Мастер-класс учителей математики и русского языка Синтаксический разбор предложения для математического моделирования текстовых задач
методическая разработка

Мастер-класс для учителей математики и русского языка

Цель: показать, что синтаксический анализ предложения помогает решать текстовые задачи и строить математические модели.

На мастер-классе на примерах задач из ВПР для 5 класса показали, как синтаксический анализ предложения помогает решать математические задачи, нашли общее в анализе предложений и краткой записи, показали, как неявная информация, контекст, влияет на выбор пути решения. Отметили, что  развитию способности ученика решать глобальные задачи способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями. Поскольку задачи внутри комплексного задания предполагают работу с информацией, то их можно классифицировать по форме работы с информацией. Задача на недостаточность связана с использованием приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс учителей математики и русского языка

Синтаксический разбор предложения для математического моделирования текстовых задач

Шишкин Роман Михайлович, учитель математики.

Бичурина Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы.

Цель: показать, что синтаксический анализ предложения помогает решать текстовые задачи и строить математические модели.

Уважаемые коллеги, здравствуйте. Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по решению текстовых задач. Прошу вас ответить на вопрос: что каждый из вас хочет получить в процессе работы на мастер-классе?

Мы сегодня будем работать в парах. Просим вас сесть в паре филолог и математик.

Внимание на экран. Ролик с задачами (КВН). Так видят задачи наши ученики. А как ее видят учителя? Предлагаем вашему вниманию текстовую задачу (слайд/лист на парте): в автобусе 60 мест. 3/5 из них занято. Сколько мест в автобусе свободно?

             Предлагаем вам проанализировать данную задачу с точки зрения синтаксиса, выполнить синтаксический разбор и составить краткую запись.

(На слайде текст задачи. Предложить коллегам после обсуждения подчеркнуть. Следующий слайд – кр. запись задачи).

Коллеги, решите, пожалуйста задачу. Что дал вам синтаксический разбор предложения при решении задачи?

Как вы думаете, есть ли что-то общее в подходах к тексту у филологов и математиков? Что?  

Как знание членов предложения, синтаксический разбор помогли вам при работе с информацией?  

        Одним из компонентов функциональной грамотности являются глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями. Выполнение любого задания предполагает решение комплекса задач, отрабатывающих различные аспекты функциональной грамотности. Поскольку задачи внутри комплексного задания предполагают работу с информацией, то их можно классифицировать по форме работы с информацией. Задача на недостаточность связана с использованием приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации.

Итак, как же в решении задач детям поможет знание членов предложения?

Коллеги, что такое предложение? Можете записать в РЛ ответ.

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль.  Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

Девочка играет в соседней комнате. – Девочка играет.

У грамматической основы есть две функции:

  • Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.
  • Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Что такое второстепенные члены предложения? В чем их роль?

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.  У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения. Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства.

Предлагаем вам составить в паре схему членов предложения, указать, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения. Вы можете опираться на таблицу в РЛ. Представьте свою схему коллегам (показать после свою).

Мы тоже составили схему. Предлагаем вам подумать над вопросом: что отражено в схеме?  

Коллеги, перед вами еще две текстовые задачи. Попробуйте решить их, опираясь на синтаксический разбор предложения.

        Помог ли вам при решении синтаксический анализ предложения? Как?

Рефлексия.

Коллеги, составьте синквейн к словосочетанию «анализ предложения».

Порядок написания синквейна:

Первая строка – ПОНЯТИЕ, определяющее содержание синквейна 

Вторая строка – два прилагательных, характеризующее данное понятие.

Третья строка – два – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – синоним, вывод.

Уважаемые коллеги, вы достигли своих целей при работе на мастер-классе?

Спасибо за внимание и совместную работу.

Рабочий лист

Предлагаем вашему вниманию текстовую задачу (слайд/лист на парте): в автобусе 60 мест. 3/5 из них занято. Сколько мест в автобусе свободно?

Синтаксический разбор

Краткая запись

В автобусе 60 мест. 3/5 из них занято. Сколько мест в автобусе свободно?

Решение

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Член предложения

Значение

Отвечает на вопросы

Подчеркивание

Грамматическая основа

Подлежащее

Обозначает предмет речи

Именительного падежа: Кто? Что?

Одной чертой

Сказуемое

Что говорится о предмете речи

Кто? Что? Каков? Что делает?

Двумя чертами

Второстепенные члены предложения

Дополнение

Обозначает предмет

Косвенных падежей

Штрих линией

Определение

Обозначает признак предмета

Какой? Чей?

Волнистой линией

Обстоятельство

Контекст предложения

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Линией с точкой

По образцу выполните работу со второй задачей.

Краткая запись

Синтаксический разбор

В классе 30 учеников. Две пятых из них мальчики. Сколько девочек в классе?

Восстановите высказывание.

Предложение — это __________________________, которая выражает законченную мысль.  Предложение состоит из _____________________, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это _____________________________.

Сравните: Девочка играет в соседней комнате. – Девочка играет.

Из таблицы создайте структуру (схему) членов предложения

Задача для решения. Опираясь на полученный опыт, предложите запись и решение задачи.

В двух коробках 36 карандашей. В первой коробке карандашей в 3 раза меньше, чем во второй. Сколько карандашей во второй коробке?

Синтаксический разбор

Краткая запись

В двух коробках 36 карандашей. В первой коробке карандашей в 3 раза меньше, чем во второй. Сколько карандашей во второй коробке?

Рефлексия.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна 

Вторая строка – два прилагательных, характеризующее данное понятие.

Третья строка – два – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – синоним, вывод.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование текстовых задач

Презентация посвящена вопросу формирования умения создавать математические модели реальных ситуаций. Презентация может быть использована для уроках математики в 5-7 классе....

урок по теме "Квадратное уравнение как математическая модель текстовой задачи"

Урок обобщение по теме "Квадратное уравнение как математическая модель текстовой задачи" 8 класс...

Методическая разработка мастер-класса для учителей математики "Решение геометрических задач с помощью техники оригами"

В данной статье показан пример использования техники оригами на уроке геометрии при доказательстве теоремы "Сумма углов треугольника". Приведены результаты контрольных срезов после классического объяс...

Мастер-класс для учителей математики «Технология применения системы дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе»

Методические ресурсы:  Трушова И.И. АЛГЕБРА. ГЕОМЕТРИЯ. Сборник задач для учащихся 9 класса / И.И. Трушова. – СПб.: СМИО Пресс, 2014. – 80 с.Цель мастер-класса –  отработка практически...

Мастер - класс для учителей математики «Применение ИКТ на уроках математики»

План проведения: Электронные образовательные ресурсы – современные средства дидактики; Собственный педагогический опыт ( показать свои наработки и поделится ими с учителями района); Пра...

Мастер-класс для учителей математики "Создать проблему? Нет проблем!"

Показаны способы создания проблемных ситуаций на уроках математики через решение различных задач...

Мастер - класс РМО учителей истории Текстовая задача Дворцовые перевороты 06. 04. 2021 г.

Мастер - класс проводился для учителей Абанского района по теме "Формирование читательской грамотности на уроках истории". Во время мастер - класса я познакомил с приемами составления и рабо...