Выступление на тему "Содействие развитию функционирования ребенка в общении и речи".
учебно-методический материал

Оксана Владимировна Коршунова

Потребность в общении - это одна из главных человеческих потребностей, и никому из нас не нужно объяснять, насколько важно ребенку научиться этому. Малышу, развитие которого отстает от нормы, важно иметь возможность, способ выразить свои желания и нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие вокруг, больше узнать об окружающем его мире.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_18.02.25.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему "Содействие развитию функционирования ребенка
в общении и речи".

       Потребность в общении - это одна из главных человеческих потребностей, и никому из нас не нужно объяснять, насколько важно ребенку научиться этому. Малышу, развитие которого отстает от нормы, важно иметь возможность, способ выразить свои желания и нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие вокруг, больше узнать об окружающем его мире.

       Несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, подходы к обучению детей в этой области педагогики осваивались гораздо медленнее, чем в других. Почему - понять нетрудно. Ребенка можно взять за ручку, подвести его ручку с ложкой ко рту, можно помочь нарисовать кружочек или указать на нужную картинку, но помочь ему заговорить физически мы иногда не в силах. Как же научить ребенка полноценному общению в естественных жизненных ситуациях, когда он находится дома, с родителями или другими близкими родственниками?


        СЛАЙД 2- Что такое язык общения?

        Общение, коммуникация - понятия гораздо более широкие, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении не сильны.

  Помимо говорения, владение языком общения предполагает развитие следующих навыков:

- Восприятие и понимание
- Реакция на речь окружающих
- Умение соблюдать очередность при общении с другими людьми

СЛАЙД № 3     Родители приходят на консультацию с разными запросами начиная от речевого развития до поведенческих проблем, а также с целью диагностики общего уровня развития ребенка. Тревожные мамочки беспокоятся, хотят удостовериться, соответствует ли развитие ребенка его возрасту, все ли с ребенком в порядке. Проблемы, с которыми сталкиваются родители детей раннего возраста в речевом развитии разнообразны:

- трудности коммуникации

- нарушение импрессивной речи

- нарушение экспрессивной речи

- отсутствие имитации

-отсутствие коммуникативных жестов

-нарушение орального праксиса

СЛАЙД  №4 Цель услуги.

Каждый ребёнок нуждается в общении со сверстниками и взрослыми, но иногда у ребёнка не хватает средств для налаживания коммуникации.      

 «Содействие развитию общения и речи ребенка» - одна из наиболее востребованных услуг в рамках программы ранней помощи.

          Цель услуги: развитие общения и речи в естественных жизненных ситуациях

а именно:

- развитие у ребенка способности воспринимать вербальные и невербальные сообщения

-использовать речь и невербальные сигналы, направленные на взрослого

- формировать умение начинать, поддерживать и завершать диалог.

         

         На предыдущей нашей встрече мы затрагивали вопросы первичного междисциплинарного консультирования, представляли наш алгоритм организации и ведения консультации семей с детьми раннего возраста, говорили о роли каждого специалиста в отдельности и во  взаимодействии друг с другом, как это осуществляется на базе нашего детского сада. Сегодня предлагаю подробнее остановиться на роли учителя-логопеда в рамках программы ранней помощи.

          Рассмотрим этапы логопедической работы по данному направлению.

 

СЛАЙД 5 Бланк первичной оценки (Коммуникация Д3).

          В результате междисциплинарного консультирования специалисты (учитель-дефектолог, педагог-психолог) составляют первичную оценку функционирования по разным областям жизнедеятельности ребенка. Процедура обследования включает в себя: беседу с родителями, наблюдение за игрой ребенка, реальные пробы. Я, как логопед, провожу оценку по  домену №3 «Коммуникация» в соответствии с МКФ (Международная классификация функционирования). Во время первичного консультирования  обращаю внимание на коммуникативные и речевые способности ребенка, оцениваю их и в ходе наблюдения заношу в бланк первичной оценки функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья ребенка параметры,  описывающие навыки ребенка в этой области жизнедеятельности.

          Также оценивая эти параметры, отмечаю активность и участие ребенка, а также степень трудности реализации (легкая, умеренная, тяжелая, "нет трудностей"):

- во время общения смотрит/не смотрит в лицо собеседника;

- проявляет ли внимание к собеседнику, слушает его;

-может ли подражать звукам, которые издает другой человек;

- умеет играть в "перекличку";

-выражая просьбу, координирует взгляд или жест и /или вокализацию;

- понимает слова и фразы, которые ему говорит другой человек;

-понимает жесты, которые использует другой человек по отношению к ребенку (мама, специалист), например - иди ко мне, - дай, - посмотри туда и пр.;

- реагирует ли на интонацию или на повышение голоса;

- использует ли звуки, жесты, слова, фразы, чтобы сообщить что-то другому человеку;

-участвует ли в разговоре с другим человеком, обмениваясь сообщениями, и какие средства общения при этом использует.

       Из таблицы видно, что ребенок имеет трудности реализации в области "коммуникация". Календарный возраст 2 г. 7 мес., а коммуникативное и речевое развитие отстает, соответствует гораздо более раннему возрасту.

       СЛАЙД  6. Таблица  «Планирование углубленной оценки функционирования ребенка в области «Коммуникация». 

          Далее планирую  углубленную оценку функционирования ребенка в области «Коммуникация». На этом этапе происходит подготовка к диагностике, подбираются методы оценивания и материалы.  Провожу обследование ребенка в специально организованной среде. У каждого специалиста своя методика оценочных процедур. Логопед смотрит на коммуникативное и речевое развитие.

         

СЛАЙД 7. таблица Углубленная оценка. 

После этого в таблицу  «Углубленная оценка функционирования ребенка в области «Коммуникация»  вносятся данные, описывающие функционирование ребенка, включая указание на самостоятельность выполнения и потребность в поддержке. Отмечаем уровень сформированности  навыков. Обрабатываем исследуемые параметры по онтогенетической таблице.

     Данная процедура позволяет определить, на каком этапе развития находятся коммуникативные навыки ребенка, выявить зону актуального и ближайшего развития. В данном случае диагностика показала, что уровень развития ребенка в области коммуникация соответствует возрасту более раннему возрасту, 3-6 месяцев. У ребенка отсутствует понимание речи, простой инструкции, не сформированы коммуникативные жесты, наблюдается полевое поведение.

       Далее идет планирование работы с учетом зоны актуального и ближайшего развития, т.е., делаем выводы: над какими навыками начинаем работу по формированию коммуникативных способностей данного ребенка.

       
СЛАЙД 8. Функциональный подход к ранней помощи 

При планировании целей используем функциональный подход. Это подход, основанный на собственной активности ребенка и его способностях к выполнению.  

СЛАЙД Принципы Функционального подхода

Ребёнок осваивает навыки, нужные в повседневной жизни. В ходе программы происходит работа не над отдельными изолированными навыками, а над функциональными навыками, которые могут пригодиться ребёнку уже сегодня в его повседневной жизни (например, просить что-то, пить самостоятельно из чашки, включать и выключать кран во время мытья рук). 

Родители учат ребёнка новым навыкам в семейной, домашней среде. Основная работа над новыми навыками происходит не в специально организованной обстановке обучения, на занятиях со специалистом, а дома в ходе обычной и привычной ребёнку деятельности. 

Ребёнок — личность с интересами и потребностями. Ребёнок не является пассивным получателем помощи, он активно выражает свои интересы и потребности, и вся работа осуществляется в следовании за его инициативами и обеспечении его потребностей. 

Родители — партнёры и главные «учителя» ребёнка. Родители и другие заботящиеся о ребёнке взрослые являются важнейшими посредниками, через которых улучшается функционирование ребёнка.

СЛАЙД  9. функциональные цели.

          Руководствуясь принципами функционального подхода, вместе с семьей ставим  функциональные цели в индивидуальной программе, т.е. те, над которыми родители смогут работать самостоятельно и развивать коммуникативные навыки ребенка пошагово в ЕЖС (ежедневных жизненных ситуациях).      
       Для развития коммуникативных и речевых навыков ребенка совместно с родителями были сформулированы следующие функциональные цели:
    Направление работы   - это формирование у ребенка предпосылок развития коммуникации. Исходя из направления работы формулируем цели:

- ребенок удерживает зрительный  контакт в совместной деятельности со взрослым до 5 секунд;

-следит за ярким движущимся предметом глазами в течение 5 секунд;

- ребенок соблюдает очередность во время совместной игры "Камешки", "Игра в мяч";

- ребенок просит жестом/словом "дай".

Каждая цель достигается с помощью шагов: планировали так: в 5 из 7 случаев 5 дней подряд ежедневно ребенок выполняет данные цели.                (формируемый навык удерживает с постепенным увеличением времени 1, 2, 3 секунды и т.д.). Вначале используется полная физическая подсказка/помощь, затем количество помощи сокращается: с жестовой и вербальной, затем только с вербальной.

По данному направлению мы с семьей работали в течение нескольких месяцев.


Предлагаю посмотреть видеофрагменты и обратить внимание, какие навыки формировали у ребенка с полевым поведением и отсутствием понимания речи.

       1 Видео "Игра с камешками" (сидит за столом, контакт со взрослым, есть совместная игровая деятельность - идем здесь от интереса ребенка (любит воду), очередность действий, понимание простой инструкции "бросай", формирование звукоподражания.

Как в домашней обстановке мама может поиграть в подобную игру с ребенком? (в ванной во время купания)

       2 Видео с молоточками. Какой навык формируем на этом видео? (Просьба "Дать")

        3 Видео с киндером. (формируем понимание речи, простой инструкции в сопровождении действия, провоцирую ребенка, жду просьбу в виде хоть какой-то голосовой реакции, выдает вокализацию)

       4 Видео с мячом. Какой навык формируем здесь? (совместное разделенное внимание, умение следить глазами  за предметом зрительный контакт со взрослым, соблюдение очередности, понимание простой вербальной инструкции в сопровождении жеста, вербальной инструкции без жеста. Положительный эмоциональный отклик ребенка (радость, улыбка, реакция на игру).  Как мама может отработать эти навыки дома? (Играть в мяч, катать машинки друг другу, сидя на полу или за столом.)

 Итак, эти игры направлены на формирование навыков:

- установление зрительного контакта (для этого мотивационный предмет на уровне глаз педагога )

- совместное внимание,

- умение смотреть в лицо взрослому,

- реакция на голос взрослого,

- удовольствие от совместной игры (эмоциональный отклик, улыбка ребенка,

- заинтересованность, направленность коммуникации)

- понимание вербальной  инструкции (а по началу в сопровождении жеста, действия).

     

     Видео Умывание

          Мы проговорили, как эти навыки можно преобразовать в функциональные, для того, чтобы родитель мог использовать их самостоятельно, развивая и формируя у ребенка предпосылки к развитию коммуникаитвных и речевых способностей в домашних условиях, т.е. в ЕЖС, используя данные или подобные игры с ребенком.

          В настоящее время ребенок посещает детский сад, выведен на ТПМПК, по заключению комиссии с ребенком занимаются специалисты, в режимные моменты продолжается работа над функциональными целями, которые ребенок будет использовать в ЕЖС. Как это происходит, предлагаю посмотреть видео:

 

видео  "банан".

       

         У ребенка отмечаются общие моторные нарушения, а также нарушения мелкой моторики, поэтому для него адаптировали прием пищи:  посуда из дома: кружка пластик, по индивид размеру, чтобы формировать самостоятельность, общую моторную координацию, ручную умелость, навыки самообслуживания: сам уносил, приносил, накрывал. Так как сам не кушал, когда поступил в сад. Таким образом, конкретно в этом случае из программы ранней помощи ребенок попал в Д/С, прошел ТПМПК и сейчас специалисты комплексно сопровождают данного ребенка, ведется коррекционно-развивающая деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных функций общения детей с тяжелыми нарушениями речи

Данный материал адресован педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. В материале есть сравнение нормативов развития коммуникативных навыков дошкольников,...

выступление на Районном методобъединеии "Развитие умений и навыков устной речи на уроках иностранного языка"

Содержание выступленияI. Введение. II.        Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи. 1. Рече...

Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"

Программа развития навыков конструктивного общения  (для подростков)...

МО. ВЫСТУПЛЕНИЕ. ТЕМА: «КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ».

«КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ». Количество детей с дефектами речи   возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки»...

Развитие речи. Общение и речь. Ситуация общения.

laquo;Словом можно убить,Словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести». В. Шефнер...