Мастер-класс "Технология развития критического мышления. Методы работы с текстовыми источниками информации".
методическая разработка

В мастер-классе продемонстрированы некоторые методические приемы технологии развития критического мышления,которые можно использовать на уроках. Это универсальные приемы, которые можно применять на учебных занятиях, во внеурочной деятельности, а так же на других мероприятиях, таких как педагогическте советы, семинары и другие рабочие встречи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie.pptx1.52 МБ
Файл tekst_vystupleniya.docx171.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ. Не мыслям надобно учить, а мыслить». Иммануил Кант

Слайд 2

Критическое мышление - тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Слайд 3

Необходимые умения находить требующуюся информацию в различных источниках; критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования; систематизировать информацию по заданным признакам; переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно; видоизменять объем, форму, знаковую систему информации; находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; уметь длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию; уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.

Слайд 4

На фазе осмысления содержания учащиеся: 1 . Осуществляют контакт с новой информацией. 2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. 3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. 4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. 5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему. 6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Слайд 5

«Перепутанные логические цепочки». Расставьте слова в нужной последовательности, чтобы получились связные высказывания. Технология критического мышления - это американской педагогики, основанное на творческом "изобретение" ученика и на развитии у аналитического сотрудничестве подхода к любому учащихся материалу учителя , Эта рассчитана не материала, а постановку запоминание на и поиск ее проблемы решения на технология.

Слайд 6

Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики, которая основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Слайд 7

«Кластер» Интересное открытие сделали немецкие психологи. Они записали плач шестидесяти новорождённых в возрасте от трёх до пяти дней. Пропустив полученные записи через компьютер, учёные пришли к выводу, что малыши разных стран плачут по-разному. Немецкие младенцы начинают свой писк с высоких и громких нот, а затем постепенно громкость и тон снижаются. Французские новорождённые, наоборот, с низкой частоты и громкости переходят на более высокие. Причина в том, что французы повышают тон речи к концу фразы и ударение у них всегда на последнем слоге слова. Между тем у немцев ударение обычно ставится в первой части слова. Эти наблюдения привели к выводу о том, что ребёнок начинает осваивать особенности родной речи ещё в утробе матери, что и отражается в его первых земных криках.

Слайд 8

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Составьте кластер, помогающий систематизировать и обобщить информацию. 1. Учёные из Германии установили, что немецкие новорождённые начинают свой плач с высоких и громких нот, а затем постепенно громкость и тон снижаются. 2. Немецкие учёные сделали интересное открытие: малыши из разных стран плачут по-разному, так как в их первых земных криках отражаются особенности родной речи, освоенные ещё в утробе матери. 3. Учёные из Германии установили, что французские младенцы начинают свой плач с низкой частоты и громкости, а затем переходят на более высокие частоты. 4. Учёные из Германии установили, что особенности плача детей разных национальностей напрямую связаны с особенностями родного языка.

Слайд 9

Плач малышей Осваивают речь в утробе матери

Слайд 10

Плач малышей Младенцы начинают плач с высокой и громкой ноты Ударение на первой части слова Осваивают речь в утробе матери Ударение на последнем слоге Младенцы начинают плач с низкой частоты и громкости Немцы Французы

Слайд 11

«Таксономия»

Слайд 12

Уровни мышления Вопросы/задания Ответы/ мнения Знание Кто такой Колобок? Перечислите основные события в хронологической последовательности. Понимание Определите тему сказки одним предложением (о чём сказка?) Что случилось в конце сказки? (Подытожьте). Применение Как тема сказки соотносится с нашим временем? Лично с тобой? Анализ Как взаимодействует с другими персонажами? Почему герой действует таким образом? Какие качества характера при этом проявляются? Какая проблема поднимается в сказке? Синтез Какое высказывание могло бы стать эпиграфом к сказке? 1. «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы» (Людвиг Фейербах). 2. «Чрезмерная уверенность в себе становится причиной больших бед» (античный афоризм). Какова основная мысль сказки? Что бы вы сделали на месте колобка? Оценка Каково значение этой сказки? В чём её ценность?

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ.

«Не мыслям надобно учить, а мыслить».

Иммануил Кант

Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. 

Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих стран. Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение, находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.

Для развития критического мышления важно сформировать у учащихся комплекс медиаобразовательных умений, включающих:

  • находить требующуюся информацию в различных источниках;
  • критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
  • систематизировать информацию по заданным признакам;
  • переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
  • видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
  • находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
  • устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • уметь длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию;
  • уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.

Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. Эта фаза занимает наибольшее время на уроках в школе. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации.

На фазе осмысления содержания учащиеся: 

1.      Осуществляют контакт с новой информацией.

2.      Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3.      Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4.      Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5.      Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6.      Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

   Преподаватель на данном этапе:

1.      Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2.      Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

3.      Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

  1. «Перепутанные логические цепочки»

Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики, которая основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

  1. «Кластер»

  1. Таксономия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Мастер-класс "Развитие критического мышления при работе с тестом на уроках немецкого языка"

Данный материал может быть использован для подготовки урока СНЧ...

Технология развития критического мышления. Метод синквейн и кластер.

Мастер-класс. Создание синквейна и кластера на уроках русского языка и литературы....

Урок информатики с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун».

Урок информатики в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун». Тема урока " Как устроен компьютер"...

Метод проектов как технология развития критического мышления в работе с одаренными детьми

Особенности работы с одаренными детьми - научным потенциалом страны.Роль учителя в учебном процессе неоспорима - уметь поддержать и максимально раскрыть способности ученика. Важная проблема -  со...

Использование технологии "Развития критического мышления", метод кластер.

  Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На ста...