Мастер-класс учителей математики и русского языка Синтаксический разбор предложения для математического моделирования текстовых задач
методическая разработка
Мастер-класс для учителей математики и русского языка
Цель: показать, что синтаксический анализ предложения помогает решать текстовые задачи и строить математические модели.
На мастер-классе на примерах задач из ВПР для 5 класса показали, как синтаксический анализ предложения помогает решать математические задачи, нашли общее в анализе предложений и краткой записи, показали, как неявная информация, контекст, влияет на выбор пути решения. Отметили, что развитию способности ученика решать глобальные задачи способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями. Поскольку задачи внутри комплексного задания предполагают работу с информацией, то их можно классифицировать по форме работы с информацией. Задача на недостаточность связана с использованием приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.99 КБ | |
| 162.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителей математики и русского языка
Синтаксический разбор предложения для математического моделирования текстовых задач
Шишкин Роман Михайлович, учитель математики.
Бичурина Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы.
Цель: показать, что синтаксический анализ предложения помогает решать текстовые задачи и строить математические модели.
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по решению текстовых задач. Прошу вас ответить на вопрос: что каждый из вас хочет получить в процессе работы на мастер-классе?
Мы сегодня будем работать в парах. Просим вас сесть в паре филолог и математик.
Внимание на экран. Ролик с задачами (КВН). Так видят задачи наши ученики. А как ее видят учителя? Предлагаем вашему вниманию текстовую задачу (слайд/лист на парте): в автобусе 60 мест. 3/5 из них занято. Сколько мест в автобусе свободно?
Предлагаем вам проанализировать данную задачу с точки зрения синтаксиса, выполнить синтаксический разбор и составить краткую запись.
(На слайде текст задачи. Предложить коллегам после обсуждения подчеркнуть. Следующий слайд – кр. запись задачи).
Коллеги, решите, пожалуйста задачу. Что дал вам синтаксический разбор предложения при решении задачи?
Как вы думаете, есть ли что-то общее в подходах к тексту у филологов и математиков? Что?
Как знание членов предложения, синтаксический разбор помогли вам при работе с информацией?
Одним из компонентов функциональной грамотности являются глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями. Выполнение любого задания предполагает решение комплекса задач, отрабатывающих различные аспекты функциональной грамотности. Поскольку задачи внутри комплексного задания предполагают работу с информацией, то их можно классифицировать по форме работы с информацией. Задача на недостаточность связана с использованием приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации.
Итак, как же в решении задач детям поможет знание членов предложения?
Коллеги, что такое предложение? Можете записать в РЛ ответ.
Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.
Девочка играет в соседней комнате. – Девочка играет.
У грамматической основы есть две функции:
- Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.
- Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.
Что такое второстепенные члены предложения? В чем их роль?
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов. У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения. Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства.
Предлагаем вам составить в паре схему членов предложения, указать, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения. Вы можете опираться на таблицу в РЛ. Представьте свою схему коллегам (показать после свою).
Мы тоже составили схему. Предлагаем вам подумать над вопросом: что отражено в схеме?
Коллеги, перед вами еще две текстовые задачи. Попробуйте решить их, опираясь на синтаксический разбор предложения.
Помог ли вам при решении синтаксический анализ предложения? Как?
Рефлексия.
Коллеги, составьте синквейн к словосочетанию «анализ предложения».
Порядок написания синквейна:
Первая строка – ПОНЯТИЕ, определяющее содержание синквейна
Вторая строка – два прилагательных, характеризующее данное понятие.
Третья строка – два – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – синоним, вывод.
Уважаемые коллеги, вы достигли своих целей при работе на мастер-классе?
Спасибо за внимание и совместную работу.
Рабочий лист
Предлагаем вашему вниманию текстовую задачу (слайд/лист на парте): в автобусе 60 мест. 3/5 из них занято. Сколько мест в автобусе свободно?
Синтаксический разбор | Краткая запись |
В автобусе 60 мест. 3/5 из них занято. Сколько мест в автобусе свободно? |
Решение
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Член предложения | Значение | Отвечает на вопросы | Подчеркивание | |
Грамматическая основа | Подлежащее | Обозначает предмет речи | Именительного падежа: Кто? Что? | Одной чертой |
Сказуемое | Что говорится о предмете речи | Кто? Что? Каков? Что делает? | Двумя чертами | |
Второстепенные члены предложения | Дополнение | Обозначает предмет | Косвенных падежей | Штрих линией |
Определение | Обозначает признак предмета | Какой? Чей? | Волнистой линией | |
Обстоятельство | Контекст предложения | Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? | Линией с точкой |
По образцу выполните работу со второй задачей.
Краткая запись | Синтаксический разбор |
В классе 30 учеников. Две пятых из них мальчики. Сколько девочек в классе? |
Восстановите высказывание.
Предложение — это __________________________, которая выражает законченную мысль. Предложение состоит из _____________________, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это _____________________________.
Сравните: Девочка играет в соседней комнате. – Девочка играет.
Из таблицы создайте структуру (схему) членов предложения
Задача для решения. Опираясь на полученный опыт, предложите запись и решение задачи.
В двух коробках 36 карандашей. В первой коробке карандашей в 3 раза меньше, чем во второй. Сколько карандашей во второй коробке?
Синтаксический разбор | Краткая запись |
В двух коробках 36 карандашей. В первой коробке карандашей в 3 раза меньше, чем во второй. Сколько карандашей во второй коробке? |
Рефлексия.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна
Вторая строка – два прилагательных, характеризующее данное понятие.
Третья строка – два – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – синоним, вывод.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование текстовых задач
Презентация посвящена вопросу формирования умения создавать математические модели реальных ситуаций. Презентация может быть использована для уроках математики в 5-7 классе....
урок по теме "Квадратное уравнение как математическая модель текстовой задачи"
Урок обобщение по теме "Квадратное уравнение как математическая модель текстовой задачи" 8 класс...

Методическая разработка мастер-класса для учителей математики "Решение геометрических задач с помощью техники оригами"
В данной статье показан пример использования техники оригами на уроке геометрии при доказательстве теоремы "Сумма углов треугольника". Приведены результаты контрольных срезов после классического объяс...

Мастер-класс для учителей математики «Технология применения системы дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе»
Методические ресурсы: Трушова И.И. АЛГЕБРА. ГЕОМЕТРИЯ. Сборник задач для учащихся 9 класса / И.И. Трушова. – СПб.: СМИО Пресс, 2014. – 80 с.Цель мастер-класса – отработка практически...

Мастер - класс для учителей математики «Применение ИКТ на уроках математики»
План проведения: Электронные образовательные ресурсы – современные средства дидактики; Собственный педагогический опыт ( показать свои наработки и поделится ими с учителями района); Пра...

Мастер-класс для учителей математики "Создать проблему? Нет проблем!"
Показаны способы создания проблемных ситуаций на уроках математики через решение различных задач...

Мастер - класс РМО учителей истории Текстовая задача Дворцовые перевороты 06. 04. 2021 г.
Мастер - класс проводился для учителей Абанского района по теме "Формирование читательской грамотности на уроках истории". Во время мастер - класса я познакомил с приемами составления и рабо...