МО. ВЫСТУПЛЕНИЕ. ТЕМА: «КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ».
опыты и эксперименты на тему

Волостнова Наталия Анатольевна

«КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ».

 

Количество детей с дефектами речи   возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки», на сегодняшний день является актуальной. В работе учителя возникает ряд проблем, которые требуют быстрого и принципиального решения. Проблемы решаются на основе регулярно проводимых диагностических обследований музыкальных способностей детей и проведения коррекционной работы с ними. В этом плане материалы по развитию речи детей с нарушением интеллекта через разные приёмы, формы и методы обучения музыке имеет большое практическое значение.

Цель данной статьи: описание эффективных приёмов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи на уроках музыки.

В процессе работы, перед собой ставлю следующие задачи:

1.                Преодоление недостатков в речевом дыхании;

2.                Развитие силы голоса, темпа, ритма;

3.                Развитие плавности речи и пения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_volostnova.docx24.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №142 VIII вида»

 

МО. ВЫСТУПЛЕНИЕ.

ТЕМА:  «КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ».

 

Учитель I квалификационной категории

Волостнова Н.А.

                                                             

«КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ».

Количество детей с дефектами речи   возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки», на сегодняшний день является актуальной. В работе учителя возникает ряд проблем, которые требуют быстрого и принципиального решения. Проблемы решаются на основе регулярно проводимых диагностических обследований музыкальных способностей детей и проведения коррекционной работы с ними. В этом плане материалы по развитию речи детей с нарушением интеллекта через разные приёмы, формы и методы обучения музыке имеет большое практическое значение.

Цель данной статьи: описание эффективных приёмов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи на уроках музыки.

В процессе работы, перед собой ставлю следующие задачи:

  1. Преодоление недостатков в речевом дыхании;
  2. Развитие силы голоса, темпа, ритма;
  3. Развитие плавности речи и пения.

В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:  коррекционная направленность обучения, оптимистическая перспектива образования, индивидуализация и дифференциация процесса обучения, комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Работая с детьми, стараюсь увидеть и оценить ребёнка, помня одно мудрое изречение:                     

«Человек – чудо природы,

Жизнь – ещё большее чудо.

Научись не требовать невозможного,

Не сокрушаться о непоправимом».

Чтобы достичь большего прогресса в развитии детей, в усвоении ими знаний, нельзя забывать, что самочувствие детей в процессе обучения должно быть спокойным и естественным, с большим внутренним уважением к учителю и товарищам.

Великий дидакт Ушинский справедливо замечал, что классу нужно свободно волноваться, даже бурлить, но держаться всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения. Мёртвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы, самим высказываться, разговаривать, сидеть свободно и непринуждённо.

Важную роль для создания благоприятного климата обучения играют выразительность речи, лица, жестов, артистизм, разнообразные методы и приёмы.

Во время бесед, на каждое новое понятие музыкального термина есть карточка (например: интонация, тембр, темп, аккомпанемент, динамика и т.д.).

Карточки на определение характера музыки (например: лёгкая, тяжёлая, медленная, быстрая, волнующая, сказочная, загадочная и т.д.). Постепенно у детей  пополняется словарный запас музыкальными терминами и определениями (балет, оперетта, ария, вариации и др.).

Проводя уроки на определение эмоциональности, используем рисунки, на которых изображены эмоции людей: грусть, жалость, веселье, печаль и другие.

От определения характера музыки переходим к цветовой гамме. Когда этот материал усвоен, то чередуем вопросы: «Какого цвета эта музыка?» или «Каким цветом вы бы нарисовали эту музыку?».

Учимся определять не только цвет музыки, но и запах, и даже вкус. Слушая произведение «Урожайная» Филиппенко, дети отвечают на вопрос «Какая музыка на вкус?» или «Осенняя песнь» Вивальди, «Какой у музыки запах?».

В младших классах особое внимание отводится  игровым моментам.

Например, знакомясь с музыкальными инструментами (русские народные, струнные, духовые), применяю игру «Весёлые музыканты», где дети сами являются исполнителями.

Во время знакомства и работы с нотной грамотой, эффективно использование ребусов и загадок. (Например: «Какое сочетание нот выращивает огород?», «Две ноты объединены и стали мерою длины?», «А эта нота и одна в кулинарии нам нужна», «Две ноты завершило «но», игра зовётся …до-ми-но»).

На уроках широко используем коррекционные упражнения («Две подружки», «Мышки», «Кот Сибирский» и другие) Т.Цвинтарного,  фонопедические упражнения по методике Емельянова.

Во время заучивания песен использую моделирование или меловой рисунок. Такой приём применяется не к каждой песне, а только к тем, где можно изобразить схематично слова. Благодаря такому приёму, дети быстрее запоминают текст песни.

Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода  речевыми нарушениями. Музыкально-двигательные упражнения способствуют развитию тонкой и общей моторики (Например: Упражнение «В школу»:

Большой палец встал один,

Указательный -  за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинец малый,

Встали братцы все – «Ура!»

На работу им пора.

(Поочерёдно разгибают пальцы)

Происходит развитие просодической стороны речи, её координации с движением. Упражнения позволяют добиваться  выразительности, будя в ребёнке творческое воображение. Дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определённому темпу и ритму. У них формируются навыки самоконтроля.

Логопедические распевки, пальчиковая гимнастика, помогают педагогам в коррекционной работе. Основной принцип – тесная связь речевого материала с музыкой и движением. Тексты песенок вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. (Например: Упражнение-распевка «Грузовик»:

Грузовик песок везёт,     (Идут по кругу, крутят « руль»)

Удивляется народ:           (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, разводят руками, изображая удивление на лице)

«Вот так чудо-чудеса,   (Два раза наклоняют голову вправо-влево).

В нём песок под небеса!»  (Тянутся руками вверх, поднимаются на носочки)

Внимание детей необходимо акцентировать на звукопроизношении и на чёткости дикции.

Этапы логопедической работы с детьми на уроках музыки соответствуют работе логопеда и предполагают следующую последовательность:

  1. подготовительный этап;
  2. формирование произносительных умений и навыков;
  3. развитие коммуникативных умений и навыков.

В результате работы по теме: «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки», необходимо проводить диагностическое обследование музыкальных способностей детей.

Работу с детьми по проявлению музыкальных данных хорошо проводить в форме тестирования. Детям предлагаются следующие тесты:

- исследование восприятия музыки (прослушай и определи услышанное; прослушай и определи форму музыкального произведения);

- исследование музыкального слуха (предлагается спеть один куплет из знакомой песни без музыкального сопровождения; повторить куплет с музыкальным сопровождением; пение малознакомых мелодий, после нескольких её прослушиваний с сопровождением; пение малознакомой мелодии с сопровождением);

- исследование чувства ритма (повтори за мной ритмический рисунок; приём «музыкальное эхо» на музыкальных инструментах; воспроизведение в хлопках, притопах).

Использование в работе с детьми данной диагностики помогает учитывать возрастные индивидуальные особенности каждого ребёнка, выбрать наиболее логичные по содержанию формы проведения уроков.

Предметно развивающая среда с включением технологий развивающего обучения способствует получению более высоких результатов развития детей.

По результатам диагностического обследования музыкальных способностей детей можно сделать вывод, что используемые приёмы и методы работы благотворно сказываются на развитии музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию. Развивают внимание, память, воображение, мышление, фантазию и положительно влияют на коррекционную работу развития детей с нарушением речи на уроках музыки.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Воронкова В.В. Программа специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида.
  2. Гавришева Н.В., Нищева Н.В.  Логопедические распевки. -  М., Просвещение, 2006.
  3. Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды.
  4. Цвинтарный Т. Упражнения для коррекции речи и движения. -  СПб: Издательский дом «Светоч».
  5. Психологические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. – Л., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция развития детей с нарушениями речи на уроках музыки

Количество детей с дефектами речи в Республике Хакасия возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки», на сегодняшний день является актуальной. В работе учителя...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Бинарные занятия, как форма взаимодействия логопеда, воспитателя и родителей в процессе развития детей с нарушениями речи

Серия конспектов бинарных занятий с участием родителей. Занятия составлены для детей разных возрастных групп. Напрвлены на создание условий для проявлеия детьми творчества и индивидуальных особенносте...

Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Для преодоления недостатков слухового восприятия, необходимо учить  детей понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности...

Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия у детей с нарушениями речи решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....

«Психическое развитие детей с нарушениями речи».

В статье раскрываются особенности психического развития детей с ОНР....