МАСТЕР - КЛАСС. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
учебно-методический материал

ХОРОШЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

  Любой педагог стремиться к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_formy_urokov.doc874.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ  ФОРМЫ  УРОКОВ

Создание творческого урока - это «творчество

в квадрате», поскольку учитель разрабатывает

                                              условия для творчества учеников.

А.В.Хуторской

 

  Любой педагог стремиться к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда глаза учеников горят интересом к изучаемому материалу, когда они сами становятся соучастниками познания. Это создает атмосферу творчества и способствует развитию креативного мышления.

  Для организации творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания необходимо руководствоваться следующим рекомендациями:

  • деятельность должна рождать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
  • деятельность должна быть оптимально трудной, но выполнимой;
  • деятельность должна развивать самооценку и самоанализ, направлять к реализации своих способностей и возможностей;
  • деятельность должна быть разнообразной и многоплановой и способствовать разностороннему развитию личности.

  Исходя из этих требований, мною были выбраны определённые формы и методы урока.

  МЕТОДЫ:

  • Словесно – книжный метод применим для учащихся 5-7 классов.Обучаясь работе с текстом, учащиеся готовят вопросы к тексту, учатся оценивать и подбирать альтернативную информацию.
  • Наглядный метод даёт широкий простор для творчества. Учащиеся могут сами готовить наглядные пособия и использовать их в представлении учебного материала.
  • Практический метод является основным в развитии креативного мышления, так как открывает больше возможности для работы с историческим и обществоведческим материалом, для получения новых знаний, формирования умений и навыков при работе с источниками, монографиями.
  • Метод проблемного изложения материала  сразу ориентирует учащихся на поиск необходимой информации и на избирательное использование её.
  • Эвристический метод готовит школьников сконцентрировано решать задачи, разрабатывая как можно больше вариантов.
  • Исследовательский метод является кульминацией в развитии креативного мышления, так как включает в себя использование всех умений и навыков для самостоятельной работы. Наиболее популярной формой работы в исследовательском методе  является проектная деятельность.

ФОРМЫ  УРОКА

  Формы обучения варьируются от индивидуальных до групповых, от школьных до внешкольных, от игровых до научных и исследовательских.

  Рекомендуется использовать совокупность приёмов и форм, так как это служит развитию творческих способностей и креативного мышления. При организации уроков очень важно учитывать психолого – возрастные особенности учеников.

  В 5- 7 классах  целесообразно  использовать такие формы, которые развивают воображение,дают возможность проявить действенную творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности, формируют первичные исследовательские способности.

ФОРМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ УРОКОВ

В 5 - 7 КЛАССАХ:

ОЦЕНОЧНЫЕ

ИГРОВЫЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ


        ИГРОВЫЕ:

1.Интервью с историческим героем. Когда в основе изучения находится историческая личность, можно предложить инсценировать интервью с ним.

Это могут сделать 2 человека (или несколько), устроив пресс-конференцию.

«Исторический герой» и «корреспонденты» готовятся заранее, собирая необходимую информацию и интерпретируя ее в соответствии со своей ролью.

 2.Аукцион. В конце изучения какого-либо раздела в курсе древней или средневековой истории учащимся предлагается подготовить предметы для аукциона, относящиеся к определенному периоду или определенной стране. На уроке ребята выставляют свои лоты на продажу. Средством оплаты будет информация об этом предмете или связанная с ним история. Тот ученик, который последним представит информацию, получит выставленный лот.

3. «Живая картина». В этой игре учащиеся используют сценическое творчество, так как им дается задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине: «Сбор дани», «Суд во времена Русской правды», «Военный совет в Филях» и т.д.К этому фрагменту урока можно готовиться заранее, раздав задание группам на последнем уроке либо в ходе изучения нового материала, когда учитель сам создает или «рисует» живую картину с помощью учащихся, распределяя им соответствующие роли.

4.Рекламный плакат. Эту игру лучше проводить при обобщении материала. Учитель предлагает ребятам составить рекламу для путешественников, чтобы привлечь их к посещению стран, например, Востока: Египет, Палестина, Китай, Индия и т.п. Реклама должна быть красочно оформлена и содержать отличительные характеристики той или иной страны. Чем больше характеристик используется, тем выше оценивается реклама. В конце урока учащиеся из соседних групп оценивают рекламу тайным голосованием, используя при этом жетоны.  

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ:

Урок - «путешествие в прошлое». Продолжительность этого урока может выходить за рамки одного урока. Он делится на несколько частей. В первой части урока учитель проводит своеобразную экскурсию, погружая учеников в прошлое при помощи видеоматериала, музыки, наглядных пособий, учебных картин. Во второй части урока класс делится на несколько групп «путешественников во времени» и получает задание в рамках группы подготовить отчет о своем путешествии и представить его классу. Заключительная часть такого урока – представление отчетов. В завершение ребята выражают свою оценку прослушанным отчетам через систему знаков (цветные жетончики, эмоциональные рожицы). Такие уроки являются начальной стадией в организации проектной деятельности.

ОЦЕНОЧНЫЕ:

Урок – суд. На этом уроке учащиеся одновременно с закреплением изученного материала усваивают и основные принципы судопроизводства. В качестве подсудимого выступает яркая личность, деятель из прошлого, имеющий неоднозначную оценку, или историческое явление.1 группа – эксперты, устанавливают основные события, предъявляемые подсудимому в качестве обвинения.2 группа – следователи, рассматривают причины и определяют мотив деятельности, который может быть смягчающим или отягчающим обстоятельством.3 группа – прокуроры, готовят аргументированное обвинение подсудимому, выявляя отрицательные последствия его деятельности.4 группа – адвокаты, защищают подсудимого, показывая необходимость такого поведения и положительные последствия его деятельности. Судьями выбираются самые сильные ученики, способные анализировать, оценивать и делать выводы по представленным материалам. Учитель выполняет координирующую роль,  являясь ответственным секретарем судебного процесса. В 8 – 11 классах развитие творческого мышления продолжается, но уже на более высоком научном уровне. Преобладают исследовательские методы при более сложной организации учебного процесса. Сохраняется обстановка свободы творчества и нестандартные подходы к изучению истории и обществознания.


ФОРМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ УРОКОВ

В 8- 11 КЛАССАХ:

ОЦЕНОЧНЫЕ

ИГРОВЫЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ


 

ИГРОВЫЕ:  

В деловой игре моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. В процессе деловой игры у учащихся возникает потребность в получении и расширении своих знаний, которые становятся действенными, а сам процесс обучения становится активным и творческим, одновременно значимым и привлекательным.

Виды деловых игр:

  • Игра-ситуация, когда на уроке разыгрывается какая-либо ситуация, наглядно иллюстрирующая тему и позволяющая детально разобраться в ней.
  • Игра-сюжет, моделирующая реальные объекты и соответствующая действительности.
  • Игра-процесс, в которой моделируются отношения, способы деятельности и принятия решений.
  • Игра-обобщение, которая позволяет в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике полученные по разделу знания.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ:

1.Семинарские занятия. Эта форма урока позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные способности старшеклассников. Их целью является теоретическое обобщение изученного материала, выработка у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.

Типы семинаров:

  • Семинар - развернутое собеседование: все участники готовятся по всем вопросам плана и максимально вовлекаются в обсуждение темы;
  • Семинар – обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников, остальные ученики готовят вопросы и включаются в обсуждение, которое переходит в дискуссию.
  • Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся начинается со вступительного слова учителя, который знакомит класс с темой, учебными задачами, стереотипами их решения и с дополнительными сведениями. Далее учащимся предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения.

2.Проектная деятельность. Составление проектов – относительно новая форма исследовательской деятельности.Главная цель проектной деятельности – развитие творческих и исследовательских способностей, умения создавать целостную картину исторической действительности, применять полученные знания в новых ситуациях, выработка навыков работы в коллективе в направлении сотрудничества.

Этапы проектной деятельности:

  • Подготовительный, здесь происходит осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка целей, создание творческих групп;
  • Проектировочный, планируется деятельность, распределяются задания, намечается объект исследования;
  • Практически-аналитический, сбор информации, интерпретация полученных сведений, формирование и оформление частей проекта;
  • Заключительный, представление и защита проекта, обоснование выводов, оценка одноклассников.

Виды проектов:

Краткосрочные (1 тема), среднесрочные (раздел), долгосрочные или перспективные (курс).

Обзорные, исследовательские, продукционные – в зависимости от целей и объекта исследования.

3.Проблемные уроки. Одним из стимулов развития креативного мышления является трудность при решении какой-либо задачи. Возникновение проблемной ситуации заставляет учащихся активизировать исследовательскую деятельность, привлекая документальный материал и пытаясь посмотреть на ситуацию сверху, используя нестандартные подходы. Проблемные ситуации тесно связаны с рассмотрением альтернативных ситуаций и составлением прогнозов на будущее, так как они предлагают возможные пути выхода из проблемной ситуации. Здесь также применяется метод моделирования, который является вершиной креативного мышления.

4.Урок – «мозговая атака». Этот метод повышает эффективность решения творческих, особенно изобретательских задач. Такие задачи называют «открытыми», они наиболее эффективно развивают творческое мышление. Данный урок может быть проведен в любой возрастной группе. Все участники разбиваются на две группы. Первая группа «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты. Вторая группа «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее верное. Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности, проводят первый круг мозговой атаки, затем группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Во время мозговой атаки учитель выступает как заказчик и дирижер. Он кратко излагает суть проблемы и правила проведения мозговой атаки (нельзя критиковать мнения и предложения, учитывается не качество, а количество предложений). Такой метод можно применять на уроках обществознания – обсуждая глобальные проблемы человечества, решая проблемы дефицита государственного бюджета, межнациональные конфликты и т.д. Этот метод используется на уроках истории – рассматривая негативные события отечественной истории (восстание декабристов, окончание Крымской войны, разгон Учредительного собрания, начало Второй мировой войны и т.д.)

5.Научное общество учеников (НОУ). Создается из ребят, увлекающихся историей. Разрабатывается программа НОУ, выбирается научный Совет. Изучаются наиболее интересные и менее изученные вопросы истории, готовятся научные конференции, проводится поисково-исследовательская работа. Круг вопросов колеблется от мировой и отечественной истории до краеведения.

ОЦЕНОЧНЫЕ:

1.Урок-суд. В старших классах можно проводить интегрированные уроки истории и обществознания, когда изучается тема «Политические режимы». Теоретический материал по политологии «оживает», подкрепленный историческим материалом «Распространение фашизма в Европе», «Установление тоталитаризма в СССР», «США в первой половине 20 века» и т.д. На таких уроках скупая теория становится более понятной и ученикам проще проследить последствия существования того или иного режима, дать им оценку и, самое главное, сделать выводы и извлечь уроки.

2.Эссе. Использование литературных приемов при изучении истории и обществознания вносит творческий характер в череду дат, событий, явлений. Этот метод оценивания исторических событий и общественных явлений формирует креативное мышление, гражданскую позицию, заставляет задуматься о судьбе Родины и человечества.

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Как сделать урок интересным? Какие формы работы действительно могут раскрыть творческие возможности  и педагога и ученика? Как добиться максимальных результатов от вложенных учителем усилий? Эти и другие вопросы,  и поиск  их решения волнуют каждого, кто работает в школе.

   Суть деятельности учителя это - творчество. Не сразу, по крупинкам, по частицам складывается мой опыт.

   Последние годы ознаменовались активными поисками  и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории  и обществознания. В этом большую роль играют инновационные технологии. Актуальность применения инновационных технологий на современном этапе является очевидной, тем более с учетом новых веяний в системе образования,  дающих простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений.

   Настоящий урок – это совместный поиск истины учителем и учениками. Во все времена ценился мыслящий человек, способный решать важные дела. Существует много направлений педагогических инноваций. Они, в основном, преследуют одну цель: максимально активизировать самого ученика в реализации образовательных задач, сблизить учителя и ученика.

 Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику. Хороший урок – урок – беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.

         Условия:

 - принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, явление истории);

 - принцип научности (электронный материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного материала, не должен носить развлекательный характер);

 - принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой учащихся)

    Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач.

   Я изучала и отрабатывала нестандартные подходы к решению исторических проблем, новые приемы и средства, их удачное импровизирование. Со временем мною были проведены новые формы уроков: «урок – хождение в гости», «урок – исследование»,  «урок -  дискуссия», «интегрированный урок», « урок – практикум», «урок – игра», «интерактивные фестивали» и др.

В 6 классе провела открытый урок - практикум по теме «Семья», цель урока – закрепить знания, полученные в результате изучения главы «Семья», показать роль семьи в жизни человека, заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро. В течение всего урока ребята строили прочный дом, выполняя различные практические  задания, составляли кластеры, работали со справочной и художественной  литературой. Вспоминали пословицы и поговорки, в волшебном квадрате находили родственников, активно  называли слова ассоциации к слову «хозяин».

  Дом готов, удался на славу! А кто же будет в нем жить? На этом этапе урока ребята совместно с родителями приготовили небольшие проекты  «Моя семья». Защищая их, проявили выдумку, смекалку, творчество. Рассказали о ценностях своей семьи и традициях, о том как жить здорово когда все вместе.

  На память об уроке я подарила буклеты с рубриками «Говорят дети», «Подумай на досуге».

    В рамках единой методической недели прошел интегрированный урок истории и изо «Культура повседневности Сибири» в 7 классе. Очень интересная форма – хождение в гости. В процессе самостоятельной работы учащиеся отрабатывали  умения отбирать информацию, обобщать материал. На первом уроке  в импровизированной горнице, развивая монологическую речь учащиеся рассказали о повседневной одежде, быте и обычаях, мудрости и суевериях  русских сибиряков.

  На втором уроке в своей мастерской  мастер предложил выступить учащимся в роли народных ремесленников. Тема урока – «Оберег». По инструкционной карте ребята и гости  изготавливали  оберег. Толерантность, взаимовыручка, умение работать в парах – все это необходимо для того, чтобы достичь желаемого результата.

  Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.

 С использованием ИКТ провела урок обществознания по теме «Производство: затраты, выручка» в 7 классе. Цель урока – подвести к пониманию главной экономической проблемы – ограниченности ресурсов и безграничности способностей человека. В течение всего урока стремилась воспитать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление получить наивысший результат.   Заполняя карточки – тренажеры, ребята выполняли различные задания ( решали экономические задачи и кроссворды, заполняли схемы, составляли определения) самостоятельно оценивали себя.  Такие уроки  - еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет чуть ли не ведущую роль. Учащиеся старших классов с желанием  выполняют презентации к урокам истории и обществознания. Для меня это не только пополнение методической копилки, а прием активизации познавательной деятельности.

   Выбор формы уроков зависит от  многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, контакта учителя с учениками.

  Наиболее ценными и интересными для исторического восприятия, активизирующими мыслительную деятельность, являются семинары, диспуты, уроки анализа первоисточников. На таких уроках ученики включаются в самостоятельный поиск истины, интеллектуальная энергия учеников находит выход в собственной активности, которая выражается в потребности разрешить тревожащие вопросы, Разнообразие форм уроков повышает эмоциональную реакцию учащихся, способствует развитию познавательной активности театрализованные, игровые уроки, интеграция исторического материала с литературой, географией, музыкой. Овладение знаниями с использованием таких приемов требует от учащихся активности и волевых усилий, дает возможность воссоздать атмосферу определенного явления прошлого, представить себе его участников.

   В 5 – 6 классах  с успехом можно проводить уроки – игры, путешествия. Обязательное условие лишь одно – игра не развлечение. Она должна способствовать более глубокому усвоению изученного,  эффективности обучения в целом. Не надо бояться игр. Следует лишь помнить, что дети играть любят и умеют, поэтому игры помогут и научат. В играх наиболее полно раскрываются фантазия, воображение детей. В процессе игрового обучения происходит живое отображение  черт исторической реальности, по-особому строится взаимодействие участников образовательного процесса,  обучение истории становится для учеников эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры,  наполненной культурно-содержательным общением, отношения между учителем и учениками строятся через налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории.

   Использование игровых  технологий обучения способствует более глубокому усвоению знаний, которые выходят за рамки школьной программы, вызывает интерес к изучаемому материалу, одновременно развивая сообразительность, находчивость. Важнейшим фактором обучения и свободного  творчества ученика, требующего умственного напряжения, эмоционального комфорта и формирования умений  находить альтернативные варианты решения проблемы на основе собственного выбора является игровая деятельность учащихся.

   В старших классах – более сложные формы  нетрадиционных уроков. Такие уроки позволяют ребятам  раскрыть в себе новые качества и способности, помогают по- другому взглянуть на историческую науку, выйти за рамки учебных догм, расширить свой кругозор.

      Творческие способности школьников, умение самостоятельно приобретать знания могут быть развиты в том случае, когда они активно участвуют в процессе поиска истины. Большую роль в этом отношении играют школьные семинары. Диспуты, уроки анализа первоисточников и другие формы работы, называемые нестандартными. Учеба для меня – некий творческий процесс, процесс взаимоотдачи. Допускаю свободу мыслей своих учеников, фантазию, самостоятельность. Каждый мой урок – это не просто изучение «преданий глубокой старины». Это анализ, сопереживание, размышление, спор. На каждом уроке я стремлюсь поставить учеников в ситуацию выбора, чтобы показать неоднозначность, альтернативность, вариативность исторического процесса. Это интересно происходит      в старших классах, где эмоции выражаются особенно ярко, живо, остро.

   Достоинств уроков нетрадиционного типа множество. Это и отказ от однообразия обычных занятий историей и обществознанием, и мотивация обучения учащихся, и более действенные воспитательно-образовательные возможности урока. При умелом сочетании традиционных  и инновационных методов учащиеся получают не только знания, а развиваются умственно, получают навыки их применения к жизни, они легче соотносят исторические события, процессы с периодом, эпохой, учатся анализировать, сравнивать на основе разностороннего изучения источников, обобщать и давать оценку событиям и деятельности исторических личностей. Кроме того, получают навыки работы с историческими документами общественно – политической литературой и периодической печатью. Такой подход вырабатывает волю, усидчивость. Все это сказывается, в конечном счете, на качестве знаний.

   Одной из задач моих уроков – это воспитание патриота, гражданина, человека, знающего историю своего народа и гордящегося ею. Пусть ребята увидят на уроке древний Киев, услышат плач и стон в русских селениях от набегов половцев и хазар, испытывают настоящее душевное потрясение при рассказе о гибели Рязани и Владимира. Пусть сердца их наполнятся гордостью за великих предков Александра Невского, Дмитрия Донского, восхитятся «Троицей» Андрея Рублева.

   Школьные уроки истории и обществознания  должны пробуждать подрастающего человека мыслить, вызывать желание дерзать, быть душевно причастным деяниям народа, находить высший смысл жизни в служении Родине. Нам нужно идти по следам прежних эпох, но идти не слепо, а творчески искать то лучшее, что искали наши предки и создавать принципиально новое.

   Я очень надеюсь, что активность, проявляемая моими учениками на уроках, сохранится и в самостоятельной жизни. Человек состоится, если с ранних лет формировать в нем доброту, чуткость и гуманные чувства.

   Использование инновационных технологий позволило мне  повысить мотивацию детей к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность детей на уроках.    Современные приемы и методы работы  на уроках истории и обществознания  способствуют тому, что из школы выходят выпускники, которые понимают и критически осмысливают общественные процессы и ситуации.

Среди 7-11 классов мною было проведено анкетирование по теме: «Изучение познавательных интересов и способностей учащихся по истории и обществознанию» и получила следующие данные:

 

Содержание вопроса

Количество   учащихся(%)

Какие формы уроков вам нравятся?

Урок-лекция

65

Урок защиты проектов

73

Урок-зачёт

48

Урок-размышление

58

Деловая игра

69

Мультимедийный урок

87

Какая деятельность на уроке вам нравится?

Работа с учебником

47

Работа с историческим источником

53

Работа с картой (в т.ч. контурной)

72

Защита устных заданий, выполненных в группе

59

Выполнение письменных самостоятельных  заданий

56

Защита письменных работ, выполненных индивидуально

49

Участие в компьютерном тестировании

85

Взаимопроверка

74

Работа над проектом

65

Работа в роли консультанта

85

Творческая работа  (исследовательская работа, реферат, сочинение, эссе, доклад, составление тестов и кроссвордов, рисование,  изготовление наглядного пособия  и т.д.)

68

 

С той же целью я проводила блиц-опрос старшеклассников. На вопрос: «Как вы можете оценить использование  учителем истории и обществознания   на уроках новых форм и методов работы, в том числе и компьютерных технологий?» 95% ответили положительно. На вопрос: «Какие изменения это влечет за собой?» 84% сказали, что  это воспитывает молодежь,  позволяет ей нестандартно мыслить, вносить новое содержание в производственную и социальную жизнь.       

Хочу зажечь в детях стремление быть достойными великих предков и хорошо узнать свою историю, и чтобы ученики мысленно могли воскликнуть: «Вот она, наша история, история могучего и великого народа!»

Конспект урока с применением ИКТ

Предмет: обществознание

Тема: Производство: затраты, прибыль, выручка

Класс: 7

Цель: подвести учащихся к пониманию главной  экономической проблемы – ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека, понятий «выручка», «прибыль», отличия разделение труда от гибкого до серийного производства; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы; воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: карточки – тренажер по количеству учащихся.

Форма проведения урока: урок- практикум

                                                                         

Примерный порядок действий учителя и учеников

Действия на слайде

Действия учителя

Действия учеников

Слайд №1

На экране тема урока

Слайд №2

Упражнение «Россыпь»

Слайд №3

Проверка по выполненному упражнению

Слайд №4

Упражнение «Кроссворд»

Слайд № 5

На экране кроссворд с верными ответами

Слайд № 6

Упражнение «Подумай»

Слайд № 7

На экране схема с верными ответами

Слайд № 8

Упражнение «Вспомни и реши задачу»

Слайд № 9

Упражнение «Вспомни и реши задачу»

Слайд № 10

Упражнение «Вспомни и реши задачу»

Слайд № 11

Упражнение «Вспомни и реши задачу»

Слайд № 12

Генри Форд – пионер в развитии конвейера

Слайды   №13,14,15

Сопровождаются иллюстрациями о конвейере, моделях машин прошлого и настоящего

Слайд № 16

«Подведем итог»

1.Оргмомент.

Приветствие, пожелание хорошего рабочего настроения.

Ознакомление с темой и целью урока.

2.Актуализация  опорных знаний учащихся по теме

Из разбросанных слов на экране собрать определение понятий «экономика», «производство»

Максимальное количество баллов – 3(за каждое правильное определение1 балл)

Решить кроссворд.

Даны понятия, связанные с экономической жизнью, необходимо назвать вписать в клетки кроссворда.

По горизонтали:

БАНК – финансовое учреждение, собирающее и накапливающее денежные средства, предоставляющее кредиты

ПОТРЕБЛЕНИЕ – использование товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей людей

МОНЕТА- металлический знак из золота, серебра, меди, сплавов, который служит узаконенным средством обращения

ДЕНЬГИ – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров

ОБМЕН – сделки между производителем и покупателем

По вертикали – БЛАГО – все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд

Максимальное количество баллов – 6 (за каждое правильное определение1 балл)

Заполнить схему «Основные сферы экономики»

Максимальное количество баллов – 4 (за каждое правильное определение1 балл)

Учащиеся вспоминают, что называют общими затратами производства, какие затраты называются постоянными и переменными

Классификация общих затрат

Владелец фирмы вел свою документацию крайне неаккуратно. Он пропустил часть записей о затратах производства фирмы. Некоторые из них удалось восстановить по сохранившимся документам. Они составили: расходы на аренду помещения -25тыс.руб.,зарплата рабочих – 50 тыс.руб., расходы на закупку сырья -75 тыс.руб., транспортные расходы – 20тыс.руб. Известно, что постоянные затраты производства составили 100 тыс.руб. Найдите общие и переменные затраты.

Поскольку из перечисленных затрат только аренда помещения относится к постоянным затратам, то, сложив остальные, можно найти переменные затраты фирмы.

50000+75000+20000=145000(руб.) – переменные затраты.

145000+100000=245000(руб.)

Ответ: общие затраты составят 245 тыс. руб.

Максимальное количество баллов – 4 (за каждый правильный ответ 2 балла)

В рубрике «Путешествие в прошлое» познакомимся с Генри Фордом, американским инженером, изобретателем и промышленником, одним из пионеров автомобилестроения и основателей автомобильной промышленности.

Что такое конвейер?

Учитель рассказывает о Генри Форде и созданном им конвейере

(статья взята из книги «Прикладная экономика», стр.83)

Задача для учащихся: Выяснить, в чем преимущества и недостатки использования конвейера?

17-15 баллов       «5»

14-11 баллов       «4»

10-7 баллов         «3»

 6 и менее              «2»

Ученики составляют понятие «Экономика – это хозяйство и способы его ведения людьми»

 «Экономика – наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности»

«Производство- процесс создания различных видов экономического продукта»

Учащиеся оценивают выполненную работу.

Учащиеся вписывают определения в кроссворд.  В результате по вертикали получается слово БЛАГО

Учащиеся оценивают выполненную работу.

Учащиеся оценивают выполненную работу.

Учащиеся решают задачу в карточке - тренажер

Учащиеся оценивают выполненную работу.

КОНВЕЙЕР (англ. conveyer, оcofvey — перевозить), транспортер, машина непрерывного действия для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов.

Учащиеся после беседы заполняют схему в карточке - тренажер

Учащиеся самостоятельно оценивают себя.

Выставление оценок.

План альтернативно – интегрированного  урока истории

 и изобразительного искусства,7  класс

  • Тема урока:  Культура повседневности Сибири
  • Цель урока: познакомить учащихся с культурой повседневности Сибири.
  • Задачи:

       Развивающие:

  • Работать с дополнительным материалом, используя Интернет;
  • В процессе самостоятельной работы отрабатывать умения отбирать информацию, обобщать материал, делать выводы
  •  Публично излагать свои мысли;
  • Развивать монологическую речь.
  • Умение слушать товарищей
  • Умение изготовить оберег своими руками
  • Развивать чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества

Образовательные:

  • Познакомить с повседневной одеждой женщин и мужчин;
  • Дать представление о пище русских сибиряков;
  • Познакомить с истоками народной медицины: мудрость и суеверия;
  • Дать представление об оберегах и их роли в жизни людей.

Воспитательные:

  • В процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества.
  • Воспитывать толерантность,  взаимовыручку,  умение работать в парах.

Форма проведения: «Хождение в гости».

Конспект  урока.

  1. Мотивация урока.

Учителя встречают учащихся в школьном коридоре.

- Сегодня мы в течение двух уроков будем ходить в гости. В горнице вас встретит учитель истории, который познакомит вас с нашим прошлым. В мастерской мастер декоративно – прикладного искусства предложит выступить вам в роли  народных ремесленников. Итак, я приглашаю ребят, гостей, учителей занять в горнице свои места.

  1. Организационный момент.

-Настроение каково? – Во!

- Все такого мнения? – Да!

- Все без исключения? – Да!

- Тогда улыбнитесь и подарите свою улыбку соседу и всем присутствующим на уроке гостям.

  1. Игра «Когда это было?»

Соотнеси  даты  с событиями.

 Принятие христианства      988

Образование древнерусского государства Киевская Русь     конец 9 века

 Правление Ярослава Мудрого    1019 – 1054

 Грандиозный поход Олега на Царьград в 2 тысячи судов.

80 тысяч воинов       907

 Правление князя Владимира в Киеве    980 – 1015

 Правление князя Святослава в Киеве  957 – 972

 Правление княгини Ольги в Киеве   945 – 957

  1. Учитель читает стихотворение:

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ высокий и красивый-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети словно крепкие дубки».

-Прослушав стихотворение, скажите о ком или о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня мы будем говорить о нравах и быте  народов Сибири.

- А что такое быт(повседневная жизнь людей)?

- Дайте понятие слову «нравы» (повседневные отношения между людьми).

  1. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму»

-Как понимаете эти слова?

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое...

  1. Мальчики в костюмах знакомят с особенностями, видами мужской одежды.

-Какие детали мужской одежды находятся на вас?

  1. Девочки в костюмах знакомят с особенностями, видами  женской одежды.

-Покажите на представленных иллюстрациях элементы, детали женской одежды.

  1. Слово учителя.

Требования к одежде, обуви, головному убору в Сибири были довольно высоки. Суровость климата предопределяла выбор теплой и при этом легкой одежды, не стеснявшей движений. Одежда должна была хорошо защищать человека от ветра, попадания снега за воротник, но при этом не вызывать усиленного потоотделения. Особое внимание сибиряки обращали внимание на обувь и рукавицы.

  1. Истоки народной медицины: мудрость и суеверия.

Лук, чеснок, веточки вербы, березовый веник, пучок травы,  уголек, редька, мед, молоко и многое другое,

-О чем вам говорят эти предметы?

Многие предметы из ряда слов применяли в народной медицине, другие слова служили домашним оберегом.

Становление медицинского обслуживания в Сибири происходило крайне медленно, это обуславливалось отдаленностью края, обширностью территории. Бесплатного медицинского обслуживания не было. Да и чаще всего не доверяли чему–то инородному, но были врачи, которые заслужили доверие, и были весьма авторитетны у сельских жителей.

Народная медицина – вот единственное средство профилактики заболеваний и их лечения. В каждой деревне были свои знахарки, травники, бабки – повитухи, ворожеи. Большинство из них действительно были специалистами своего дела, использовали свои уникальные способности, мудрые знания предков.

Верили сибиряки и в обереги.

- А у вас дома есть обереги? Как вы думаете от чего они вас оберегают? Сегодня вы с мастером декоративно – прикладного искусства изготовите обереги для себя.

УРОК 2

  1. В  гостях у мастера по декоративно-прикладному искусству

Зрительный ряд:
Инструкционные карты, рисунки  и образцы  оберегов.

Музыкальный ряд:

Классическая музыка
Оформление доски:

Тема: «Оберег». Рисунки оберегов. Образцы оберегов. Платки.

Отдельно на столе обереги,

на красивой скатерти с букетом цветов.

Учитель ИЗО: Добро пожаловать в творческую  мастерскую!

Сегодня у нас необычный урок. И тема у нас замечательная (на доске запись): “Оберег”.

Знаете ли вы, что такое оберег?

Для чего он служит?

Правильно. Оберег

Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь.

Обереги от порчи,  от дурного глаза.

Слова ОБЕРЕГ и АМУЛЕТ - синонимы и могут равнозначно употребляться в предметах защиты.

Рукотворные - изготовленные человеком;

Какие обереги вы знаете?

Есть ли обереги у вас?

Я предлагаю вам окунуться в мир  творчества и создать обереги своими руками. А вы знаете, что обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души? Сейчас вам нужно выбрать какой из двух оберегов  вы будете изготавливать. Прошу сесть парами, чтобы была возможность друг другу помогать при завязывании узлов.  На столах лежат инструкционные карты и образцы оберегов. Используя дополнительные приспособления можно начинать работу.

Инструкционная карта.

Изготовление оберега или амулета  из ниток

«Человечек»

Последовательность выполнения работ:

  1. Намотать нитки на шаблон.

                         -Туловище

                         - Голова.

                          -Руки

  1. Привязать  к оберегу длинную нить.
  2. Оберег готов

Инструкционная карта.

Изготовление оберега   из ниток

Последовательность выполнения работ:

1.Намотать нитки на шаблон.

2. Из ваты  скатать шарик (голова).

3. Снять нитки  с шаблона.

4.Сделать один разрез и в верхней части сделать кисточку.

5.Равномерно уложить нити вокруг ватного шарика.

6. Закрепить  узелком

7. Оформить низ оберега косичками или юбочкой

8.Приклеить  «глаза» и  «ротик»

Подведение итогов творческой деятельности учащихся.

Обереги учащиеся уносят с собой в память об уроке.

  1. Подведение итогов в горнице.

-Что нового узнали на уроке? Чему научились?

\

Урок – практикум по теме «Семья» (обществознание , 6 класс)

Цель урока:

1.закрепить знания, полученные в результате изучения главы «Семья»;

2. показать роль семьи в жизни человека;

3. заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро;

4. содействовать творческому самовыражению каждого ученика.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок – практикум.

Оборудование: иллюстрации; учебник; карточки; толковые словари разных авторов; творческие работы учащихся.

Оформление доски: тема урока;  эпиграф;  дом; солнышко;  дополнительный  материал; основные понятия.

Основные понятия: семья, брак, родня.

Ход   урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы собрались в тесной семейном кругу, чтобы подвести итоги и все полученные теоретические знания применить  и закрепить на практике.

III. Игра  «Мой дом» 

- С чего начинается строительство дома?

- Что нам нужно для строительства?

Прослушайте стихотворение Людмилы Сусловой «Дом»

Дом

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже с люстрой  над столом  - еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом, твоим теплом.

Все вещи тихо растворила темнота,

И стала комната бездонна и пуста.

И среди этой мирозданной пустоты

Весь мир мой – ты, и дом мой – ты…

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже с люстрой  над столом  - еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

- Почему автор говорит, что «дом, заставленный добром, - еще не дом?»

- А что для этого нужно?

Я вам предлагаю построить свой собственный дом, но чтобы он был устойчивым и надежным, мы выложим прочный фундамент. На столах у вас лежат «кирпичики», напишите на них те слова- ценности, которые необходимы для создания и проживания семьи в доме, т.е. то, на чем будет «строиться» семья.

Учащиеся записывают, зачитывают слова – ценности. Затем «строят» фундамент для будущего дома.

Учитель вывешивает иллюстрацию дома.

-Ребята, а кто будет жить в этом доме? (семья)

- Дайте определение слову семья.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. А что такое брак? (дать определение)

Дом построен, пора справлять новоселье. Сейчас мы узнаем , какие же семьи будут жить в новом доме.

IV. Презентация семей учащихся.

Учащиеся представляют фото – коллажи, рассказы, стихи о своей семье.

V. Итог.

Я думаю, что каждая семья непременно получит заветные ключи от квартиры. Все достойны проживать в этом теплом, светлом и уютном доме. Учитель благодарит «проектировщиков» дома.

VI. Каждому дому нужен хозяин.

Кто такой хозяин, мы выясним с помощью толковых словарей и составим кластер.

ХОЗЯИН

- Какое из определений подходит к теме нашего урока?

Но в доме есть  не только хозяин, но и хозяйка. Назовите слова – ассоциации к слову «хозяйка».

- Схожи ли они со словом «хозяин»?

- Как определяет С.И.Ожегов понятие «хозяйка» (женщина, хорошо ведущая домашнее хозяйство)

-Что значит быть рачительным хозяином? (старательным, усердным в исполнении чего – либо, разумно бережливый).

VII. Работа с учебником.

Прочитать отрывок из книги В.Белова «Лад»

- Как были распределены обязанности в сельских семьях северных губерниях России.

- Можно ли сказать, что сегодняшний уклад семьи совпадает с тем, описал писатель.

- Как понимаете слова писателя, что семейные ссоры были «лично не выгодны для любого члена семьи?»

VIII. Народная мудрость.

Существует немало пословиц и поговорок о семье. Восстановите смысл пословиц и поговорок, в которых намеренно употреблены противоположные по значению слова.

1.Поодиночке свободно, но вместе весело.        1. Дома стены помогают.

2.В гостях потолок мешает.                                          2. Муж и жена – одна сатана.

3.Жена без мужа – два ангела.                                      3.  Вместе тесно, а врозь скучно.

4. Без ненавистного ад у землянки.                              4. С милым и рай в шалаше.

IX. Игра «Волшебный треугольник»

Найти 25 родственников. Читать можно по вертикали и диагонали.

В

О

П

П

А

С

Ы

Н

О

К

Л

Я

Р

У

Ч

З

Р

П

Л

Е

М

Я

Н

Н

И

К

З

А

П

О

А

М

Т

Е

С

Т

Ь

Т

О

Р

М

Е

Д

Е

Д

П

Е

В

М

А

Т

Ь

Д

Е

К

Л

Е

Д

Е

В

Щ

Г

З

Я

Т

Ь

Ш

Ь

М

Ы

В

О

Д

С

А

Я

З

Р

Н

Б

Б

Р

А

Т

Е

Ч

С

В

Е

К

О

Р

А

Н

Б

О

Ч

Е

Р

Ь

Ц

О

З

О

Л

О

В

О

И

А

Е

Т

Ь

В

Д

Я

Д

Я

О

Г

О

Т

Е

Ц

Х

Я

С

В

Е

К

Р

О

В

Ь

Д

Ч

Е

Ж

А

Б

Н

Е

В

Е

С

Т

К

А

И

И

К

Э

Р

А

З

О

Л

О

В

К

А

В

З

М

Ь

Ю

Ж

Н

Ш

У

Р

И

Н

Б

А

Б

К

А

К

Р

Е

Ш

(Ответ: дед, бабка, дочь, деверь, шурин, золовка, невестка, свекор, сын, племянник, тесть, мать, брат, дядя, отец, свекровь, теща, отчим, мачеха, тетя, прадед, зять, пасынок, свояк, племянница)

X. Итог урока. Прочитайте эпиграф к уроку.            

                                                              Семья – это место приземления для старших,

стартовая площадка для младших и полигон

взаимоотношений для каждого.

 Виктор Кротов

- Как вы понимаете слова В.Кротова?

XI. Подведение итогов урока.

На память об уроке учитель дарит обучающимся буклет с рубриками «Говорят дети», «Подумай на досуге», с  фотографиями ребят.

БИЗНЕС – ИГРА  «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕСЯТКА»

(для учащихся 10 – 11 классов)

     Экономические преобразования в стране, развитие рыночных отношений требуют серьезной как экономической, так и психологической подготовки людей. С одной стороны, это приобретение элементарных сведений из области экономики, с другой – перестройка собственной психологии. Реалии сегодняшней жизни вводят ребят в бытовую экономику, даже заставляют зарабатывать карманные деньги. И все, что касается мелкого бизнеса, влечет ребят, они многое уже знают о рыночных взаимоотношениях и хотят узнать еще больше. Для этого и нужны различные бизнес – игры, конкурсы. В игровой атмосфере ребятам легче усвоить, закрепить деловые понятия, осмыслить новую систему экономических взаимоотношений.

В игре участвуют две команды – фирмы. Участники зарабатывают в каждом конкурсе деньги – «местные лимончики». Фирма, заработавшая большее количество денег за всю игру, становится победителем.

Ведущий представляет жюри – Центробанк  школьного государства.

  1. ___________________________________________
  2. ___________________________________________
  3. ___________________________________________
  4. ___________________________________________
  5. ___________________________________________

                                     

А сейчас мы поиграем,

Кто на что горазд узнаем.

Девиз игры: «Денежки –

Бальзам для тела и души».

Ни доллар, ни рубль, ни фунты-

Знакомьтесь: «лимончики наша» наша валюта.

(Жюри выдается стеклянная банка с местной валютой.)

Почет и хвала тому будет,

Кто больше «лимончиков» добудет.

Внимание, внимание, друзья,

Первый конкурс объявляю я,

На вопросы мои смелей отвечайте,

И лицензию фирмы своей получайте.

I конкурс «ПРИОБРЕТЕНИЕ  ЛИЦЕНЗИИ»

Лицензия – разрешение – документ на право организовать свою фирму. Командам предлагается ответить на  несколько экономических  вопросов. Чтобы приобрести лицензию, достаточно назвать не менее трех правильных ответов.

  1. Крупное учреждение, где хранятся финансовые ценности (банк).
  2. Как называются иностранные деньги (валюта).
  3. То, что взято взаймы с последующей отдачей (долг).
  4. Денежная единица США (доллар).
  5. Самый дорогой металл (золото).
  6. Ввоз в страну иностранных товаров (импорт).
  7. Соперничество, состязание на рынке (конкуренция).
  8. Розыгрыш по билетам (лотерея).
  9. Объявление, извещение о товаре или услуге (реклама).
  10. Несгораемый металлический ящик для хранения денег (сейф).
  11. Требование на товары со стороны покупателя (спрос).
  12. Потеря, ущерб фирмы в результате неэффективной рекламной кампании (убыток).

Жюри подводит итоги, ведущий вручает каждой фирме для хранения своих сбережений несгораемые сейфы (стеклянные банки). После подведения итогов вручаются лицензии – разрешения на право продолжать свою деятельность в бизнес – игре «экономическая десятка».От себя лично ведущий вручает начальный капитал за первое место 5 «лимончиков», за второе место 4 «лимончика».

Итоги конкурса объявляю,

с двойной удачей поздравляю:

Во – первых, лицензию вы получили,

А во – вторых, счет в банке открыли.

Следующий конкурс - ….а где же овации?

Спасибо, спасибо, итак, презентация!

Это очень важно, помните всегда,

Представьте свою фирму, господа!

II конкурс «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФИРМ»

Команды представляют фирмы. За интересное представление фирма получает наибольшее количество «лимончиков» (название, девиз, вывеска, отличительный знак и т.д.).

IIІ конкурс «ЛЮДИ И ДЕНЬГИ. ДЕНЬГИ И ЛЮДИ»

У каждой команды таблички с номерами от 1 до 10, табло с десятью графами, где даются варианты ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

пластиковая карточка

копейка

лира

алтын

рубль

сольдо

фунт

доллар

марка

грош

М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов

А.С.Пушкин

А.Н.Некрасов

А.А.Фет

Ф.И.Тютчев

Елена Глинская

Егор Канкрин

И.А.Вышеградский

С.Ю.Витте

Юрий

Дмитровский

  1. Название этой денежной единицы происходит от немецкого слова талер, в 1792 году она объявлена главной денежной единицей  известного  государства, является свободно конвертируемой (8, доллар).
  2. Это название денежной единицы происходит от глагола рубить, когда от большого слитка серебра отрубали часть(5, рубль).
  3. Конец ΧΧ века ознаменован переходом к новому виду обращения денег через компьютерные системы. Назовите соответствующую форму обращения (1, пластиковая карта).
  4. Назовите итальянскую монету, чеканившуюся в XΙΙ-XVΙΙΙ веках, которой пользовался знаменитый деревянный человечек (6, сольдо).
  5. Как называлась русская монета, чеканившаяся в середине ΧІΧ века, и вошедшая в известное крылатое выражение (10,грош).
  6. Как называется древнегреческий музыкальный инструмент и денежная единица одного из европейских государств (3,лира).
  7. Кому из первых русских поэтов принадлежат эти политэкономические строчки:

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет….

(2, А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»)

8.  История денежных реформ в России уходит в далекий XVI век(1535год).    Кто из перечисленных лиц начал первую денежную реформу в России?

(6, Елена Глинская, жена Василия ΙΙΙ, мать Ивана ІV)

9.  Государственный деятель, инициатор проведения денежных реформ в 1897 году. Стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством (9, Сергей Юльевич Витте).

10.  Он ввел в качестве основы денежного обращения серебряный рубль, установил обязательный курс ассигнаций. Добился бездефицитности государственных бюджетов, временно укрепил финансы России (7, Егор Францевич Канкрин).

IV конкурс «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»

Фирмы должны найти признак, по которому они исключают из цепочки слов одного смыслового ряда, случайно попавшие в него.

  • Хлеб, песни, цена, рубль;
  • Инженер, производство, чертежи, ресторан;
  • Магазин, продукты, огонь, одежда;
  • Деньги, радость, заработная плата, доходы.

V конкурс «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ»

Игрокам предлагается найти верное решение, написав правильно экономические термины.

  • БРОККЕР – биржевой посредник, покупатель товара от имени клиента и на его деньги.
  • ДЕФЛЯЦИЯ – процесс снижения цен в стране.
  • ДИВИДЕНТЫ – часть чистой прибыли акционерной фирмы, которая выплачивается ее акционерам пропорционально стоимости принадлежащих им акций.
  • ДИЛЕР – биржевой посредник, покупающий товар от своего имени и на свои деньги с целью последующей перепродажи на бирже.
  • ИНВЕСТИЦИЯ – вложение денежных средств, принадлежащих отдельным гражданам, государству или фирмам, в коммерческие либо производственные проекты, ценные бумаги или имущество в целях получения дохода или сокращения расходов (потерь).
  • ТАМОЖНЯ – государственная служба, контролирующая ввоз и вывоз товаров из страны и взимающая плату в пользу государственной казны за разрешение на пересечение границы.
  • РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ – показатель, предоставляемый собой отношение прибыли к сумме затрат на производство.
  • ТОВАР – продукт труда, произведенный для обмена или продажи;
  • ФИРМА – тип предприятия.
  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО–инициативная,самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода.

VI конкурс «РЕКЛАМНЫЙ КУРЬЕР»

Нутис- фрутис, теперь все узнают,

Какие продукты у вас выпускают.

Элемент маркетинга – реклама,

Удовлетворим потребности товаром.

Кто  с рекламой быстро управиться,

У того финансы поправятся!

Задача игроков – интересно прорекламировать  предложенные товары (носовой платок, туалетная бумага, яблоко, таблетки, живая рыба и т. д.).

Реклама должна быть яркой, впечатлительной, стимулирующей сбыт.

VIІ конкурс «КОММЕНТАРИИ К ПОСЛОВИЦЕ»

Менеджеров фирм я приглашаю,

Им суперзаданье я предлагаю.

На пословицу дельно, практически

Комментарий дать экономический.

(один из капитанов выходит за дверь)

Пословица наша так гласит:

«Не все золото, что блестит»

Менеджеры должны незамедлительно принять решение.

VIII конкурс «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР»

Найти часть половинки к предложенным пословицам.

  • Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
  • Долго спать, с долгом вставать.
  • У богатого телята, а у бедного ребята.
  • Деньги не голова: наживное дело.
  • Не деньги нас наживали, а мы деньги нажили.
  • Будешь богат, будешь и скуп.
  • Без нужды живет, кто деньги бережет.
  • Держи девку в темноте, а деньги в тесноте.
  • Чаще счет, крепче дружба.
  • Лишние деньги – лишняя забота.
  • Богатому не спиться: богатый вора боится.
  • Деньги – пух, только дунь на них – и нет.

IΧ конкурс «И В ЭКОНОМИКЕ ЕСТЬ РЕБУСЫ»

Решить ребусы на экономическую тему

                 

1.Заказ. 2.Товар. 3.Полтина. 4.Вклад. 5.Качество. 6. Право.

Χ конкурс « Викторина»

Викторина! Вопросы получайте,

И скорее  на них отвечайте!

А кто хочет премию – совет:

Дайте мне вы правильный ответ!

  • Денежная единица многих европейских государств (евро).
  • Крупный шантажист, вымогатель, гангстер (рэкетир).
  • То, что является предметом торговли (Товар).
  • Магазин, где продают промышленные товары (универмаг).
  • Его все платят (налог).
  • Что дороже: золото или серебро? (золото).
  • Что производит фирма «АДИДАС» (спортивную обувь и одежду).
  • Стоимость товара, выраженная в деньгах (цена).
  • Назовите пять марок легковых автомобилей.
  • Что такое черное золото? (нефть).
  • Сколько центов в одном долларе (сто).
  • Бог торговли в Древней Греции (Гермес).
  • Что продается на фондовой бирже (ценные бумаги, акции, облигации).
  • Что такое инвестиция (капиталовложения)

Пора подводить итоги, друзья!

Играли на славу мы и не зря.

В дальнейшей  жизни, честная компания.

Всегда пригодятся ваши знания.

Ум и находчивость вы проявляйте

И на весь мир о себе заявляйте.

А пословице о дружбе, труде

В делах помогут вам всегда, везде.

Главнее в жизни – друг. Не забывайте,

На деньги его не променяйте!

Жюри подводит итоги, вручает призы.

ИГРЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ.

Зрители за правильный ответ получают «лимончики», а потом на свое усмотрение передают безвозмездно  их любой фирме.

Блиц – опрос

  • Положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться не может найти работу (безработица).
  • Товарная сделка, натуральный обмен (бартер).
  • Участник акционерного общества(акционер).
  • Определенная сумма денег, которую получатель доходов уплачивает государству (налог).
  • Кредитное учреждение, выдающее ссуды (банк).
  • Вес товара без упаковки (нетто).
  • Место в магазине для показа товара (витрина).
  • Наем помещения, земли во временное пользование (аренда).
  • Наклейка на товаре с указанием его названия, количества, предприятия изготовителя (ярлык).
  • Исследование рынка и продвижение на него товаров (маркетинг).

Объединить слова общим экономическим термином.

  • Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты (банк).
  • Товар, информация, покупатель (реклама).
  • Товар, страна, вызов (Экспорт).
  • Деньги, цены снижения покупательской способности (инфляция).

У каждой фирмы подсчитываются «лимончики». По их количеству определяют победителя, вручаются призы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционные формы урока как средство повышения мотивации к иностранному языку"

Мастер-класс "Нетрадиционные формы урока как средство повышения мотивации к иностранному языку"...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику....

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...