Выступление на тему "Содействие развитию функционирования ребенка в общении и речи".
учебно-методический материал
Потребность в общении - это одна из главных человеческих потребностей, и никому из нас не нужно объяснять, насколько важно ребенку научиться этому. Малышу, развитие которого отстает от нормы, важно иметь возможность, способ выразить свои желания и нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие вокруг, больше узнать об окружающем его мире.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему "Содействие развитию функционирования ребенка
в общении и речи".
Потребность в общении - это одна из главных человеческих потребностей, и никому из нас не нужно объяснять, насколько важно ребенку научиться этому. Малышу, развитие которого отстает от нормы, важно иметь возможность, способ выразить свои желания и нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет как-то повлиять на события, происходящие вокруг, больше узнать об окружающем его мире.
Несмотря на ясное представление о том, какое значение имеет умение людей взаимодействовать друг с другом, подходы к обучению детей в этой области педагогики осваивались гораздо медленнее, чем в других. Почему - понять нетрудно. Ребенка можно взять за ручку, подвести его ручку с ложкой ко рту, можно помочь нарисовать кружочек или указать на нужную картинку, но помочь ему заговорить физически мы иногда не в силах. Как же научить ребенка полноценному общению в естественных жизненных ситуациях, когда он находится дома, с родителями или другими близкими родственниками?
СЛАЙД 2- Что такое язык общения?
Общение, коммуникация - понятия гораздо более широкие, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении не сильны.
Помимо говорения, владение языком общения предполагает развитие следующих навыков:
- Восприятие и понимание
- Реакция на речь окружающих
- Умение соблюдать очередность при общении с другими людьми
СЛАЙД № 3 Родители приходят на консультацию с разными запросами начиная от речевого развития до поведенческих проблем, а также с целью диагностики общего уровня развития ребенка. Тревожные мамочки беспокоятся, хотят удостовериться, соответствует ли развитие ребенка его возрасту, все ли с ребенком в порядке. Проблемы, с которыми сталкиваются родители детей раннего возраста в речевом развитии разнообразны:
- трудности коммуникации
- нарушение импрессивной речи
- нарушение экспрессивной речи
- отсутствие имитации
-отсутствие коммуникативных жестов
-нарушение орального праксиса
СЛАЙД №4 Цель услуги.
Каждый ребёнок нуждается в общении со сверстниками и взрослыми, но иногда у ребёнка не хватает средств для налаживания коммуникации.
«Содействие развитию общения и речи ребенка» - одна из наиболее востребованных услуг в рамках программы ранней помощи.
Цель услуги: развитие общения и речи в естественных жизненных ситуациях
а именно:
- развитие у ребенка способности воспринимать вербальные и невербальные сообщения
-использовать речь и невербальные сигналы, направленные на взрослого
- формировать умение начинать, поддерживать и завершать диалог.
На предыдущей нашей встрече мы затрагивали вопросы первичного междисциплинарного консультирования, представляли наш алгоритм организации и ведения консультации семей с детьми раннего возраста, говорили о роли каждого специалиста в отдельности и во взаимодействии друг с другом, как это осуществляется на базе нашего детского сада. Сегодня предлагаю подробнее остановиться на роли учителя-логопеда в рамках программы ранней помощи.
Рассмотрим этапы логопедической работы по данному направлению.
СЛАЙД 5 Бланк первичной оценки (Коммуникация Д3).
В результате междисциплинарного консультирования специалисты (учитель-дефектолог, педагог-психолог) составляют первичную оценку функционирования по разным областям жизнедеятельности ребенка. Процедура обследования включает в себя: беседу с родителями, наблюдение за игрой ребенка, реальные пробы. Я, как логопед, провожу оценку по домену №3 «Коммуникация» в соответствии с МКФ (Международная классификация функционирования). Во время первичного консультирования обращаю внимание на коммуникативные и речевые способности ребенка, оцениваю их и в ходе наблюдения заношу в бланк первичной оценки функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья ребенка параметры, описывающие навыки ребенка в этой области жизнедеятельности.
Также оценивая эти параметры, отмечаю активность и участие ребенка, а также степень трудности реализации (легкая, умеренная, тяжелая, "нет трудностей"):
- во время общения смотрит/не смотрит в лицо собеседника;
- проявляет ли внимание к собеседнику, слушает его;
-может ли подражать звукам, которые издает другой человек;
- умеет играть в "перекличку";
-выражая просьбу, координирует взгляд или жест и /или вокализацию;
- понимает слова и фразы, которые ему говорит другой человек;
-понимает жесты, которые использует другой человек по отношению к ребенку (мама, специалист), например - иди ко мне, - дай, - посмотри туда и пр.;
- реагирует ли на интонацию или на повышение голоса;
- использует ли звуки, жесты, слова, фразы, чтобы сообщить что-то другому человеку;
-участвует ли в разговоре с другим человеком, обмениваясь сообщениями, и какие средства общения при этом использует.
Из таблицы видно, что ребенок имеет трудности реализации в области "коммуникация". Календарный возраст 2 г. 7 мес., а коммуникативное и речевое развитие отстает, соответствует гораздо более раннему возрасту.
СЛАЙД 6. Таблица «Планирование углубленной оценки функционирования ребенка в области «Коммуникация».
Далее планирую углубленную оценку функционирования ребенка в области «Коммуникация». На этом этапе происходит подготовка к диагностике, подбираются методы оценивания и материалы. Провожу обследование ребенка в специально организованной среде. У каждого специалиста своя методика оценочных процедур. Логопед смотрит на коммуникативное и речевое развитие.
СЛАЙД 7. таблица Углубленная оценка.
После этого в таблицу «Углубленная оценка функционирования ребенка в области «Коммуникация» вносятся данные, описывающие функционирование ребенка, включая указание на самостоятельность выполнения и потребность в поддержке. Отмечаем уровень сформированности навыков. Обрабатываем исследуемые параметры по онтогенетической таблице.
Данная процедура позволяет определить, на каком этапе развития находятся коммуникативные навыки ребенка, выявить зону актуального и ближайшего развития. В данном случае диагностика показала, что уровень развития ребенка в области коммуникация соответствует возрасту более раннему возрасту, 3-6 месяцев. У ребенка отсутствует понимание речи, простой инструкции, не сформированы коммуникативные жесты, наблюдается полевое поведение.
Далее идет планирование работы с учетом зоны актуального и ближайшего развития, т.е., делаем выводы: над какими навыками начинаем работу по формированию коммуникативных способностей данного ребенка.
СЛАЙД 8. Функциональный подход к ранней помощи
При планировании целей используем функциональный подход. Это подход, основанный на собственной активности ребенка и его способностях к выполнению.
СЛАЙД Принципы Функционального подхода
Ребёнок осваивает навыки, нужные в повседневной жизни. В ходе программы происходит работа не над отдельными изолированными навыками, а над функциональными навыками, которые могут пригодиться ребёнку уже сегодня в его повседневной жизни (например, просить что-то, пить самостоятельно из чашки, включать и выключать кран во время мытья рук).
Родители учат ребёнка новым навыкам в семейной, домашней среде. Основная работа над новыми навыками происходит не в специально организованной обстановке обучения, на занятиях со специалистом, а дома в ходе обычной и привычной ребёнку деятельности.
Ребёнок — личность с интересами и потребностями. Ребёнок не является пассивным получателем помощи, он активно выражает свои интересы и потребности, и вся работа осуществляется в следовании за его инициативами и обеспечении его потребностей.
Родители — партнёры и главные «учителя» ребёнка. Родители и другие заботящиеся о ребёнке взрослые являются важнейшими посредниками, через которых улучшается функционирование ребёнка.
СЛАЙД 9. функциональные цели.
Руководствуясь принципами функционального подхода, вместе с семьей ставим функциональные цели в индивидуальной программе, т.е. те, над которыми родители смогут работать самостоятельно и развивать коммуникативные навыки ребенка пошагово в ЕЖС (ежедневных жизненных ситуациях).
Для развития коммуникативных и речевых навыков ребенка совместно с родителями были сформулированы следующие функциональные цели:
Направление работы - это формирование у ребенка предпосылок развития коммуникации. Исходя из направления работы формулируем цели:
- ребенок удерживает зрительный контакт в совместной деятельности со взрослым до 5 секунд;
-следит за ярким движущимся предметом глазами в течение 5 секунд;
- ребенок соблюдает очередность во время совместной игры "Камешки", "Игра в мяч";
- ребенок просит жестом/словом "дай".
Каждая цель достигается с помощью шагов: планировали так: в 5 из 7 случаев 5 дней подряд ежедневно ребенок выполняет данные цели. (формируемый навык удерживает с постепенным увеличением времени 1, 2, 3 секунды и т.д.). Вначале используется полная физическая подсказка/помощь, затем количество помощи сокращается: с жестовой и вербальной, затем только с вербальной.
По данному направлению мы с семьей работали в течение нескольких месяцев.
Предлагаю посмотреть видеофрагменты и обратить внимание, какие навыки формировали у ребенка с полевым поведением и отсутствием понимания речи.
1 Видео "Игра с камешками" (сидит за столом, контакт со взрослым, есть совместная игровая деятельность - идем здесь от интереса ребенка (любит воду), очередность действий, понимание простой инструкции "бросай", формирование звукоподражания.
Как в домашней обстановке мама может поиграть в подобную игру с ребенком? (в ванной во время купания)
2 Видео с молоточками. Какой навык формируем на этом видео? (Просьба "Дать")
3 Видео с киндером. (формируем понимание речи, простой инструкции в сопровождении действия, провоцирую ребенка, жду просьбу в виде хоть какой-то голосовой реакции, выдает вокализацию)
4 Видео с мячом. Какой навык формируем здесь? (совместное разделенное внимание, умение следить глазами за предметом зрительный контакт со взрослым, соблюдение очередности, понимание простой вербальной инструкции в сопровождении жеста, вербальной инструкции без жеста. Положительный эмоциональный отклик ребенка (радость, улыбка, реакция на игру). Как мама может отработать эти навыки дома? (Играть в мяч, катать машинки друг другу, сидя на полу или за столом.)
Итак, эти игры направлены на формирование навыков:
- установление зрительного контакта (для этого мотивационный предмет на уровне глаз педагога )
- совместное внимание,
- умение смотреть в лицо взрослому,
- реакция на голос взрослого,
- удовольствие от совместной игры (эмоциональный отклик, улыбка ребенка,
- заинтересованность, направленность коммуникации)
- понимание вербальной инструкции (а по началу в сопровождении жеста, действия).
Видео Умывание
Мы проговорили, как эти навыки можно преобразовать в функциональные, для того, чтобы родитель мог использовать их самостоятельно, развивая и формируя у ребенка предпосылки к развитию коммуникаитвных и речевых способностей в домашних условиях, т.е. в ЕЖС, используя данные или подобные игры с ребенком.
В настоящее время ребенок посещает детский сад, выведен на ТПМПК, по заключению комиссии с ребенком занимаются специалисты, в режимные моменты продолжается работа над функциональными целями, которые ребенок будет использовать в ЕЖС. Как это происходит, предлагаю посмотреть видео:
видео "банан".
У ребенка отмечаются общие моторные нарушения, а также нарушения мелкой моторики, поэтому для него адаптировали прием пищи: посуда из дома: кружка пластик, по индивид размеру, чтобы формировать самостоятельность, общую моторную координацию, ручную умелость, навыки самообслуживания: сам уносил, приносил, накрывал. Так как сам не кушал, когда поступил в сад. Таким образом, конкретно в этом случае из программы ранней помощи ребенок попал в Д/С, прошел ТПМПК и сейчас специалисты комплексно сопровождают данного ребенка, ведется коррекционно-развивающая деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных функций общения детей с тяжелыми нарушениями речи
Данный материал адресован педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. В материале есть сравнение нормативов развития коммуникативных навыков дошкольников,...

выступление на Районном методобъединеии "Развитие умений и навыков устной речи на уроках иностранного языка"
Содержание выступленияI. Введение. II. Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи. 1. Рече...
Методическая работа "Развитие коммуникативных навыков общения через диалогическую речь на уроках социально-бытовой ориентировки"
Обобщение опыта работы...

Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"
Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков)...

МО. ВЫСТУПЛЕНИЕ. ТЕМА: «КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ».
«КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ». Количество детей с дефектами речи возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки»...

Выступление на РМО "Развитие монологической речи учащихся на уроках с целью повышения качества образования по ФГОС"
Поговорим о проблемах развития речи на уроках истории....

Развитие речи. Общение и речь. Ситуация общения.
laquo;Словом можно убить,Словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести». В. Шефнер...
