Занимательная Механика.
методическая разработка (10 класс)
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие, научного клуба:
«Юные исследователи».
«Знатоки механики»
Автор методической разработки: Бондарь Ирина Игоревна.
Должность автора: учитель математики.
Название методической разработки: «Занимательная механика».
Форма методической разработки: мероприятие.
Тематическое направление: Юнисты – юные исследователи.
Возрастная категория участников: обучающиеся 9 – 11 классов, общеобразовательных организации и обучающиеся профессиональных образовательных организациях.
Продолжительность мероприятия: 45 минут.
Структура мероприятия:
№ | Этап | Действия преподавателя | Действия участников | Время | Слайды презентаций. |
1. | Организационная часть | Приветствует студентов. Эмоционально настраивает на работу | Разбиваются на группы. Приветствуют преподавателя, выбирают капитанов | 1 мин. | № 1 |
2. | Конкурс: «Разминка». | Демонстрирует и объявляет вопрос, комментирует ответы | Дают ответы на вопросы | 5 мин. | № 2,3 |
3. | Конкурс: «Колесо истории». | Демонстрирует подсказки к конкурсу | По предлагаемым подсказкам угадывают ученого - механика | 5 мин. | № 4,5,6,7 |
4. | Конкурс: «Физика и лирика». | Руководит прохождением конкурса | Слушают стихотворения, дают им оценку | 10 мин. | № 4,5,6,7 |
5. | Конкурс: «Капитанов». | Демонстрирует задачу с ошибками в решении, комментирует ответы | Слушают ответы капитанов, дают подсказки | 5 мин. | № 8,9 |
6. | Конкурс: «Все наоборот». | Демонстрирует и объявляет фразу, комментирует ответы | Угадывают фразу | 3 мин. | № 10 |
7. | Конкурс: «Практика». | Дает задания по проведению опыта | Демонстрируют опыт и объясняют его с точки зрения физики | 7 мин. | № 11 |
8. | Конкурс: «Странные физические вопросы». | Раздает командам задания, выслушивает и комментирует ответы | Обсуждают ответы, высказывают свое мнение | 6 мин. | № 12 |
9. | Заключительная часть. | Предоставляет слово жюри, благодарит жюри и участников, вручает призы победителям | Высказывают свое мнение о проведении конкурса | 3 мин. | № 13 |
Тематические теги: механика, траектория движения, ускорение, основные законы механики, импульс тела, виды механической энергии, единицы измерения работы и мощности.
Количество участников: от 6 до 30 человек.
Решаемая задача (цель):
Образовательные: повторить, систематизировать знания учащихся, расширять кругозор учащихся по предмету; способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.
Воспитательные: формирование чувства коллективизма и здорового соперничества; воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания, воспитывать инициативность и активность, упорство и настойчивость в достижении цели.
Развивающие: в игровой форме развить у учащихся интерес к физике; способности логического мышления учащихся; интеллектуальные и творческие способности учащихся; память, внимание; развивать коммуникативно-игровые способности.
Описание практики:
- Представители команд читают стихотворения, посвященные ученым, о которых говорилось в конкурсе 2. Оценка каждого стихотворения до 5 баллов,
(Приложение 1).
- Необходимо найти и исправить ошибки в решении задач, каждая ошибка - 1 балл,
(Приложение 2).
- Необходимо выполнить задание и объяснить с физической точки зрения (до 5 баллов):
1. На столе, накрытом скатертью, стоит посуда, снимите скатерть со стола, не трогая посуду. (Резко дернуть скатерть, посуда остается на месте из-за инертности).
2. Поставить стакан с водой на лист бумаги, лежащий, на двух других стаканах. (Сложить листок гармошкой, деформация изгиба заменяется на деформацию сжатия, появляются ребра жесткости).
3. Дан шарик для пинг-понга и 2 стакана, необходимо поместить шарик в стакан, не трогая шарик и не смещая на край стола, ( накройте шарик бокалом и быстрыми спиралевидными движениями поднимайте, благодаря центробежной силе и трению шарик удерживается у стенок бокала).
Необходимые кадровые ресурсы:
Необходимый раздаточный материал: Приложение 3.
Материально – технические ресурсы:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для ответов, карточки с заданиями; лист бумаги, стакан с водой, скатерть, шарик, пустой стакан.
Доказательства эффективности:
В рамках занятия мероприятия происходит развитие общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с 8 коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды результат выполнения заданий, предусмотренных ФГОС для специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования.
Список литературы:
- А.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика. 10 класс.:учеб. для общеобразовательных учреждений.16-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 366с
2. Касаткина И.Л. Репетитор по физике. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. Под ред. Т.В. Шкиль. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2012.
3. Лапина И.Я. «100 игр по физике». Кн . для учителя М. : Просвещение, 2007. - 224с
Интернет-ресурсы:
1. http://class-fizika.ru/vic71.html
2. http://www.afportal.ru / Занимательные вопросы и головоломки по физике от
В. Грабцевича.
4. http://chto-takoe-lyubov.net/
Приложение 1.
Стихотворения к конкурсу «Физики и лирики» Смерть Архимеда
Он был задумчив и спокоен, Загадкой круга увлечен…
Над ним невежественный воин Взмахнул разбойничьим мечом. Чертил мыслитель с вдохновеньем, Сдавил лишь сердце тяжкий груз.
«Ужель гореть моим твореньям Среди развалин Сиракуз?»
И думал Архимед: «Поникну ль Я головой на смех врагу?»
Рукою твердой взял он циркуль — Провел последнюю дугу.
Уж пыль клубилась над дорогой, То в рабство путь, в ярмо цепей.
«Убей меня, но лишь не трогай, О варвар, этих чертежей!» Прошли столетий вереницы.
Научный подвиг не забыт. Никто не знает, кто убийца. Но знают все, кто был убит! Анкундинов К.
Ньютон
Гроза прошла. Пылали георгины Под семицветной радужной дугой.
Он вышел в сад и в мокрых комьях глины То яблоко пошевелил ногой.
В его глазах, как некое виденье, Не падал, но пылал и плыл ранет,
И только траектория паденья Вычерчивалась ярче всех планет.
Так вот она, разгадка! Вот что значит Предвечная механика светил!
Так первый день творения был начат. И он звезду летящую схватил.
И в ту же ночь, когда все в мире спало И стихли голоса церквей и школ,
Не яблоко, а формула упала
С ветвей вселенной на рабочий стол.
Да! Так он и доложит, не заботясь О предрассудках каменных голов. Он не допустит сказок и гипотез, Все кривды жерновами размолов.
И день пришел. Латынь его сухая О гравитации небесных тел Раскатывалась, грубо громыхая. Он людям досказал все, что хотел.
И высоченный лоб и губы вытер Тяжеловесной космой парика.
Меж тем на кафедру взошел пресвитер И начал речь как бы издалека.
О всеблагом зиждителе вселенной, Чей замысел нам испокон отверст… Столетний, серый, лысый как колено, Он в Ньютона уставил длинный перст.
И вдруг, осклабясь сморщенным и дряблым Лицом скопца, участливо спросил:
- Итак, плоды осенних ваших яблонь Суть беглые рабы магнитных сил?
Но, боже милосердный, что за ветер Умчал вас дальше межпланетных сфер?
- Я думал, — Ньютон коротко ответил. — Я к этому привык. Я думал, сэр.
Антокольский Павел
Декарт
В краях, природою суровых и печальных, Где весны хладные сменяют стужи зим,
Обрел ты вечный дом, из мест пришелец дальних, В ком разум гения и дух величья жил.
Судьбы жестокостью и рока злым веленьем Декарт здесь погребен во скорбь Вселенной всей, И то, в чем прежде дух витал, уделом тленья Сейчас становится да пищей для червей.
Душа, которая в столь мудрости великой Являла разуму сокрытое от глаз,
Создав миров картины разноликих, Ушла, покинув мир земной и нас.
Декарт... Природою он первый был оплакан, В своем отчаяньи склонившейся пред ним.
В последний час угас священный факел,
Но ярче вспыхнул свет идей, рожденных им.
Х. Гюйгенс
(Перевод Я. Березовского)
Галилей
Отречение Галилея
«Я, Галилео Галилей, сын Винченцо Галилея, флорентиец, на семидесятом году моей жизни лично предстал перед судом, преклонив колена перед вами, высокие и достопочтенные господа кардиналы Вселенской христианской республики, имея перед очами Святое Евангелие, которого касаюсь собственными руками, клянусь, что всегда веровал, теперь верую и при помощи Божией впредь буду верить во всё, что содержит, проповедует и чему учит святая Католическая и Апостольская Церковь. Я, поименованный Галилео Галилей, отрёкся, покаялся и обязался, как
сказано выше.
В подтверждение прикладываю руку под сиею формулою моего отречения, которую прочёл во всеуслышание от слова до слова»
Низкий каменный свод... Крючья... Цепи... Тиски...
От жаровни с углями свеченье... Раскаленным железом скрутило виски. Отречения... Ждут отреченья...
На камнях площадей, по вязанке, народ Соберет эшафот... От предместий стекаясь. Бесновалась толпа... И ударившись в свод, Заметалось в беспамятстве: "Я отрекаюсь".
Прошу, мой друг, не открывайте окон,- За окнами сегодня непогода.
Как от волос любимой - только локон, Осталось мне от жизни четверть года. Кто верен был - тот превратился в пепел, Кто был хитер - угас, во тьме скитаясь.
Кто властвовал - покоится во склепе. Мне выпало проклятье - "отрекаюсь".
Отрекаюсь от жадной толпы, не дождавшейся жертвы, Разевающей рты в предвкушении сладости тлена.
Отрекаюсь от горстки безумцев, чьи помыслы мертвы, Чье оружие - хаос, а принцип - подлог и измена.
Отрекаюсь от власти креста, порождающей ужас, От жестокого мира, что сам от жестокости спятил. Отрекаюсь от жен, доносящих на сына и мужа
От мужей во Христе, что дошли до горящих распятий. Отрекаюсь от собственных слов, что сорвались пред пыткой, От желания жить, ибо жизнь в этом мире - отрава.
Дай мне, Господи, силы на эту, вторую попытку... Отрекаться - мое ремесло и... последнее право.
Как видишь, я остался предан вере. Раскаянье, как боль, всегда нежданно. Уходишь... затвори плотнее двери...
И... Господи... прости меня, Джордано. А.Гейнц С. Данилов
Приложение 2.
Конкурс капитанов.
Найдите ошибки в решении задачи
Найти перемещение автомобиля, который при торможении, имея начальную скорость 36 км/ч двигался с ускорением 2 м/с2 в течение 2с
Дано Си Решение v a
v0=36км/ч a= 2 м/с t=2с
S-?
360м/с
S=v0t+at/2
S=36. 2+2. 22/2=72+2=74 м/с
Ответ: v=78 м
( 9 ошибок) Верное решение
Дано Си Решение
v0=36км/ч a= 2 м/с2 t=2с
S-?
10м/с v a
О
S=v0t+at2/2
ОХ: S=v0t-at2/2
S=10м/с.2с-2м/с2.(2с)2/2=20м-4=16м Ответ: S=16 м
Приложение 3.
Лист оценки жюри
№ | Конкурс | Команда 1 | Команда 2 |
1. | Конкурс “ Разминка”. (1 балл за верный ответ) | ||
2. | Конкурс “Колесо истории”. (максимум 5 баллов –подсказка отнимает 1 балл) | ||
3. | Конкурс «Физики и лирики» (максимум 5 баллов за стихотворение) | ||
4. | Конкурс капитанов.(1 найденная ошибка-1 балл), максимум – 9баллов | ||
5. | Конкурс «Все наоборот»-1 верный ответ-1 балл | ||
6. | Конкурс «Практики» - за один опыт с верным объяснением -5 баллов | ||
7. | Конкурс «Странные физические вопросы» - полный верный ответ -5 баллов | ||
9. | ИТОГО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация по физике по теме "Релятивистская механика"
Данная презентация может быть использована при изучении раздела "Релятивистская механика" в 10 классе на этапе объяснения нового материала....
10 класс Силы в механике. Сам. работа.
4 варианта по 4 задания, два из которых в виде теста, два в виде расчетных задач....
Игра по станциям по теме"Механика"
"Игра по станциям"- внеклассное мероприятие,которое проводится в рамках недели физики. В игровой форме учащиеся повторяют систематизируют свои знания по теме:"Механика"....
Презентация урока "Законы сохранения в механике"
В этой презентации упор сделан на практическое применение законов сохранения импульса и энергии, и решение тестов на эту тему...
Методическая разработка урока физики в 10 классе "Механика и безопасность дорожного движения"
Как побудить наших детей к уважительному отношению не только к себе и собственному благополучию, но и к сохранению жизни и здоровья окружающих их людей? Как заставить задуматься о необход...
Презентация к уроку "Механика и безопасность дорожного движения"
Презентация к уроку физики в 10-м классе "Механика и безопасность дорожного движения"...

Конспект открытого занятия дополнительного образования по предмету «Занимательная математика», 1-ый год обучения Тема «Формирование у учащихся УУД на занятиях «Занимательной математики»»
Цель занятия: организация деятельности учащегося по активизации социальных, интеллектуальных интересов в свободное время....















