Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи
статья по теме

Для преодоления недостатков слухового восприятия, необходимо учить  детей понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_urokov_muzyki_v_razvitii_slukhovogo_vospriyatiya.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки как средство развития

 слухового восприятия у детей с нарушением речи

Количество детей с дефектами речи  ежегодно возрастает, поэтому тема «Роль уроков музыки в развитии слухового восприятия у детей с нарушением речи» на сегодняшний день является актуальной.

Проблемы решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей.

В процессе работы, перед собой ставлю следующие задачи:

  • - преодоление недостатков слухового восприятия;
  • - развитие чувства ритма через движения;
  • - развитие речи путём воспитания ритма речи.

Для решения этих задач я учу детей понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности.

На протяжении нескольких лет мною отбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании и в коррекции недостатков, свойственных детям с нарушениями речи. При проведении уроков музыки в классах, где обучающиеся имеют речевые нарушения, я отошла от стереотипного построения занятия и объединяю разделы:

  • пение и музыкально-ритмические движения;
  • слушание музыки и игру на музыкальных инструментах;
  • слушание музыки и музыкально-ритмические движения.

Это придаёт уроку живость, непосредственность, что способствует самостоятельности детей, развивает их творческую инициативу.

 Проводя с детьми слушание музыки, использую в своей работе вокальную и инструментальную музыку, стараюсь исполнить её так, как написал композитор: эмоционально, искренне, выразительно. После прослушивания музыкального произведения строю беседу с детьми так, чтобы она была интересна и доступна. Затем, предлагаю детям подвигаться, чтобы они почувствовали характер музыки, передали через движения свои чувства и отношения к музыке.

Так, например, слушая пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского, ребята сразу начинают двигаться, показывать гримасы, кувыркаться. Здесь можно увидеть и жонглёров и акробатов, и просто озорных клоунов. Получается большое цирковое представление.

Прекрасную симфоническую сказку «Петя и волк» С. Прокофьева разыгрываем по ролям, исполняем в виде пантомимы. Здесь же появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.

Работая над развитием музыкального восприятия, использую не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Например, проводя «Встречи в музыкальной гостиной, посвящённые временам года, дети слушают музыку П. Чайковского, Э. Грига, А. Вивальди, стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина, смотрят репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова. Иллюстративный материал делает восприятие детей более полным и глубоким.

Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для детей с нарушением речи, помогает исправлять ряд речевых недостатков.

Особое внимание уделяю развитию слухового внимания, слуховой памяти, невнятному произношению, проглатыванию окончаний слов. В этом мне помогает сборник Л. Гавришевой «Логоритмические распевки»

Распевки: «Слон», «Мышка», «Козлята» и другие).

Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Гном».

Подвижные игры: «Мяч», «Грузовик», «Ботинки», «Ёлочка».

В процессе работы с детьми, имеющих речевые нарушения, я обратила внимание на эффективность следующих упражнений, распевок, заданий.

  • Пение вокализов, несложных мелодий с гласным звуком А, О, И, У.
  • Пропевание слогов «ма-мо-му-мэ-ми» на одном звуке.
  • Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных.
  • Пропевание имени, слов «здравствуйте» с разной интонацией и мимикой. Песни для детей логопедических групп подбираю:
  •  С доступным содержанием;
  • Удобным для произношения текстом;
  • Несложной запоминающейся мелодией;
  • С медленным или умеренным темпом песни.

Все песни из нашего репертуара дети инсценируют или исполняют с соответствующими тексту движениями.

В работе по музыкально-ритмическим движениям, мне помогает программа О. Бурениной. Автор предлагает детские песни с движениями. Например, «Чебурашка», В. Шаинского, «Весёлые путешественники» сл.С. Михалкова, «Любитель рыболов» и другие. Отдельным блоком идут танцы, которые по построению доступны детям и они их с удовольствием исполняют.

Таким образом, используемые приёмы и методы работы благотворно влияют на развитие музыкальных способностей и певческих навыков у детей, поскольку развивают слуховое внимание, слуховую и зрительную память, воображение и положительно влияют на коррекционную работу.                    

«Роль музыкальных  занятий

в развитии слухового восприятия

у детей с нарушением речи»

                                                                               Музыкальный руководитель:

                                                     Десятова Н.В.

    МДОУ ЦРР – д/с №27 «Сказка»

г. Саногорск – 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция развития детей с нарушениями речи на уроках музыки

Количество детей с дефектами речи в Республике Хакасия возрастает, поэтому тема «Коррекция развития детей с нарушением речи на уроках музыки», на сегодняшний день является актуальной. В работе учителя...

Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи

Буклет для родителей. Предлагаются  нетрадиционные способы проведения артикуляционной гимнастики....

Музыкальные занятия как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....

"Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи"

В данной работе представлен материал о том, что такое артикуляционная гимнастика, значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи,  рекомендации ...

Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»

Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»...

Урок музыки как средство развития слухового восприятия у детей с нарушением речи

Проблемы слухового восприятия у детей с нарушениями речи решаются на основе регулярно проводимых занятий, коррекционной работы и диагностических обследований музыкальных способностей детей....

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

       В данной статье описаны игры и упражнения для развития слухового восприятия, внимания, памяти у детей с нарушениями речи...