Интегрированный урок по литературе и музыке "Тайна запечного сверчка в творчестве маленького Моцарта"
план-конспект урока (5 класс)

Ходова Юлианна Асланбековна

Конспект открытого интегрированного урока (литература и музыка)  по ФГОС  на тему:"Тайна запечного сверчка в творчестве маленького Моцарта". Урок был проведён совместно с учителем музыки Короевой К.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx23.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературе и музыке  "Тайна запечного сверчка в творчестве маленького Моцарта"

Оборудование и материалы:

  1. Музыкальный центр;
  2. Костюмы героев;
  3. Скрипка, фортепьяно.

Оформление доски для рефлексии:

  1. Портреты Г. Циферова, В.А. Моцарта.

Цель урока: воспитывать и развивать ребёнка через его самостоятельную и познавательную деятельность.

Задачи урока:

  1. Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
  2. Учить детей овладевать навыками диалогической речи;
  3. Учить детей анализировать литературное и музыкальное произведения;
  4. Формирование исполнительского мастерства учащихся.

Развивающие задачи:

  1. Развитие творческого, художественно-образного мышления.

Задачи воспитания:

  1. Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества;
  2. Формировать навыки коммуникативного характера;
  3. Пробуждать интерес к музыке.

Ход урока

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Уч литературы.  Улыбнитесь, пожалуйста, мне, друг другу, а теперь нашим гостям. А теперь представьте, что улыбка каждого из вас – это лучик солнца, а лучик солнца – это ваше настроение. И каким оно будет сегодня, таким получится и урок.

Мы только закончили изучать раздел «Сказки».  Какие бывают сказки? А давайте, распределим эти сказки на две группы.(литер и авторская) Дать карточки, групповая работа.

На какие две группы вы распределили сказки - (народные и литературные). Назовите их.

А сейчас предлагаю вам ребусы, а вы должны отгадать два слова.(сверчок и скрипка).

Учитель музыки: в цепочке слов не хватает одного. Для того, чтобы его найти внимательно посмотрите на следующий слайд. Кто догадался?

Учитель литературы: Что объединяет эти три слова?  Какая тема объединяет эти слова? О чем мы сегодня будем говорить сегодня на уроке, какую бы вы предложили тему сегодняшнему уроку?

 (дети- Тайна запечного сверчка в творчестве Моцарта» (высвечиваем на доске)

Учитель музыки: Как вы уже поняли, ребята, сегодня у нас необычный урок, урок музыки литературы и поговорим мы о творчестве великого австрийского композитора А. Моцарта и поможет нам в этом произведение Геннадия Цыферова «Тайна запечного сверчка»

- Сегодня на уроке мы с вами совершим экскурсию в другую эпоху, в другую страну. Формулируем цели и задачи урока.

1)Продолжить знакомство со сказкой  Г.Цыферова

2) Открыть тайну запечного сверчка и человека на первой фотографии.

3)Открыть тайну запечного сверчка и человека на первой фотографии  Как музыка помогает человеку делать жизнь более интересной, насыщенной и почему Г. Цыферов использовал особый литературный жанр, рассказывая нам о маленьком Моцарте.

Учитель литературы: Назовите произведение, которое мы будем сегодня изучать? К какому жанру относится это произведение? Найдите слова в предисловии, которые указывают на жанр. (сказка-быль, предисловие на экране: «Я расскажу тебе, мой читатель, о жизни маленького Моцарта. И если кто-нибудь скажет, что в моих рассказах больше выдумки, чем правды, я отвечу: «Что ж, а музыка Моцарта, разве не сказочное чудо?!») Какие еще произведения относятся к этому жанру? (Кладовая солнца, Неизвестный цветок)

Анализ произведения, прочитанного на каникулах.

-Кто герой этого произведения? - В каком городе он жил? (чт. 3 абзаца)
- Какие звуки и запахи наполняли ночной Зальцбург? (Работа с текстом)

Ответы детей:

- «каждый второй плясал, каждый третий – пел и каждый четвёртый – обязательно играл на музыкальном инструменте»

 Учитель музыки: Какая музыка могла звучать на улицах города? (легкая, танцевальная, воздушная) Моцарт писал танцевальную музыку и пример такого произведения мы услышим. Маленькая ночная серенада (-даю определение серенады (слушание) Отчего же маленький Моцарт стал так рано музицировать? «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка» Может быть, здесь есть какая-то сказочная тайна? Хотите узнать эту тайну? Давайте отправимся в дом Моцартов.
б) 
Инсценирование отрывка из первой части произведения.( Картинка клавесин, у окна, Зальцбург)

- Что пробудило маленького мальчика?

- Кто такие сверчки? (стрекочущие насекомые, похожие на кузнечиков, которые жили в поле и дома. За любовь к человеческому жилью их называли «запечными соловьями»
- Почему автор называет скрипку сверчка волшебной?
- Какую тайну открыл Моцарту запечный сверчок?(По-моему у вас есть и слух, и сердце)

Не ноты главная наука,

Гармонию небесных звуков

Ты должен слышать научиться

И это всё с тобой случится.

Кто такой маэстрино? (почётное звание выдающихся музыкантов)

-Какие синонимы слова удалился вы бы вставили? (ушел, исчез, пропал) Почему автор употребил именно этот глагол?

Как выдумаете, почему Г. Цыферов предполагает, что именно Сверчок научил Моцарта музыке, доверил ему свою тайну? Почему именно Сверчку?

 - Верите ли в эту историю, рассказанную Г. Цыферовым?

Вывод. Музыка Моцарта – это язык природы, чувств, поэтому она бессмертна как мир вокруг нас.

7. Работа над второй частью произведения Г.Цыферова.

Учитель литературы:

- История, сказочная история встречи маленького Моцарта с запечным Сверчком, вылилась в прекрасное продолжение. Семья Моцарта путешествует, маленький маэстро покоряет сердца людей своей музыкой.

(Чтение начала второй части)

- Чьими глазами мы увидели танцующий снег?
- Можете ли вы представить себе, как встретила Вена маленького музыканта?
- Почему снег танцующий?
- Можете ли вы представить себе падающий снег?
- Какими словами-глаголами это можно выразить?

Под какую музыку могли бы кружиться снежинки, какой жанр подошел бы под их танец?

Учитель музыки:

- Вспомните, что такое менуэт ?

(Прослушивание менуэта)

Задание для прослушивания:

  • Что можно представить, о чём поразмышлять, слушая эту музыку?

Физ. минутка.

- А теперь попробуйте показать при помощи движений развитие и характер музыки. (Метод пластического интонирования. Движения напоминают нежно порхающий снег.)

а)

- Прочитайте первое предложение на стр 5
- Почему стоит многоточие в последнем вопросительном предложении?

(Семья Моцарта сомневается, волнуется. Чтение отрывка.)

б)

- Как можно сказать фразу: “покорил венскую публику” иначе?
- Почему после исполнения стояла тишина?

(Все переживали то, что всколыхнула музыка в их сердцах)

- С кем сравнивает автор оживший зал? (с огромной бабочкой)
- Почему? (
музыка – это часть природы)
- Сейчас мы говорим “громкие аплодисменты”. А как об этом написал Г. Цыферов? - Какое чудо ожидало Моцарта утром? - Почему в этой части произведения так много восклицательных предложений?

Вывод. Музыка Моцарта нашла отклик в душе императора, его талант признала вся Вена. Семья Моцарта счастлива.

Работа в группах

Заполни таблицу

Моцарт                                                                                                             сверчок

Трудолюбивый, загадочный, талантливый, настойчивый, самокритичный, вежливый, веселый, благодарный, мудрый.

Индивидуальное задание

 «Колодец желаний» Если бы я встретилась с Моцартом…(продолжи рассуждение)

в) Музыка и природа.

- Кто радовался успеху Моцарта? (Вся природа, снег, зима)

- Какие средства выразительности  использует автор, говоря об отклике на музыку.
- Почему снежинки застыли цветам? (Подарок за талант, за прекрасную музыку)
. Г.Цыферов и В.Моцарт. Итог урока.

Г.Цыферов – великий фантазёр. Он верит, что природа признательна В. Моцарту за то, что он чувствует её. И он создал необычное по жанру произведение.

- Так что же мы с вами читали о Моцарте: сказку или быль? Моцарт не сказочный персонаж, почему о нём написаны именно сказки? (Мир музыки и звуков – это тайна, загадка, волшебство. Талантливый музыкант может выразить себя в звуках, заставить страдать, радоваться)

Вывод: сказка переплетается с былью.

Учитель музыки: Много литературных произведений не появилось бы на свет, если бы не существовало такого искусства как музыка. Они неразрывно связаны, взаимно дополняют друг друга и усиливают наши переживания.

Учитель литературы. Итак, кончилось детство Моцарта, кончилась сказка... Началась другая, не похожая на сказку, взрослая жизнь. Она началась с той поры, когда юный Моцарт последний раз простился с Зальцбургом и навсегда уехал в Вену. Напрасно грустили о нем жители родного городка. Напрасно ждали его по ночам запечные сверчки, настраивая свои волшебные скрипочки. Вольфганг так и не вернулся.

Учитель музыки. А вскоре почтовая карета привезла из австрийской столицы письмо. В нем торжественно извещалось: «Вольфганг Амадей Моцарт стал

первым независимым музыкантом 18 столетия!» Теперь он подчинялся музыке. И только ей!

Давайте споем с вами песенку о Моцарте, написанную известным бардом 20 века Булатом Окуджавой.

Ребята исполняют песню под музыкальное сопровождение учителя.

Учитель литературы. Если вы, ребята, успели полюбить маленького Моцарта и вам не хочется с ним расставаться, слушайте его прекрасную музыку.

И завершить наш урок хочется словами из стихотворения

Евдокии Петровны Ростопчиной «Слова и звуки»

Слова и звуки... звуки и слова,

В них жизни, полной жизни выраженье,

Все, что вмещают сердце, голова

И человека грудь,- все проявленья

   Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся... блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду,- все облекаем в них.

В словах и звуках вечный ключ сердец!

9.Домашнее задание.

Г.Цыферов поведал нам о маленьком Моцарте, и я думаю, что он близок многим из вас. Вы узнали о первых шагах его творчества. Напишите дома письмо маленькому Моцарту, поделитесь с ним своими впечатлениями от прочитанного, дайте ему советы современника и вообще напишите то, что вы хотели бы написать маленькому Моцарту.

(Творческая работа “Письмо маленькому Моцарту)

10. Рефлексия. Передай смычок и скажи что понравилось

11. Комментирование и выставление оценок учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по литературе"Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно... "(Тема весны в лирике,музыке,живописи)

интегрированный урок "Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно" (тема весны в лирике,музыки,живописи)...

Интегрированный урок по литературе, истории и музыке "Подвиг поэта и гражданина".

Материал представляет собой конспект интегрированного урока, раскрывающего идейно-тематическое своеобразие поэзии К.Рылеева....

Интегрированный урок по литературе и истории "Человек на изломе эпохи 50-60-х гг. 19 века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)"

Урок проводится в 8 классе при изучении творчества Льва Толстого.Цель урока: рассмотреть образ русского воинства на материале исторических документов, материале учебника истории и  тексте рассказ...

Презентация интегрированного урока по литературе и изобразительному искусству по творчеству Ф.И.Тютчеву

Запечатлённые мгновения. Мотивы родной природы в лирике и живописи. Страницы поэзии Ф.И.Тютчева...

«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Смутное время(интегрированный урок истории, литературымузыки, изобразительного искусства)...

Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова.

Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова....

Коляденко Екатерина Андреевна Методическая разработка интегрированного урока по литературе и музыке

Данная работа была представлена на международном конкурсе методических разработок "Уроки Холокоста"...