хождения духовенства с иконами. Как правило, носили икону Божьей Матери и крест. Во время хождения с иконами теми жителями, у которых служились молебны, устраивались всенародные обеды. Убирали хлеб косами, серпами, а при молотьбе использовали цеп и молотильный каток, в который впрягали коня. Зерно мололи на мельницах: почте каждая казачья станица имела по несколько мельниц-ветряков. В конце XIX в. в крупных хозяйствах появились жатвенные машины.

Следует заметить, что наши предки славно трудились, и результатом их труда явились излишки хлеба, которые в конце XIX в. составляли 10 млн пудов ежегодно. Отборное донское зерно шло за границу через южные порты Азовского и Черного морей.

Одним из самых древних занятий казаков являлось рыболовство. На Нижнем Дону рыбная ловля нередко носила промысловый характер. В крупных рыболовецких хозяйствах богатые казаки и старшины рыбу ловили круглый год. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на "спетых" заводах. Здесь рыбу сортировали, мерную отделяли от немерной, белую от красной, один сорт от другого. Затем рыбу разделывали, чистили, резали, солили. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики-салковнички.

Засолка производилась в солилах - длинных четырехугольных коробах, сделанных из толстых деревянных досок. Одно солило вмещало до 100 тыс. мелкой или 30 тыс. крупной рыбы. Рыбу не только солили, но и коптили. Коптильни представляли собой мазанки, крытые камышом. При отсутствии печей рылись канавы, в которых дымились деревянные опилки. Коптили обычно рыбец и сельдь. Отправляясь на ловлю сельди, казаки брали с собой бочки с рассолом, куда бросали еще живую рыбу. Она напивалась соленой воды, бочки закапывали, и рыба хорошо хранилась в течение долгого времени. Готовая рыба содержалась в складских помещениях, балыки - в длинных решетчатых балычницах, икру хранили в бочках, а судаков - в ямах, выложенных свежим камышом.

Крупный рыболов вел дело на широкую ногу: у него было от 8 до 25 работников. Выезжал он в море с неводом, а зимой ставил от 50 до 100 вентерей. Для плавания он имел несколько "дубов" - больших лодок с высокими и широкими бортами, грузоподъемностью до 300 пудов. Поскольку главными орудиями рыбного промысла были сети и вентеря, то в их изготовлении участвовали все члены семьи рыбака: отец сажал за эту работу даже малолетних детей. Плели сети из толстых ниток при помощи лопаточки и челнока. Сеть обычно служила рыбаку два сезона.

Рыбы на Дону было в изобилии. В XVIII в. в Черкасском городке в любое время можно было купить осетрину, любую икру (фунт ее стоил 8-10 коп.). Блюдом, приготовленным из осетрины, белуги, стерляди, гостя могли угостить в каждом курене.

Сушили рыбу обычно "в корень", т. е. пластовали со спины, такая рыба могла долго находиться в рассоле. Рыбу, помещенную в бочки, засыпали солью, а через три дня, надев резиновые сапоги, ее топтали и клали гнет. Перед вывеской на просушку рыбу вымачивали, а затем выветривали на палатах, старались выбирать такое время года, когда не было мух. Жизнь рыболова была нелегкой, но, как говорится, "без труда не вынешь и рыбку из пруда".

Важной статьей казачьего дохода было виноградарство, заниматься которым на Дону начали в конце XVII в. Петр I, побывавший здесь в 1695 г., нашел разведение виноградных садов делом перспективным и приказал азовскому воеводе Прозоровскому завести на, юге России "виноградные и арбузные сады". Популярными на Дону сортами винограда являлись "Краснотоп золотовский", "Сибирысовый", "Пухляковский белый". Последний появился на казачьей земле в начале XX в.: его привез с Балканского полуострова казак станицы Раздорской Н. И. Пухляков. Вскоре этот сорт широко распространился на донской земле.

В виноградных садах обычно бывало от 20 до 400 кустов, и каждый куст приносил от 1,5 до 3 пудов ягод. На Дону были владельцы, имевшие по восемь отдельных виноградных садов. Казаки продавали виноград в сыром виде и делали виноградное вино.

Лучший виноград рос в станице Цимлянской, здесь изготавливались и прекрасные вина. В этой станице виноградники разводились не кустами, как в других станицах, а рядами или шпалерами. Отличные вина производились в станице Раздорской, где также было много виноградных садов. Официальным центром донского виноградарства в начале XX в. во всех справочниках назывался хутор Пухляковский, где находилась Донская войсковая школа виноградарства и виноделия.

Десять лет назад был объявлен первый Областной фестиваль народного творчества «За возрождение народной культуры», который вызвал интерес и вернул к жизни многие народные ремесла, бытовавшие у казаков и представителей разных народов области. С древнейших времен казаки старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, вышивальщиц, кружевниц, резчиков, ювелиров трудились в донских станицах и хуторах, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства - одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. С давних времен они занимались шорным делом, резьбой по дереву, лоскутным шитьем, плели из лозы и соломки, расписывали и художественно обрабатывали дерево, изготовляли изделия из керамики. Кружевные подзоры, рушники, скатерти («столешницы», «настольники»), тканые дорожки - все это придавало дому неповторимое своеобразие. На праздники казачий курень украшали дополнительно нарядными рушниками. Казачий уклад жизни обуславливал многообразие форм керамической посуды. Это макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек. Украшались они поливой, росписью, несложным и рельефным орнаментом. Повсеместно на Дону было распространено плетение из лозы и резьба по дереву. Корзины отличались и по размерам, и по формам. Большинство изделий выполнялось в технике сложного плетения, но было и ажурное. Во внешнем облике жилища присутствовали элементы деревянного декора, выполненные прописной и рельефной резьбой. По резным наличникам и крылечкам сразу можно было отличить дома мастеров-умельцев, либо зажиточных казаков, которые для украшения своего жилища нанимали резчиков.

В каждом казачьем хуторе, каждой станицей жили мастера самых разных профессий. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду и плетенные изделия - от вентерей для ловли рыбы до тончайших сетей, от замысловатых до плетенной мебели - использовали в казачьих землях с древнейших времен.

Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и так общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Как, например, не считалось умением седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое, частично забытое сегодня. Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но, кроме этого, каждая станица была еще и местожительством мастеров. Причем станица от станицы отличалась каким-то особенным промыслом. Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников.

По всем станицам славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня, и мастера-оружейники, ковавшие булат. Такие мастера славились, их изделия с родовыми тамгами-клеймами были в большой цене.

Народное искусство никогда не было застойным и неподвижным, оно постоянно развивается и меняется. При этом каждый народный мастер старается внести в произведение свое понимание традиций, свою творческую индивидуальность. «Я делаю, как делал мой дед, отец, но совсем не так», - говорят народные мастера.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давало им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведением искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и свое вознаграждение за него в том, что этот труд и его результат приносят радость не только ему самому, но и другим людям.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимое выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрастает потребность народа в народном искусстве, его подлинности, духовности. Но найти путь к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре».

Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Народное искусство часто сравнивают с детским изобразительным творчеством и находят между ними много общего. Действительно, их роднит с одной стороны, непосредственное восприятие окружающего мира, с другой - сильное чувство декоративности, позволяющее в неожиданно смелых красочных сочетаниях и образах передать подмеченное в жизни и воплощать с конкретной достоверностью самую диковинную фантастику. Но между теми и другими есть коренное различие: народное искусство базируется на глубочайших знаниях, обширном опыте и профессиональном мастерстве, чего совершенно нет в детском творчестве. Глубокая духовная содержательность, связь с традицией, восходящей к художественной культуре прошлых веков, характеризует произведения народных мастеров Дона. Сохраняя непосредственность, свежесть восприятия, подобную детской, народный мастер выражает в созданном произведении мудрость возраста, поэтическую возвышенность души. В этом своеобразии и сила воздействия народного искусства.

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет!» В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. И сейчас, когда возрастает интерес к народной культуре, когда, возвращаясь к истокам, мы ищем в опыте прошлого ответы на насущные вопросы сегодняшнего дня - возрождающиеся народные промыслы являют собой прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства.

Областная выставка декоративно-прикладного искусства «Донское ремесло» традиционно проводится в начале каждого года и представляет различные работы авторов из многих территорий Ростовской области.

Семикаракорский народный художественный промысел - это "жемчужина Дона", его визитная карточка, единственное на Дону предприятие, выпускающее фаянсовые изделия. Промысел молод, но традиционен, так как основан на вековых традициях гончарного ремесла казачьей станицы Семикаракорская. Археологические исследования подтверждают, что гончарное ремесло зарождалось стихийно в этом регионе всюду, где были глины. Название этого города Семикаракор и произошло от названия крепости, что в переводе с тюркского - большая черная крепость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг по творчеству М.Ю.Лермонотова, 9 класс

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса...

Урок литературы в 7 классе "Брейн-ринг по творчеству М.Ю. Лермонтова"

Материал представляет собой конспект обобщающего урока литературы по творчеству М.Ю. Лермонтова в 7 классе и включает в себя методические рекомендации по использованию интерактивной доски....

Брейн - ринг ко Дню народного единства

Цели: воспитывать любовь к Родине; прививать интерес к изучению истории родного края....

Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

Брейн-ринг по творчеству М.Ю. Лермонтова

Игра всегда интересна для ученика, она пробуждает творческое начало, ведет к книге....

Тематический брейн-ринг по творчеству С. Есенина

Документ представялет собой методическую разработку мероприятия в формате интеллектуальной игры "Брейн-ринг". Игра состоит из несольких интеллектуальных поединков (боёв), в которых команды н...