статья в сборнике Вопросы социализации. воспитания. образования
статья

Зеленцова Анастасия Александровна

Приобщение учащихся к культурным ценностям своего народа

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

А.А.Зеленцова,

заместитель директора по УВР МБОУ Опалиховская гимназия

кандидат исторических наук, г.о.Красногорск, Московская область

ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ СВОЕГО НАРОДА, БАЗОВЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ.

Два года назад я с огромным удовольствием посмотрела фильм французского режиссера-документалиста Янна Артюса Бертрана "Человек". Он состоит всего из трех компонентов – людей, природы и музыки, в котором, на мой взгляд, автор хотел ответить на вопрос, что же делает нас людьми. Его 16 помощников – журналистов провели интервью с 2 тысячами людей из 60 стран, отобрав на их взгляд лучшие и крупным планом показав отрывки ответов респондентов,  не оглашая их личных данных – из какой они страны, какого возраста, как их зовут, тем самым подчеркивая схожесть, миллиардов человек, проживающих на планете. Круг вопросов, на которые отвечали люди, был широким, но в то же время касался ценностей, являющихся основой нашего существования – любви, дружбы, семьи, свободы и человеческого счастья.

Почти двадцать лет назад, когда я решила получить профессию учитель, не было четких представлений о том, какой предмет я хочу  преподавать – меня в принципе влекла эта профессия, вероятно потому, что в жизни мне повезло встретить к тому моменту двух женщин, сильно повлиявших на мое мировоззрение. Это была моя первая учительница, по стечению обстоятельств с типичным для учителя начальной школы именем – Мария Ивановна и учитель русского языка в период окончания мной школы -  Серафима Михайловна. Они запомнились мне не теми знаниями предмета, несомненно, благодаря которым я поступила в вуз, а своим отношением к людям – спокойным и уважительным к окружающим, созерцательным и восхищенным к природе и миру, критичным и требовательным по отношению к себе. Одна из них называла меня словами А.С.Пушкина "румяный критик мой" за мое постоянное стремление осудить, раскритиковать поведение окружающих не соответствующее мои представлениям. Те моральные принципы, которые я получила от них, осознав их позже, с годами - стали залогом в решении многих жизненных проблем и трудностей. Постепенно пришло понимание того, что необходимо ценить в жизни то, что имеешь, не задавать жизни излишние вопросы, верить в удачу, быть в гармонии с собой, любить своих родных и ту профессию, которой занят, не бояться не оправдать ожидания других людей и идти своим путем.

Соглашусь со словами А.Эйнштейна – если у вас возникли проблемы, и вы хотите разобраться в них, прежде всего надо разобраться, какой способ мышления привел к появлению этих проблем. Вы – носитель этих проблем, а не власть, окружающие или природа и нужно понимать, что жизнь меняется и нужно меняться вместе с ней, чтобы стать качественной личностью, которая сможет ответить на любые вызовы и достигнуть главной цели своей жизни – стать счастливым.

В последующие годы еще два человека помогли мне в жизни стать "качественной личностью" – направляли и вырабатывали мой культурный вкус, привлекая к посещению интересных художественных выставок и концертов, просмотру и анализу авторского кино, чтению книг, менявших мое сознание. Благодаря им я не только открыла для себя и полюбила картины П.Пикассо, А.Зверева, А.Модильяни, В.Ван Гога, фильмы Ким Ки Дука, Ф.Фелинни, произведения Э.М.Ремарка, Т.Драйзера, С.Моэма, С.Цвейга и многих других, мне самой захотелось приобщиться к культуре,  я стала писать стихи, танцевать аргентинское танго, начала разбираться в направлениях живописи и музыки, открывая для себя этот мир, путешествуя и изучая традиции, обычаи, культуру других стран. Таким образом, чем больше я читала, изучала, тем активнее становился процесс самообразования, поиска и отражения в своем сознании полученной информации.

Становление личности человека в современном мире через приобщение к культурным и общечеловеческим ценностям - сложный и комплексный процесс, включающий в себя помимо ценностей, мораль, мировоззрение, менталитет и модель поведения. Процитирую слова знаменитого культуролога современности, Д.Б.Дондурея: "в XXI веке страны будут конкурировать человеческими личностями, нужны будут мозги и способ мышления и кто будет "выращивать" таких людей в большом количестве, сделает человека главной ценностью и основной задачей для реализации государственных установок, та страна окажется впереди планеты всей".

В поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" читаем:

И долго Гриша берегом

Бродил, волнуясь, думая,

Покуда песней новою

Не утолил натруженной

Горящей головы.

Поэтому и я хочу радоваться, чтобы головы моих учеников были "натруженными", а это будет возможно, когда они будут преодолевать трудности учения, задавать вопросы и сами искать на них ответы. Тогда они будут становиться личностями, а значит, будут впитывать в себя непреходящие ценности духовной культуры, созданные многовековым народным опытом и вовлекать эти ценности как созидательную силу в трудовую деятельность, в человеческие отношения, в общественную жизнь.

Если взглянуть на окружающую нас действительность с позиции даже простого обывателя, то, думаю, к ценностям современного российского общества относятся ценность государства, которое может всё. Государство – защитник, герой, собственник, учитель,  а человек в государстве – ведомый объект непосредственно государственной опеки. Поэтому от человека ждут покорности, умения приспосабливаться, беспомощности по отношению к жизни и представление результатов своей деятельности через красочные отчеты.

Говоря кратко о морали, меня ужасают, например, данные статистики – Россия занимает 1  место в Европе по количеству подростковых суицидов, то, что мат становится неотъемлемым элементом нашего языка, то, что в год от рук близких родственников погибает почти 2 тысячи детей и 14 тысяч женщин подвергается домашнему насилию, что, по последним данным Австралийской международной организации Walk Free Foundation в нашей стране находится 1,5 миллиона рабов. Это конечно не значит, что таких проблем нет в других странах, похожие тенденции можно наблюдать везде.

Но в нашей стране, на мой взгляд, эта ситуация тесно связана с нашим менталитетом, частью которого являются – перекладывание персональной ответственности на коллектив, выполнение трудовых обязательств не во время, а вечное откладывание на потом – будь то сдача экзамена или строительство здания и в итоге – просьба к государству о дополнительных ресурсах, так как имеющиеся уж исчерпаны. Следствием такой ментальности, развившейся за последние десятилетия, стало отсутствие культа труда и творчества, что может привести к застою общественных систем, снижению производительности труда и конкурентоспособности российского продукта на мировом рынке. "Не было творческой атмосферы", - сказал нобелевский лауреат, изобретатель графена К.Новоселов, уехав из России.

Исходя из вышеизложенного, становится понятно, что образование в России – специальная технология для трансляции культуры, предложенной нашим государством для своих граждан, воспитывающая толерантных и удобных стране хитрецов, готовых вписаться в общий социальный контекст. Наличие в стране обширной сети образовательных, культурных учреждений, обеспечение возможности и доступности получения высшего образования учащимися из разных регионов после сдачи ЕГЭ в лучших вузах страны, - не гарантирует наличие культурных ценностей у человека.

Все дело в том, способен ли учитель извлечь из среды культурно-образовательную возможность. Из истории этого села или города, из рассказов его старожилов, языка, ландшафта, человеческих отношений — из всего этого В.А.Сухомлинский смог вытащить культурно-образовательную возможность и развернуть в деятельности. Учитель это сможет сделать, если сам будет постоянно развиваться как личность, повышая уровень своего интеллекта, используя при взаимодействии с окружающими неагрессивный стиль общения и чувство юмора, если будет гореть своей профессией и зажигаться энергией, получая удовольствие от занятия своим делом, если будет физически здоров – тогда он будет на гребне волны, сможет принимать нестандартные и креативные решения, быть примером для своих учеников и иметь храбрость быть счастливым перед самим собой¸ а не той личностью, которую от него ждет государство. Только счастливые люди смогут не допустить того, чтобы наша страна стала "таким местом, где стирается человеческая личность", как сказал о Северной Корее В.Манский в своем фильме "В лучах солнца."

Мне бы хотелось, чтобы мои ученики осознавали и творчески осваивали наследие предков, создавая свой новый мир, задумывались о своем продолжении, не только получали знания, но пропускали бы их через сердце. Только так они будут людьми высоких моральных качеств. В этом и вижу свое учительское счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборник «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.Вопросы профилактики и оздоровления молодежи мегаполиса"

25 марта 2010г наше ученическое научное общество,руководителем которого я являюсь, совместно с  северо-западным государственным университетом им. И. И. Мечникова и администрацией калининског...

Секреты нравственности (сборник по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения)

В данном сборнике представлены  наработки  Чистяковой О.Ю. по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения.Материал будет интересен педагогам дополнительного образования, а также...

Статья в сборнике материалов "Инновации в образовании Костанайской области"

Данная статья отражает собственный взгляд на инновационные подходы к обучению игре на фортепиано в условиях гимназии....

Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва

Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва...

Публикации. Статья в сборнике научных статей по материалам Международной НПК "К вопросу об актуальности педагогического стимулирования технического творчества учащихся подросткового возраста"

Статья аспиранта кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Кулавского Ивана Владимировича. Руководитель: Шукшина Т...

Статья для сборника в комитет по образованию г. Улан-Удэ "Постмодернизм и массовая литература" (2018 г.)

Бобкова Н.Г., Постмодернизм и массовая литература / Н.Г. Бобкова // Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...": диссеминация творческого опыта учителей ...

Статья в сборнике Комитета по образованию г. Улан-Удэ МКУ «Центр мониторинга и развития образования» по обобщению творческого опыта учителей иностранного языка «Психологический аспект на уроках английского языка»

В статье рассказывается о межличностных отношениях учащихся и учителя на уроке английского языка. Атмосфера общения является следствием этих отношений и определяется объективными условиями, в которых ...