Региональная стажировочная площадка для молодых учителей химии и биологии
методическая разработка

Калашникова Екатерина Андреевна

Методические рекомендации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации «Проектная деятельность на уроках химии и биологии» МОАУ «СОШ № 52 г. Орска» - Стажировочная площадка межмуниципального центра методического сопровождения для молодых педагогов биологии и химии. 18.05.2022

Слайд 2

Регламент Выступающий Тема Продолжительность Калашникова Е.А., заместитель директора по НЭР Введение 7 минут Пименова Е.Н., учитель химии Проектная деятельность на уроках химии 7 минут

Слайд 3

Проектное обучение рассматривается как дидактическая система. Метод проектов является компонентом системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. О проектном обучении можно говорить только тогда, когда метод проектов является основным в процессе обучения, а остальные методы являются вспомогательными. Уже с начальной школы согласно ФГОС педагогам необходимо выстраивать систему проектного обучения.

Слайд 4

Что такое «проектная» и «исследовательская деятельность» учащихся? Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Слайд 5

В 2021 году был утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт, где четко обозначена роль и значение проектной деятельности.

Слайд 6

В нашей школе существует элективный курс «Индивидуальный проект» с 8 по 11 класс. 34 часа в год, то есть 1 раз в неделю. 9-11 классы обычно на день науки – 8 февраля защищают свои проекты. Отметка за курс «Индивидуальный проект» выставляется в аттестат как в 9, так и в 11 классе. Всем педагогическим коллективом школы был разработан локальный акт, который определяет механизм формирования пар: ученик-тьютор, критерии оценивания, а также процедуру оценивания. Остановимся на оценке выступлений, куда входят следующие протоколы: во-первых, это отдельный протокол оценки содержания, во-вторых, протокол защиты индивидуального проекта, в-третьих, рецензия тьютора, где оцениваются универсальные учебные действия учащегося по результатам создания проекта.

Слайд 7

Наименование предмета Элективный курс «Индивидуальный проект» Классы 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Общее количество часов на год 34 ч. 34 ч. 34 ч. 34 ч. Количество часов в неделю 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч.

Слайд 11

Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач: учит применять базовые знания и умения, усвоенные на учебных занятиях, для поиска и решения социальных, семейных, личных проблем; стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей; стирает грани между школьными дисциплинами, тем самым приближает учебный процесс к реальной жизни; привлекает детей к социальной деятельности, которая обеспечивает формирование различных качеств, профессиональных интересов Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Реализация исследовательского метода обучения обеспечивает выработку новых знаний. Отличительная особенность исследования от проектирования прослеживается в том, что исследование не предполагает создание какого-либо планируемого объекта, модели или прототипа. Результат проекта всегда известен заблаговременно, а результат исследования не известен. Критерием успешности организации учебно-исследовательской и проектной деятельности выступает обогащение исследовательского опыта учащихся. Основная задача педагога - помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Слайд 12

В каких формах можно реализовать учебно-исследовательскую деятельность? Формы организации учебно-исследовательской деятельности На урочных занятиях • урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие»; • учебный эксперимент, позволяющий освоить элементы исследовательской деятельности (планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов); • домашнее задание исследовательского характера. На внеурочных занятиях • исследовательская практика обучающихся; • образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля • факультативные занятия; • ученическое научно-исследовательское общество; • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п.

Слайд 13

Предлагаем вам пройти бесплатные курсы на Яндекс-учебник «Проектная деятельность в школе», 16 часов. Здесь вы найдете ответы на такие вопросы как: Как выбрать тему, учитывая интересы учеников? Как лучше построить работу над проектом? Как прийти к результату и при этом не сделать работу за ученика? Рассмотрите разные виды проектов и четкий алгоритм включения проектной деятельности в свою работу. Также если вы только начинаете погружаться в проектную деятельность на уроках помогут курсы на сайте пронавыки «Основы проектной деятельности». Всего 6 модулей, и после каждого модуля практика для закрепления материала. Можем посоветовать курсы и на ИНФОУРОКЕ «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС» на 72 часа, но уже платные за 570 рублей (может уже изменилась). Мы их тоже проходили, нам понравились. Богатый материал, доступный язык написания.

Слайд 14

https://yandex.ru/promo/education/course/proektnaya-deyatelnost-v-shkole

Слайд 15

https://proskilling.ru/project_manager_new_course

Слайд 16

https://infourok.ru/kursy/organizaciya-proektno-issledovatelskoj-deyatelnosti-uchashihsya-v-ramkah-realizacii-fgos

Слайд 17

Регламент Выступающий Тема Продолжительность Калашникова Е.А., заместитель директора по НЭР Введение 7 минут Пименова Е.Н., учитель химии Проектная деятельность на уроках химии 7 минут Дорофеева Ю.В., учитель биологии Проектная деятельность на уроках биологии 7 минут Разное 9 минут

Слайд 18

Проектная деятельность на уроках химии

Слайд 19

Технологии личностно-ориентированного обучения Обучение в сотрудничестве Ситуативное обучение Проектное обучение Разноуровневое обучение Модульное обучение Образно-эмоциональное обучение

Слайд 20

Участники проектирования творчески подходят к делу и при этом развивается самостоятельность ребенка: самоцелеполагание , самопланирование , самоорганизация, самоанализ, самокоррекция, самоконтроль. Метод проектов – один из главных методов личностно ориентированного обучения, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития. В этих условиях возрастает роль естественно-научных дисциплин, которые вносят весомый вклад в формирование научного мировоззрения учащихся, ценностно-ориентированного представления об окружающем мире. Химия, как естественно-научный предмет с большим количеством практических и лабораторных работ, повышает интерес учащихся к изучению веществ, а использование новых технологий дает толчок к новым исследованиям. Это способствует формированию необходимых умений и навыков для всестороннего развития личности. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность исследовать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Слайд 21

Типология проектов По структуре: 1. Исследовательский проект Монопредметный Межпредметный Надпредметный

Слайд 22

Типология проектов 2. Текущий проект 3. Творческий проект 4. Игровой проект 5. Информационный проект 6. Практический проект 7. Итоговый проект

Слайд 23

1. Исследовательский проект. По содержанию он может быть: - монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета (мы, конечно, говорим про химию), Например, «Химический анализ состава чая, мёда, зубных паст, жевательных резинок», «Определение содержания кофеина в разных видах кофе» или «Определение содержания железа в разных овощах и фруктах». - межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, химия-биология) Например, «Влияние алкалоидов на живые организмы», «Влияние компонентов косметики на организм или кожу человека», «Химия и математика») - надпредметным (выполняется он в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских. Такие проекты являются полноценным научным исследованием). Выполнение подобного проекта в школе возможно только в сотрудничестве с серьёзными научными организациями (например, с университетами и исследовательскими институтами). Например, «Изучение качества воды из каких – либо источников или качества почвы». Для полного анализа понадобятся возможности лаборатории аналитической химии.

Слайд 24

2.Текущий проект. В текущих проектах на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения). К примеру, можно взять тему «Коррозия металлов» или «Водородный показатель», «Редкоземельные металлы», «Углеводороды в жизни человека» и т.д. 3.Творческий проект. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. В данном случае следует договариваться о планируемых результатах и форме их представления (видеофильме, экспедиции и т.д.) Оформление результатов творческого проекта требует четко продуманной структуры в виде сценариев, планов, репортажей, комментариев и пр. Обычно, мы не прибегаем к этому виду проектов, так как химия – более практико-направленная дисциплина. 3. Игровой проект. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием и характером проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, приключенческо-игровая. Так же как и предыдущий вид проектов, трудно применить к химии. Но, возможно тема проекта будет связана с разработкой интеллектуальных игр по химии

Слайд 25

4. Информационный проект. Информационные проекты еще называют теоретическими. Сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Этот тип проектов очень любят восьмиклассники. Так как они только пробуют, учаться . Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их составляющей, модулем. «История красок», «Химический состав детской молочной смеси», «Пищевые добавки в продуктах питания». И т.д. 5. Практический проект. Практические проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Например, «Изготовление духов в домашних условиях», «Исследование качества шоколада», «Влияние органических кислот на продукты питания», «Практическое применение уксусной кислоты» и т.п. 6. Итоговый проект. По результатам итогового проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала.

Слайд 26

Типология проектов По координации 1. Проект с открытой координацией 2. Проект со скрытой координацией

Слайд 27

По характеру координации. Проекты с открытой координацией. Здесь учитель принимает участие в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Практически все проекты по химии с открытой координацией. Проекты со скрытой координацией . Здесь учитель выступает как полноправный участник проекта, свое влияние он осуществляет за счет собственных лидерских качеств. Данный тип проектов больше подходит для предметов гуманитарного цикла. В истории развития химии было множество теорий впоследствии признанных ошибочными. Важно не допустить, чтобы ученик пришел к таким ошибочным выводам. Кроме того, если в процессе проверки гипотезы проводится химический эксперимент, учитель обязан контролировать его безопасное проведение не только своими лидерскими качествами, но и своим статусом.

Слайд 28

Типология проектов По количеству участников 1. Индивидуальные 2. Парные 3. Групповые

Слайд 29

Типология проектов По продолжительности проведения 1. Краткосрочные ( минипроекты ) 2. Среднесрочные 3. Долгосрочные

Слайд 30

Основные этапы работы над проектом организационно-установочный; выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта; обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся; структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов; работа над проектом; подведение итогов, оформление результатов; презентация проекта.

Слайд 31

Виды презентации проектов - научный доклад; - деловая игра; - де­монстрация видеофильма, презентации мультимедиа; - научная кон­ференция; - игры с залом; - защита на Ученом Совете; - путешествие; - реклама; - пресс-кон­ференция.

Слайд 32

Метод проектов в химии ни в коем случае нельзя рассматривать как один из альтернативных подходов к организации учебного процесса ( нельзя виртуальный лабораторный практикум или виртуальный демонстрационный эксперимент считать альтернативой реального лабораторного практикума или реального демонстрационного эксперимента ). Он должен включаться в учебный процесс как дополнительное средство, повышающее качество учебного процесса и способствующее развитию личностных качеств учащихся. Как и у любого метода, у метода проектов есть не только плюсы. Применение этого метода требует существенных временных затрат как у учителя, так и у ученика. Учитель, руководящий проектной работой, должен иметь высокий уровень компетентности не только в области преподаваемого предмета, но и в других отраслях знаний. При преподавании химии далеко не на каждом уроке создание проекта позволяет добиться значимых результатов. Существуют темы, например, «строение атома» или «химическая связь», где метод проектов практически не применим. Кроме того, по сравнению с другими методами, например, объяснительно – иллюстративным, дополнительной трудностью является невозможность объединить в одну исследовательскую группу весь класс, в котором обучаются дети с различными академическими способностями. Трудно, также, объективно оценить степень участия каждого ученика в групповых проектах. Но наряду с недостатками есть и достоинства. Применение метода проектов позволяет добиться значимых результатов при обучении химии. С психологической точки зрения, знания, добытые самостоятельно для человека более ценны в личностном плане, а, следовательно, усваивается в более полной мере. Кроме того, школьники учатся искать информацию не только в объяснениях учителя и учебнике, но и в других источниках. Компьютер и сеть Интернет выступают здесь не как источник развлечений, а как средство поиска и обработки информации, что важно для современных подростков. Они также учатся критически оценивать полученную информацию, систематизировать ее, строить предположения, делать выводы, что, несомненно, способствует развитию мышления школьников.

Слайд 33

Плюсы и минусы метода проектов + - Позволяет добиться значительных результатов Получение более ценных знаний Формирование навыка поиска необходимой информации Использование компьютера и Internet в познавательных целях. Значительные временные затраты Высокий уровень компетентнсти тьютора Нельзя использовать в каждой теме Не всегда значимые результаты Трудность в объективном оценивании вклада каждого ученика (в групповых проектах)

Слайд 34

Ссылки на конкурсы и олимпиады по проектной деятельности 1. Межрегиональная олимпиада исследовательских работ «Путь в медицину» ( ОрГМУ ) https://www.orgma.ru/dovuzovskoe-obrazovanie/olympiad/olimpiada-put-v-meditsinu 2. Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И.Менделеева . https://bfnm.ru/index.php/vserossijskij-konkurs-nauchno-issledovatelskikh-rabot-obuchayushchikhsya-obrazovatelnykh-uchrezhdenij/polozhenie 3. Всероссийский конкурс исследовательских работ («Открытые ладони») https://open-hands.ru/svet-poznaniya 4. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ («Грани науки») http://pedakademy.ru/?page_id=119

Слайд 35

5. Международный конкурс проектно-исследовательских работ «Горизонты знаний» (Академия развития творчества «АРТ-Талант») https://www.art-talant.org/raspisanie/mezhdunarodnyj-konkurs-proektnoissledovatelskih-rabot-gorizonty-znanij 6. Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» https://olymp.hse.ru/projects/about 7. Конкурсы проектов и исследований (Малая Академия Наук «Интеллект будущего») https://new.future4you.ru/catalog/research/ 8. Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» . https://school-science.ru/4/13 9. Эрудит – онлайн. https://erudit-online.ru/filter/subject/chemistry.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации для молодых педагогов биологии и химии Формирование функциональной грамотности школьников на уроках химии и биологии в соответствии с реализацией ФГОС-21 МОАУ «СОШ № 52 г. Орска» - Стажировочная площадка межмуниципального центра методического сопровождения для молодых педагогов биологии и химии «Сопровождение профессиональной адаптации и развития молодых учителей химии и (или) биологии в рамках реализации регионального проекта «Учитель будущего», 2020-2023 гг. Разработчик : Калашникова Екатерина Андреевна, заместитель директора по научно-экспериментальной работе. ноябрь, 2021

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………..3 1 Из опыта участия МОАУ «СОШ № 52 г. Орска» во Всероссийской командной олимпиаде по функциональной грамотности для школьников и их педагогов-наставников………………………...5 2 Формирование функциональной грамотности на уроках биологии и химии……………………….10

Слайд 3

Введение Образовательные результаты являются ключевым индикатором качества образования, так как именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны и определяется необходимость реформ в системе образования и их темпов. Именно результаты международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018–2025 годы) от 26 декабря 2017 года. Существует несколько признанных организаций, проводящих независимую международную оценку уровня функциональной грамотности в более чем 60 странах мира: Международная ассоциация оценки образовательных достижений – IEA (International Association for the Evaluation of Education Achievements) ; Международное сравнительное исследование качества математического и естественнонаучного образования – TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) ; Международная оценка образовательных достижений учащихся- PISA .

Слайд 4

Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, т.е. проверку подготовки молодежи к «взрослой» жизни, что отличает его от других международных исследований. И вводит такое понятие как «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Функциональная грамотность включает в себя 6 направлений: Читательская грамотность; Математическая грамотность; Естественнонаучная грамотность; Финансовая грамотность; Глобальные компетенции; Креативное мышление (с 2021 года). В настоящее время задания на развитие функциональной грамотности находят отражение в заданиях ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Также переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности учащихся закреплена в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте.

Слайд 5

1 Из опыта участия МОАУ «СОШ № 52 г. Орска» во Всероссийской командной олимпиаде по функциональной грамотности для школьников и их педагогов-наставников В 2020-2021 учебном году наши учащиеся стали участниками I Всероссийской командной олимпиады по функциональной грамотности для школьников и педагогов - наставников «Учимся для жизни – стремимся в будущее». Сроки проведения: 10.03.2021-11.04.2021 гг. Проведение олимпиады по функциональной грамотности в нашей школе осуществлялось в несколько туров: I тур – школьный этап; II тур – подготовительный этап команды к участию на всероссийском уровне. III тур (5.04.2021-11.04.2021 гг.) – всероссийский этап по шести направлениям (работа индивидуальная).

Слайд 7

Наставниками школьников стали Мацко Татьяна Викторовна, учитель математики, и Калашникова Екатерина Андреевна, учитель истории и обществознания, которые прошли курсы педагогов-наставников по функциональной грамотности «Учимся для жизни – стремимся в будущее!». Также наставники проводили все туры и контролировали деятельность учеников, подводили итоги.

Слайд 8

В школьном этапе приняли участие 156 учащихся. Наставниками была проделана большая работа по проверке школьной олимпиады по функциональной грамотности, и были выбраны учащиеся из группы 7-9 класс с самыми лучшими результатами, в дальнейшем они стали готовиться к всероссийской олимпиаде. Финалисты Беседина Полина Ученица 7 «А» класса Мацко Анастасия Ученица 7 «А» класса Спиридонов Арсений Ученик 7 «А» класса Торосян Нарек Ученик 7 «Б» класса Зейферт Дмитрий Ученик 8 «Б» класса Калужских Максим Ученик 9 «А» класса

Слайд 9

В III туре наши ученики столкнулись с трудностями прохождения олимпиады, например, сайт не загружал задания, давался короткий срок для прохождения блока заданий, дети «вылетали» с сайта. Наставники оперативно писали организаторам и говорили об ошибке, стоит отметить, что трубки они не брали, а общались только по электронной почте, и дата проведения была перенесена. Финальные задания существенно отличались от тренировочных уровнем сложности, что приводило в негодование участников. На каждый блок давалось 30 минут, без учета количества заданий и их объема. На выполнение всей работы 180 мин без перерыва. Команда МОАУ «СОШ № 52 г.Орска» заняла 6 место по Оренбургской области с общим баллом 1045,54.

Слайд 10

2 Формирование функциональной грамотности на уроках химии и биологии К особенностям заданий на формирование и оценивание функциональной грамотности относится формулировка задач, входящих в комплексное задание. Формулировка точно указывает на деятельность обучающихся, а также на возможные источники информации, необходимые для успешной деятельности по выполнению задачи. В качестве таких источников в рамках заданий предлагаются выдержки из статей, отчетов, инфографики , карты и другие материалы по рассматриваемому вопросу. В большинстве заданий информация в описании предложенной ситуации приводится в различной форме: в виде текста, рисунка, диаграммы, схемы, графика реальной зависимости). Существенной особенностью информации, сопутствующей каждой задаче и заданию в целом, является ее мозаичность и возможная информационная избыточность. Предлагаемая ситуация может иметь неполное описание, неисчерпывающее представление. На уроках биологии и химии можно использовать задания 6-ти направлений функциональной грамотности.

Слайд 11

Читательская грамотность Почти всегда существовал стереотип: читать текст дети должны на уроках русского языка и литературы, но сегодня многие учителя - предметники понимают, что это одна из задач успешного обучения ребенка в любой области, биология и химия не исключение. Оценка читательской грамотности должна учитывать 5 аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; выявление информации; развитие интерпретации; рефлексия на содержание текста; рефлексия на форму текста. Все аспекты чтения взаимосвязаны, и от выполнения одного из них зависит успешное завершение другого. Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов.

Слайд 12

Читательская грамотность на уроках биологии На уроках биологии нас интересуют тексты биологического содержания - чаще это тексты параграфа или дополнительный материал. Например, текст о плаунах. Используем при изучении споровых растений. Сейчас это материал 6 класса, в следующем году произойдет переход на линейную систему, и растения мы будем изучать в 6-7 классах. Ниже представлены задания составленные Дорофеевой Ю.В., учителем биологии высшей категории МОАУ «СОШ № 52 г.Орска», где использован дополнительный материал. Ведьмины круги Корневая система у плаунов развита хорошо, но мощной ее назвать нельзя. У большинства видов имеется 2-4 основных корня, редко превышающих 50 см в длину. От них, а также от основания стебля отходят 11-12 тонких корешков. Большинство представителей плаунов растут таким образом, что от материнского корня перемещаются в какую-либо одну сторону сплошным зеленым ковром. Но есть и такие виды, которые разрастаются в разные стороны, оставляя материнский корень в центре. Срок жизни отросших частей растения составляет около пяти лет, после чего они умирают и засыхают. Если плаун растет во все стороны, отмирание начинается в центре такой зеленой полянки. Постепенно сухое пятно увеличивается в диаметре, образуя своеобразный круг. В его центре можно видеть землю и мертвые стебли, а по окружности - полные жизни зеленые побеги. Раньше люди верили, что в месте таких кругов из земли выходят на поверхность злые силы, и старались обходить их десятой дорогой. Народ окрестил их « ведьмиными кругами» (кольцами), а плаун – колдунником . Используя содержание текста и знания по биологии, ответьте на следующие вопросы: 1.Что такое « ведьмины круги»? 2.Сколько лет живёт плаун? 3.Сколько корней у плауна? 4.Почему большинство животных не едят плауны? 5.Как человек использует плауны?

Слайд 13

Признаки классов 1.Заполните таблицу, пользуясь текстом параграфа. 2. Объясните, что значит «кратно трём», «кратно четырём», «кратно пяти»? Как эти понятия связаны с темой урока? 3.На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения? 4.На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения? Признак Зародыш Корневая система Стебель Лист Цветок Двудольные Однодольные

Слайд 14

Читательская грамотность на уроках химии Практика прошлых лет показывает, что порой работа с текстом на уроках курса «химии» сводится к беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала уже знакомое ученикам. Это приводит к простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности школьники затрудняются, что в свою очередь вызывает снижение интереса к изучению предмета. Сегодня же педагог учит извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Какие же формы работы можно применять на уроках химии для формирования читательской грамотности? Одной из простых форм работы с текстом является, на мой взгляд, такое задание, как «Вставь пропущенное слово». В зависимости от типа частиц в кристаллической решетке и характера связи между ними , различают ионные, атомные, молекулярные и металлические кристаллические решётки. Ионными, называются кристаллические решётки, в узлах которых находятся (…) . Их образуют вещества с (…) типом связи . Это соли, основания, некоторые оксиды .

Слайд 15

Так же могут использоваться приемы «Сопоставление / нахождение сходств и различий», В параграфе учебника на рисунке изображены различные типы кристаллических решёток. Учащимся предлагается сравнить данные изображения, найти сходства и отличия и, исходя из строения кристаллических решёток, предположить свойства веществ, имеющих данное строение. «Составление списка или таблиц», В начале урока учащимся предлагается подумать и составить список тех сведений, которые они знают о кислороде. Затем, работая с текстом параграфа, ребята делят прочитанные сведения на три колонки Информация, которую я знал до урока Информация, которую я узнал на уроке Информация, которую я хотел бы узнать

Слайд 16

Приём «Составление краткой записи задачи». Например, на смешивание растворов Смешали 80 г. раствора с массовой долей нитрата натрия 25% и 20 г. раствора этой же соли с массовой долей 40%. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе. Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе. Можно использовать на уроках ситуационные задачи . Выполнение этих заданий требует от обучающихся умения выделять главное, работать с предложенной информацией - анализировать ее, систематизировать, обобщать и делать выводы. Следовательно, данный вид задач способствует формированию читательской грамотности обучающихся и является диагностикой читательской грамотности обучающегося. Студент выполняет контрольное задание. Ему нужно приготовить 100 г. раствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100 г. воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза преподавателя с поджатыми губами. Студент сразу все понял. Что понял студент?

Слайд 17

Математическая грамотность Математическая грамотность является неотъемлемой частью заданий по формированию функциональной грамотности на уроках биологии и химии. Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.

Слайд 18

Математическая грамотность на уроках биологии На уроках биологии для формирования математической грамотности рекомендуем использовать следующий источник: Биология:1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Т.А.Дмитриева, С.И. Гуленков , С.В. Суматохин и др.-М.: Дрофа,1999.-432с. Например, задание о дождевых червях. Используем при изучении темы «Тип Кольчатые черви» в 7 классе, потом в 8 классе будем. Московской области на 1 га богатых перегноем полей живет до 4,5 млн. дождевых червей. Рассчитайте, сколько почвы за сутки перерабатывают дождевые черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время около 0,5 г почвы. На основании полученных данных сделайте вывод о роли дождевых червей в процессе почвообразования. Если рассматривать текст с точки зрения формирования математической грамотности, то тип заданий - работа с числовыми данными (вычислительные навыки), а вид деятельности учащихся - решение задач. А если с точки зрения формирования естественнонаучной грамотности - применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений.

Слайд 19

Математическая грамотность на уроках химии В курсе химии математическая грамотность учащихся находит свое отражение в решении различных задач. Например, 1. Бенгальский огонь – красивейшее зрелище сгорания железа и алюминия в кислороде. На изготовление одной бенгальской свечи расходуется 5 г смеси, содержащей 2,2 г железа и 0,25 г алюминия. Определите процентное содержание железа и алюминия в одной свече. 2. Задачи на основе системы алгебраических уравнений Какие соли и в каких количествах образуются при пропускании 4,48 л оксида серы (IV) через 70 г 20% раствора гидроксида калия? Решение. При взаимодействии SO 2 и KOH возможно протекание двух реакций с образованием средней или кислой соли: SO 2 + KOH = KHSO 3 , SO 2 + 2KOH = K 2 SO 3 + H 2 O. По условию задачи n (SO 2 ) = 4,48 / 22,4 = 0,2 моль, n (KOH) = 70 ⋅ 0,2 / 56 = 0,25 моль. Так как n (KOH) / n (SO 2 ) = 1,25, то частично пойдут обе реакции. Пусть x моль SO 2 вступит в первую реакцию, а y моль — во вторую, тогда x + y = 0,2 xSO 2 + xKOH = xKHSO 3 , ySO 2 + 2y2KOH = yK 2 HSO 3 + H 2 O. Согласно уравнениям реакций, в первую реакцию вступит x моль KOH, а во вторую — 2y моль KOH, всего: x + 2y = 0,25 моль. Составим систему уравнений: { x + y = 0,2x + 2y = 25 Находим: x = 0,15, y = 0,05. Ответ: 0,15 моль KHSO 3 , 0,05 моль K 2 SO 3 .

Слайд 20

Финансовая грамотность на уроках биологии и химии Финансовая грамотность - сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие. Есть задания, связанные с ЗОЖ и сводятся к следующим: Предположим, что курильщик выкуривает в день одну пачку сигарет стоимостью 140 р. Посчитайте, сколько вещей и за какое время он сможет купить, если бросит курить? Сумма денег, потраченных за неделю: Сумма денег, потраченных за месяц: Сумма денег, потраченных за год: Сумма денег, потраченных за 3 года: Сумма денег, потраченных за 5 лет:

Слайд 21

Естественнонаучная грамотность на уроках биологии и химии В исследовании естественнонаучной грамотности оценивается способность учащихся: распознавать проблемы, которые могут исследоваться естественными методами, демонстрируя понимание основных особенностей естественнонаучного исследования; объяснять или описывать естественнонаучные явления, используя научные знания, и прогнозировать изменения; использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности.

Слайд 22

По естественнонаучной грамотности есть банки заданий: ФИПИ. Представлен банк заданий для 7-9 классов - https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti ; РЭШ – идёт наполнение банка; Просвещение - https://media.prosv.ru/content/?situations=true Цифровая школа Оренбуржья- https://sdo.edu.orb.ru/index.php ; Сборники эталонных заданий. Серия - Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Все компоненты грамотности. 1 и 2 части уже вышли; ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) - http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ Неудобство, недостаток всех банков заданий: необходимо искать, выбирать нужное задание. На базе РЦРО Оренбургской области создается банк технологических карт по формированию функциональной грамотности по всем предметам и классам, которая облегчит поиск учителям заданий.

Слайд 23

Глобальные компетенции на уроках биологии и химии Глобальные компетенции - это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству. Например, на уроках биологии изучается тема «Расы». Если раньше мы говорили о европеоидной, негроидной, монголоидной расах, то теперь эти термины не должны использоваться в связи с понятием «толерантность» в нашем обществе. Грамотнее – евразийская, австрало-экваториальная, азиато-американская, учитывая коренное население материков и стран.

Слайд 24

Этические вопросы клонирования Клонирование Машина для копирования живых существ? Без сомнения, если можно было бы выбрать животное 1997 года, победила бы Долли! Долли – это шотландская овца. Но Долли не совсем простая овца. Она является клоном другой овцы. Клон – это копия. Клонирование означает копирование «единственного оригинала». Ученым удалось создать овцу (Долли), идентичную другой овце, которая являлась «оригиналом». Шотландский ученый Иэн Вильмут создал «машину для клонирования» овец. Для этого он взял генетический материал в виде небольшого образца вымени взрослой овцы (овца 1). Из данного образца ученый выделил ядро, а затем соединил ядро с яйцеклеткой другой овечки (овечка 2). Но перед этим он удалил из яйцеклетки весь генетический материал, который перенес бы характеристики овцы 2 на ягненка, созданного из данной яйцеклетки. Иэн Вильмут имплантировал яйцеклетку овцы 2 в еще одну овцу (овца 3). Овца 3 забеременела и родила овечку – Долли. Некоторые ученые считают, что через несколько лет появится возможность клонировать людей. Однако во многих странах клонирование людей уже запрещено законом. 1.Какая овца является идентичным оригиналом овечки Долли? A. Овца 1 B. Овца 2 C. Овца 3 D. Отец Долли 2. В статье сказано, что генетическим материалом был небольшой образец вымени взрослой овцы. Исходя из текста, можно понять, что подразумевалось под «небольшим образцом». A. клетка B. ген C. клеточное ядро D. хромосома 3. В последнем предложении статьи сказано, что во многих странах было решено запретить законом клонирование людей. Две возможные причины данного решения представлены ниже. Являются ли данные причины научными? Обведите «Да» или «Нет» напротив каждой причины. Клонированные люди могут быть более восприимчивы к определенным болезням, чем обычные люди. Да /нет Люди не должны брать на себя роль «Создателя». Да/нет

Слайд 25

Если приводить примеры заданий, направленных на развития глобальных компетенция на уроках химии, то это, конечно же, проверка знаний в области химического производства , техники безопасности при работе в лаборатории.

Слайд 26

Креативное мышление на уроках биологии и химии Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. Примерами заданий по биологии могут послужить: Тема: Глобальные проблемы человечества/ Природные ресурсы 1.Опишите 3 разные идеи о том, как люди могут экономить воду. Идеи должны отличаться друг от друга настолько, насколько это возможно. Ваши идеи должны носить конкретный характер. Предложенные вами способы экономии воды должны быть действиями, которые могут выполнить все. Тема: Пищеварительная система 2. В вашем городе будет проходить фестиваль еды «Еда и друзья». Организаторы устроили конкурс на создание логотипа фестиваля. Вам необходимо создать два разных логотипа. Они должны настолько отличаться друг от друга, насколько это возможно. Опишите свой логотип одним предложением. Результаты таких заданий предсказать довольно сложно.

Слайд 27

Включение в содержание учебного процесса заданий творческого характера является одним из способов развития креативного мышления учащихся на уроках химии. Это могут быть проблемные задачи или задания дивергентного типа, которые допускают множество ответов. Ведь именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в реальной жизни. Творческие задачи требуют от учащихся большей самостоятельности мышления. По содержанию они могут быть познавательными и нестандартными, экспериментально-исследовательскими и конструкторскими. Это, по сути, замаскированные под задачи реальные научные проблемы, требующие серьёзного размышления. В широкий стакан с разбавленным раствором соляной кислоты опускают яйцо. Оно погружается на дно. В растворе начинается реакция: CaCO 3 + 2HCl =CaCl 2 +H 2 O + CO 2 Яйцо поднимается вверх. На поверхности жидкости пузырьки газа со скорлупы улетучиваются, яйцо опускается вниз. Так оно и ныряет, пока не растворится скорлупа. Вопрос. Что из себя представляют карбонат кальция и соляная кислота? Какой газ выделяется на поверхности яйца? Другой мыслительной операцией, способствующей развитию креативных способностей учащихся, и которой должны овладеть ученики, является сравнение. Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия. Что общего у веществ, формулы которых: HNO 3 и HNO 2 ? На первом месте в формуле элемент водород. В состав этих веществ входят элементы азот, кислород. Оба вещества являются сложными, являются кислотами.

Слайд 28

Задание на выдвижение гипотез: На основании положения магния в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, сделайте предположение о том, какие химические свойства он будет проявлять. Учащиеся выдвигают гипотезы: магний – металл / неметалл, окислитель / восстановитель. Гипотеза подтверждается или опровергается после выполнения учащимися лабораторного опыта. Задание на нахождение закономерностей: Первый представитель гомологического рада алкенов – этен С 2 Н 4 , второй – пропен С 3 Н 6 , третий бутен – С 4 Н 8 . Какова формула следующего алкена ? Выведите общую формулу всех алкенов . В теоретическом блоке содержание материала может быть передано также через задачи открытого типа . Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. В качестве закрепления и осмысления материала по большой теме или блоку можно предложить ребятам составить кроссворд или тест. Эту работу лучше задать на дом, дать больше времени на ее выполнение. Такая форма работы формирует такие умения, как анализ, синтез, поиск и отбор нужной информации и т.д. При этом обучающимся можно использовать дополнительные источники информации по данной теме.

Слайд 29

Так же можно использовать прием «Составление кластера». На данном слайде вы видите пример составленного кластера по свойствам кислорода. Можно предложить ребятам составить ментальную карту по какой-либо теме.

Слайд 30

Список литературы: Алексашина Е.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / И.Ю.Алексашина, О.А.Абдулаева , Ю.П.Киселев; науч . ред. И.Ю.Алексашина. – СПб. : КАРО, 2019. Константинова А.С. Формирование универсальных учебных действий учащихся 5 классов на уроках математики в заданных педагогических условиях // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева, 2014. №4. с.243-246. Тумашова О.В., Молдыбаева А.И., Ширшикова М.Е. Организационно-методические условия формирования личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика» // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева, 2016. №3 (37). с.27-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональная стажировочная площадка

Региональная стажировочная площадка...

Участие в работе региональной стажировочной площадки

Документы, подтверждающие участие в работе региональной стажировочной площадки по теме "Создание развивающей среды в образовательном учреждении с полиэтническим составом учащихся и воспитанников,...

Программа региональной стажировочной площадки для сопровождения молодых учителей "Молодые профессионалы"

Национальный проект «Образование» требует от современной школы обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования за счет повышения качества образования и воспитания...