Внеурочное занятие «Военно-патриотическая игра «Наследники побед» для учащихся 5-8 классов
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Сазонов Александр Викторович

Внеурочное занятие «Военно-патриотическая игра «Наследники побед» для обучающихся 5-8 классов является комплексной формой контроля и рефлексии умений, полученных в рамках реализации программы  внеурочной деятельности «Юнармеец. Наука побеждать» при использовании предметных результатов программы  внеурочной деятельности «Фотография. Мультипликация. Видеотворчество».

Ведущая технология занятия – игровая. Форма – соревновательная игра. В основе занятия три вида интеграции: возрастная (соединение обучающихся разного возраста), содержательная (взаимосвязь информации из разных областей), игровая (использование соревновательных приемов различных направлений игровой деятельности).

Компоненты игры: конкурс строевой подготовки, ораторский турнир, виртуальный квест, военно-техническая эстафета, историческая викторина, мини-турнир по трем видам физической активности (отжимание, скиппинг, теннис), творческий конкурс (речевое творчество, моделирование из бумаги, художественное оформление), креативное физическое упражнение «Запусти самолетик».

Игра «Наследники побед» посвящена теме «Император Павел I и его эпоха» с акцентом на осмысление военного компонента российской истории. Игра может быть применима в других образовательных учреждениях как в неизменяемом виде, так и в ракурсе основы для иного исторического содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный фестиваль уроков учителей общеобразовательных организаций Центрального района Санкт-Петербурга «Петербургский урок»

Номинация «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах»

Подноминация

«Лучшие педагогические практики на занятиях внеурочной деятельности»

Методическая разработка

занятия внеурочной деятельности

«Военно-патриотическая игра «Наследники побед»

в рамках реализации программ внеурочной деятельности

«Юнармеец: наука побеждать»,

«Социальная и социально-культурная практика»

для 5-8 классов

Сазонов Александр Викторович, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель, педагог дополнительного образования,

Прозоров  Александр Сергеевич,

педагог-организатор, учитель,

педагог дополнительного образования, ГБОУ гимназии № 209

«Павловская гимназия»

Санкт-Петербург

2021-2022 учебный год

Внеурочное занятие «Военно-патриотическая игра «Наследники побед» для обучающихся 5-8 классов проводится в рамках реализации программ  внеурочной деятельности «Юнармеец. Наука побеждать» (составитель А.В. Сазонов) и «Фотография. Мультипликация. Видеотворчество» (составитель А.С. Прозоров). Данные программы реализуются в ГБОУ гимназии № 209 «Павловская гимназия» в рамках интегрированной модели дополнительного образования, внеурочной и общественной деятельности учащихся «Поле активности гимназиста» для учащихся 5-9 классов. Военно-патриотическая игра «Наследники побед» является комплексной формой проведения контроля и рефлексии умений, полученных в рамках реализации программы  внеурочной деятельности «Юнармеец. Наука побеждать» (военно-прикладные умения, общефизическая подготовка, военная история России) при использовании предметных результатов программы  внеурочной деятельности «Фотография. Мультипликация. Видеотворчество» (ориентация в познавательных информационных ресурсах, художественное оформление, ораторское искусство).

Ведущая технология занятия – игровая. Форма – соревновательная игра. В основе занятия три вида интеграции: возрастная (соединение обучающихся разного возраста), содержательная (соединение и взаимосвязь информации из разных областей), собственно игровая (соединение соревновательных приемов разного характера и различных направлений игровой деятельности).

Игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения. В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе. И все же игровые технологии так и не утеряли статус инновационных, поскольку обладают большим потенциалом в решении приоритетной задачи образования: формирования субъектной позиции обучающегося в отношении собственной деятельности, общения и самовоспитания. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение учащимися общественного опыта, в котором складываются и совершенствуются формы, приемы и методы самоуправления поведением[2].  

Для нас, практикующих педагогов в области организации внеурочной деятельности, ценны качества игры как педагогической технологии, выделенные С.А. Шмаковым. 1) Игра – свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию человека, ради удовольствия (радости) от самого процесса деятельности, а не только от результата. 2) Игра имеет творческий характер, предполагает импровизацию и всестороннее проявление активности. 3) Игра является уникальным видом деятельности, в котором за счет  состязательности создаются условия для концентрации познавательных, физических, эмоциональных сил ребенка. 4) Игра имеет прямые или косвенные правила и логическую последовательность, являющиеся естественными, принимаемыми детьми  границами абсолютной свободы[4].  

Содержательное направление представленной нами игры – военно-патриотическая. Компонентами игры «Наследники побед» являются конкурс строевой подготовки, ораторский турнир, виртуальный квест, состязание по военно-технической подготовке в виде эстафеты, историческая викторина с правом выбора ответов, мини-турнир по трем видам физической активности (отжимание, скиппинг (прыжки на скакалке), теннис), творческий конкурс с кратким письменным и  художественным заданиями (речевое творчество, моделирование из бумаги, художественное оформление), креативное физическое упражнение «Запусти самолетик». Таким образом, участие в игре требует от участников концентрации волевых, интеллектуальных, творческих усилий.

Отдельного пояснения требует виртуальный квест «Неизвестные факты об императоре Павле I» по порталу «КУЛЬТУРА.РФ». Продолжительность квеста – 10 минут. Участники могут выполнять его как на стационарных компьютерах, так и на гаджетах. Участник в процессе прохождения квеста становится субъектом познания, действует самостоятельно и активно. Применение подобных видов познавательной деятелности не только способствует формированию УУД в области информатизации, поиска информации, следования по алгоритму, анализа и синтеза информации, но и формирует ценностное поле ребенка.

Военно-патриотическая игра «Наследники побед» имеет тематическую направленность. В данном случае она посвящена теме «Император Павел I и его эпоха» с акцентом на осмысление военного компонента российской истории. В данной тематике занятие было разработано к юбилейным датам, отмечаемым в ГБОУ гимназии № 209 «Павловская гимназия»: 300-летию провозглашения Российской империи; 225-летию восшествия императора Павла I на российский престол, 220-летию мученической гибели императора Павла I; 170-летию открытия здания для Павловского института на улице Знаменской (ныне Восстания).

Игра может быть применима в других образовательных учреждениях как в неизменяемом виде, так и в ракурсе основы для иного исторического содержания.

Видеосюжет о проведении данного урока опубликован на youtube: https://www.youtube.com/watch?v=X0yjvC9AMbY.

Список литературы.

1. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону, 2000. - 269 с.

2. Павел I. Сост. Барыкина И.Е. – СПб:  Пушкинский фонд. 2021.

3. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. – 5 с.

Этап 1 «Плечом к плечу». Цель: Создать ситуацию единства, стимулирующего общее устремление к цели. Девиз этапа: «Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может». Ушаков Ф.Ф.

Общее описание

Построение команд. Команды игровых отделений 7 классов строятся в одну шеренгу. Состав команды от каждого класса – 8 человек. Форма одежды парадная: белый верх, черный низ. Для девочек - альтернативный выбор: классические брюки или юбка. Для юнармейцев - знаки отличия: знак, берет с кокардой, ремень, черный галстук (для девочек – «бабочка»). Знаки отличия команды приветствуются.

Победная речь командира.  Цель речи: призыв к сплочению, к самореализации в игре, к пробуждению творческих сил, к победе.

Задание

Построение, действия в строю, выход и доклад командира, приветствие команды - согласно строевого Устава. Текст доклада: «Товарищ руководитель игры, команда «_____» к военно-патриотической игре «Наследники побед» готова. Девиз команды: _______.  Команда называет девиз хором. Командир  - ______.

Продолжительность речи: 1 минута.

Объем речи: 8-10 полных предложений.

Оценка

4б. = 2б. (внешний вид) + 2б. (доклад) + 2б. (действия команды)

До 5б. включительно

Шаги подготовки речи:

1. Выберите ключевую фразу, доказывая которую, будете призывать своих бойцов (участников команды) к подвигу (преодолению себя, победе). Примеры ключевых фраз: Суворов А.В.: «Тяжело в учении - легко в бою», «Кто удивил, тот победил», «Дисциплина - мать победы». Ушаков Ф.Ф.: «Близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика, «Всякий да спешит исполнить ему должное».

2. Аргументируйте ключевую фразу (объясните ее важность), апеллируя  к ее современности и опираясь на вечные ценности: Родина, народ, воинские традиции, защита Отечества, память о предках, подвиг, победа, дружба, мир, добро, отвага, сплоченность, преодоление, труд, старание, упорство, целеустремленность, самовоспитание, служение, самопожертвование. Например: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», - говорится в известной песне. Семья каждого из нас – наследник памяти о героях и подвигах, о служении и самопожертвовании (ключевая ценность: героизм).

3. Приблизьте ключевую фразу к сердцу слушателей (приведите в пример известных героев, конкретные благородные поступки, напомните притчу, сказку). Например: «История нашей Родины хранит сотни образов и имен подлинных героев. Среди них Александр Невский и Дмитрий Донской - государственные мужи и ратоборцы Руси, Иван Сусанин и Александр Матросов, чьи яркие деяния во имя справедливости, правды, добра и Родины не сотрет время. Героизм в человеческой личности формируется знанием истории своей страны, почитанием традиций народа, готовностью воспитывать в себе отвагу и благородство».

4. Призовите товарищей к подвигу. Например: «Сегодня – игра. Но в ней мы можем проверить собственные силы, проявить выдержку, продемонстрировать ловкость. Встанем плечом друг к другу! Поддержим друг друга!»

Этап второй «Разведчики». Тема этапа: «Неизвестные факты об императоре Павле I». Цель этапа. Расширить представления о роли императора Павла I в современных обиходных традициях. Девиз этапа. «Превосходные умы суть истинные герои истории». Карамзин Н.М.

Общее описание

Локация №1.

Портал «КУЛЬТУРА.РФ»

Эл.адрес: https://www.culture.ru

Раздел «ОБРАЗОВАНИЕ»

в левом верхнем углу экрана.

Рубрика «ПУБЛИКАЦИИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАНИЕ».

Страница «5 МИСТИЧЕСКИХ МЕСТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА».

Локация №2.

Портал «КУЛЬТУРА.РФ»

Эл.адрес: https://www.culture.ru

Раздел «АРХИТЕКТУРА»

в левом верхнем углу экрана.

Поиск в правом верхнем углу экрана (нажать на значок «Лупа»). Статья «ПРИДВОРНЫЙ ХРАМ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ».

Локация №3.

Портал «КУЛЬТУРА.РФ»

Эл.адрес: https://www.culture.ru

Поиск в правом верхнем углу экрана (нажать на значок «Лупа»). Статья «Каких правителей изображали на российских монетах». Фрагмент статьи о периоде правления императора Павла I.

Задание

Прочитайте фрагмент статьи под названием «Призрак Павла I в Михайловском замке». Ответьте на вопросы:

1. Кто разработал эскизы Михайловского замка? (Император Павел I)

2. На протяжение какого времени жил в Михайловском замке император Павел I? (40 дней)

Прочитайте статью «Придворный храм семьи Романовых».

Ответьте на вопросы:

3. На месте какой церкви велел построить Казанский собор император Павел I? (Церкви Рождества Пресвятой Богородицы)

4. За год до какого события в истории России был открыт Казанский собор? (В 1811 году, за год до Отечественной войны 1812 года).

Прочитайте фрагмент статьи «Каких правителей изображали на российских монетах».

Ответьте на вопросы:

5. Какой период русской нумизматики начался с решения императора Павла I. (Беспортретный период)

6. Какую надпись поместили на реверс монеты по приказу  императора Павла I? (Фразу из Библии «Не нам, не нам, а имени твоему»).

Оценка

2б. = 1б. + 1б.

2б. = 1б. + 1б.

2б. = 1б. + 1б.

Этап третий «Орудие победы». Военная эстафета. Цель этапа: провести соревнование в качестве игрового мониторинга военно-технических умений. Девиз этапа: «Победа зависит от ног, а руки только орудие победы». Суворов А.В.

Общее описание

Команды строятся в колонну по одному в затылок на исходной точке, находящейся в 10 метрах от рубежа. Каждый участник бежит к рубежу и выполняет задание. Начинают движение по сигналу судьи.

Задание

1 участник  разбирает АК-74 на время; 2 - собирает АК-74 на время; 3 - разбирает магазин на время; 4 - снаряжает магазин на время; 5 - надевает противогаз; 6 - делает три выстрела из пневматической винтовки; 7 - делает три выстрела из пневматической винтовки; 8 – в запасе. Все действия команды выполняются в соответствии с общепринятыми наставлениями по военно-прикладной подготовке. Аналогично засчитывается время, начисляются штрафные секунды.

Оценка

Полученные при стрельбе баллы преобразуются в секунды, отнимаются от общего времени. По общему времени команд выстраивается обратный рейтинг. Команда, затратившая наименьшее время на этапе, получает наивысший балл.

Этап третий «Пример служения». Историческая игра. Тема: «Император Павел I. Организация военного дела». Девиз этапа: «Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству». А.В. Суворов.

Общее описание

Этап проходит в виде викторины, состоящей из 3 раундов.

Вопросы раунда, выбор ответа и правильный ответ (обозначен подчеркиванием).

Раунд 1 «Слово»

        Завершите цитату императора Павла I: «Человек – первое сокровище государства. Сбережение государства - …»?

1). сбережение народа;

2). зависит от людей.

3). зависит от императора.

4). сбережение людей.

Завершите цитату императора Павла I: «Я желаю быть ненавидимым за правое дело, чем любимым»?

1). всем народом.

2). от души.

3). за дело неправое.

4). за правое дело.

Вставьте пропущенное слово в цитату императора Павла I: «Я надеюсь, что … отнесется ко мне беспристрастнее»?

1). сын Александр.

2). народ.

3). потомство.

4). население России. 

Вставьте пропущенное слово в цитату императора Павла I: «Я за Россию … в ответе»?

1). всегда.

2). пред Богом.

3). -матушку.

4). и в будущем веке.

Раунд 2 «Дела военные»

По образу каких войск создал Павел I в Гатчине в ранней юности свои полки?

1). Армия Фридриха Великого

2). Армия Александра Македонского

3). Потешные войска Петра Великого 

4).    Войско Александра Невского

Какие преобразования в Армии НЕ являются заслугой императора  Павла I?

1). Строевое обучение войск

2). Обучение войск стрельбе

3). Введение военных брюк «галифе»

4). Введение шинели и овчинной безрукавки

Какие бойцы набирались в Павловский полк, сформированный по распоряжению императора?

1). Блондины с голубыми глазами

2). Маленькие чёрные красавцы с бородой

3). Рыжие

4). Явно курносые

Как император Павел I относился к военно-морскому флоту?

1). Не понимал морской службы

2). Строил корабли своими руками

3). Любил Флот и понимал морское дело

4).    Игнорировал Флот 

Раунд 3 «Дела мирные»

Какое благотворительное учреждение для военных император основал первым?

1). Школу

2). Госпиталь на 100 коек

3). Бесплатную столовую

4). Дом трудолюбия

В каком населенном пункте был основан 23 декабря 1798 года великим князем Павлом Петровичем Военно-сиротский дом?

1). в Павловске

2). в Петергофе

3). в Гатчине

4). в Ораниенбауме

Какое учебное заведение вышло из Военно-сиротского дома, как и Павловский женский институт?

1). Павловский мужской институт

2). Павловское кадетское училище

3). Павловский кадетский корпус

4). Павловское военное училище

Кто из детей императора Павла I был инициатором строительства здания для Павловского женского института?

1). Император Александр I

2). Император Николай I

3). Великий князь Константин

4). Анна, королева Нидерландов

Оценка

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Этап третий «Сила и крепость». Цель этапа: провести индивидуальное спортивное соревнование в счет команды. Девиз этапа: «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет». Суворов А.В.

Общее описание

Команды делятся по парам (мальчик и девочка). 1 пара - скачут на скакалке в течение 1 минуты; 2 - отжимаются от пола в течение 1 минуты; 3 - играют в настольный теннис; 4 – в запасе.

Задание

Требования к прыжкам и к выполнению отжимания на скакалке классические. Требования к игре в теннис. Партия играется до 11 очков. Если устанавливается счет 10-10, то игра идет до преимущества в 2 очка одного из игроков. После каждой партии игроки меняются сторонами. Игра до 2 побед. Девочки и мальчики играют отдельно. Очки двух игроков команды складываются.

Оценка

В каждом спортивном виде составляется рейтинг (в игре в теннис – обратный рейтинг). Позиции складываются.  Команда, получившая наибольшую сумму мест, получает наивысший балл.

Этап третий «Послание потомкам». Цель этапа: провести игровую рефлексию содержания игры. Девиз этапа; «Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее». Император Павел I.

Общее описание

Задание

Командам даются фразы императора Павла I. Задача команд: 1) продолжить мысль императора и адресовать ее потомкам; 2) записать ее на лист бумаги, свернуть его в самолетик и расписать акварелью и фломастерами, 3) запустить самолет.

Оценка

3 б. (за продолжение мысли) + 3 б. (за оформление) + дальность полета : 3 = Оценка за конкурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий станционной игры "НАследники победы"

Сценарий станционной игры "НАследники победы"...

Сценарий Квест-игры "Наследники победы"

Сценарий Квест-игры "Наследники победы"...

Внеурочное занятие «Военно-патриотическая игра «Наследники побед» для обучающихся 5-8 классов

Внеурочное занятие «Военно-патриотическая игра «Наследники побед» для обучающихся 5-8 классов является комплексной формой контроля и рефлексии умений, полученных в рамках реализации ...

Военно-патриотический конкурс (игра) "Наследники Победы"

Сценарий для проведения военно-патриотического конкурса "Наследники Победы"...

Методическая разработка комплексного занятия внеурочной деятельности «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕД»

Военно-патриотическая игра «Наследники побед» имеет тематическую направленность. В данном случае тема игры «По примеру Петра I: труды и победы» с акцентом на осмысление военног...

Технологическая карта внеурочного занятия военно-патриотического клуба по теме "Назначение и боевые свойства АК-74"

Данное занятие подготовлено и проведено в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности "Русичи" (военно-патриотической направленности)....